Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

          Сегодняшнее Евангельское повествование, дорогие братья и сестры, по преимуществу говорит нам о благословении Божием. Говорит о том, что все наши намерения, все наши желания, все наши чаяния только лишь тогда способны осуществиться, если они имеют благословение Божие. И напротив, если нет благословения Божьего, нет этой Божественной помощи, этого Божественного сопутствия, то все наши намерения, все наши поступки обречены на провал. 

       Сегодняшнее Евангелие за Литургией говорит о чудесном улове рыбы, который произошёл пред началом общественного служения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Мы слышали сегодня о том, как Господь пришёл на берег Генисаретского озера. Его обступали толпы людей, жаждущих правды Божией. Как это всегда бывает, народ алчет подлинного, истинного слова Божьего, и вот это Слово звучало, обращённое к людям, и поэтому Господу не оставалось никакой возможности, кроме как попросить одного из рыбаков, которые были здесь в многочисленности, позволить Ему войти в его лодку и несколько отплыть от берега, чтобы народ не теснил Его и видел Господа, проповедующего в этой лодке. 

      Какой трогательный,  необыкновенный образ проповеди на лодке. Христос, отплыв от берега, проповедует и вещает слово Евангельской истины народу, жаждущему этого слова. И после обращения к людям, Христос говорит хозяину лодки, каковым был Симон, в последующем первоверховный апостол Пётр: отплыви несколько от берега, закинь мрежи, т.е. сети, в море. На что Пётр, изнурённый предшествующим всенощным трудом, говорит: Господи, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, эта ночь была напрасной, она была бесполезной и бесплодной, никакого улова. Но Господь говорит: Я тебе говорю, отплыви и забрось мрежи одесную сторону корабля.

      И Пётр слушает слова этого пока ещё незнакомого для него Человека, и он настолько проникается верой в то, что говорит этот необыкновенный Учитель, Проповедник, ибо так он воспринимал Спасителя мира, что отвечает: по слову Твоему я сделаю это. Несмотря на то, что самое лучшее время рыбной ловли миновало, уже взошло солнце, и рыба ушла на дно — любой рыбак прекрасно понимает, что самое лучшее время для рыбной ловли это ночь, предрассветное время, — а сейчас уже бессмысленно и бесполезно что-либо делать, но поскольку Ты говоришь мне это сделать, я сделаю. 

       И Пётр отплывает поодаль вместе со своими товарищами рыбаками и забрасывает сети в море, и эти сети наполняются необыкновенным, ни до того, ни после того не виданным уловом рыбы. Как говорит Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей (я люблю эти слова вспоминать): Бог повелел, и рыбы все исполнили повеление своего Создателя, они все устремились наполнить собою эти сети. И сети прорывались, сети не способны были вместить в себя такого необыкновенного количества рыбы и просто рвались под ее тяжестью.

Воистину, всякое дыхание да хвалит Господа, всякая тварь послушлива своему Творцу и Создателю. 

        Святитель Николай Велимирович, сербский святой, можно сказать наш современник, потому что скончался он в середине пятидесятых годов прошлого столетия, действительно для нас очень близкий по времени своей жизни, его еще называют сербским Златоустом, в проповеди на  сегодняшнее Евангельское чтение говорит: рыбы не имеют разума, подобного разуму человеческому, рыбы не имеют слуха, каким обладает человек, но они имеют послушание, послушались своего Создателя и поспешили исполнить Его волю, наполнить собою сети. Человек, — вопрошает он, — имеющий разум, имеющий слух, имеющий всё потребное для того, чтобы исполнить волю своего Создателя, по образу и подобию Его созданный, почему ты ничего подобного не исполняешь? Почему ты не спешишь собою наполнить мрежи Царствия Небесного?

       Какая замечательная мысль современного проповедника. 

       И вот Пётр, который всю свою жизнь провёл на море, этим снискивая свой хлеб, всю ночь трудившийся со своими соработниками и ничего не поймавший, никогда не видел такого необыкновенного улова рыбы, он воскликнул: Господи, выйди от меня, ибо я грешный человек! Пётр осознаёт свою немощь, своё окаянство, свою греховность, свою невозможность быть рядом со Христом, с тем Повелителем, Который даровал им этот необыкновенный улов.

        Для него уже не имеет значения само приобретение, хотя этого улова было бы достаточно, чтобы прокормить свою семью не один год, но он об этом не думает, не это для него составляет главную ценность. Для него главную ценность составляет Тот, Кто повелел ему это сделать, и по Его слову это исполнилось. Господь ему говорит, как бы ободряя его: Не бойся, ибо ты с этого момента будешь ловцом человеков. Господь призывает Симона к совершенно иному деланию — к апостольскому служению: ибо ты будешь улавливать в мрежи людей для Царствия Небесного. 

       Сегодняшнее Евангельское благовестие таково, что позволяет нам затронуть многие необыкновенные грани этого богатого по своему содержанию Евангельского повествования. Мне хотелось бы продолжить свою мысль именно тем, с чего я начал говорить, обращаясь к вам, с благословения Божия. Два раза ученики Христовы, когда ещё они не были апостолами, забрасывали сети со своих лодок, первый раз это не принесло никакого улова. Второй раз это им принесло необыкновенный, ни с чем несравнимый улов рыбы. Одна попытка была без благословения Божия, а другая с благословением Божиим. 

        Я как-то рассказывал замечательную историю, рассказ одного греческого епископа, который поехал однажды в отдалённое рыбацкое селение своей епархии. Там у него произошёл замечательный разговор с местными рыбаками. Они выразили ему свою скорбь: владыка, вы знаете, мы оснащены современными средствами ловли рыбы, у нас замечательные катера быстроходные, механизированные средства, но вот в чём парадокс, мы всё меньше и меньше ловим рыбы, всё меньше и меньше её попадает в наши сети, хотя, казалось бы, у нас есть все возможности для этого. 

       Здесь же находился старый человек, рыбак, там все рыбаки в этой рыболовецкой деревне. Он говорит: позвольте мне, владыка, сказать: когда я ещё был маленьким мальчиком, отроком, меня рыбаки брали с собою на рыбную ловлю, и мы пользовались только одними сетями, и такие были уловы необыкновенные, что наши лодки с трудом вмещали в себя то, что мы ловили. Почему? — продолжает этот старик, — потому что, когда мы выходили в море, мы осеняли себя крестным знамением и говорили: Господи, благослови! Мы просили Бога, чтобы Господь нам в помощь был, и действительно, Господь нам шёл навстречу, давал необыкновенные уловы рыбы. А что сейчас? Сейчас не то, что никто не перекрестится и Богу не помолится, но все сплошь и рядом сквернословят, богохульствуют, вот тебе и итог, вот тебе и объяснение тому, почему всё меньше и меньше улова той же самой рыбы. 

        Я коснулся очень серьёзной проблемы. Действительно, когда люди сопровождают свои действия, свои поступки, свои дела сквернословием, матерщиной, то тут не только нет никакого успеха  и благословения, а проклятие человек на себя навлекает. Это страшная, современная 
болезнь, чудовищная болезнь, на которую мы меньше всего обращаем внимания. И я нисколько не преувеличиваю, я понимаю, что говорю банальнейшие вещи, но когда на улице проходят мимо молодые люди и такая мерзость звучит в их устах, не то, чтобы девятиэтажная, а восьмидесяти восьми этажная, настолько изощрённая и совершенно ужасная, что я, взрослый человек, ко многим вещам привычный, несмотря на своё положение, оборачиваюсь. И что я вижу: девочки лет пятнадцати общаются друг с другом. 

         Какое нужно иметь развращённое, порабощённое греху сознание, чтобы превращать свою речь в подобную мерзость. Грех сквернословия вырос у нас в стране в национальную трагедию, потому что сейчас сквернословят и матерятся все. Мне рассказывал один человек, сокрушаясь, что его дети не слушают его, и иногда он не выдерживает и начинает ругать их площадной бранью. Сквернословие — это проклятие, особенно в обращении родителей к своим детям. Родителям кажется, что они просто не выдерживают, что у них силы моральные истощились, они уже не могут собою владеть, и они позволяют себе отвратительные и гнуснейшие вещи. Это всё равно, что проклясть своего ребёнка. 

        Я рассказывал и может не один раз, что в моей священнической практике было, по крайней мере, два таких момента, которые на меня очень большое впечатление произвели. Один раз, когда я ещё был молодым священником, у нас был сторож, ныне уже покойный, Царствие Небесное ему. И как-то вечером мы с ним беседовали, так как я жил на территории храма, и он мне говорит: вы знаете, батюшка, у меня жизнь-то бурная была, чего только там не было в этой жизни. Я пил, курил и прочее… Так вот, пить бросил, курить бросил, а материться бросить не могу, вы представляете, не могу и всё, прилагаю все усилия, но не могу бросить свои мерзкие, гадкие привычки.

        Обратим внимание, братья и сестры, человек алкоголь победил, курение победил, а материться бросить не может, так цепко держит враг в своих когтях человека. 

        А другой пример, очень похожий, наверное, я не один раз рассказывал, человек попал в аварию и был в коме, и, не приходя в себя, умер. Так вот представляете, лежит в коме человек, без сознания, но при этом он вслух матерится, сквернословит. Вы понимаете, как этот страшный грех способен овладевать человеком, что, будучи уже вне сознания, вне разумения, из него эта грязь лезет всё равно.

        Господь говорит в Евангелии: от избытка сердца говорят уста человеческие. Мы говорим: у меня вырвалось. Да ничего у нас не вырвалось, чем мы полны, тем богат наш язык, то наружу и лезет, случайно не выругаешься. Если бы у тебя в сердце этой гадости не было бы, это наружу бы не вылезло. Да, мы способны себя сдерживать при определённых моментах, мы осознаём, понимаем насколько это омерзительно и недопустимо, но бывают моменты, когда человек не владеет собой, вот тогда его и несёт, что называется. 

        Это к слову о примере рыбака. Впрочем, нашему народу в сквернословии трудно искать пальму первенства. Мне приходилось с греками общаться, они очень большие сквернословы, но я думаю, что не больше, чем русские, к сожалению, а там уж, кто превосходит кого, неважно. Я говорю сейчас о двух православных народах, которые не боятся того, о  чём апостол  Павел говорит: никакое гнилое слово да не выйдет из уст ваших.

        Здесь присутствующих это может не касаться, не думаю, что вы можете допускать вещи подобного рода в своей жизни, но я говорю об этом, чтобы вы другим сказали, насколько постыден, омерзителен, гнусен этот грех. Одна женщина мне говорит в беседе: знаете, у меня муж матерится, не знаю, что с ним делать. Спрашиваю: почему вы позволяете ему материться, почему вы позволяете эти мерзости, эти гадости в вашем присутствии говорить? — А он не исправим. — Получается, это вы такая, вы позволяете ему так с собою вести, так унижать себя, что он говорит эти гадости в вашем присутствии.

       Я может, утрирую, или может, не знаю каких-то обстоятельств и подробностей в жизни каждого человека, но очень часто и очень много делается с нашего молчаливого согласия. С этим мириться нельзя ни в коем случае. 

        Это было сказано как бы к слову, даже не это имелось в виду сегодня, когда я обращался к вам, когда мы заговорили о благословении Божьем.

         Дорогие мои, будем всегда, на всех своих путях, во всех своих нуждах, во всех своих обращениях к Господу, во всех своих намерениях просить Бога, чтобы Господь всегда был рядом с нами, чтобы Господь благословил наше намерение. Если будем относиться с доверием к Богу, как тогда Пётр. Он мог бы вообще не послушаться того, что Христос ему сказал. Мог бы ответить: да я, рыбак сызмальства на этом море, всю ночь ловил и ничего не поймал, и Ты мне ещё будешь указывать, когда забрасывать сети! Нет, он этого не сказал, он сказал: я трудился всю ночь, но по слову Твоему я это сделаю.

         Иногда нам кажется, что бессмысленно и бесполезно стараться что-то делать, но если Бог велит, если Господь благословляет, то будем послушливо исполнять то, к чему призывает нас Господь. И если мы будем доверять Богу во всех обращённых к нам послушаниях, то Господь несомненно будет нам в помощь, Господь никогда не оставит нас без улова в нашей жизни.

         Когда же мы предстанем перед Господом, и когда мы окажемся пред самым главным испытанием в нашей жизни — встречей с Ним, то Он увенчает нас за добрые дела и добрые поступки, которые мы стремились с Божьей помощью в своей жизни исполнять и делать. Аминь.