Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, мы с вами дорогие братья и сестры, со всею полнотой святого Православия поклоняемся Честному и миролюбезному Древу Крестному, совершая празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот великий праздник, воспоминающий страдания Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, хотя и не имеет прямого отношения к земной жизни нашего Спасителя, поскольку празднуемое нами событие совершилось в четвёртом столетии по Рождестве Христовом, когда святая равноапостольная царица Елена обрела честный крест Христов на Голгофе, положив множество своих трудов и усилий для того, чтобы найти эту святыню для всех нас, для всего рода человеческого.

Но вместе с тем событие, которое воспоминается сегодня Церковью торжественно и велегласно, побуждает нас вспомнить самые страдания нашего Господа. И в этой связи неслучайно за Божественной Литургией мы с вами слышали Евангельское благовестие в устах святого самовидца евангелиста Иоанна Богослова, своими собственными очами взиравшего на то, о чём свидетельствует в своем Евангелии.

Сегодня и апостол Павел говорит нам с вами совершенно замечательные слова из первой главы 1-го Послания к Коринфянам, в которых говорит и свидетельствует о том, что для погибающих слово крестное есть безумие, а для нас спасаемых – сила Божия. Поэтому мы несомненно исповедуем то, что для нас, исповедующих Христа распятого и Христа воскресшего, слово крестное есть сила Божия.

Парадокс, мы видим с вами орудие смерти, которое не способно вместиться в сознание многих и многих людей, даже пытающихся по-своему веровать во Христа. Они не осознают того, что Крест есть не просто орудие смерти, это есть поистине сила и слава Божия. В этой связи, опять же в том же самом Послании и в том же самом месте апостол Павел говорит, что Крест для иудеев – соблазн, а для язычников – безумие, то есть ни те, ни другие не способны вместить в себя ту тайну, которую Господь явил восшествием Своим на Крест. Неслучайно в ином Послании апостол Павел называет Крест престолом благодати. Поистине, Крест Христов это и есть престол благодати, на котором совершается искупительная жертва за весь род человеческий, и посему мы с вами знаем, что нет для христианина иного пути, нежели пути несения своего собственного жизненного креста, о чем мы говорим с вами очень часто.

Практически мы всегда сводим свои рассуждения именно к этой мысли, мысли о том, что невозможно спастись без крестоношения, без тех скорбей, без тех жизненных испытаний, коими Господь посещает без исключения каждого из нас. И поэтому для христианина жизненные скорби должны быть не поводом для огорчения и сетования, а поводом для радости и ликования.

Святитель Игнатий Брянчанинов, рассуждая на предмет сегодняшнего торжества и праздника, говорит те же самые слова о том, что христианин не мыслим без крестоношения, и вместе с тем, он говорит, что тогда нам бывает не выносим наш жизненный крест, когда он является просто нашим человеческим крестом. Этого мало, этого недостаточно, — продолжает святитель Божий, рассуждая на эту тему, — мы должны, — говорит он, — преобразить свой человеческий крест в Крест Христов, и вот тогда эта ноша трудная, порой неудобоносимая, становится утешительной и радостной.

Как мы можем, — вопрошаем мы самих себя и святителя Божьего, — в наших человеческих скорбях увидеть источник утешения и радости? Человеческое разумение не способно этого постичь. И вместе с тем, — он, рассуждая, продолжает свою мысль, — что тогда возможно преобразить наши человеческие скорби, наш человеческий крест в Крест Христов, если мы будем нудить себя к тому, чтобы всегда благодарить и славословить Господа за те испытания, каковыми Он посещает нас.

Мы веруем в Промысл Божий, мы не веруем в случайность, мы не веруем в некие нелепые стечения обстоятельств, и посему мы веруем в те слова, которые Господь и Владыка наш произнёс в Евангелии, что без воли Божьей волос с головы человеческой не упадёт, тем паче какие-то прочие более серьёзные жизненные невзгоды и обстоятельства, выпадающие на нашу человеческую долю, хотя они тоже, безусловно, промыслительны. Преподобный Паисий Святогорец, афонский подвижник нашего времени, говорит о том, что скорби и наш жизненный крест, это не есть страдания и мука, бессмысленная и бесцельная, а это есть лестница, возводящая нас на небо.

Поэтому, дорогие братья и сестры, в жизни каждого из нас, без исключения, есть те или иные жизненные испытания и скорби. Мы об этом знаем и всегда это свидетельствуем — у нас есть свой жизненный крест, и он может быть спасительным, но он может ввести нас в вечную пагубу. Чему научает нас и сегодняшнее Евангельское повествование, говорящее о страданиях Христовых и о страданиях вместе с Господом двух других людей, которые тоже вкусили крестную смерть рядом с Ним и вместе с Ним.

Но один тяготою своего хуления низринулся в вечное осуждение и вечную погибель, а другой прославил Бога, осознав свою греховность, свидетельствовал о том, что по делам своим они получили эту муку, и через это стал наследником вечной жизни и Царствия Небесного.

Мы видим с вами, дорогие мои, о том, что жизненные скорби для иного человека могут быть источником и путём к вечной радости и к Царствию Небесному, к наследию со Христом и с Господом вечной жизни. А иного, того кто хулит, ропщет, кто отчаивается, кто отвергает от себя это Божественное смотрение, для него его собственный крест, тоже крест, заметим, тоже страдания, тоже скорби, обращаются в источник вечной погибели и вечной скорби.

Чтобы с нами этого не было мы должны всегда, несмотря ни на что, ни на какие тяготы нашей жизни, одолевающие нас, за всё благодарить Бога, как бы тяжело, как бы невозможно, нам это не казалось. Нам нужно себя понуждать к этому, вразумлять себя к тому, чтобы славословить Творца и Господа, твёрдо и несомненно веруя, что этим горьким лекарством, которым Господь врачует меня, попуская мне те или иные невзгоды, мне возможно войти в Царствие Небесное. Осознавая более того, что нет для меня другого пути, нежели тот путь, который Господь отмерил для меня и даровал мне Своим Божественным смотрением и Своим Божественным Промыслом.

Посему об этом будем всегда помнить, дорогие братья и сестры, и всегда славословить Господа за тот дар скорбей и невзгод, как бы для кого это парадоксально и странно не прозвучало, и будем всегда помнить о том, что многими скорбями, по слову Спасителя нашего, надлежит нам войти в Царствие Небесное.

Поэтому не будем малодушно опускать свои руки, а будем за всё благодарить Творца и Господа. Благодарить за тот жизненный крест, который Господь возложил на наши рамена, с тем, чтобы этот человеческий крест преобразился в Крест Христов, и чтобы мы, сораспинаясь Ему и споследствуя Ему, вместе с Ним совоскресли и вместе с Ним были наследниками той радости, которую Крестом Своим Господь даровал всем нам, верующим в Него. Аминь.