Проповедь протоиерея Георгия Гуторова на Успение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

      Жизнеутверждающими словами, которыми только что все мы с вами, дорогие братья и сестры, устами и сердцем единым воспевали, выражается суть нашего Христоименитого упования на то, что Господь милостивый и щедрый дарствует нам ту радость, каковой Он сподобил Пресвятую, Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию. 

        Величаем, величаем Тя, Пренепорочная, Мати Христа Бога нашего и всеславное славим Успение Твое. Эти слова звучали вчера и сегодня под сводами храмов Божиих с тем, чтобы прославить Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов Деву Пречистую Богородицу с твёрдым и несомненным упованием на то, что Матерь Божия, послужив ко спасению всего рода человеческого, дарствует и всем нам, ради кого это спасение Христом совершилось, сие великое утешение, сию великую радость, к каковой Господь призывает каждого из нас. 

       В сегодняшний день, об этом мы говорим всегда, когда празднуем торжество Успения Божией Матери, мы рассуждаем о смерти, ибо не можем о ней не упоминать, поскольку сегодня мы видим перед собою гроб, видим усопшее тело Пресвятой Богородицы. Конечно же, в нашем человеческом сознании смерть — всегда повод к скорби, повод к страданиям, поскольку смерть является явлением противоестественным, и поэтому всё наше человеческое естество сопротивляется и протестует, когда мы сталкиваемся со смертью. 

       Мы знаем с вами, что неизбежно каждый из нас приблизится к этой неминуемой черте, и тоже предстанет сему страшному жизненному испытанию, наверное, одному из самых серьёзных и страшных испытаний в жизни каждого человека. Но упование на Христа, вера в Господа, вера в бессмертие души каждого из нас ободряет нас и даёт нам твёрдое и незыблемое упование на то, что смерть — это не повод для того, чтобы опускать беспомощно руки и отчаиваться. Смерть есть лишь переход, это не тупик, это не страшная своей бессмысленностью стена, не могильный холм, не лопух на могиле, а это, прежде всего врата, это дверь, позволяющие человеку войти в радость совершенно иную. Радость, которую, порой, трудно вместить в наше человечное понимание.

       Приведу пример, который очень часто звучит, особенно в эти дни, и вообще очень нам знакомый, так как нередко используется в апологетических целях. Думаю, при всей его простоте, при всей его очевидности и банальности, он убедителен.

       Представим, когда ребёнок находится под сердцем у матери, в этой связи, мы можем позволить себе проникнуть в сознание этого ещё окончательно не сформировавшегося существа. Мы же не можем с вами отрицать то, что при всём несовершенстве этого ещё неродившегося существа, в нём есть уже мыслительные процессы, и наверное находясь под сердцем своей мамы, ему и думать ни о чём не приходится, и желать ничего не желается, кроме того места, где он находится. Приведу такую специфическую шутку. 

       Два младенца находятся в утробе матери, и они беседуют между собою. И один говорит другому: послушай, как тебе кажется, а если ли жизнь за пределами этого пространства, где мы с тобой находимся? На что другой очень узнаваемо отвечает: ну какая там жизнь, оттуда ведь никто не возвращался. 

        Так многие говорят. Какая там вечная жизнь, ведь оттуда никто не возвращался. А зачем туда возвращаться? — напрашивается вопрос. Зачем младенцу, родившемуся в мир, возвращаться туда, откуда он родился? Также и для человека, родившегося в вечность, нет необходимости возвращаться сюда. Это пройденный жизненный этап его формирования как личности, не просто человеческой личности, а личности, соединяющейся с Господом. Для него нет необходимости возвращаться в эту юдоль плача и скорби, из которой он родился в вечность, в совершенно необозримую радость.

       И, тем не менее, эти младенцы, о которых мы позволили себе вспомнить и о них говорить, несмотря на скептицизм одного из них, все равно родятся. Независимо от того, хотят они этого или не хотят, устраивает их место, где они находятся или по каким-то причинам не устраивает, они всё равно родятся, это неизбежный исход их личностной истории. 

       В этом смысле, для каждого из нас неизбежность того, что мы родимся в вечность, такой же факт, как факт младенца, рождающегося из утробы материнской. И сегодня мы с вами свидетельствуем празднуемым торжеством о том, что Матерь Божию гроб и умерщвление не удержаста, потому что Она удостоилась воскресения, той участи, того удела, которое свойственно каждому живущему на земле человеку. 

        Вы знаете, дорогие мои, редко, но и сейчас можно встретить список иконы Успения Божией Матери, каковая нередко изображались в древности. Сейчас мы привычно воспринимаем вполне узнаваемую иконографическую картину, в центре которой возлежит гроб Пресвятой Богородицы, смертное ложе Матери Божией, бездыханной, вокруг Которой находятся апостолы Христовы, а над нею Спаситель Мира, Господь Иисус Христос, Который держит на Своих пречистых Божественных дланях душу Пресвятой Богородицы в виде младенца. В древности, и есть тому подтверждения, всё это присутствует на иконе, и одр, и гроб, апостолы, Христос с душой Богоматери, а гроб пуст. Матери Божией нет на этом гробе, это удивительное, необыкновенное свидетельство того, что гроб и умерщвление Ее не удержаста. Не смогла смерть удержать Ее в своих руках, гроб пуст. Поэтому неслучайно мы видим удивительную подробность сегодняшнего праздника: все ученики Христовы, все апостолы Господни неизреченным и дивным образом были собраны в Иерусалим. Где бы они не находились, где бы они не проповедовали во время своего апостольского делания, они все были в мгновение ока собраны в Иерусалим с тем, чтобы проститься с Пресвятой Богоотроковицей. Ибо это было Ее желание предсмертное. Она просила увидеть в последние часы Своей земной жизни тех, которые сопутствовали Ее Божественному Сыну, это было желание Ее сердца материнского.

       И все ученики по неизреченному повелению Божьему были собраны в доме Иоанна Богослова, где Она приняла кончину, они все собрались, но не было одного, мы знаем об этом удивительном эпизоде, связанном с Успением Пресвятой Богородицы, не было апостола Фомы. И даже не потому, что он проповедовал в Индии, для Бога нет ничего невозможного, где бы человек не был, в Индии, или в ином месте, в мгновении ока его бы представили туда, где он должен быть. Но особым промышлением Божьим Фома задержался, и только через три дня, опоздав, он попал в Иерусалим.

       Да, наверное, не только трёх дней, но и трёх лет не хватило бы, чтобы в то время из Индии добраться до Иерусалима, но, тем не менее, собрав всех апостолов, Господь замедлил пришествие Фомы в Иерусалим. И он явился уже после того, когда Матерь Божию погребли в Гефсимании в одной из пещер. 

       Фома явился, когда апостолы совершали за трапезой поминовение Пресвятой Богородицы. Он обрёл своих собратьев с радостью великой, ведь они расстались, разойдясь в разные пределы вселенной, проповедовать слово Евангелия по всему миру. Он их встречает всех вместе, собранных для поминовения, как и мы устраиваем поминки после погребения наших усопших, и говорит: братья, исполните желание моего сердца, приведите меня ко гробу Пречистой.

       Мало того, он просит не только показать место погребения, но ещё и открыть гроб. Мы понимаем, что в традиции того времени, того места, в пещеру полагали усопшего и камнем приваливали вход. — Отвалите камень,- просит он, — я хочу увидеть Ту, Которая была Матерью моего Господа и Спасителя.  Они смущаются, они в недоумении, но, тем не менее, Фома упрашивает их и настаивает, чтобы они это сделали. Наконец камень отброшен,  и они заходят в гроб, и никого там не видят, этот гроб пуст. В нем никого нет, нет тела Пресвятой Богородицы. 

       Неслучайно Господь медлил с пришествием Фомы, чтобы в его лице удостоверить всех в том, что Матерь Божия воскресла и была вознесена на небо с тем, чтобы уже быть в Царствии Сына Своего Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Именно поэтому Господь попустил это Фоме, тому самому, который некогда сомневался в воскресении Христа, ничего случайного не бывает в этом смысле и в данном случае. Именно Фома, скептически высказывавшийся по поводу воскресения Спасителя, сказав: пока я сам своими собственными глазами не увижу, пока мои руки не осяжут раны гвоздиные, до тех пор я не буду иметь веры в Воскресение Христово. Наверное, он верен себе и здесь, и тоже так себе говорил: до тех пор пока я собственными глазами не увижу Ее, я не поверю в Ее смерть. Это можно увидеть в его просьбе и требовании. 

       Действительно, не только он, но и находившиеся рядом ученики Христовы своими собственными очами увидели, что гроб пуст. Что ни смерть, ни умерщвление не способно было удержать Пречистую Богоматерь в юдоли смерти, и Сын Божий Господь и Спаситель Иисус Христос содеял Ее уже здесь и сейчас наследницей и причастницей Светлого Воскресения Христова.

       Сегодняшний праздник, поэтому не носит никакого трагизма в нашем восприятии. Возвращаясь к началу нашего разговора, дорогие братья и сестры, мы действительно говорим о том, что когда мы соприкасаемся со смертью дорогих и близких нам людей, то нет ничего, что способно было бы не то, чтобы утешить, а даже помочь осмыслить то, что произошло. Иногда бывают столь страшные утраты в нашей жизни, были ли они или они ещё ожидают нас, когда жизнь делится на жизнь до и после, то есть, когда жизнь кардинальным образом меняется, для иных людей она даже обессмысливается.

       И очень часто смерть родного любимого человека является непоправимой утратой. Наверное, по-другому и быть не может, но с огромной лишь разницей. Те, кто имеют упование на Христа, несмотря на слёзы и скорбь, помнят слова апостола Павла о том, что мы не должны вести себя так, как не имеющие упования. А другие, не имеющие этого упования, повергаются в отчаяние и бессмысленность своего дальнейшего человеческого существования. 

     Когда мы соприкасаемся со смертью, всё наше существо противостоит этому, но, вместе с тем, сегодняшний праздник не имеет ни малейшего намёка на то, что мы скорбим и страждем. Сегодня даже ризы священнические, всё благоукрашение храмовое говорит нам о радости и ликовании. Неслучайно в нашем народе день Успения Пресвятой Богородицы очень часто называют Богородичный Пасхой и, продолжая это сравнение, мне думается сегодняшний день очень уместно сравнить с другим праздником, для нас очень дорогим и близким, с праздником Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

       И даже не потому, что в момент Благовещения Пресвятой Деве явился архангел Гавриил и благовестил Ей о рождении от Нея предвечного Сына Божия, и в параллели к этому событию этот же небожитель явился Пресвятой Богородице тогда, когда Она уже готовилась к отшествию в мир иной, в мир вечный. Именно архангел Гавриил явился Ей и тоже благовествовал, что через несколько дней Она увидит Своего возлюбленного Сына, Господа и Спасителя Иисуса Христа.

       Не только поэтому мы уподобляем сегодняшний праздник Благовещению Пресвятой Богородицы, но ещё и потому что в момент Благовещения и в момент Рождества Христова, Слово стало плотью, полное благодати и истины, а в празднике Успения Матерь Божия, обожившись, соединяет человеческое естество с Господом и возносит его одесную Отца Небесного. Через Ее Успение, через Ее смерть и мы с вами, дорогие, приобщаемся великой радости быть с Господом всегда.

      Поэтому, празднуя сегодня это великое торжество Успения Царицы Небесной, Богородичную Пасху, будем на всякий день и на всякий час своего земного поприща взывать в молитве ко Пресвятой Богородице, чтобы Она не оставила нас без своего молитвенного заступничества, покровительства и ходатайства пред лицом Сына Своего Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым, и Всеблагим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.