Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангельское повествование, дорогие братья и сестры, как в прочем, любое предложенное Церковью Евангельское чтение, касается непосредственно каждого из нас. Сегодня мы слышали один из многочисленных евангельских отрывков, которые предлагаются Церковью за каждой Божественной Литургией. Конечно, все они трогательны, все они назидательны, все они, безусловно, спасительны, но сегодняшнее Евангельское повествование отличается каким-то особенным благородством, с позволения сказать. Сегодня мы слышали притчу о милосердном самарянине. Бесспорно, каждому из нас это Евангельское повествование знакомо и ведомо, и каждый из нас с особым чувством, наверняка, прикасается к этим Словесам Божественным, именно в этом евангельском отрывке. Быть может, и нет необходимости пересказывать это всем известное повествование, эту евангельскую притчу, настолько оно важно, настолько оно назидательно, но хотя бы обзорно это следует сделать.

Некий книжник, законник, приступил ко Христу; сегодня за Литургией я обратил на такую, может, незначительную деталь своё внимание во время чтения этого Евангелия. Не то что бы я не обращал на это внимание раньше, но, по крайней мере, это мне казалось чем-то не таким важным, а сегодня, этот небольшой штрих отозвался в моём сердце. Заметьте, законник некий приступил ко Христу, спрашивая: Что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь? Но кто как не ты знает, что тебе делать, чтобы наследовать вечную жизнь? Ты учишь закону Божьему. Абсурдный вопрос. Предположим священник, спрашивает: «как же нам быть? как же нам спасаться, братья и сестры? А зачем ты здесь стоишь, на этом месте, если ты не знаешь, что сказать народу Божьему.

Конечно же, ты, в первую очередь, не соответствуешь тому пути, которому учишь, но, по крайней мере, на уровне некоего рационального разумения, ты можешь и должен ответить на этот вопрос. И вот в этом смысле, вопрос окажется уже не абсурдным, а, прежде всего, лицемерным: Что же мне делать, Господи, что мне делать Учитель, чтобы наследовать вечную жизнь? Что отвечает ему Христос? — А что в законе написано? Ты учишь закону; ты народ учишь правде Божией; ты народ учишь тому, как жить по правде Божией! Что в этом законе, который ты проповедуешь, сказано об этом? Он говорит: Ну, сказано соблюдать заповеди. А какие? – спрашивает Христос. И вот он начинает перечислять эти заповеди: Не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, люби Бога и люби ближнего своего. Господь говорит: ну вот, ты же всё прекрасно знаешь, зачем ты меня об этом спрашиваешь? Иди, исполняй это. А тот начинает лукавить ещё в большей, в превосходной, степени. Он говорит: А кто ближний мой? – то есть начинает оправдываться, начинает извиваться, чтобы найти любое оправдание своему лукавству. Тогда Господь предлагает притчу, притчу всем нам знакомую, более того, любимую многими из нас.

Человек некий шёл из Иерусалима в Иерихон, на него напали разбойники; его избили, изранили, ограбили, и оставили окровавленным валяться в придорожной канаве. Шёл некий священник, наверное, на службу торопился, увидел, как сказано, прошёл мимо. Священники, народ особый, как известно, может треба какая-то очень перспективная, или ещё что-нибудь. Он не хотел останавливаться, не хотел терять своего времени. Но будем серьёзны, ибо по Ветхому Завету, действительно, кровь – это есть проявление нечистоты, и прикосновение к крови – это есть ограничение, особенно для священников в Ветхом Завете, я подчёркиваю, ограничение для его священнодействий.                 

Знаете, есть такой всем известный рассказ о том Евангельском времени, современником которого был наш Спаситель, о том, как некий князь аравийский приехал в Палестину, в Иудею, и заговорил во время какого то праздника с одним раввином, и этот разговор, более-менее начинавшийся миролюбиво, перерос в спор, потом этот спор перерос в распрю, в некое противостояние. А этот князь восточного народа, очень горячий, темпераментный, эмоциональный, экспрессивный человек, начал спорить, доказывая свою правоту, у него из уст слюна брызгала, и эта слюна коснулась бороды раввина, его собеседника.  Этот раввин отказался совершать службу, которую должен был служить, потому что посчитал, что он осквернён слюной, которая брызнула из уст своего собеседника, князя. Этого князя чуть не побили камнями, он вынужден был ретироваться, он был вынужден бежать, потому что народ был возмущён: священник отказался служить потому что этот князь осквернил его. А здесь, лежит человек избитый, израненный, поэтому священник пробежал мимо. Заметьте, он обратил внимание на несчастного, но, сделав свои выводы, никак не отреагировал на израненного человека, который лежал и нуждался, в чьей-то помощи.

После него шёл левит – человек, который занимал определённую, низшую, но, тем не менее, должность в Иерусалимском храме, и он тоже, как сказано в Евангелии, подошёл, увидел и прошёл мимо. Он увидел страждущего, окровавленного человека, нуждающегося в посторонней помощи, но этой помощи не оказал, потому что тоже, видимо, был связан с какими-то своими, по его разумению, оправдывающими обстоятельствами.

И вот, после всех шёл некто самарянин, который подойдя к этому несчастному человеку, увидев его окровавленного, избитого, израненного не посмел пройти мимо. И именно он оказал ему посильную помощь, он омыл его раны, как сказано вином. Почему вином? – потому что вино было в то время обеззараживающим средством, своего рода антисептиком. Потом смазал елеем, потому что елей смягчал, как бы врачевал раны, а потом, взвалив на своего осла, этого избитого, находившегося почти на грани со смертью человека, отвёз его в город и привез в гостиницу. Он заплатил два динария гостиннику, чтобы тот ухаживал за этим человеком, а потом сказал ему: Если ты истратишь эти деньги, ухаживая за этим избитым, израненным человеком, то я буду возвращаться обратно, и я тебе воздам столько, сколько тебе причитается, столько, сколько ты истратил на этого несчастного человека.

И вот, заканчивая Свои слова, и заканчивая эту притчу, Господь спрашивает того же самого лукавого и лицемерного законника: Так кто же, по-твоему, был ближним впадшему в разбойники? И тот был вынужден ответить, но нужно отметить, совершенно справедливо ответил: Тот, кто оказал ему милость.

Христос отвечает ему, иди и ты твори также.                                           

Ну чего проще? Всё очень понятно, всё очень прозрачно, всё очевидно, не требует никаких особенных умозаключений, замысловатости и сложности, всё очень просто – иди и твори также. Никто из нас не знает: пошёл ли этот законник творить также, как велел Христос, или он остался при своем мнении, с каковым приступал ко Христу – Бог весть, но мы с вами, дорогие братья и сестры, слушая сегодняшнее Евангельское повествование, действительно видим, что Господь всем нам без исключения говорит, что нам не спастись без ближних наших, не спастись без тех людей, которые рядом с нами. Ближние это не только те, кто нам нравится, нам симпатичен и кому нам хочется творить благо. Ближний это тот, кто нуждается здесь и сейчас в нашей помощи, кто бы он ни был.                    

Не случайно, в Евангелии Господь предлагает самарянина в качестве милосердного человека. Кто такие были самаряне, и кто такие были иудеи, мы с вами об этом говорили много раз и знаем из истории, о том, что иудеи гнушались самарянами, для них это были существа, которые просто не заслуживали даже названия человеческого, и поэтому иудей, даже умирающий от жажды, никогда бы не позволил себе взять стакан холодной воды и выпить из рук самарянина. Иудей считал для себя позорным, невозможным, и абсолютно невообразимым переступить порог дома самарянина – вот такая была вражда и ненависть. Они даже не считали их людьми; и здесь, заметьте, священник, который поучал и говорил о любви к ближнему, прошёл мимо, он не заметил, или вернее, сделал  вид, что не заметил этого несчастного человека; и левит также пробежал, так спеша к своему очередному послушанию; но именно самарянин – человек, который увидел своего врага, заклятого врага, я повторяю и подчёркиваю,  не столько самаряне презирали и ненавидели иудеев, сколько наоборот, иудеи презирали и ненавидели самарян, и самаряне это прекрасно понимали, осознавали и чувствовали на себе, и вот здесь, этот самарянин видит своего врага. Если бы ситуация была обратной, то иудей бы погнушался израненным самарянином, побрезговал бы, он сделал бы вид, что ничего не замечают, как было с двумя, только что прошедшими мимо. Но самарянин остановился, хотя имел бы своё собственное, ему ведомое право, пройти мимо, а он сделал всё, чтобы этот человек не погиб, чтобы он не умер.                                                                                

Всем нам Господь говорит об этом: тот человек, который непосредственно рядом с нами, и нуждается в нашей помощи, вне зависимости от наших симпатий или антипатий – это ближний наш, и пройдя мимо него, мы уподобимся тому самому священнику, тому самому левиту, которые, по сути, говоря, по тексту этого Евангельского повествования осуждены Христом.                                                                                       

Ответ на риторический вопрос, с которого начинается сегодняшнее евангельское повествование, и на который я обратил ваше внимание, прекрасно знал и законник: в чём заключается исполнение воли Божьей – соблюдение заповедей Божьих, и священник, пробежавший мимо это знал. В чём заключается угождение Богу – в исполнении заповедей Божьих, и также это знал левит, и мы с вами знаем. Если кто-нибудь незнающий спросит каждого из нас: Что же делать, чтобы спастись; что делать, чтобы наследовать вечную жизнь? Что мы ответим – да то же самое и ответим: соблюдай заповеди Божьи, ходи в храм Божий, исповедуйся, причащайся. То есть, мы знаем, что нам делать, но делаем ли мы, исполняем ли мы – вот этот вопрос самый кинжальный, самый убивающий нас. Соблюдаем ли мы то, что знаем, что нужно соблюдать? Как мы далеки от того, чтобы быть примером для тех людей, которые хотят в нас видеть пример для подражания.                                                                                                                            

Вот самарянин – человек, казалось бы, чуждый, кто он такой – он не богослов, он вовсе не подвижник благочестия, чтобы с него брать пример – обыкновенный простой человек. Для него так естественно было делать добро, как естественно для любой матери. Представьте: мать сидит у колыбельки больного ребёнка, уже какую бессонную ночь проводит, и думает: Как же меня, наверное, похвалят окружающие люди, за то, что я так люблю своего ребёнка. Но ведь это абсурд, даже глупо, приводить этот пример, я заранее знаю, что он нелеп. Разве мать об этом думает: что о ней скажут, если она ухаживает за своим больным ребёнком? Она думает лишь об одном: что бы ребенку лучше стало, чтобы он выздоровел. Вот творить добро должно быть также естественно для всех нас, как для матери ухаживать за своим ребёнком, не ожидая чей-то похвалы и чьей-то награды, а просто, обыкновенно, естественно творить добро, также, как это было естественно творить добро для самарянина.                                                                                    

Но есть другое, библейское, духовное осмысление сегодняшнего Евангельского повествования: человек некий, вышел из Иерусалима в Иерихон – это падший, согрешивший Адам, Иерусалим – это образ Царствия Небесного, а Иерихон – образ грешной земли. Адам, изгнанный через грехопадение, идёт из Иерусалима, из Царствия Небесного, в эту наполненную грехом землю, и на него нападают разбойники. Кто эти разбойники – это тёмные силы. Он беззащитен, он лишился покрова небесного, его избивают, он валяется израненный, никому не нужный и окровавленный. Священник и левит в этом евангельском повествовании – это образ Ветхого Завета: быть может они и не плохие люди, они просто ничего не могут принципиально исправить и сделать с этим несчастным человеком. И вот за ними идёт самарянин, потому что Христос Себя имеет в виду под этим милосердным самарянином, и именно Он, которого презрели все, милосердствует над этим несчастным человеком и его спасает, не врачует, а, по крайней мере, оказывает необходимое, для того, чтобы он не погиб: он его привозит в гостиницу.  Тоже замечательный образ: святые отцы говорят о том, что образ гостиницы в этом евангельском отрывке — это образ Церкви Христовой. Он даёт, не случайно, два динария – это Ветхий и Новый Завет, и говорит гостиннику: Делай. Гостинник – это те, кто служит в церкви; и он говорит: Трудись, и сделай всё, чтобы этот человек не погиб. То есть это удел священников, и если ты сверх того, что Я тебе дал, сделаешь: окажешь внимание, заботу, то поверь, Я не оставлю тебя без награды. Какая награда Христа? Такая, которая выше любых человеческих представлений о любой награде.                       

Мы все с вами впали в разбойники, мы все изранены грехом, все изранены враждой врага человеческого к каждому из нас. И тот милосердный самарянин, тот Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, призывает всех нас к тому, чтобы мы не отчаивались в своём падшем состоянии.  Господь даёт нам все средства, усилия и возможности, для того, чтобы мы не погибли, приведя нас в Церковь Свою.                                               

Вот это Евангельское повествование сегодняшнего дня. С одной стороны – мы все нуждаемся в помощи Божией, в помощи Церкви Христовой, в благодатных её Таинствах, с другой стороны – Господь показывает, что и люди, окружающие нас, нуждаются в каждом из нас, когда они скорбят, когда они нуждаются в человеческой доброте и в человеческой помощи.

Постараемся, дорогие братья и сестры, чтобы сегодняшнее Евангельское повествование, касающееся без исключения каждого из нас, коснулось нашего сердца, чтобы мы понимали и отчетливо осознавали, что без того, о чём Христос сказал этому законнику: без соблюдения заповеди Божьей, приблизиться к Богу немыслимо и невозможно. Но и вместе с тем, соблюдая эти святые заповеди, мы должны учиться самому главному — любви к ближнему своему, любви к тому человеку или к тем людям, которые нуждаются в нас. В первую очередь, с тем, чтобы им служа – угодить Богу, а через это наследовать Вечную Жизнь и Царствие Небесное, где подобает всякая слава, честь и поклонение Богу в Троице Святей славимому и поклоняемому Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.