Проповедь протоиерея Георгия Гуторова на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, вместе со всею полнотой Святого Православия, прославляем великое событие – дивное торжество Входа Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии в иерусалимский храм. Бесспорно, каждому из нас известны подробности сегодняшнего торжества и сегодняшнего праздника, но вместе с тем, настолько они удивительны, поскольку являются, в свою очередь, важной вехой во спасение рода человеческого, ибо Матерь Божия, еще пока Богоотроковица, еще маленькая девочка, вводится в иерусалимский храм, для того чтобы там быть воспитанной чтобы вместить в Себя Того, Кого вместить в себя не способны небеса. Она воспитывается в иерусалимском храме самой главной добродетели – смирению, с тем, чтобы сказать в последующем: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди.

И по этой Евангельской заповеди, оставленной нам всем – грядущим поколениям, Пресвятой Владычицей нашей Богородицей, все роды, а в их числе и мы, ублажаем и прославляем Ее как Честнейшую херувимов и Славнейшую без сравнения серафимов Деву Пречистую Богородицу.      

Событие удивительное и необыкновенное, оно неразрывным образом связывает нас с предшествующим Богородичным праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Мы знаем подробности и этого праздника о том, что Рождение Пресвятой Богоотроковицы было плодом многотрудных молитв, многих поношений, которое претерпели через всю свою жизнь Ее благочестивые родители, которых Церковь, неслучайно, именует Богоотцами, Иоакимом и Анной. И вот, сегодня они ведут свою Дщерь, то единственное утешение, которое Господь им подарил на излете их человеческой жизни, сами, добровольно, отдают в дар Господу.

Как можно это представить? Мыслимо ли нашему, скудному любовью, человеческому сердцу, помыслить то, о чем они и не чаяли и чего они не ожидали?

Господь им даровал в утешение, уже на склоне их жизни, на склоне их земного поприща, тогда, когда уже никакие естественные физические способности и возможности были беспомощны и бессильны к тому, чтобы это произошло. Но, однако же, Бог, превосходящий естества чин, дарует им это утешение и радость, для того, чтобы через них явить спасение не только им самим, но и всему роду человеческому. И вот, они, получив этот дар, ведут Ее в храм иерусалимский, ибо не могут по-другому воспринимать то, чем Господь их посетил и утешил. И это свойство – свойство благодарного сердца.

Благодарных не много. Вспомним Евангельское повествование, где показано замечательное и удивительное соотношение, которое всегда было: и в Евангельскую пору, и до нее, и до скончания века будет примерно так же. Вспомним десятерых прокаженных, которые, взывая, приступили ко Христу, чтобы Он исцелил их. (Через несколько недель в Церкви мы будем слышать с вами это Евангельское повествование и поучение о том, что исцелились все, но вернулся принести благодарность лишь один, на что Господь вопрошает: Не десять ли очистились, а где же девять?)

Вот такое соотношение было всегда, и будет всегда. Благодарность – это удел немногих. Вдумаемся в это, и не будем обольщать себя тем, что мы относимся к тому единственному, о котором идет речь в Евангелии. Весьма и весьма немногие могут и способны быть благодарными, и это не просто некий дар, который одному дан, а другой лишен его по тем или иным соображениям и причинам – отнюдь нет.

Безусловно, эта добродетель, в зачаточном, начальном состоянии, как, впрочем, все любые дарования Божии, дана каждому человеку. И это дар каждый из нас должен в себе взращивать и воспитывать, ибо без этой добродетели немыслимо и невозможно быть рядом с Господом.

Так вот, благодарное сердце святых Богоотцев, родителей Пресвятой Богоотроковицы Марии, Иоакима и Анны не способно было удержать у себя этот дар, сколь бы драгоценным он для них не был. И поэтому, они с благодарным сердцем ведут ее сами в иерусалимский храм, с тем, чтобы подарить Ее Господу, Который еще не так недавно им самим подарил это бесценное утешение. Вот это есть свойство благодарного сердца – не оглядываясь отдать самое дорогое.

Нет ничего особенного и необыкновенного, если человек отдает нечто, особенной ценности для него не представляющее, а еще хуже – как в нашем народе говорят: На тебе Боже, что нам негоже. Отдадим какие-нибудь тряпки, обноски, все что угодно, что только лишь дом захламляет. Или проходим мимо нищего, гремит в кармане мелочь, которую некуда девать. Вот куда ее девать? Подам милостыню, — думаем мы, а потом идем с самомнением: Я сотворил святую милостыню. Ну какая же это милостыня – ты просто освободился от того что затрудняет твою жизнь, и очень часто в нашей жизни это встречается.

Так вот, самое предельно дорогое, что можно было отдать Господу, отдают в дар святые Иоаким и Анна. И Пресвятая Богородица, будущая Царица Небесная, возрастает именно в этом святилище, и именно здесь святая Богоотроковица взращивает те навыки и добродетели, которые были в Ней, как в каждом человеке заложены.

Повторяю еще раз, и хочу к этой мысли вернуть себя и вас: Господь всем нам дарует полноту талантов, в ком-то они более развиты, в ком-то менее, Господь промышляет по Своему Божественному разумению о каждом из нас: на сколько человек будет способен воспользоваться во благо и во свое спасение тем даром, и тем талантом, которым Он его почтил. Но от самого человека зависит: как взрастить в себе тот дар, который заложил Господь в его сердце? В этом смысле, каждый из нас ответственен за небрежение, леность, за все то, что не позволяет дарам Божиим, которые Господь прещедро даровал каждому из нас, быть выращенными. Вот это очень важный и необходимый для нас вопрос.

Матерь Божия возрастает в иерусалимском храме с тем, чтобы потом соделаться вместилищем невместимого Бога, с тем, чтобы послужить ко спасению всего рода человеческого, и не случайно, именно в храме Божием она приобретает все те качества, и те добрые свойства, которые необходимы для этого. И вот, сегодня мы с вами, вспоминая и празднуя это замечательное и удивительное событие, говорим о храме как таковом, и не можем об этом не говорить, потому что для нас храм Божий – это все на земле. Нет ничего выше, нет ничего совершеннее, нет ничего святее на земле, нежели храм Божий.

Здесь совершается Бескровная Жертва, здесь совершается Божественная Евхаристия, здесь совершается Божественная Литургия, здесь Бог благоволит быть явственно Плотью и Кровью Своею, чтобы дать Ее в снедь верным, чтобы через приобщение Христу мы были наследниками Вечной Жизни и Царствия Небесного.

Святитель Григорий Палама в одной из своих проповедей говорит замечательные слова, дерзновенные слова, которые не каждый способен вместить в себя, он говорит так: Бог сотворил этот мир, призвав его от небытия к бытию, только лишь с одной целью, чтобы создать свою Церковь, потому что вне Церкви нет спасения. Эта мысль, которая сквозной, золотой нитью, проходит через всю историю рода человеческого: для того Господь пришел на землю, чтобы сделать нас причастниками Своего Божеского Естества, и потому, Церковь Христова является единственным условием и единственным средством, которое способно даровать человеку наследие Вечной Жизни и Царствия Небесного.

Также святой священномученик Киприан Карфагенский, чьи слова, некогда произнесенные им и уже ставшие афоризмом: кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Поэтому, когда люди говорят, что они сами дома молятся, что у них свои взаимоотношения с Богом, Церковь для них необязательное средостение между ними и Богом и тому подобное. Это все глупости и нелепости, которые не имеют даже крупицы здравого смысла под собою, потому что спасение без Церкви немыслимо и невозможно.

Иногда люди задают вопросы, которые ставят в недоумение: Смотрите, вот хороший человек, замечательный, добродетельный, милостивый, сострадательный и прочее, сколько в нем таких необыкновенных качеств, но в Церковь не ходит, потому что у него свое представление об этом. Так вот, спасется ли он, будет ли он наследником Царствия Небесного?

Нет, не будет, при всех его добродетелях. Это не значит, что мерзавец, который ходит в Церковь – обязательно спасется. Но без Церкви, без причастия Святых Христовых Тайн спасение невозможно. Люди говорят: Сколько миллиардов людей на земном шаре, который вообще не христиане, но они по сути своей являются людьми добродетельными и благочестивыми, спасутся ли они? Не нам судить за Бога: это только лишь в Его ведении, но, если мы говорим по Евангелию, опираясь на слово Божие – нет, не спасутся.

 Почему – потому что Христос Своим неложным глаголом сказал: Кто не родится от воды и Духа, тот не войдет в Царство Небесное. Неужели мы будем оспаривать эти слова, слова Самого Господа? В таком случае напрашивается иной вопрос: если мы с этим категорически не согласны, и говорим: Как же так, в чем же вина этим людей, если они не родились Христианами? Начнем с того, что нет ни одного на земле существа, которому бы Господь на земле не давал и не предлагал возможность познать Себя; Зачем тогда, спрашивается, нужна была Жертва Христа, если и без Него можно спастись? Зачем нужна была Голгофа, зачем нужно было вочеловечение Сына Божьего, пришедшего в мир грешныя спасти, если и без Него можно спастись, если есть какие-то иные пути для спасения? Будь хорошим человеком, будь добродетельным, будь милосердным, будь сострадательным — и ты спасешься. Тогда и не нужно было Христу приходить на землю и совершать Свою искупительную жертву, если и без Него можно спокойно спастись, только лишь оставаясь в границах порядочности и нравственных общечеловеческих ценностей.

Такое рассуждение обессмысливает и Евангелие, и обессмысливает Крест Христов.

Мы не судим никого: нам бы самим, окаянным, спастись, потому что ведь с нас спрос будет куда серьезней и страшнее, чем от тех людей, о которых мы говорим, что они несчастны от того, что Христа не знают. Нам все вручено, Бог нам вручил полноту познания Себя, познания истины. Мы Христа причащаемся, сегодня половина прихода причастилось Святых Христовых Тайн; в нас Христос, мы нерукотворенный Храм Божий, потому что Бог благоволил царствовать в нашем сердце, но выйдя из храма мы остаемся прежними, ничего в нашей жизни не меняется. Как мы осуждали, так мы и осуждаем, как мы злобствовали, так мы и злобствуем, как мы пленялись скверными, блудными, нечистыми и хульными помыслами, так и пленяемся ими, а ведь в нас Христос.

Заметьте, это нашими очами Христос смотрит на мир, это нашими устами Христос обращается к миру. Что мы произносим, что мы видим, что мы хотим видеть своими очами, что мы хотим слышать своими ушами? В нас царствует Христос, поэтому с нас, православных людей, церковных людей, спрос будет предельно высоким, и такого спроса не будет ни с одного другого человека, незнающего Христа. Нам Христос вручил полноту Своего познания, и вот все это, что необходимо для нашего спасения, Господь нам дарует в Церкви Христовой.

Вернемся к основной мысли сегодняшней беседы: без Церкви нет спасения. Иногда мы можем услышать в адрес Церкви такие слова: Почему Церковь молчит, почему она не занимает активную жизненную позицию, почему она не обличает те, или иные беззакония? Я, обычно, отвечаю: А вы сами в Церковь ходите? Когда вы последний раз были на Литургии? Вы были в минувшее воскресенье в Церкви? Как правило, отвечают: Да нет, я вот…  – ну вы знаете те слова, которые может сказать любой человек, не ходящий в храм… Так почему же вы думаете, что Церковь молчит?

Церковь отнюдь не молчит, она отнюдь не безмолвствует: только говорит о главном, она говорит не о политических передрягах или волнениях, а о самом главном, о том, как спастись человеку, что ему сделать, чтобы наследовать Вечную Жизнь – вот о чем говорит Церковь. И это есть самая главная ее задача: ни социальные ее служения (это, конечно, хорошо, и любой приход этим занимается). Есть приходы, которые занимаются алкоголиками и наркоманами, есть приходы, которые занимаются бездомными, есть приходы, которые помогают неимущим и так далее.

Это все, конечно же, очень достойно, но этим государство должно заниматься, по большому счету, какие-то социальные службы, но не Церковь. Церковь занимается этим, и быть может даже лучше, чем какие-либо соответствующие инстанции, которые должны были этим заниматься, но это не главное служение Церкви: без этого Церковь может обойтись и обходится. Но вот без Церкви люди обойтись не могут, потому что она дает то, что не дает ничто другое, никакой другой социальный организм, никакое другое человеческое сообщество. Она дает Христа — это самая главная миссия Церкви – привести человека к покаянию и к единству во Христе, через Таинство Святой Евхаристии. Это самая главная цель и самая главная задача Церкви, и нам всем это нужно осознавать и понимать: вне церковной ограды нам не спастись.

Впрочем, не будем говорить и возвращаться к этой неблагодарной теме: кто спасется, а кто не спасется. Однажды преподобного Амвросия Оптинского спросили: Батюшка, а католики спасутся или нет? Он ответил: Я не знаю, спасутся ли католики, я знаю, что я без Православия не спасусь. Мы без Церкви не спасемся. Бог Судья всем, и поэтому, провозгласив сегодня, быть может, бескомпромиссные тезисы, и не отказываясь от них, хочу несколько оговорится: Бог всем Судья, это Его Царство, это Ему определять, кто в нем будет царствовать вместе с Ним.

Но есть некий Богом поставленный закон, который является непременным, и обязательным условием, для того чтобы человеку, созданному по образу и подобию своего Творца, быть наследником этого Царства. И главными основным условием является принадлежность Церкви Христовой. Вернемся к уже произнесенной сегодня мысли: Кто не родится от воды и Духа, то есть, кто не будет крещен во Имя Святой и Живоначальной Троицы, во имя Отца, и Сына и Святого Духа, тот не войдет в Царство Небесное. Как бы мы не изворачивались, как бы нам не хотелось все это миновать или каким-то образом от этого избавится – это то условие, которое Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, полагает одним из основных. Не единственным, но основополагающим для спасения всякого человека, грядущего в мир.

Помолимся Царице Небесной, чтобы нам грешным не погибнуть в этом болоте мирских соблазнов и треволнений. Помолимся Царице Небесной, Пресвятой Богоотроковице, Которая воспитывалась в храме Божием и впитывала в Себя все то, что способствовало тому, что Она стала Материю Живого Бога. Помолимся о том, чтобы Она соделала нас храмами, живущего в нас Духа, чтобы ничто не способно было омрачить наше сердце и увезти его в страну далече, а чтобы соделать его храмом, обителью, возжелавшего в нас царствовать Живого Господа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, Безначальному Отцу,  со Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне,  и присно, и во веки веков. Аминь.