Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, является преддверием сразу двух двунадесятых праздников: Рождества Пресвятой Богородицы, поскольку завтра Церковь празднует это великое торжество, и вместе с тем, сегодняшний день называется Неделей пред Воздвижением, поскольку следующий воскресный день является самим торжеством Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодняшний день как бы обязывает и подвигает нас к тому, чтобы, с одной стороны, предпразднствовать торжество Рождества Царицы Небесной и, с другой стороны, праздновать Честному и Животворящему и миролюбезному Древу Крестному. Таким удивительным образом сегодняшний воскресный день сочетает два этих предпразднства.

В этом нет ничего удивительного, потому что подвиг Пресвятой Богородицы, Ее Рождество в мир является свидетельством добровольного несения жизненного креста вслед за Господом. А самый праздник Воздвижения Креста Господня по преимуществу говорит нам об этом событии, об этом делании, которое непременно свойственно каждому человеку, желает этого человек или не желает, осознаёт он то, что его жизнь, как христианина, является подвигом крестоношения или он этого не осознаёт.

Но скажем более того, любой человек, вне зависимости от его убеждений, вне даже принадлежности к Церкви Христовой, не может пройти свой жизненный путь, не неся своего собственного жизненного креста. Разница в том, что верующий во Христа и исповедующий Его спасительную миссию по отношению к искуплению всего рода человеческого, следует за Христом и осмысленно воспринимает жизненные страдания и скорби, которые без сомнения приведут его к Горнему Царствию. А человек, который не в меньшей мере несёт жизненные скорби и невзгоды, но не осознаёт это, или правильнее сказать, противится им, он не перестаёт нести свой жизненный крест, но путь его лежит совершенно в противоположном направлении, нежели Царствие Небесное. Вот в этом заключается трагизм и несчастье человека, который отвергает ту ношу, которую Господь возлагает на каждого человека. Подчёркиваю, не только на христианина, но на любого человека, живущего на земле.

Есть замечательное свидетельство Священного Писания в книге Бытия, где повествуется о любимом, с одной стороны, и очень несчастном, с другой стороны, сыне патриарха Иакова, Иосифе, которого продали братья. Мы все прекрасно помним эту трогательную, пронзительную историю, когда братья решили убить Иосифа и старший брат Рувим попытался защитить своего ни в чём не повинного брата от злости и зависти, которую держали все прочие братья на Иосифа. В итоге те продали его в рабство в Египет, и мы помним, какие скорби, какие страдания он претерпел, но и вместе с тем, с этими страданиями и скорбями какую радость он принёс не только себе, но в том числе и братьям своим, и всему своему народу.

Это есть удивительное, ярчайшее свидетельство того, что когда человек добровольно, со смирением, более того, с благодарностью Богу приемлет жизненный крест, тогда не только он сам спасается, но и спасаются все вокруг него. Помните, что он сказал, когда уже все его скорби миновали, когда всё уже прошло, когда уже братья пришли, томимые голодом просить хлеба у Иосифа, когда он открылся им и сказал: не бойтесь, не переживайте, потому что не вы сюда меня послали, а Бог меня сюда послал, чтобы вас спасти. А когда умер его отец Иаков, и когда братья устрашились, что сейчас Иосиф начнёт им мстить за то, что они его продали в рабство и столько зла ему причинили, он сказал им со слезами на глазах: братья, вы умышляли обо мне зло, но это зло Бог претворил в радость всем.

Поэтому, дорогие мои, любые жизненные скорби, это подтверждает и утверждает, и на этом настаивает Священное Писание, глагол Божий: любые скорби, принимаемые человеком с благодарностью и со смирением, как жизненную ношу, как жизненный крест, это всё превращается в радость. Псалмопевец восклицает: Сеющие слезами радостью пожнут. То есть радость будет тогда, когда наступит урожай, когда начнётся жатва. Даже если мы скорбим, плачем, сетуем, рыдаем, не можем нести, как нам кажется то, чем Господь посещает нас, всё это в итоге жизненного пути радостью обернётся. Мы должны твёрдо и несомненно об этом знать.

Есть такие замечательные дневниковые свидетельства о последнем Государе-мученике царе Николае, жизнь которого была целожизненным поприщем скорби. Не будем сейчас вдаваться в подробности и детали его жизни, но основные ее вехи исполнены глубочайших человеческих скорбей. На излёте его земной жизни он сам писал со скорбью о том, что кругом предательство, трусость и обман, что никого не осталось верным ему, весь генералитет, все придворные, все отреклись, все отказались, все предали. Казалось бы, что может быть скорбнее для человека, который был поставлен во главу власти на Руси Святой. Во время февральской революции члены царской фамилии надев на грудь красные большевицкие банты, поздравляли друг друга со свержением постылого самодержавия. Что претерпел последний царь-мученик? Дневниковые записи говорят нам о том, что единственное, что он повторял постоянно, бесконечно: претерпевший до конца спасётся, претерпевший до конца спасётся. Он говорил это себе, говорил своей жене-мученице, своим детям: претерпевший до конца спасётся.

Это, действительно, подвиг подлинного крестоношения, подлинного доверия Богу. Казалось бы,  все отвернулись, всё обернулось против тебя, предало всё то, на что ты рассчитывал, на что ты уповал, на что, быть может, возлагал свои человеческие, вполне понятные надежды. Всё это тебя предало, но и вместе с тем, человек не разочаровался ни в вере своей, ни в уповании на Бога, а говорил: претерпевший до конца спасётся. И он, действительно, претерпел до конца и был спасён, он, его семья. Не от физической неминуемой гибели и смерти, это ожидает каждого из нас. Другой вопрос, какова будет эта смерть, насильственная или мирная кончина, Бог один знает. Мы не знаем с вами, потому что всё это покрыто премудростью Божией, и нам неведомы пути Господни. Мы не способны понять и не постичь их. Наше двухмерное, пускай трёхмерное человеческое мышление, не способно постичь и понять Промысл Божий, о каждом из нас Богом устроенный.

Вчера мы хоронили отца Александра Шумского, замечательного, дивного священника. Он приходил к нам в храм, я всегда  приглашал его на престольные праздники, кто-то знал его, кто-то видел, обращал внимание. На минувшем празднике Тихвинской иконы он не смог быть, а вот на празднике Алексия, человека Божия, он был, и мне было от того очень радостно и отрадно.

Все вы читаете новости и знаете о страшной трагедии, безвременной кончине отца Александра Шумского. Он сорвался с горы и погиб. Многие сразу начали глумиться над его кончиною и даже оскорблять, скалолазом называть, как у них только язык поворачивается, что это за нелюди, причём всё это происходит на форуме одного небезызвестного протодиакона. Настоящую вакханалию устроили по поводу его кончины, а потом пришли подробности. Представляете, батюшка шёл со службы, он был в Крыму с семьёй, с матушкой, с детьми, с внуками, они были на вечернем Богослужении, шли по косогору поклониться местной святыне, стопе апостола Андрея Первозванного. Они шли к этой святыне, и что-то произошло,  батюшка оступился, поскользнулся и сорвался. Матушка его шла позади, она увидела на мгновение его спину, и вдруг его не стало, он просто пропал, а, видимо, за руку внука держал, потому что вместе с внуком, семилетним мальчиком, упал. Мальчик переломал себе ключицу, руки, был без сознания, а батюшка погиб.

Вот мы задаёмся вопросом, почему так, шёл со службы, шёл поклониться святыне, что произошло? А вот здесь, неведомый нашему ограниченному, ущербному человеческому разумению непостижимый Промысл Божий. В Священном Писании есть такие слова: В чём застану, в том и судить буду. В чём Он его застал? В том, что он отслужил Всенощное Бдение и в том, что он шёл поклониться святыне, вот с этим намерением отец Александр предстал на Суд Божий. Он предстал на Суд Божий с тем, что составляло главное содержание всей его жизни.

Мне довелось в 2013 году вместе с отцом Александром служить на Гробе Господнем, в Иерусалиме, мы вместе служили. Хотя мы с ним нечасто виделись, но всегда очень приязненное дружеское чувство, было к этому замечательному батюшке. Мы всегда делились, чем-то важным друг с другом. Я помню, какая горечь была в его глазах, когда какой-то иерарх, здесь же находившийся, сделал ему, идущему ко Причастию, нелепое и неуместное замечание. Представляете, вот вы идёте к Чаше Христовой, все ваши мысли о том, что вы сейчас причаститесь Христа, и какая-нибудь хулиганка бабка заметила в вашем поведении что-то, и она вас одергивает, начинает высказывать какие-то свои упрёки и замечания, в такой момент ты перестаёшь понимать, что происходит. Я помню, какая была горечь у отца Александра, когда он потом говорил: я же ко Христу шёл, почему он мне сейчас именно в этот момент оборвал меня, одёрнул.

Конечно, радости о Христе это не умалило в сердце этого замечательного священника.

Собираясь ехать на отпевание отца Александра, я сказал себе, как жаль, что мы не подписываем друг другу книги. Он дарил мне книги, что-то я ему дарил. Он мне подарил книгу своих статей, отец Александр был членом Союза писателей, это был умнейший человек, с блестящим образованием, кандидат исторических наук, умница. Он был патриотом. Вчера отец Владимир сказал на отпевании простое, но пронзительное до слез слово, он говорил, что многие отца Александра даже оскорбляли, называли оголтелым патриотом, а он так любил Русь, он так любил Россию, что можно поучиться любить Родину, как ее любил этот замечательный священник.

Скажем больше, очень много сейчас либералов, в том числе церковных, которые не во грош ставящие Русь Святую, попирают её, глумятся над ее историей, а ведь нужно понять очень простую вещь, ты никогда не станешь гражданином Отечества Небесного, если не научишься быть гражданином Отечества земного. Настоящим, подлинным патриотом, любящим Россию, не «совком» её называющим, а любящим её, со  всеми её скорбями, недостатками, грязью, какою бы она не была, так, как её любил отец Александр. Удивительный был человек, необыкновенный, и в жизни его было немало скорбей.

В 2002 году, во время страшного теракта в Норд-Осте у него погиб зять, муж старшей дочери, представляете, какая скорбь обрушилась на семью.

В этом году, он был на грани жизни и смерти, болея коронавирусом, он сам говорил мне, что чуть не умер, и это не преувеличение. Господь его исцелил, он выздоровел, а буквально два месяца спустя погибает, так абсолютно нечаянно, нежданно, нелепо погибает. Но это мы говорим нелепо, а для Бога нет ничего нелепого. Я думаю, что этот крест, который нёс этот замечательный священник, он пронёс его достойно. Для нас останется некой тайной, сокрытой до времени, когда мы все к вечности предстанем, и уже многое для нас откроется и станет понятным, но пока для нас многие вещи сокрыты. Но мы веруем  и исповедуем и доверяем Богу, мы веруем в Его всеблагой Промысл о каждом из нас и знаем несомненно, что так внезапно оборвавшаяся жизнь замечательного, прекрасного пастыря, одного из выдающихся московских священников, не побоюсь этого слова, не оставит нас в безвестии. А его святые молитвы у Престола Христовой благодати не оставят нас грешных.

Вот это есть крест, это есть крест христианина, крест священника. Дай, Бог, всем — матушке, детям, пережить эту трагедию. У него большая семья. Один замечательный священник, который много лет служил с отцом Александром в храме святителя Николая в Хамовниках, говорил, что его семью можно назвать книжным примером. Мы читаем в книгах, какая должна быть христианская  семья, семья отца Александра была таким примером, и им нужно пережить эту скорбь, потому что он был стержнем, основанием, не только своей родной семьи, но и всего прихода. Вчера один священник, тоже из этого храма сказал мне: ну всё, батюшка, старые Хамовники закончились. То есть нить, связующая «старые Хамовники» с современностью, оборвалась через смерть отца Александра.

Опять же мы возвращаемся к основной мысли сегодняшнего разговора, что это не без воли Божьей, не без Промысла Божия. Всё Господь устрояет премудро, мы веруем в те слова, которые произносит апостол Павел в Послании к Римлянам, которые мы часто вспоминаем: любящим Бога всё содействует ко благу. Поэтому самые, казалось бы, трудно объясняемые для нашего понимания вещи, они все содействуют ко благу, если мы с доверием воспринимаем  всеблагой Промысл Божий.

Я прошу вас, дорогие братья и сестры, поминать в своих молитвах новопреставленного иерея Александра, замечательного священника. Поинтересуйтесь, почитайте его статьи. Я беседовал с ним по телефону недели три назад, восторженно благодарил его за статью, которую он написал. Есть такой сайт «Державный путь», раньше он часто публиковался на Русской Народной Линии, там остались его замечательные статьи. Я даже нашим батюшкам зачитывал фрагменты из этой статьи, и не мог удержать себя, позвонил отцу Александру, поблагодарил его за то, что он написал такое замечательное свидетельство о чистоте Святого Православия и хранения нами веры Христовой. Эта статья по преимуществу была посвящена русскому человеку и кем русский человек может оказаться — либо носителем Христовой истины, народом-Богоносцем, либо абсолютно потерявшим всё это и превратившимся в не пойми во что, в Ивана, непомнящего родства.

Замечательное было мое последнее с ним живое общение, а вчера мы уже провожали его в последний путь. Один батюшка рассказал: отец Александр был в отпуске и мы ждали, что он вернётся, и мы порадуемся и повеселимся. А я отвечаю ему: наверное веселиться сейчас удел отца Александра, ибо веруем, что он действительно веселится со Христом. Радуется и ликует, потому что он с Господом, потому что исполнилось то чаяние, которое осмысливало весь его пастырский, священнический, христианский и человеческий путь.

А нам ещё не время веселиться, нам ещё надо пройти свой жизненный путь, пройти его до конца со всеми скорбями, с теми жизненными испытаниями и невзгодами, которые свойственны и необходимы каждому из нас. Чтобы не кто-то, а мы сами пронесли свой крест, не ропща, не унывая, не повергаясь в отчаяние, а за всё благодаря Бога, веруя, что всё верующим и любящим Бога содействует ко благу. Так как это жизнью своею засвидетельствовал новопреставленный иерей Александр Шумский. Упокой, Господи, его бессмертную душу, а нам дай, Господи, подражать его верности, любви к своему Отечеству земному и любви к Отечеству Небесному.

Дай, Господи, чтобы в наших молитвах никогда не предавалось забвению его имя, особенно в молитвах тех, кто его знал. Наверняка и из присутствующих кто-то его читал, кто-то знал, кто-то лично был знаком.

Мне же сегодня хотелось об этом сказать. Вспоминая  о том, что мы находимся на пороге двух великих праздников — Рождества Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господнего, чтобы мы научились настоящему, подлинному несению своего жизненного креста, никогда не ропща, никогда не унывая, никогда не отчаиваясь, а во всём доверяя Богу, что бы не ожидало нас в дальнейшем будущем, несомненно веруя, что всё, что Господь устраивает в нашей жизни, ведёт нас к вечной радости во Христе Господе нашем и Спасителе Иисусе Христе, Которому подобает всякая слава честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.