Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю  26-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Берегитесь любостяжания – говорит Господь в сегодняшнем Евангельском повествовании: ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имений. Сегодня мы с вами слышали, дорогие братья и сестры, притчу о безумном богаче, так Христос называет человека, который всё своё упование, всё своё человеческое содержание употребил для достижения только лишь земного и материального.

     Мы все неизбежно связаны, с тем, что получаем те или иные земные приобретения, которые необходимы, которые споспешествуют нам в нашем земном поприще. Но если человек всего себя отдаёт только лишь этому, тогда его жизнь превращается в обессмысленное существование. Сегодняшнее Евангельское повествование именно об этом нам с вами и говорит. Нам известно это коротенькое, изложенное в нескольких строчках, повествование о том, как некоему человеку, как сказано по-славянски, угобзися нива, то есть, урожай выдался таким необыкновенным, что он, и без того будучи человеком состоятельным и богатым, даже удивлялся и пришёл в замешательство от того, что ему делать с этим богатством, которое так внезапно свалилось на него, сверх того, что он имел. И вот, тогда этот человек, размышляя не о том, чтобы раскрыть двери своего сердца навстречу тем людям, которые по-настоящему нуждаются в его помощи, недоумевал, размышлял и говорил: Что мне делать? И потом сам для себя ответил на этот недоуменный для него вопрос: я разорю свои житницы, я сделаю их более вместительными, и тогда всыплю всё то богатство, которое выдалось мне и скажу: наконец-то, к чему я стремился, наверное, всю свою жизнь, чтобы потом беззаботно, ни о чём не размышляя и ни о чём не думая, сказать себе: душа, ешь, пей, веселись, ибо на многие годы у тебя богатства.

     И вот, казалось бы, предел тех чаяний, тех желаний, которыми жил этот человек на земле, богатство в преизбытке пришло к нему, но вместе с тем, с этим мнимым состоянием вседовольства и благополучия, он слышит голос, который говорит ему, так и называя его, обращаясь к нему: Безумный, в эту ночь душу от тебя отнимут, кому это всё оставишь?                                                                                                                   

Мы очень часто воспринимаем Евангельские слова, Евангельские глаголы, мы воспринимаем как бы не к себе относящимся, поскольку считаем, что ничего общего с этим богатым человеком мы не имеем, потому что у нас нет таких богатств, у нас нет таких состояний, чтобы прилепляться к ним. Хотя можно прилепляться к чему угодно.

Но прежде чем эту мысль продолжить дальше, закончу пересказ сегодняшнего Евангельского повествования, которое уже, собственно, завершилось, осталась разве что только последняя фраза, которая имеет ключевое значение для всех нас: Господь говорит: так будет со всяким, кто не в Бога богатеет.

Что значит, в Бога богатеть, и что значит не в Бога богатеть? Ведь можно телевизором богатеть, можно компьютером, интернетом богатеть, то есть чему себя человек отдаёт – тем и богатеет. Как-то я рассказывал: я знал человека, который имел странное хобби: собирал спичечные коробки. Вот он спичечными коробками богател: он ни о чём другом разговаривать не мог. Нелепо, абсурдно, глупо, смешно нам покажется, в конце концов. Но это уже не смешно, когда мы целый вечер проводим у телевизора или пропадаем целыми сутками в интернете. Порой, это для человека является главным содержанием его жизни.

Есть дети, отроки, подростки — сколько я их знаю, как священник, как многие другие священнослужители знают эту страшную и чудовищную проблему, с которой приходят родители, но чаще бабушки и дедушки, потому что родителям не до этого: те работают, те зарабатывают, семью кормят, а вот бабушки и дедушки, особенно бабушки, те более как-то расположены к вере к Церкви, и вот, сколько они страшных и жутких историй рассказывают: внук или внуки буквально пропадают целыми сутками в играх, они играют в непонятные для старшего поколения игры. Недавно я беседовал с одним человеком – отцом подростка, который говорил о том, что сын настолько отчуждён от семьи, от родителей, от сестры: ни о чём другом не думает, ни о чём другом не помышляет, постоянно находится в этой страшной, виртуальной, реальности, он даже не кушает вместе с семьёй, он просто быстро прошмыгнёт на кухню, возьмет что-нибудь, и уходит к себе. Он, так сказать, не хочет на все лишнее время терять.

Вот этим несчастный человек богатеет, и не о чём другом он помышлять не может и не хочет. Это, наверное, не самая главная мысль того, о чём мы сегодня говорим, хотя, наверное — это трагедия, национальная трагедия, всемирная трагедия. Невозможно и немыслимо достучаться и каким-то радикальным образом решить проблему: отключить интернет, отобрать компьютер, телефон или планшет, чтобы не допускать ребёнка в эту страшную, жуткую и всепоглощающую реальность. Ребёнок прямым текстом говорит: для меня жизнь абсолютно бессмысленна, если вы ещё раз попытаетесь лишить меня моих увлечений, я выйду пешком с балкона, и вы меня ничем не удержите. И он действительно всерьёз настроен.

Да, есть разные вещи, которыми можно богатеть.

Один священник очень замечательно пересказал сегодняшним современным языком эту Евангельскую притчу: один человек преуспел тем, что приобрёл акции, скажем, Газпрома или какой-то другой правильной компании, к нему пришли большие деньги, а он думает: Что же мне с ними делать с этими деньгами, просто оставлять, как они есть – пропадут ведь деньги. Известная история. Тогда я пойду и расширю свои хранилища, то есть, куплю какой-нибудь футбольный клуб в Англии или убедительную, не прогорающую недвижимость там же, и вот тогда это будет приносить большую пользу: цены на газ и нефть будут расти, а я буду только богатеть этим. И тогда я уже могу сказать душе своей: ешь, пей, веселись, потому что до конца дней твоих всего тебе хватит.

Но вот мы все забываем, опять же возвращаюсь к мысли, которая уже прозвучала: К нам это не имеет никакого отношения: какой футбольный клуб, какая яхта, какие там банковские счета и всё прочее? Это не у нас с вами. Но, наверное, сегодняшнее Евангелие, с одной стороны, говорит нам о том безумии, которое делает одержимым человека — пристрастия, приобретения для жизненных материальных благ.

Но еще сегодняшнее Евангелие говорит о внезапности нашей смерти, о том, о чём мы с вами понятия не имеем, когда Господь призовёт нас. Этому человеку, которому казалось, что он достиг совершенства, как ему думалось, самого главного: вот тебе теперь не о чем беспокоится, можешь расслабиться и жить благополучно, ничего тебя не должно тревожить. Вот здесь, как раз, роковой голос говорит ему: Безумец, душу в эту ночь у тебя отнимут, кому ты это всё оставишь, кому это всё останется, кроме толпы, сорящихся друг с другом, родственников, которые будут биться не на жизнь, а на смерть за твоё наследство, которое ты своим трудом приобретал, ведь ничего другого не останется здесь? Что тебя что ожидает там, за гробом, что тебя ожидает за этой таинственной, мистической чертой, именуемой смертью?

Помните, я уж тысячу раз приводил этот литературный пример, как размышлял атеист-нигилист Базаров у Тургенева. Персонаж, казалось бы, отрицающий всё, что связывает человека с Небом и с вечностью, даже он, в некое мгновение искренности, рассуждая, говорил о себе: Умру я, и что после меня останется – лопух на могиле. Действительно, какая страшная, жуткая перспектива: оставить после себя лопух на могиле. Это страшнее всего прочего, что можно себе представить; что ожидает человека.

Есть замечательный рассказ, и это исторический факт: когда умер, внезапно надо сказать, знаменитый Александр Македонский, видимо, понимал, что его могли насильственно свести с этого света: убить, отравить и тому подобное. Он заранее составил завещание. Согласно этому завещанию, когда несли бездыханное тело этого воителя, грозного воителя, славного воителя, в саркофаге, он просил, чтобы в нём сделали отверстия, в этом гробе и просунули его руки сквозь отверстия. Руки бездыханного тела, уже не способные что либо сжимать в себе, и таким образом его несли через весь город, толпа людей сопровождала эти похороны, а он лежал бездыханным с распростёртыми руками в гробу. Тем самым показывая, что ничего я с собою не унёс туда, потому что всё, что для иного человека составляет здесь смысл и главное содержание жизни, с собою не унесёшь. Это банальная вещь, всем очевидная и для каждого из нас известная. Вот они, эти пустые руки, которые здесь пытались хватать, брать, приобретать, а туда ты ничего с собою не унесёшь. Это очень яркий и замечательный пример того, чтобы мы задумались о том, во что и в кого мы богатеем.

Если мы будем богатеть только лишь земными приобретениями, вот с тем мы уйдём в вечность. Если мы будем в Бога богатеть, то это будет совершенно иная цена жизни человека.

Что значит, в Бога богатеть? Это жить во Христе, это жить с Господом, это жить в Нем, и жить с Ним, и жизнь свою, поступки, свои слова, свои помыслы соотносить к тому, чего ждёт от нас Христос Господь. И не только лишь благих добрых намерений, а действий, действий в Боге.

Ещё раз вернусь к мысли, которая то же неоднократно произносилась. Это тоже литературный пример, сравнение, воспоминание. У Достоевского в «Игроке» есть замечательный персонаж: старуха-генеральша. Конечно, это все прекрасно помнят, когда разорившееся семейство, которое только и делало, живя в Европе, на водах, на курорте, прожигало свою жизнь игрой на рулетке. И все они, промотавшиеся, проигравшиеся в пух и в прах, ждут одного, чтобы умерла старуха-генеральша, потому что у неё есть наследство, им причитающее. И они беспрестанно, каждый день, телеграфируют в Россию, о том, чтобы узнать, как там её здоровье, скоро ли она преставится, чтобы деньгами её овладеть. Когда же, когда, наконец-то, она помрёт? И вдруг, старуха, полная сил, в здравии, сама приезжает в этот, так называемый «Рулетенбург», как остроумно называет этот город Достоевский, приезжает внезапно для всех и говорит: Вы думали я помру – а я вот она, я вся здесь. Какая, — говорите,- там у вас рулетка, ну-ка поведите меня на эту рулетку, посмотрю хоть краем глаза на неё. Ее ведут в казино, все в недоумении: чего она приехала сюда? А старуха говорит: ну, а как вот тут все крутится, как там чет не чет, чёрное, красное, зеро и на что тут ставить? — Вот на это бабушка ставь, на это.

К концу вечера бабка проигралась в пух и прах, и все наследство, на которое рассчитывали все родственники, проиграла на рулетке. А потом выходит без гроша в кармане и говорит замечательные слова: Надо же, а ведь храм хотела построить.

Благими намерениями – говорит Данте – выложена дорога в ад.

Хотела храм построить, а всё проиграла в рулетку.

Это к тому, что мало хотеть, размышлять и думать о том, что хорошо было бы в храм походить, и в грехах своих покаяться, и жизнь свою хоть как-то изменить. Если мы этого не будем делать, понуждая себя, то никогда это и не произойдёт, это всё останется, так называемыми, благими намерениями. Ничего доброго, мы не изменим в своей жизни, до тех пор, пока мы сами себя не возьмём и не заставим идти за Христом.

Мы часто говорим: Зачем, нужно ли Христу это насилие над самим собой, это ли нужно Господу, чтобы мы заставляли себя?

Господь нам в Евангелии говорит очень трезвые и здравые слова, мы очень часто их воспоминаем: Царство небесное силою берётся, и прилагающие усилия входят в него. Поэтому, для того чтобы жить во Христе, нужно понуждать себя, заставлять, нудить себя, и вот только в этом случае мы способны будем изменить себя. Отрицая и отсекая от себя всё дурное, наносное, земное, временное и скоропроходящее, что мы с собою, наверняка, в вечность не унесём. Единственное, что способно будет оправдать нас в вечности — это наши добрые дела, это наша вера во Христа, это сострадание и милосердие к нашим ближним.

Вот чего, сподоби Господи, всем нам достичь. И только наша суета, бесконечная возня в земном, сиюминутном нас порабощает, чтобы у нас совсем не оставалось времени задуматься о самом главном, о самом основном, и вот тогда, мы можем уподобиться сегодняшнему богачу, несмотря на то, что мы не имеет такого богатства, таких возможностей, как имел тот богач, о котором мы слышали в Евангельском повествовании. Мы можем в этой суете, повседневности, бессмысленности и бесцельности, быть погруженными, нисколько не приобретя для себя самого главного, чего Господь желает от каждого из нас: богатеть в Него и чтобы Богом быть богатым.

Эта тема весьма серьёзная и требует большого, самостоятельного разговора: что значит богатеть в Бога? Но вот пусть пример празднуемого сегодня великого святого, благоверного князя Александра Невского, покажет нам то, как всецело довериться Господу, и жить по Его святой воле. Чтобы и нам, претерпевая наши жизненные, Богом нам посылаемые испытания, воспринимать их не как некую нелепую досадную случайность, а как Промысл Божий, касающийся каждого из нас.

Понимаю, что утомил своим многословием всех вас, но последний пример, которым хотелось заключить своё сегодняшнее многословие – пример, который я уже приводил вам. Однажды, один человек, проживший очень тяжёлую, скорбную жизнь, сказал о себе: чем он более живёт на этой земле, чем больше лет его жизни, тем более он приобретает понимание того, что все, что происходило в жизни с ним, по крайней мере, а уж со всем родом человеческим, безусловно: все происходит по Промыслу Божьему.

Он рассказывал о том, что буквально в канун революции, они были очень зажиточными людьми, потом их уже уничижительно называли кулаками, потому что своим трудом человек все приобретал, а кулаками их называли, потому что человек от зари до зари пахал, и спал на своём кулаке, у него ни времени, ни возможности не было нормально отдыхать, потому что пахал на своей земле, обрабатывая, взращивая и возделывал ее. Так вот, он рассказывал о том, что в канун революции с их семьёй произошла очень страшная трагедия: все, что они имели: мельницы, амбары, всё это сгорело от пожара, они были в отчаянии. Но потом, спустя какое-то время, достаточно немногое время, они благодарили Бога за то, что с ними это произошло. Почему – да потому что, грянула революция, их всех стали раскулачивать, всех стали сажать в тюрьмы, а они, лишившись всего, что они имели, были бедняками, их никто не посадил, не сослал, и они все живыми остались, говоря: Господи, как велик Ты в своей премудрости, как велик Ты в своей любви, как премудро Ты с нами, Господи, поступил, что мы, лишившись своего материального имения, не лишились жизни, потому что, если бы это имение осталось бы – нас бы первыми раскулачили, первыми расстреляли или сослали в концлагерь.

Человек правильно понимает всё то, что с ним происходит. Поэтому, дорогие братья и сестры, что бы с нами в нашей жизни не происходило, будем помнить слова апостола Павла, которые мы очень часто с вами вспоминаем: любящим Бога, всё содействует ко благу.

Что бы с нами не происходило, какие бы скорби, болезни, невзгоды, даже, казалось бы, очевидные несчастья – будем веровать Господу, в том, что это не случайно, это имеет для нас особое значение, и даже если мы здесь чего то лишаемся, чего то, быть может, важного, а порою даже невосполнимого, всё это лихвою восполнит Господь тогда, когда мы предстанем пред Ним, нуждаясь в Его всемилостивом, всеблагом ответе на Страшном Суде.

Господь да воздаст нам за наше терпение, за наше доверие Ему, ибо Он Благ и Человеколюбец. Аминь