Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Воскрешение сына Наинской вдовы

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Начало сегодняшнего Литургийного чтения было весьма исполнено глубокого  трагизма и глубокой печали. Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали повествование о воскрешении Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом сына Наинской вдовы. Самые первые строки этого Евангельского повествования, выражают предельную человеческую скорбь, которую только можно себе представить. Вдумаемся в это: вдовица хоронит своего единственного сына. Наверное, нет ничего более страшного, более неотвратимого и безнадёжного, нежели то, о чём мы сегодня слышали в Евангелии.

Спаситель, Господь наш Иисус Христос, входит в Наин, небольшой городок, горная деревенька, всего-навсего единственный раз упоминаемая в Священном Писании. Казалось бы, чего особенного можно было там увидеть, но Господь спешит туда, где скорбь, Господь близ всякого плачущего и страждущего человеческого сердца, и поэтому Он направляет Свои стопы именно туда, в этот ничем не примечательный городок. Его окружают ученики, Его окружают шествующие за Ним повсюду люди, и вот здесь происходит удивительное чудо, чудо бесконечной ни с чем несравнимой любви Христа Спасителя по отношению к любому человеческому существу.

Заметим, никто Его не просит о чуде, да и о чём Его просить, уже, кажется всё бесполезно и бессмысленно. Вспомним очень похожее, тоже Евангельское повествование о воскрешении дочери Иаира, когда Христос говорит людям, наполнявших дом, о том, что девица не умерла, но спит, и смеялись над Ним, ибо, как они говорили «знаем, что она умерла». Этот глагол «знаю» меня особенно берёт за сердце, –  люди все знают, люди все всегда знают… Но они не знают того, что Бог всемогущ, что Он всемилостив, вопреки всему, казалось бы, столь всецелому и всеисчерпывающему знанию людей о смерти.

И здесь не о чем было просить. Состояние матери тоже бессмысленно и бесполезно передавать. Как можно себе представить горе, которое претерпела эта несчастная женщина, незадолго до сего похоронившая своего мужа. А сейчас выносят из города бездыханное тело ее единственного ребенка, сломленного подобно тростнику, и мать следует близ этого гроба.

Конечно же, весь город, как об этом свидетельствует Писание, вышел с тем, чтобы разделить горе этой несчастной женщины. Раньше так это и было, все люди, несмотря ни на какие взаимоотношения друг с другом, всегда соучаствовали, соболезновали, сопереживали скорби, посещавшие людей, близ них находящихся. Есть вполне исторические свидетельства, что на Руси всегда было так, особенно в деревнях. Если город – это пространство достаточно большое, то в деревне люди в основном друг друга все знали, и если у кого-то случалось горе, какая-то скорбь, то любое веселье, будь это свадьба или какое другое празднование, всё это прекращалось ради соболезнования тем людям, которые претерпевали и испытывали горе. Это было естественно, это было обыкновенно и нормально.

Один священник рассказывал один ужасающий, чудовищный случай, который, помнится, я уже приводил в качестве примера, как в так называемой дискотеке, после каких-то плясок и совершенно диких воплей, безумной музыки, вдруг одному молодому человеку сделалось плохо, отказало сердце, и он упал замертво, умер. И что вы думаете, танцы прекратились? Всполошившаяся толпа, только что безумно себя ведущая в этом месте, придя в себя, оттащила его в сторону, и, вернувшись обратно, тут же бросились в пляс, как будто ничего не произошло. Слыша о подобного рода вещах, вспоминаются общеизвестные слова преподобного Макария Великого: в конце веков, перед кончиной мира настанет такое время, когда монахи станут, как мирские, а мирские станут, как бесы. И это не преувеличение, это реальность нашей действительности.

Так вот, в то время было по-другому, весь город вышел соболезновать этой несчастной женщине, которая шла за гробом своего единственного сына. Не хочу нагнетать, и так уже было об этом достаточно сказано, но никто не способен понять той скорби, которую знает мать, хоронящая своего ребёнка.

Помните, как владыка Антоний Сурожский рассказывал о том, что когда он был молодым священником, таким ещё порывистым, эмоциональным, он узнал о том, что у одной женщины-эмигрантки умер сын, и он подошёл к ней и говорит: Как я понимаю ваше горе. Она ему несколько даже грубо ответила: Вы не можете понимать, и никогда не сможете это понять, потому что вы никогда не хоронили своего сына.

Это действительно скорбь, которая превышает человеческое разумение и понимание. Все слова утешения, сказанные матери, хоронящей ребенка, будут звучат фальшиво, как бы мы искренно не выражали свои соболезнования и сопереживания.

Но здесь происходит нечто необыкновенное. Христос подходит к этой похоронной процессии, и две толпы людей встречаются, скорбная похоронная процессия, в центре которой гроб с бездыханным юношей, и Господь в окружении учеников и прочих людей, шествующих за Ним. Христос видит человеческое горе, эту человеческую скорбь, Он не проходит мимо, Он останавливается и говорит этой несчастной, рыдающей матери слова, совершенно привычные и банальные, которые она уже тысячу раз слышала, но Христос говорит их иначе, Он говорит: Не плачь! И Он так эти слова сказал, как через мгновение Он с такой же властью, с таким же могуществом, с такою же любовью скажет этому бездыханному юноше, возлежащему во гробе: Юноша, тебе говорю, восстань!

Эту женщину, вернёмся к ней, конечно же, утешали, пытались ей соболезновать, сопереживать, ей говорили: слезами горю не поможешь и прочее. Но всё это мимо, все эти слова в никуда, они абсолютно ни о чём, поскольку мы не способны этими словами что-то изменить и поправить. А Христос, как власть имущий, говорит: Не плачь! Потому что это не обычные, привычные, подобающие для этой скорбной минуты слова, а это то, что Христос заповедает всем матерям, потерявшим и теряющим своих детей: Не плачь, ибо смерть не властна ни над кем, потому что Я – Владыка, Я – Господь над смертью. Так говорит Христос, это подразумевается в Его словах.

Мы не знаем, как эта женщина отнеслась к словам Христа, потому что Евангелие это сокрывает, да и нет такой необходимости об этом подробно говорить. Но Господь тут же, обращаясь к смертному одру и возлежащему в нём говорит: Тебе говорю! Восстань! И юноша восстал от гроба, восстал тот бездыханный, тот, кого несли на погребение. Восстал, как немогущий оставаться более на этом смертном ложе, ибо ему повелел Тот, Кто имеет власть над жизнью и смертью.

Народ, на глазах которого произошло это необыкновенное, неведомое, неисповедимое чудо, воскликнул: великий пророк восстал в нашем народе. Действительно, Христос являет дивное чудо, чудо Божественной любви по отношению к каждому человеку, к любому человеку, нуждающемуся в Его  Божественной поддержке, Его Божественной помощи, а в этой помощи нуждаемся все мы, без исключения.

Сегодняшнее Евангельское повествование, дорогие братья и сестры, нам открывает самую важную, самую главную мысль, что смерти не существует. Смерть может являть себя в своей безобразной, физической личине бездыханного тела умершего человека, но не более того, смерть не способна властвовать безраздельно над человеком, потому что эту смерть победил Тот, Кто Сам во гроб вошёл, умерев за нас на кресте. Вот это есть следствие величайшей любви Христовой ко всему роду человеческому, вот именно об этом мы сегодня слышали в этом замечательное Евангельском повествовании. 

Ещё за достаточно долгое время до Своих крестных страданий, до Своей крестной смерти, Христос являет несколько таких необыкновенных чудес воскрешения мёртвых, чтобы мы веровали и не сомневались в том, что смерть не способна победить жизнь. Напротив, жизнь побеждает смерть, и мы должны жить с вами, дорогие мои, с этим твёрдым и незыблемым упованием того, что Христос победил смерть, и мы, если мы со Христом, тоже победим смерть.

Конечно, нет никого из живых существ, которые не боялись бы смерти, я говорю, прежде всего, о разумных существах, о существе, именуемом человеком, созданном по образу и подобию своего Творца. Только безумство храбрых может говорить, что оно не боится смерти. Но для любого человека, даже святого человека, смерть – это очень серьёзное испытание. Более того, скажем так, что вся наша земная жизнь, весь этот путь — время приготовления к самой главной встрече, которая ожидает каждого из нас – встречи с Богом. И граница, черта, разделяющая дольнее с горним, разделяющая встречу с нашим Создателем, это и есть смерть, и к ней нужно не легкомысленно, не беспечно относиться. Не животным страхом бояться ее, заставляющим многих людей просто не думать о смерти, а готовиться к ней, как к самому главному событию своей жизни.

Вспомним слова ветхозаветного праведника Иисуса сына Сирахова, который говорит: Помни последняя своя и вовеки не согрешишь. Вспомним, что по этому поводу говорил преподобный Иоанн Лествичник: человек, который имеет память смертную, выше того, кто собеседует с ангелами, выше даже того, кто пророчествует и говорит с небожителями, потому что он имеет память смертную. Повторяю, это не страх, не панический ужас, который заставляет человека об этом меньше всего задумываться, а трезвое и здравое понимание того, что нас ожидает Страшный Суд Божий. Посему должно оберегать себя от всего дурного, скверного, притворного, что способно погубить нас на этом страшном, нелицеприятном судилище Христовом.

Сегодняшнее Евангельское повествование нам говорит, дорогие братья и сестры, о том, что Христос победил смерть, и если мы со Христом, мы будем тоже победителями своей собственной смерти.

Избежать её невозможно никому из нас, только лишь Бог Своей премудрой властью знает, когда для каждого из нас этот час пробьёт, но чтобы этот час не настиг нас внезапно, мы должны быть готовы к тому, что Господь в любой момент нашей жизни может призвать нас к ответу, к Страшному Суду.

И чтобы избежать вечного осуждения и вечного огня, нам должно всегда пребывать в покаянном трезвении. Всегда просить Бога о том, чтобы Господь даровал нам безболезненную, непостыдную, мирную, христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Судище Своём. Аминь.