Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

           Сегодня, дорогие братья и сестры, за Божественной Литургией мы слышали слова Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, которые без Него, дишь человеческими силами, лишь человеческими способностями, при всём желании, при всём намерении, при всём благом расположении исполнить невозможно. Христос говорит нам о любви к врагам нашим. Мы эти слова привычно слышим в Церкви и читаем в Священном Писании. Суть христианской веры говорит нам и настаивает на том, что невозможно приблизиться к Богу, если мы не научимся любить своих врагов. 

          Иногда нам кажется, что мы вполне состоявшиеся христиане, ибо мы веруем в Господа, мы веруем в бессмертие нашей души, ходим в Церковь, исполняем молитвенное правило, вечерние, утренние молитвы читаем, какие-то добрые дела стараемся творить, подвигаем себя к этому, но этим отнюдь не исчерпывается то, что вбирает в себя понятие о христианстве. Господь требует от нас не просто быть порядочным человеком, Господь ждёт от нас подвига, а любить своих врагов — это настоящий подвиг. Это, как уже было сказано, нашими человеческими силами невозможно исполнить, так как это для нас противоестественно, и каждый из нас это прекрасно понимает. 

          К сожалению, мы должны констатировать, что в нашей жизни, есть люди, которых мы именно так называем — всякого рода недоброжелатели, завистники, быть может, ещё кто-либо. Наше мнение о них настолько устойчивое, что мы просто не способны пересилить себя, преодолеть себя, чтобы не то, чтобы полюбить их, а, по крайней мере, хотя бы более или менее терпимо к ним относиться. В лучшем случае вполне цивилизованный, порядочный человек не обращает внимания на того, кто ему неприятен, но это тоже не является исполнением того, чего от нас требует Господь. 

      Преподобный старец Силуан Афонский очень прямолинейно и категорично говорит о том, что если человек не любит своих врагов, то он бесконечно далёк от Христа, он не может называться христианином. Если мы к себе применим эти свидетельства святых Божиих человеков, которые стяжали этот необыкновенный дар Христов — любить своих врагов, тогда конечно мы будем вынуждены понурить свою главу и опустить глаза долу, потому что нам отвечать на это нечего. Потому что мы бываем, к сожалению, если не в поступках, то в помыслах мстительными и зложелательными. Бывает нас кто-нибудь обидит, а это очень часто случается в нашей жизни, и если мы не дадим простору своему поведению, то уж в помыслах мы себя не ограничиваем, мы можем негодовать и проклинать этого человека, мы можем ему желать чего-то скверного, недоброго, злого… И это в какой-то степени, к сожалению, касается каждого из нас. 

        Любой грех, мы об этом всегда говорим, любая страсть, если с нею не бороться, то она мало-помалу овладевает волей человеческой, и человек превращается в бессловесного, безропотного раба своей страсти, потому что противоречить и возражать ей он не способен, поскольку он не боролся и не борется со своими дурными наклонностями, каковых у каждого из нас в преизбытке. Поэтому, и прежде всего, мы должны положить намерение бороться с любым пороком, любым грехом, любым злом, проявляемым в нашей жизни. Для этого существует самое мощнейшее, самое величайшее из всех существующих на земле средств – покаяние. Исповедь — не просто формальное и привычное перечисление своих недостатков, а сокрушение в своих грехах, видение их и желание возненавидеть свои пороки, свои грехи, чтобы они не удаляли нас от Бога.     

         Вернёмся к тому, о чём мы сегодня уже сказали, и о чём нам было заповедано Евангельским глаголом сегодняшнего дня — любить врагов своих. Как этому научиться? Что это означает? Как можно полюбить человека, который творит тебе гадости и напасти? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что для того, чтобы исполнить заповедь о любви к своим врагам, необходимо приучать себя к тому, чтобы ты всегда желал им высшего блага. Да, по-человечески, в бытовом смысле этого слова мы негодуем и сетуем, раздражаемся, гневаемся на людей, которые нам неприятны, которые досаждают нам, но вместе с тем, мы должны бороться с собою, приучать себя к тому, чтобы желать этим людям, равно как и всем окружающим нас людям, высшего блага, то есть вечного спасения. 

        Как-то я рассказывал, и может не один раз, об одном старичке, который был прихожанином и странником, когда я был ещё совсем молодым священником в деревенском храме. Это был такой седовласый старичок, странник в буквальном смысле этого слова, хотя это было уже наше время. Он по-настоящему странничал, у него где-то был дом, какая-то родня дальняя. И так он приходил периодически, где-то при храме находил приют, ночлег, а потом дальше уходил. Вот такой был странник, Николай, помяни его, Господи. Я был совсем юным, и многие вещи, говоримые им, были тогда не совсем непонятны, но помню, как он всегда говорил, обидит, кто его, досадит ему, а он всегда всем в любом случае говорил одно и то же: Спаси тебя, Господи, и меня вместе с тобою. Всем так говорил. 

         Также и мы должны говорить любому человеку, что бы он нам не сделал, спаси тебя, Господи, и меня вместе с тобою. То есть этим самым мы действительно сами себя приучаем к тому, чтобы и обидящему нас пожелать добра, а высшее благо — это спасение души.

         Сегодня в Евангелии мы снова слышали эти слова из уст евангелиста Луки, а евангелист Матфей, говоря об этом же, несколько дополняя, говорит, что Господь дождит на праведных и на грешных, солнцем своим греет и праведников и грешников. То есть Господь без различия, насколько достоин или недостоин человек благ небесных, всё равно даёт их. Христианин, поскольку он призван и потому называется таковым по имени живого Бога, не должен, как бы это ни было трудно, разделять окружающих людей на грешных и на праведных. 

         Конечно же, свойство нашего человеческого сердца — отвечать благодарностью тем, кто нам благотворит. Сегодня мы слышим Евангельские слова по этому поводу: Какая вам благодарность за то, что вы любите любящих вас? Не язычники ли так поступают. А Я говорю вам, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за творящих вам напасти.

       Действительно, невелика награда и невеликое дело, если мы любим любящих нас, это вполне естественная, нормальная человеческая реакция отвечать тем же. Но христианин в этом смысле не обычный человек, который не знает Христа, христианин старается быть подобным своему Господу, а Господь с креста даёт удивительный, ни с чем несравнимый пример молитвы о врагах своих, говоря: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят. 

        Мы видим в истории Церкви удивительные примеры того, как люди, жившие Христом, были подобны Господу в этой любви к своим врагам. Вспомним замечательную, часто нами приводимую седьмую главу книги Деяний апостольских, когда побивают камнями архидиакона первомученика Стефана, который, встав на колени, умирая под градом камней, побивающих его, восклицает: Отче, прости им, они не ведают, что творят. Т.е. произносит те же самые слова, которые Господь на кресте произносит по отношению к Своим палачам.

          Вспомним более близкие для нас примеры, потому что это уже произошло в пределах нашего многострадального Отечества. 

          Священномученик Владимир, митрополит Киевский, когда ружья красноармейцев были нацелены в его грудь, благословил их двумя руками, как подобает архиерею благословить паству свою, сказал: Бог вас простит и благословит. И его слова, слова Христова всепрощения, были заглушены ружейными залпами, разрядившимися в этого первого русского мученика периода новых гонений.

         Преподобномученица великая княгиня Елисавета, те же самые слова произнесла, когда её бросали в Алапаевскую шахту. Ее последними словами, которые услышали люди, были слова всепрощения: прости их, Господи, они не ведают, что творят. Эти слова были пронизаны необыкновенной Христовой любовью, и эти примеры для нас являются примерами того, каким должен быть христианин, и чему мы все должны себя приучать и чему все мы должны учиться. Не научившись этому, мы не сможем быть в Царстве любви, к которому призывает нас всех Господь и Владыка. 

          Вместо того, чтобы удивляться, когда мы проходим мимо соседа по подъезду, или сослуживца, почему он первый со мною не поздоровался, давайте спросим себя: почему я сам первый не поздоровался? Когда мы удивляемся, почему нам человек не улыбнулся, спросим у себя, а почему мы первые не улыбнулись, может тогда бы и он нам улыбнулся. Мы часто задаём вопрос: почему он или она меня не любит? Давайте зададим этот вопрос самим себе: почему мы его в первую очередь не любим? И вот тогда всё станет на свои места. 

          Как научиться любить врагов своих? Это, наверное, самая тяжелейшая из всех существующих задач, возлагаемая на христианина. Начнём с того, о чём мы всегда говорим, хотя бы начнём молиться за них. Есть такая удивительная молитва, на которую мы нередко ссылаемся, молитва известного преподобного схимонаха Парфения Киево-Печерского, она достаточно протяжённая, пространная молитва, но там среди всего прочего есть такие удивительные, к сегодняшнему дню очень подходящие слова, они звучат так: Господи, молю Тебя особенно о тех, кто обидел и огорчил меня. Не наказывай их, меня ради, грешного, но пролей на них благость Твою.

         И когда мы начнём молиться о людях, ненавидящих нас, то Господь мало-помалу даст и нашему сердцу смягчение, мы способны будем совершенно по-другому воспринимать их поступки. 

         Помните такой замечательный пример, тоже нередко нами приводимый во всеуслышание, связанный со святителем Тихоном Задонским. Однажды один человек, впадший в безумие, ударил архиерея Божьего по лицу, и он упал. Какая могла быть реакция у нас с вами, если бы по отношению к нам так поступили? А он, поднявшись с трудом, так как был преклонных лет, сказал: брат, ты меня прости, я, наверное, тебя чем-то огорчил, что вызвал такую злобу с твоей стороны. 

         Вы понимаете, как человек отреагировал на предельного рода оскорбление, удар в лицо? «Брат, прости, видимо я тебя чем-то огорчил, я тебя довёл до такого состояния».

         Как мы далеки, даже в помыслах своих, от подобного рода поведения, но помоги нам, Господи, всем научиться молиться за людей, обижающих нас. Ведь по большому счёту у нас нет врагов, надо называть вещи своими именами, у христианина вообще не может быть врагов, потому что, как сказал апостол Павел в Послании к Ефесянам: наша брань не против плоти и крови, а против миродержителей века сего, духов злобы поднебесной.

          Т.е. наш единственный враг — это человекоубийца искони, диавол, вот он и есть единственный враг, а все остальные не могут быть нам врагами, потому что все мы братья и сестры во Христе. Все мы братья и сестры, так как мы все Божии создания, и мы всегда должны осознавать и понимать это.

          Просто есть некие отношения, которые, к сожалению, между нами сложились, в которых недоброжелательства, озлобленность, раздражительность, мешают нам понять по-настоящему, что мы друг другу братья.

          Если такие отношения в нашей жизни имеют место, мы должны научить себя, приучить себя к тому, чтобы молиться за этих людей, молиться как за своих недругов, за недоброжелателей с тем, чтобы Господь и им, имиже веси судьбами, Ему ведомыми путями, не дал погибнуть, равно как и нам, прощающих их. Аминь.