Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

                    Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, за Божественной Литургией слушали Евангельское повествование, которое является по-особенному трогательным и проникновенным. Каждому из нас оно, безусловно, знакомо, и незадолго до Рождества Христова, мы слышали именно это евангельское повествование о десяти прокаженных, которых исцелил Спаситель, Господь наш Иисус Христос. Это очень коротенькое изложение Евангельского события, но оно настолько глубоко пронзает сердце каждого читающего или слушающего этот небольшой евангельский отрывок. Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, шёл в окружении Своих учеников и увидел десять прокаженных людей, которые по отдали стояли от Христа.

Надо сказать, в то время, во время земной жизни Спасителя, это была, наверное, самая страшная болезнь, самая страшная зараза, какую возможно было представить человеческим разумением: человек заживо сгнивал. Не случайно, в Священном Писании мы с вами очень часто видим людей, которые были этой болезнью поражены. Это была страшная, чудовищная, невообразимая болезнь. В ветхозаветной книге Иова Многострадального мы сталкиваемся именно с этим страшным посещением праведника. Господь попустил этому праведному человеку впасть в сию страшную болезнь.

И тот был выброшен за пределы города, некогда, будучи славным, великим, богатым, могущественным, уважаемым всеми людьми, он был обречён на страшное, не просто нищенское, а уничиженное состояние. Его выбросили на гноище, где единственным, с позволения сказать, утешением для него было то, что он осколками, черепками разбитых горшков соскабливал с себя, эти страшные гнойные язвы, поражавшие его до костей. Тело человека разлагалось на глазах, частями отваливалось и это сопровождалось страшным зудом, страшной болью, совершенно для нас не представляемыми и физическими, а уж кроме них и нравственными, моральными своими сторонами. К тому же, эти люди были изгоями.

Болезнь была заразная на столько, что люди боялись её, и несчастные, пораженные этим недугом, были лишены человеческого общения, поэтому они собирались в группы, состоящие из таких же поражённых этой неизлечимой болезнью людей и странствовали, обречённые на пожизненное скитальчество. Им было вменено в обязанность носить колокольчики, которые бы оповещали издалека, о том, что приближается прокажённый, и если они кого видели из людей, то были обязаны кричать: Прокажён, прокажён Таким образом они оповещали о том, чтобы люди бежали прочь от них, и, следовательно, сами были гонимы, и были лишены нормального человеческого существования.

Вот, именно такая группа из десяти прокажённых людей, обречённых на целожизненное скитальчество, встречает Христа, о Котором, наверняка, они слышали, поскольку молва, весть народная о Христе распространялась, и они, увидев Христа, услышав о том, что это и есть Тот самый дивный чудотворец, о котором все только и говорят, не решаясь, по уже объяснённым причинам, подойти ко Христу, издали кричали: Иисусе Наставниче, помилуй нас!

Они не просили, чтобы Он очистил и освободил их от этого неисцелимого недуга, наверное, и в мысли у них не приходило, что возможно было бы им каким-то образом, необыкновенным и чудесным образом освободиться от гноища, в котором они находились, и поэтому просто просили помилования. В чём оно могло выражаться – они даже, быть может, не понимали и не осознавали, и тем не менее, взывали, стоя по отдали: Иисусе Наставниче, помилуй нас! И Господь им говорит: Пойдите и покажитесь священникам.

Неслучайно повеление Христа пойти и показаться священникам. Ветхий Завет, в частности книга «Левит», очень подробно объясняет, как должно освидетельствовать это заболевание в человеке, проказа ли это, или иное заболевание, не столь заразное и неотвратимое — все эти функции выполнял ветхозаветный священник, и поэтому Господь повелевает им идти именно к нему. Для Господа, конечно же, нет никакой сложности совершить чудо и без священника, как мы многократно видим в Евангелии. Он может единым словом Своим исцелить человека, поднять умершего из мёртвых. Единственного слова Божественного вполне для этого было бы достаточно.

Но Господь, тем не менее, повелевает им пойти в храм и показаться священникам, тем самым обязывает их, а в их лице всех нас, исполнять те постановления, те законы, те правила, которые Богом учреждены. И вот, прокаженные послушливо идут по слову Христову, чтобы показать свои язвы, гноища. Быть может, внутри себя они и ропщут, видя бессмысленность и бесцельность этого послушания, поскольку наверняка когда-то уже священник вынес свой вердикт по отношению к каждому из них, потому что, повторяю, священник обязан был освидетельствовать человека при явных признаках проказы. Но Христос Господь, к Которому они взывали о помиловании, Он им повелевает, и те послушливо спешат в Иерусалимский храм. И вдруг, по дороге к храму Иерусалимскому, они обнаруживают, что их тела, обезображенные, зловонные, скверные, гноем точащиеся, вдруг исцелились. Каждый из них ощутил себя, так, как если бы его обезображенное тело стало телом младенца, чистым, не запятнанным никакими язвами и болезнями не подёрнутое. Они увидели себя исцелившимися.

И вот здесь происходит самое главное в этом Евангельском отрывке.

 Без сомнения, сам факт исцеления Христом этих несчастных людей, является явлением совершенно неисповедимой и необыкновенной, но мы понимаем, что акцент в сегодняшнем Евангельском повествовании ставится, даже не на этом, превосходящем человеческое разумение чуде, а совершенно на ином. На том — что все исцелились, все эти несчастные десять прокаженных ощутили себя здоровыми, о чём даже мечтать и мыслить никогда не могли, но только лишь один из них возвращается ко Христу, падает перед Ним ниц и благодарит Господа, за тот изреченный дар, который он получил, исцелившись от проказы. А Господь вопрошает: Не десять ли очистились, а где же девять? Какой вопрос.

В прошлое воскресение мы с вами затронули этот момент, и я обратил ваше внимание, что неделю спустя мы будем говорить с вами именно об этом. Об этом необыкновенном, подчёркиваю, даре, способности и таланте: быть благодарным человеком. Все исцелились, но только лишь один вернулся благодарить Христа — самарянин, иноплеменник, называет его Господь. Иудеи не общались с иноплеменниками, самарянами в первую очередь, для них они были притчей во языцех. То есть, самаряне были презренные, с точки зрения иудейской морали, существа, с ними, не то что бы здороваться — их гнушаться должно было. Для этого были свои исторические поводы, но это тема другого разговора. Иудеи, как о этом говорится в другом месте Священного Писании, с самарянами не сообщались, то есть, никакого общения с ними не имели.

И здесь мне хотелось бы обратить внимание на одно, очень замечательное обстоятельство. Когда все эти прокаженные были здоровыми, успешными, благополучными людьми, они, конечно же, с самарянами не сообщались, и с этим своим собратом по несчастью тоже никогда бы не общались. Но когда люди больны, а уж, тем более недугом неисцелимым, когда горе такое, что его невозможно человеческими способностями преодолеть, там уже не до условностей, там уже нет разницы, самарянин ли ты, эллин или скиф, раб или свободен. Тогда это уже неважно, в болезни мы все объедены одним общим горем, одной общей скорбью. Вот лишь тогда люди сплачиваются, как бы это странно, может страшно и парадоксально не прозвучало.

Когда выпадает общее горе для всех, вот тогда уже наши мелочные распри тут же забываются. Тогда уже не о чем спорить, не о чем говорить, многое становится настолько пустым и не стоящим даже внимания. Когда выпадает общее всенародное горе, когда война посещает народ, тогда забываются все наши мелочные ничтожные обиды и обидки, потому что общее горе поглощает всё, оно заставляет нас забывать о своих личных неприязнях. Вот здесь то же самое происходит, заметьте: иудеи с самарянами не сообщаются, однако же, Господь говорит: Не десять ли очистились, где же девять, почему же только лишь один иноплеменник пришёл поблагодарить Меня? Это не случайно, в Евангелии это не единственное место, где Господь подчёркивает, обличая иудеев в их фарисейском высокоумии и кичливости от своей мнимой особой и исключительной значимости. Ибо для Господа все равны, Господь всех одинаково любит, и мы вчера тоже об этом говорили: и злых, и добрых, и праведных, и грешных, потому что все мы дети, Его дети. И поэтому Господь в равной степени Своей Отеческой любви любит каждого из нас.

Это очень показательный момент, говорящий нам о том, как трудно научиться добродетели быть благодарным. Это, наверное, одно из самых непростых умений: научиться благодарить. Святитель Феофан Затворник, как раз об этом и говорит, в этом контексте эти слова мы нередко вспоминали: Вот примерно такое соотношение в мире и существует: один к десяти, один из десяти умеет благодарить.

Нам иногда кажется, что к нам это не имеет отношения, но мы, к сожалению, в этом ошибаемся, потому что свойство неблагодарности, к сожалению, повторяю и подчёркиваю, свойство, имеющее отношение в большей или меньше к каждому из нас. Я уже тысячу раз приводил эти замечательные слова Честертона, который однажды произнес замечательную фразу, что религиозное воспитание в семье, начинается не с того, когда отец раскрывает Библию и начинает читать своим детям её, а с того, когда дети научаются благодарить маму, за вкусно испечённый пирог. Вот именно с этого начинается настоящее религиозное воспитание в семье — с благодарности за то немногое, что тебе оказывается. И если ты не умеешь благодарить Бога, вернее, если ты не умеешь благодарить ближних своих, ты никогда не будешь способен найти в своём сердце благодарность к Господу.

Я вспоминаю одного священника (сегодня я обязательно напишу ему), меня однажды поразила его замечательное откровение, свидетельство. Этот батюшка в возрасте, и он однажды сказал так: Знаете, после пятидесяти пяти лет я Бога почти ни о чём не прошу. (Это не позёрство, не актёрство, не игра на публику, а вот такое братское дружеское свидетельство, – которым он поделился, в том числе и со мной). — Я не о чём не прошу Господа, знаете, после определенного возраста, я просто благодарю Бога. Мне больше ничего не хочется говорить Господу, кроме как говорить: Слава Тебе, Господи! Слава Богу за всё!

Вот как это трогательно, как это умилительно, как это замечательно, когда человек приобретает эту удивительную потребность благодарить Бога за всё. Благодарить за скорби и печали, за радости и невзгоды, это, конечно же, дар. Я напишу этому батюшке, как я рад за него, и, к сожалению, бесконечно далёк от его свидетельства, и что о себе, к сожалению, не могу этого сказать,  но учиться этому, думаю, необходимо каждому из нас. Учиться благодарить Бога за всё, что ты имеешь, даже если скорби мы претерпеваем.

Мы очень часто говорим об этом, дорогие братья и сестры, но мы ведь понимаем, что мир существует исключительно Промыслом Божьим и действием Всемогущего Творца и Господа, всеблагая воля Которого в том и заключается, чтобы никому не погибнуть, но всем спастись. Даже те жизненные испытания, которые Господь попускает каждому из нас, чтобы там ни было — раздоры в семье, неблагополучие в жизни, болезни, невзгоды и прочее, чего бы это не коснулось, для верующего человека, это не просто нелепая случайность, а это есть Промысл Божий. Это то горькое лекарство, которое необходимо иногда бывает человеку испить, для того, чтобы получить врачевство от тех недугов, которыми он страдает, и поэтому всё то, что Господь попускает нам в нашей жизни, необходимо для нашего спасения.

А, следовательно, Богу нашему слава за всё! Слава Ему и за скорби и печали, потому что тем самым Господь спасает нас для Вечной Жизни, для Царствия Небесного. И поэтому потщимся приобрести в своём сердце благодарность к Богу, как бы нам тяжело ни было, как бы нам ни казалось, что никакого повода для благодарности нет. Будем к этому стремиться.

И самое главное, будем помнить о том, что Господь даровал нам самое величайшее из чудес, каковое только может быть и здесь на земле и на небе,  выражаемое именно благодарностью — то служение Господу, собравшее всех нас здесь и сейчас, в эту минуту, под сводами этого святого храма, именуемое Божественной Литургией, Евхаристией по-гречески. Что означает в переводе – благодарение.

И мы здесь с вами для того, чтобы благодарить Творца и Бога. И тот удивительный возглас, предваряющий Евхаристический Канон, пред совершением присуществления хлеба и вина в Пречистые и Преблагословенные Тайны Христовы, в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христову, именно так и звучит, что все с вами едиными усты и сердцем единым произносим: Благодарим Господа! – тому является свидетельством.

 Пусть эти слова всегда будут главными в нашей жизни, основополагающими всего нашего существования, фундаментом всего нашего Христоименитого звания.

Чтобы мы за всё благодарили Господа — и за скорби, и за радости, и за печали, и за невзгоды. И через это, Господь дарует нам исцеление от греховной проказы, которой мы все с вами повреждены, все без исключения заражены. Дарует нам исцеление от страшного состояния греха, которое мы очень часто даже не видим в себе.

И, если мы научимся благодарить Творца и Господа, подобно тому самарянину, о котором сегодня слышали в евангельском повествовании, Господь исцелит и наши прокажённые сердца, исцелит и избавит нас от пленения и рабства греху и соделает нас причастниками вечной радости в Господе нашем и Спасителе Иисусе Христе, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.