Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

          Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

       Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слишали за Божественной Литургией очень страшные глаголы, очень страшные слова. Если мы говорили на предшествующих седмицах о дивных чудесах, которые Господь являл по отношению к роду человеческому, по отношению к народу израильскому, по отношению к каким-то конкретным людям, то сегодняшнее Евангельское чтение настолько выходит за рамки прочего Евангельского благовестия, что даже некое смущение наполняет наше сердце. Речь идет о том, что мы сегодня с вами слышали притчу о злых виноградарях. Всем, конечно, ведомо и известно это Евангельское повествование, но вместе с тем, оно требует того, чтобы мы постоянно ставили себя пред судом этого небольшого, но говорящего очень и очень много каждому из нас Евангельского отрывка. 

        Конечно, как любой текст, он имеет несколько значений. Прежде всего, в историческом контексте Господь эти слова обращал к людям, которые окружали Его. Нам, живущим на расстоянии двух тысяч лет от Евангельских событий, может показаться, что это не имеет к нам прямого отношения, и мы будем глубоко заблуждаться думая так. Независимо от того, в каком временном пространстве человек существует, Господь и Его правда, Его слово, всегда будет актуальным, всегда будет своевременным и современным. Поэтому сегодняшнее Евангельское повествование касается не только тех людей, которые окружали Спасителя в Его земной жизни и слышали Его обличающие слова, но оно касается прямым образом и каждого из нас без исключения. 

         Вспомним, хотя бы обзорно, сегодняшнее Евангельское повествование. Господь произносит это поучение в качестве притчи, то есть в качестве иносказания. Мы многократно вспоминаем вопрос апостольский, обращенный учениками Христовыми ко Господу: почему, Господи, Ты притчами говоришь людям. На что Господь ответил: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим — в притчах.

         Притча — это такое удобовосприемлемое повествование, которое очень понятно человеку, особенно тогда, когда упоминаются те реалии жизни, в которых находится человек, и поэтому мы очень часто в Евангелии обнаруживаем притчи.

         Например, о сеятеле. Люди занимались земледелием, поэтому для них это было очень понятно, очень доступно, даже более понятно, чем нам с вами.

         Господь говорит о Царствии Небесном, уподобляя его неводу, который собрал в себя разного рода рыб, хорошие были собраны в сосуды, а плохие были выброшены вон как ненужное и никчемное. Ученики в подавляющем большинстве были рыбаками, это был их труд, это было то делание, к которому они сызмальства были приучены, так что для них было очень реалистично то, что говорил им Христос, и людям простым, обыкновенным было очень понятно то, что Христос скрадывал в притчах. 

        Сегодня Господь иносказательно говорит об очень страшных вещах. Он рассказывает о том, что некий хозяин, будучи человеком богатым, насадил виноградник. Оградил его оградой, сделал точило, соорудил башню, которая позволяла бы сторожам охранять его от разбойников, от диких зверей, от птиц, посягающих на этот виноградник. Всё сделал для того, чтобы виноградник в учинённое время принёс свои плоды. Он нанял работников в этот виноградник и им поручил возделывать его, чтобы в своё время получить плоды с этого виноградника. И мы знаем с вами, чем это всё закончилось.      

        Наступило время урожая, и это было нормально и естественно, чтобы те, которых наняли на эту работу, сами принесли урожай с виноградника, но никакого урожая хозяин виноградника не дождался. И тогда он посылает слуг своих с тем, чтобы они напомнили, что уже время принести плоды. И что сделали с этими посланными? Их избили и прогнали прочь. 

        В этой притче многое поражает и в превосходной степени поражает долготерпение хозяина. Разве кто-нибудь мог так поступить? Он посылает сначала одних слуг, которых избили, тогда он посылает других слуг, чтобы они тоже напомнили о том, что пришло время урожая: может быть, они чего-то не поняли, может быть обознались, не за тех приняли посланных к ним вестников. — Вот я посылаю других, их послушайте. Но они и тех избили, а кого-то даже и убили, остальных же прогнали прочь.

        Ещё в большей степени мы недоумеваем и не понимаем такого поведения господина, потому что никто так не ведёт себя, как этот терпеливый и милосердный хозяин. Тогда он говорит: может моего сына постыдятся, может они его усовестятся. Пошлю своего единственного сына, пускай он им напомнит, кто здесь наследник и кто здесь хозяин. Сын уходит исполнить волю своего отца, прекрасно понимая, чем это всё может закончиться, и чем это закончилось. 

        В этой притче всё очень точно расставлено по местам. Иногда говорят, дескать, не поняли, не увидели, не узнали во Христе истинного Спасителя, ничего подобного, все всё прекрасно понимали и все всё прекрасно знали. И когда виноградари увидели издали идущего сына хозяина виноградника, они сказали: вон идёт наследник, пойдём, убьём его, чтобы наследство досталось нам. Т.е. все прекрасно понимали, о ком идёт речь, и о чём идёт речь. И они вышли, не впустив его в ему принадлежавший по праву наследия виноградник, они выволокли его, избили и, в конце концов, убили,  выбросив прочь.

         Тогда Христос Господь спрашивает тех людей, которые окружали Его и слушали эту речь: что сделает со злыми виноградарями хозяин виноградника? По преимуществу, эти слова касались не столько учеников Христовых, не того жаждущего слова Божьего народа, который окружал Христа, а фарисеев, книжников и законников, и те были вынуждены ответить: злых зле предаст. Т.е. он накажет всех этих злых виноградарей, оказавшихся неспособными принести плоды для своего господина, а виноградник отдаст другим делателям, способным принести плоды, которых чает хозяин виноградника. 

        Казалось бы, в историческом контексте, как было сказано, это касалось фарисеев, книжников, законоучителей, которые окружали Господа и Спасителя. Действительно, они взяли на себя власть учить народ закону Божьему, но когда пришёл Христос, они оказались подобными злым виноградарям, не только не принесшим добрых плодов с этого виноградника, но ещё и убивших Сына Божьего, того Наследника, которого Отец Небесный послал для того, чтобы получить доброе наследие Себе. В этой уже отдалённой исторической перспективе, мы не видим себя, может быть, нам кажется, что это касается посторонних, к нам не имеющих никакого отношения людей. И в этом мы глубоко заблуждаемся, потому что по отношению к каждому из нас эта притча имеет своё значение и своё отношение. 

        Святые отцы говорят о том, что душа каждого человека — это есть виноградник, и Господь, Хозяин жизни, Хозяин мира, Владыка мира ждёт от нас того, чтобы мы принесли добрые плоды с виноградника, который насажден в сердце каждого из нас. Конечно, я думаю, подавляющее большинство здесь присутствующих людей неоднократно присутствовали на архиерейском Богослужении, где есть замечательная особенность, когда во время совершения епископом Божественной Литургии, во время пения Трисвятого, архиерей выходит с дикирием и с крестом и произносит слова из 79 псалма Давида, возглашая: призри с небеси, Боже, и виждь, и посети виноград сей, егоже насади десница Твоя. То есть мы с вами, дорогие мои, в мистическом, символическом значении являемся виноградником Христовым и Господь ждёт от каждого из нас добрых плодов. 

      И представьте себе, какая удручающая, страшная, нелепая, невозможная картина, когда виноградник, усеянный тысячью гроздьями, не приносит плодов. Когда с этого виноградника нельзя снять и корзины винограда, когда мы бесплодны, когда мы не имеем ничего в своей жизни, что принести Господу, хотя мы и понимаем и осознаём, все без исключения, что наступит момент, когда Господь призовёт нас, подобно сегодняшним виноградарям, принести урожай, который мы должны принести в своей жизни.

       Мы сейчас даже не говорим о том, как повели себя эти злые виноградари, а скажем о нас самих, готовы ли мы принести добрый урожай, который чает от нас Христос Господь? Пусть совесть каждого из нас подскажет это. Пускай совесть каждого из нас оправдает нас, либо осудит в том, насколько достойно, радиво или нерадиво мы ведём себя в том делании, к которому Господь каждого из нас призывает и каждого из нас зовёт. 

        У пророка Иеремии есть очень страшные слова, они тоже всем известны, но задумаемся о них в свете предложенного сегодня Евангельского повествования, воспримем их к своему сердцу. Господь говорит: проклят всякий, кто дело Божие делает с небрежением. Что такое быть проклятым? Это значит, быть отторгнутым от Бога. Дело в том, что если мы с вами делаем в нашей жизни то, к чему каждый из нас призван, с небрежением, спустя рукава, если мы творим это дело бездарно, лишь бы сделать, вернее сказать, лишь бы отделаться, тогда мы действительно подпадаем под страшное обличение ветхозаветного пророка. 

        Давайте, дорогие мои, вдумаемся в эти слова и особенно воспримем к своему сердцу. И то Божие дело, которое каждый из нас на своём месте делает, будем делать с должным усилием и ревностью.  Чем бы каждый и нам не был облечен, тем более священным достоинством, ибо со священника спрос будет в десять раз строже и суровее, чем с мирянина, потому что, чем больше дано, тем больше и взыщется, и воистину, проклят тот, кто дело Божие в прямом смысле этого слова делает с небрежением.

       Каждый из нас, находясь там, где он находится, в том месте, где он работает, трудится ли на работе, в семье ли, это всё дело Божие. Если мы делаем свое дело лишь бы отделаться, то действительно, очень страшный спрос ожидает каждого из нас. Мы должны делать то, что мы делаем, как апостол Павел говорит: не так, как для людей, а так, как для Господа, как, если бы были перед глазами Божьими.  Мы должны научиться совестливости в каждом исполняемом нами поступке. 

        Мы делаем очень многие вещи машинально, очень быстро, торопясь, даже не задумываясь ни о чём, тогда этот труд напрасный. Мы должны каждый свой шаг, каждый свой поступок оценивать, прежде всего, с точки зрения того, что я это делаю так, как если бы это я делал для Господа. Поэтому не для людей, не для кого-то, а для Господа я это творю. Именно так будем объяснять вопрос по отношению к каждому творимому нами поступку: я это делаю ради Христа, ради Господа. Почему люди раньше так говорили, увы, сейчас это нечасто услышишь, когда человека благодарят за поступок: ради Христа, ради Господа. Даже подавая милостыню, нужно всегда говорить: ради Христа. 

        Преподобный батюшка Серафим говорил, что не всякая милостыня принимается Богом, а только лишь та, которая ради Христа подаётся. Вдумаемся в эти слова, потому что иногда такие, может быть, даже добрые дела, лишь культивируют наше тщеславие: я, дескать, человек хороший, я сострадательный, я милосердный и прочее. Проку в этих делах нет, если мы себя возвышаем в своих собственных глазах или в глазах окружающих людей и тем самым начинаем превращаться в некоего надутого фарисея. Поэтому не ради меня, не ради моей собственной похвалы, а ради Христа, я это делаю.

        В этом смысле не всякое доброе дело будет у Бога принято, а то, которое сделано ради Христа. 

        Вдумаемся тоже в эти слова, и тогда любой поступок наш не будет небрежным, и, следовательно, мы не будем прокляты, ради нашего пренебрежения, а наше доброе дело примется Господом в то доброе приношение, которое Он ожидал от тех виноградарей, о которых мы сегодня слышали в Евангельском повествовании.     

        Дорогие мои, это очень непростая задача в жизни каждого из нас — жить во Христе, жить ради Христа, но это самое главное, чему можно научиться в нашей земной жизни. Это цель нашего земного предназначения, человеческого существования — научиться жить ради Христа, и любой поступок в своей жизни усваивать Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, чему научи всех нас, Господи.

        Избави, Господи, от той зависти, от злобы, ненависти, неприязни, каковой были исполнены злые виноградари, а сподоби, Господи, всех нас научиться быть добрыми делателями на ниве Христовой, добрыми делателями в винограднике Христовом. Чтобы принести хоть и немногий плод, но всё же плод нашего доброго делания, нашего служения Богу, в чём нам всем помоги, Господи, и Пресвятая, Преблагословенная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария и все святые, от века Богу угодившие. Аминь.