Проповедь протоиерея Георгия Гуторова. Преображение Господа нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сими словами величания, которые только что мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали и едиными усты и единым сердцем воспевали во славу Господа и Творца нашего, выражается содержание сегодняшнего торжества и праздника. Преображение Господне – это удивительное событие, оно говорит нам, прежде всего, о событии евангельском, которое произошло незадолго до страданий Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, поскольку хронологически Преображение стоит вблизи от крестных мук нашего Спасителя.

Господь восходит на Фаворскую гору с тем, чтобы убедить, уверить учеников Своих в реальности Своего Божественного достоинства, ибо не веруя во Христа, не исповедуя Его, как исповедовал Его апостол Пётр Сыном Бога Живаго, не веруя в Него как в Спасителя мира, обетованного Мессию, невозможно было бы продолжать то служение, к каковому были призваны святые апостолы Христовы. Господь уверяет их в том, что Он есть истинный Бог и вместе с этим, Он уверяет их в том, что Он есть истинный человек. Восходя на гору Фавор, преображаясь в неизреченном, неисповедимом, неизглаголанном Божественном сиянии, Христос приоткрывает ученикам Своим дивную, неизреченную благодать Своего Божества. Приоткрывает, потому что человеку невозможно и неспособно вместить в себя ту славу, каковую являет Собою Бог, и только лишь прикровенно Господь показывает Своё величие и Своё Божественное достоинство, так как невозможно человеку, во плоти пребывающему, узреть Бога в полноте Его величия.

Господь приоткрывает некую таинственную завесу Своего явления ученикам с тем, чтобы они уверовали в Него, как в истинного Бога, и чтобы эта вера послужила твёрдым и незыблемым основанием и упованием для них в скорбное время страстей Христовых. Чтобы они, памятуя о том, что они видели своими собственными очами на вершине Фаворской горы, не поколебались бы в вере, а были тверды и следовали за Христом до конца.

Неслучайно на Фаворской горе ученикам Христовым являются два ветхозаветных великих праведника, Моисей и Илия. Моисей – это тот, которому Бог даровал Закон, он является основанием ветхозаветного закона. Илия пророк является основанием пророков, ибо он один из тех пророков, с которым мы соприкасаемся, читая Священное Писание. В частности Третья Книга Царств, в которой открывается личность пророка Божьего Илии, поражающая нас величием, каковым он свидетельствует о Боге и Творце заблудившемуся в беззаконии и идолопоклонстве народу. Именно эти два величайших ветхозаветных праведника собеседуют со Христом.

Взойдя на Фаворскую гору, Господь предался молитве Отцу Небесному, а в это время уставшие, изнурённые от бденного труда ученики заснули. Их пробуждает неизреченный свет, и в этом необыкновенном свете Господь являет Себя Преображённым. Ученики пробуждаются в страхе, но это не животный страх, который испытывает человек при приближении опасности, правильнее будет сказать священный трепет, который испытывают ученики от того, чему являются очевидцами. Они видят Христа в необыкновенном, паче солнечного сияния свете, который слепит их очи. Они не способны взирать откровенным взором на Преобразившегося на вершине Фаворской горы Христа, и вместе с тем они видят Моисея и Илию.

Казалось бы, тогда не было священных изображений, не было икон, тем более не было фотографических изображений, чтобы можно было отождествить того или иного угодника Божьего с тем, чьё имя он носит, но вместе с тем, они духом узнают, что это Моисей и Илия, собеседующие со Христом. Ученики в священном трепете, повторяю, в ужасе, в страхе, именно в том, что мы называем страхом Божиим, прислушиваются к той беседе, которую Христос Господь ведёт с этими ветхозаветными праведниками. А говорит Он о Своих страданиях, говорит о том, что Его ожидает крестная мука и крестная смерть за искупление всего рода человеческого.

И вот здесь, в некоем восторге, в некоем духовном экстазе, Пётр восклицает и говорит: Господи, как хорошо нам здесь быть! Ничего другого он не может произнести, потому что все прочие слова абсолютно не способны выразить той радости, того ликования, которое испытывает апостол, и он опять же от лица апостольского достоинства, здесь находящегося, пускай и в трёх лицах, свидетельствует о той радости, которую они испытывают от пребывания в Божественном свете. Позволь, – продолжает Пётр, обращаясь ко Христу, – мы соорудим здесь три скинии, три кущи для того, чтобы в них Ты почивал, почивал Моисей и Илия.

Этот некий восторг, некое духовное радование, ликование наполняет сердце апостолов Христовых, являющихся сотаинниками, сомолитвенниками, свидетелями происходящего неизреченного действия Божественной благодати, Преобразившегося Христа. И вот в мгновение ока это всё исчезает. Исчезает этот необыкновенный лучезарный свет, исчезают собеседники Христа, и они видят уже Господа не в тех блистающихся ризах, в которых Он явился им на вершине Фавора, а в привычном для них облике их Учителя, каким и прежде они Его видели.

И вот тогда Господь повелевает им сойти с этой горы, ибо ещё не время оставаться здесь, ещё не время радости и ликования, потому что впереди уже близится Голгофа, впереди близится страшный крест, на котором Христос Господь должен быть распят ради нас и ради нашего спасения. Ученики не понимают и недоумевают о том, что происходит, Христос ведёт их уже вниз с горы, с Фавора и говорит, чтобы они никому не рассказывали о том, чему только что были очевидцами и свидетелями. И лишь когда Сын Божий воскреснет из мёртвых, вот тогда можно об этом засвидетельствовать, говорит Христос.

Они и здесь не могут понять и в толк взять, о чём говорит им Господь, о каком воскресении из мёртвых говорит их Божественный Учитель. Пока они ещё не способны вместить в себя эту величайшую тайну любви Божьей к роду человеческому, которая свидетельствуется крестной смертью. Только потом уже, когда всё произошло на глазах учеников Христовых, они постигнут то величие, то дивное неизреченное действие премудрости Божией по отношению к ним, а через них по отношению ко всему роду человеческому.

Вот и мы с вами, дорогие братья и сестры, когда празднуем это величайшее событие – Преображение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, мы тоже мысленным сердцем подвигаемся взойти на Фавор, чтобы очами веры узреть то, что составляет предмет и содержание сегодняшнего праздника. Чтобы Господь очами нашей веры в Него явил нам Себя Преобразившимся. Но для начала и мы должны себя преобразить покаянием и исправлением своей собственной жизни. Молитвою Господу и стремлением к Нему, и намерением в том, чтобы ничего в нашей жизни паче Христа не занимало бы главного места. И если в приобретении Христа мы будем видеть смысл нашего человеческого Христоименитого делания, тогда Господь и наши сердца преобразит и очистит их от всего наносного,  ненужного, греховного, беззаконного, всего того, что препятствует каждому из нас обрести единое на потребу.

Помолимся Богу, чтобы Господь даровал нам эту радость, радость Преображения. Чтобы для нас, для нашей жизни самым главным содержанием и смыслом нашего человеческого благобытия было стремление к Господу, шествие за Ним. Тогда Господь проведёт нас через все жизненные испытания и невзгоды, проведёт нас через человеческую, неизбежную для каждого из нас, нашу собственную Голгофу. Чтобы, сораспявшись Ему, удостоиться вечной радости, вечного торжества, вечного Фаворского сияния, вечного Фаворского света в Царствии Небесном, где подобает всякая слава, честь и поклонение единому Творцу и Богу нашему, в Троице славимому и поклоняемому, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и в бесконечном веке. Аминь.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с Преображением Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Пусть радость сегодняшнего дня коснётся наших сердец, и Господь дарует нам хотя бы частицу той радости, того ликования, которое ощутили, испытали на вершине Фаворской горы ученики Христовы. Чтобы и нам быть всегда причастниками этой радости, и чтобы ничто в этой жизни, ни скорби, ни печали, ни иные жизненные испытания, какими бы они не были, не способны были отлучить нас от любви Божией, еже во Христе Иисусе Господе нашем.