Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, за Божественной Литургией мы слышали Евангельское повествование, безусловно, всем нам знакомое, но настолько богатое по-своему содержанию, что очень трудно даже решить по поводу чего преимущественнее стоило бы говорить сегодня, поскольку охватить все, чем изобилует этот небольшой Евангельский отрывок немыслимо и невозможно. Так много в нём моментов, способствующих каждому из нас приблизиться к Богу, и напротив того, показывающих те человеческие качества, которые могут удалить нас от Него.

Сегодня мы слышали о двух событиях, о которых повествует евангелист Лука, происшедших практически одно за другим. Начальник синагоги Иаир приступил ко Христу с просьбой, мольбой о том, чтобы Господь пришёл в его дом и исцелил умирающую его дочь-отроковицу, и Христос отзывается на просьбу этого человека. Нужно обратить внимание на то, что тучи над Христом уже сгущаются. Это особенно выражалось в лице тех людей, которые были законоучителями и хранителями истины, как им казалось, то есть в лице фарисеев, книжников и подобных им. И вот здесь, один из среды этих людей. Разумеется, точно мы не можем сказать, но его принадлежность к врагам Христовым вполне допустима. Но вот в жизни этого человека случается горе, случается скорбь, и все пустые убеждения, подозрения, мертвая, по сути, и ни к чему не обязывающая идеология абсолютно разрушается, потому что человек один на один, лицом к лицу сталкивается с непоправимым горем. Умирает его единственная дочь, и все попытки и намерения каким-то иным образом избавиться от этой неминуемой, приближающейся скорби уже в стороне, и потому он сам приходит ко Христу и говорит: дочь моя умирает, приди в дом, исцели её.

Это очень удивительная и замечательная подробность сегодняшнего Евангелия. Христос отзывается и идёт в дом Иаира, в дом, где, собственно уже по определению, находятся люди, которые предубеждены против Христа, они против Него, и вместе с тем Господь идёт в этот дом с тем, чтобы исполнить просьбу несчастного отца, на глазах у которого умирает единственная дочь.

По пути Ему встречается толпа, которая теснит Христа, каждый из людей старается прикоснуться к Господу, хотя бы увидеть Его, может о чём-то спросить, и среди этой толпы людей вдруг оказывается некая женщина, о которой сегодня тоже говорится в Евангелии. Женщина, двенадцать лет страдавшая и мучившаяся от неисцелимого недуга кровотечения так, что никакие врачебные вмешательства не способны были что-либо изменить. Как сказано в Евангелии, она всё своё имущество, все свои деньги и средства употребила на врачей, но всё это оказалось беспомощным и бесполезным. И вот она видит идущего Христа, её от Господа отделяет толпа людей, которую невозможно никак преодолеть, но вместе с тем она пытается, протискиваясь сквозь эти человеческие, людские волны, всё-таки приблизиться ко Христу и прикасается краешком своего перста, своего пальца к краю ризы Господа, к краю Его одежды. И здесь происходит чудо, необыкновенное, удивительное свидетельство того, что любое благо всегда жертвенно.

Мы приведем замечательные слова, которые произносит Христос: Ко Мне прикоснулся некто. Так говорит Христос, как бы вопрошая учеников Своих, а Пётр от лица всего апостольского сословия говорит: Господи, так говорить абсурдно, нелепо (конечно, он таких слов не произносит), но примерно эта мысль заключается в его недоумении. – Тебя толпа людей теснит, а Ты, Господи, спрашиваешь «ко Мне прикоснулся некто». Да к Тебе тысяча людей, здесь находящихся, прикасается. Нет, – говорит Христос, ко Мне прикоснулся некто, ибо Я почувствовал силу, исшедшую от Меня.

С одной стороны, я всегда недоумеваю, когда читаю этот Евангельский отрывок, как Христа, являющего Собой полноту, совершенство, абсолют, может оставить некая сила. Но это как раз является объяснением слов, что любое благо, от Бога исходящее, всегда жертвенно, поэтому Христос говорит об этом и показывает это: Я знаю, что ко Мне прикоснулся некто. Господь – Сердцеведец, Которому не нужно указывать пальцем на кого-то, Он тут же среди толпы народа видит ту женщину, которая это сделала, а она, убоявшись, устрашившись, не сразу и призналась. Она и не просила Господа ни о чём, а только лишь в глубине своего сердца думала, что одного лишь прикосновения к краю одежды Спасителя будет вполне достаточно, ибо считала себя недостойной прикосновения ко Христу и Его внимания. Она была презренна всеми людьми ради своего недуга, также она наверняка думала, что она презренна и Богу, попустившему ей эту болезнь, а потому дерзает прикоснуться лишь к краешку Его одежды. Но Господь это чувствует, и она тут же почувствовала, как иссяк тот изнуряющий поток крови, который мучил ее в течение многих лет, и она вдруг ощутила себя исцеленной, здоровой, и тогда, увидев на себе взор Христа, призналась, что это она прикоснулась к Нему. Господь ей говорит: Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Мне хотелось бы, несмотря на удивительное многограние особенностей и тем, которые можно было бы коснуться в сегодняшнем Евангельском повествовании, обратить внимание лишь на два момента. Прежде всего, на то, что уже отчасти было сказано, на то, что эта женщина была изнурена недугом, который тяготил её, который истощил все её физические и моральные силы. А также, силы материальные, ибо, как было сказано, она всё своё имение, все свои средства употребила на врачей, которые были беспомощны в том, чтобы хоть как-то освободить её от этого изнуряющего недуга. Коснёмся именно этого момента. Того, как человек с терпением нёс свой жизненный крест.

Есть такое высказывание у одного из отцов-пустынников, преподобного Антония, который сказал так: я знаю три спасительных пути, которые равноценны и тождественны, ведущие к Богу:

— Я знаю подвижников, — говорит он, — которые подвизаются в пустыни и терпят самые различные скорби, и невзгоды, и лишения ради Христа, этот путь ведёт ко Христу.

Есть иной путь, — продолжает он, — путь послушания, всецелого доверия своему духовнику, своему духовному отцу, и этот путь послушания тоже равноценен тому, кто проводит бессонные ночи в пустыне и лишает себя всего, чего не лишает себя обыкновенный человек.

И третий путь, это путь того человека, который несёт свои болезни и благодарит Бога за них, это тоже один из тех путей, который равноценен подвижничеству, лишению себя всего, что можно себе представить, и лишению себя своей собственной воли в послушании своему авве.

       Путь человека, несущего с благодарностью Богу свои болезни и скорби, выпадающие на его жизненную долю, равноценен пути подвижника благочестия, которые всецело отрекается от мира. Есть такой замечательный пример, который наверняка и без меня известен многим из вас, возможно, я его не раз приводил. Я говорю об одном известном Киево-Печерском подвижнике благочестия Пимене Многоболезненном, который в своё время, родившись болезным, убогим мальчиком, был принесен своими родителями в Киево-Печерскую Лавру, с тем чтобы, помолившись о нём, отцы испросили у Бога ему исцеления. Но вот так судил Бог, поразительная вещь, Господь не дал ему исцеления, Господь не послал ему врачевства, и его оставили здесь, в этой обители, и братья избрали для себя ещё один дополнительный крестный путь, кроме всего прочего, ухаживать за этим болезным мальчиком. И так он возрастал возрастом, ему даже  келью выделили, небольшую комнатку, где он находился. Собственно говоря, никаких монашеских подвигов он не исполнял, а всё-таки находился в обители, за ним ухаживали, к нему приходили, с тем, чтобы помочь ему, поддержать, покормить и так далее. Вот и всё его существование в жизни.

Но в том и заключается подвиг этого великого подвижника благочестия, что он никогда не роптал на свою жизненную долю, никогда не роптал на болезни, которые досаждали его, и не только его самого, но и окружающих его людей приводили в определённую тяготу и смущение, потому что, не заткнув носа, невозможно было прийти в его келью, так как смрад от его язв был совершенно невообразимый. И вместе с тем, он нес свой крест не ропща, не отчаиваясь, не скрежеща зубами, не проклиная всё и вся вокруг себя, а терпеливо послушливо неся бремя, которое Господь ему даровал. Нужно сказать, что к нему приходили люди, простые, обыкновенные миряне, посещавшие обитель Киево-Печерскую с нуждами своими и было замечено, что если подходили к келье Пимена Многоболезненного, многие болящие люди получали исцеление. Парадокс, этот человек сам неисцелимо болен, но вместе с тем, ради его язв и скорбей, многие другие получали помощь.

Наверное, сегодня нужно обязательно об этом сказать. Сегодня много событий, которые Церковь охватывает своим вниманием, во-первых, конечно, это чудотворный образ Пресвятой Богородицы, именуемой Скоропослушница, еще скажем об этом чуть позже, во-вторых, память святителя Нектария Эгинского, величайшего святого угодника Божьего, думаю, многие из вас читали об этом великом угоднике Божьем, жившем в начале двадцатого столетия. Советую вам, кто не знает об удивительной личности этого греческого епископа, найти свидетельства о нём, и вы будете поражены необыкновенной жизнью сего святого угодника Божьего.

Кроме названных событий, сегодня день рождения блаженной старицы Матроны Московской, она родилась в день преподобной Матроны Солунской и была наречена в честь нее, Матроной. Вот, казалось бы, она сама калека, убогая, слепенькая, неспособная передвигаться, ей бы самой себе выпросить исцеление и прозрение, и возможность передвигаться, но нет, она терпеливо, послушливо, с благодарностью свой крест несла всю жизнь. Сколько гнали ее, сколько выселяли её, сколько мест она сменила, гонимая убогая калека, она костью в горле была для советской власти, которая не давала ей покоя, но, сколько вокруг неё спасалось и сейчас спасается. Помните эти очереди, всегда говорю и подчёркиваю, попробуй кого-нибудь из нас заставить в очереди стоять, да уж ни в жизни, а к Матронушке стоят и знают, что она обязательно поможет.

Преподобный Пимен Многоболезненный из Киево-Печерской Лавры, о котором говорили мы сегодня, с благодарностью принимавший свои личные скорби, он может помочь всем тем людям, которые нуждаются в его помощи. В этом смысле можно уподобить великие слова апостола Павла, касающиеся Христа, по отношению к тем, о ком мы сегодня говорим: сам искушен быв, может и искушаемым помощи. Сам претерпел, может и тем, кто терпит скорби, помочь в этом.

Смерть преподобного Пимена сопровождали два чуда необыкновенных, то, что он, не способный передвигаться самостоятельно, всю жизнь лежавший на одре болезненном, перед смертью причастившись Пречистых Христовых Таин, вдруг встал сам, поднялся и пошёл проститься с братьями, как был бы здоровым человеком, попрощался со всеми, попросил прощения и почил. А когда умер, те гноища, те раны, которые кровоточили сукровицей и гноем, они вдруг стали сочиться необыкновенным благоуханным миром с неземным благоуханием. Вот так Господь прославил того, кто с благодарностью принимал жизненные скорби и болезни.

Не в пример нашим скорбям. Это даже несопоставимо. Мы говорим: за что меня Господь наказывает, за что мне это? Как ещё язык поворачивается у нас  это говорить? Давайте увидим эти примеры, которые абсолютно не сопоставимы, после которых даже скорбями не назовёшь то, что мы с вами переживаем. Многое из того, что мы с вами переживаем, по собственной нашей вине происходит, по нашей гордыне, по нашей обидчивости, по нашему самомнению, вот мы такие несчастные. Ты сам себя таким несчастным сделал. Но не об этом мы сегодня говорим, а именно о том, что если человек терпит скорби, которые ему Господь попускает, несёт с благодарностью крест, который  Господь на него возлагает, вот тогда Господь и его спасёт, и вокруг него спасутся тысячи по неложному слову преподобного Серафима Саровского.

Это один момент, на который мне хотелось обратить внимание всех нас, а второе — то, что произнёс Христос, когда эта женщина кровоточивая прикоснулась к Нему. Он говорит: Прикоснулся ко мне некто. Тебя тысячи людей теснят, Господи, отвечает апостол, и Ты спрашиваешь, кто к Тебе прикоснулся, к Тебе все прикоснулись. Вот мы сегодня все прикладывались к этой иконе, кто-то из нас к чаше Христовой приступал, причащался, не просто прикоснулся, а живого Бога в себя приял, но по мысли одного богослова, человек, который причащается Пречистых Таин Христовых с холодным сердцем, он не становится храмом Божьим, к чему он призван и чем должен быть. А становится гробом, который вместил в себя тело Христа.

Понимаете, одна и та же святыня может по-разному действовать, для одного это, действительно, во здравие души и тела, и мы становимся нерукотворенным храмом Божьим, вмещающим в себя живого Бога. А для иного, не рассуждающего о том, что он делает и к чему он приступает, это является судом и осуждением. Обратим особое внимание, что ко Христу нужно так прикасаться, как прикоснулась эта женщина, которая болела, которая ни в ком другом не нашла помощи и врачевания, и так прикоснулась лишь к краю ризы Христа, что была тотчас же исцелена от своего недуга.

Сегодня, празднуя чудотворный образ Пресвятой Богородицы, именуемой так трогательно «Скоропослушница», мы вспоминаем некое назидание о том, как должно к святыне относиться.

Во-первых, почему эта икона называется  «Скоропослушницей», думаю, многие из вас знают и помнят. Сам чудотворный образ «Скоропослушницы», который сегодня празднуется и чтится по лицу всей Православной Церкви, находится на Афоне в Дохиарском монастыре. Рассказывают замечательную повесть о том, как эта икона находилась вблизи трапезной монастырской, и трапезарий Нил, следивший в трапезной за столами, братию обслуживающий, накрывавший на столы, убиравший и прочее, имел обыкновение проходить через темный коридор мимо иконы Матери Божией с зажженной лучиной в руке. Лучина горела и коптила, когда он небрежно пробегал мимо иконы Божьей Матери и чадный дым коптил лик Пресвятой Богородицы. И это очень долго продолжалось, однажды он услышал голос, который несколько его отрезвил, он услышал голос, от иконы исходящий: не копти Моего образа более. Он, конечно, смутился, но потом как-то забылось, ради послушания и торопливости. Но голос ещё несколько раз внушал: не бегай возле Моей иконы, не копти Моего лика. А потом он и вовсе привык. Как обычно бывает, нас сначала что-то смущает, пугает, настораживает, заставляет задуматься, а потом мы к этому привыкаем и даже не обращаем на это внимание.

Он думал, что кто-нибудь из братьев в коридоре что-нибудь говорит. А потом, в очередной раз бежал, и тот же голос остановил его, он увидел лик Царицы Небесной и ослеп, ослеп от того, что он не внимал тому внушению, которое Матерь Божия ему делала. Он пал ниц, рыдал, плакал, просил Божию Матерь простить его. И все поняли, что Матерь Божия за его небрежение, нерадение, неблагоговение,  поразила его слепотой. Вот что значит отношение к святыне. 

Вспомним себя, сколько раз нам приходилось сталкиваться с такими, к сожалению, обыденными вещами. В храме подходит человек и спрашивает: а вы знаете, у меня вот просфорочки заплесневели, что мне делать? А вы знаете, у меня вода святая лет пятнадцать стоит, что с ней делать? Зачем ты копишь эту воду, ты пей её, а не копи, почему просфорами свой дом заполняешь, так что они зацветают, и их приходится сжигать или где-нибудь закапывать, или ещё что-нибудь с ними делать. Мы привыкаем к святыне. Я говорю о банальных, привычных, примитивных вещах, но это наше отношение к святыне, наше небрежение к святыне. Вот как-то женщина мне говорит: что мне делать, у меня столько просфор скопилось? А зачем ты их копила, зачем ты их собирала, зачем ты вообще их берёшь в храме Божьем, если уж на то пошло. Что прикажете с ними делать? – Их нельзя кушать, можно вам принести? – А что мы будем с ними делать? Получается, вы свою небрежность, своё небрежение к святыне почему-то на чужие плечи возлагаете. Возьмите да съешьте сами — я думаю так. У меня так было, зацвела просфора дома, я взял и съел ее, да это невкусно, но я допустил это небрежение по своей халатности, по своей небрежности, по своему дурному отношению к святыне, поэтому взял и съел, несмотря ни на что.

Я не то, чтобы рекомендую это делать всем, а думаю, что не нужно до такого состояния доводить ту святыню, которую мы приемлем в храме ради освящения себя в те дни, когда мы в Божий храм не приходим. Взяли просфору из храма, аккуратно дома порезали на небольшие частицы и каждое утро со святою водою благоговейно приемлем, как освящение на весь предстоящий день. Это должно быть именно так, в быту, в жизни каждого православного человека.

Видите, дорогие братья и сестры, с одной стороны, эта евангельская женщина, которая с таким трепетом, с таким благоговением приступает ко Христу и прикасается к краю Его ризы получает исцеление.

Одновременно мы видим другой пример, воспоминая события прославления образа «Скоропослушницы», когда человек, монах, живший в монастыре, исполнявший правило, отрекшийся от мира, но вместе с тем, потерявший благоговение и страх Божий, может лишиться многого в своей жизни по причине того, что мы привыкаем к святыни.

Мы никогда не должны привыкать к святыне, не должны привыкать к тому, что мы видим в храме Божьем. Когда я пришёл совсем мальчишкой в Церковь, меня взяли в Алтарь и один священник сказал очень важную вещь: запомни, ты здесь будешь подметать мусор, всё равно что, какая-то пыль, паутина, помни, что это святой мусор, как бы это сейчас не звучало дико. Поэтому, очищая святилище Божие, даже к сору относись как к святыне, и выбрасывай не в помойное ведро, не в мусор, а именно сжигай, потому что это всё прикасалось к святыне. Мы должны так себя воспитывать, всё  в храме Божьем, всё, что окружает нас – это святыня. И тогда наше отношение ко Христу, может уподобиться тому, какое явила эта женщина, о которой сегодня мы слышали в Евангелии.

За свое небрежение, привыкание к святыне монах Нил потом плакал горько, находясь у этой иконы, ему такое даже послушание возложили братья:  здесь, не сходя с места, молись и проси Царицу Небесную, чтобы Она тебя помиловала. И он выплакал себе прощение. Матерь Божья сказала: Я прощаю тебя и возвращаю тебе зрение. И он прозрел, и это очень скоро произошло, поэтому икона называется «Скоропослушница», именно от этого чуда. Сначала Матерь Божия попустила наказание этому небрежному нерадивому монаху, а потом Она же его и исцелила, уврачевала, потому Она и «Скоропослушница».

В разных наших житейских скорбях и невзгодах, печалях, мы знаем, что этот образ особенно чтим. Поклоняясь Царице Небесной, мы веруем, что Она поистине благая Скоропослушница, никогда не отвращающая от нас, молящихся к Ней, Своего Материнского заступничества и покровительства.

Но вместе с тем, мы должны научаться с вами тому, что такое благоговение к святыне и отношению к святости. В чём всем нам, Господи, помоги, по молитвам  Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Чтобы мы никогда не теряли страха Божия, всегда в себе воспитывали благоговение к святыне. Неслучайно в Священном Писании есть такие замечательные слова: работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом.

Всё что мы делаем, будем делать ради Господа, со страхом Божиим, с благоговением и радоваться Ему с трепетом, в чём всем нам помоги, Господи. Аминь.