Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

          Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

                  Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, имеет своё наименование, и называется Неделей Святых Праотец. Святые праотцы это те ветхозаветные подвижники благочестия, которые из глубины веков и тысячелетий прозревали грядущее царство Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, они жили этой верой, они жили этим упованием. Когда мы празднуем память этих святых ветхозаветных праведников, то мы всегда об этом неизменно говорим — о том, насколько подвиг их велик и беспримерен, в отличие от нас, которые всё знают о деле свершившегося спасения всего рода человеческого. Они лишь об этом слышали, они лишь об этом, как апостол Павел говорит: Гадательно, как бы сквозь тусклое стекло, прозревали тот день, когда явится в мир Спаситель, искупивший род человеческий от всякого зла и от вечного проклятия, Человеколюбец Господь. И поэтому их подвиг уникален и удивителен от того, что они жили этою верою, они уповали на имеющего прийти в мир Спасителя мира, и этою верою жили и свидетельствовали всему безбожному миру о истине и правде Божьей. И не случайно сегодня, в этот воскресный день, Церковь предлагает нам Евангельское повествование о званных на брачный пир.                                                                                                                     

Это Евангельское повествование читается дважды в году, четырнадцать недель назад мы слышали это Евангельское Благовестие в устах святого апостола и евангелиста Матфея, а сегодня иной благовестник, соработник на ниве апостольского делания, святой апостол и евангелист Лука о том же самом нам благовествует и говорит нам, насколько мы с вами, люди сегодняшнего дня, похожи на тех, о ком говорил Господь, обращая Свои Божественные глаголы и словеса к людям, окружавшим Его.

Казалось бы, нас разделяет без малого две тысячи лет, от того времени, когда Господь говорил эти слова, и вместе с тем, мы с вами настолько узнаваемы в тех примерах, которые Господь приводил в своё время к Его современникам, к тем людям, которые окружали Его. Наверное, это неудивительно, потому что одно поколение мало чем отличается от другого. Конечно же, меняются условия жизни, меняются исторические декорации, но суть человеческого естества, суть его внутренней природы нисколько не меняется, и поэтому стоило бы сегодня вновь вспомнить то, о чём было сказано в Евангелии, хотя, наверняка, пересказ этой Евангельской притчи, наверное, неуместен, поскольку всем нам это известно и ведомо. И вместе с тем, хотя бы обзорно, как обычно мы с вами  это делаем, вспомним сегодняшнее Евангельское повествование, как некий царь, владыка, господин призвал на брачный пир своего сына. Казалось бы, что может быть более торжественного, радостного, более счастливого события, нежели когда царь женит своего наследника. На этот пир, на эту радость он приглашает всех. А кто мог быть в числе приглашённых? Конечно же, те, которые по своему положению были достойны этого.

Казалось бы, кроме благодарности, восхищения и восторга ничего иного это не могло вызвать, но мы видим совершенно противоположную реакцию тех самых приглашённых, которые начали отнекиваться и отказываться, как бы сговорившись, от этого очень почётного приглашения.

Но, впрочем, нам то же это знакомо, нас кто-нибудь приглашает, и мы говорим: Как мне не хочется идти, понимаю, что не идти нельзя, потому что обидятся, но что бы сделать, что бы сказать? И мы начинаем выдумывать самые разные нелепые причины, мы говорим: Вы знаете, у нас столько дел накопилось, просто выше головы, а завтра на работу, а дел просто невпроворот, простите, я конечно же, сердцем буду с вами, но нет, не могу. Или говорим, что мне нездоровится, голова болит, давление повысилось. Чего мы только не придумаем.

Вот то же самое придумывали и говорили те люди, но только разница заключается в том, что ведь мы с вами отнекиваемся, отказываемся от подобных себе, таких же, как мы людей, а они отказывались от приглашения царского. Один сказал, как ему казалось, наверняка, очень убедительно: Я купил поле, я купил землю. По разумению людей того времени, это было необыкновенное богатство, натуральным хозяйством, натуральным трудом человек измерял своё богатство, и поэтому, конечно же, земля, которая была куплена этим человеком, она в его глазах, да в прочем, и глазах людей, окружавших его, конечно же, имела огромную ценность, а потому: Я не могу, я рад бы прийти на ваше пиршество, на ваш праздник, но никак не могу, потому что мне нужно осмотреть свои владения, в которые я вступил.

А другие, к которым тоже было обращено это приглашение, говорили примерно то же самое: Мы купили пять пар волов, то есть мы заняты очень серьёзным насущным трудом, кроме нас никто не будет приобретать того насущного, в чем мы нуждаемся. И эти люди, конечно же, убедительно говорили, отнекиваясь и отказываясь от приглашения, говоря, что за нас никто работать не будет, и поэтому я, только лишь я должен испытать своих волов, потому что они кормильцы мои. Так что, простите, мне сейчас не до праздников, мне сейчас не до торжества, извинитесь, там поклонитесь, но имейте меня отреченна.

Третьи вовсе сказали: А у нас свой праздник, у нас свой брак, у вас своя свадьба, а у нас своя свадьба, поэтому не можем прийти к вам. Как мы можем оставить свои радости, свои земные утешения, взамен на то, что вы нам предлагаете и к чему нас приглашаете.

То есть, всё очень убедительно, всё очень объяснимо и очень узнаваемо, каждый из нас, наверняка, прекрасно понимает, насколько уважительные причины были у тех, кто отказывался, несмотря на то, что они были приглашены. Что тогда делает этот хозяин? Он вновь повторяет свои приглашения, и на этот повторный зов, приглашенные ещё с большим раздражением отвечают, что они не придут, раз уж сказали, что не придут, значит не придут, поищите других себе сотрапезников.

И вот, тогда этот долготерпеливый и многомилостливый хозяин, учредивший сию пиршествую трапезу, говорит: Хорошо, раз званные не были достойны, позовите тех, которые меньше всего ожидали себя увидеть на этом пиршестве.  Пойдите на распутья дорог и зовите всех кого увидите: нищих, калек, убогих – всех подряд зовите, потому что брак уготован, званные оказались недостойными моего приглашения, поэтому зовите тех, которые даже в мыслях своих никогда бы не подумали, что их когда-нибудь коснётся подобного рода приглашение. Их зовите, пусть они наполнят пиршественную залу своим присутствием.

И действительно, это горькие свидетельства того, что приглашенные Господом, оказались не достойными, они отказались от этого приглашения. Ведь мы прекрасно понимаем, о чём идёт речь. Ведь в этом прозрачном иносказании, в этой притче, так вполне узнаваемы люди, к которым в первую очередь обращалось слово Божье. Конечно же, Господь говорил, обращая эти слова к иудеям, которые окружали Его. Мы, может быть, не способны в полноте понять того оскорбления, которое было нанесено этому царю, надо погрузиться в тот восточный контекст. Ведь там совершенно иные взаимоотношения, тем более это не современный мир, это тот мир, древний мир.

Восточный царь празднует брак своего сына и приглашает званных, то есть самых именитых, самых почётных людей, но они не то чтобы не отозвались на это приглашение, а напротив, выискивают самые разнообразные причины, чтобы отказаться. Люди, которые слушали Христа. мы можем догадываться об этом, наверняка, были настолько напряжены от того, что они слышат, ибо по их разумению отказаться от приглашения царского, это было равносильно дать пощёчину царю, плюнуть в него. Что за этим следует? За этим оскорблением следует наказание страшное, беспощадное.

Поэтому, евангелист Лука, когда в его устах мы слышим эту притчу, в его пересказе, он говорит: что сделает господин, царь, тем, которые отказались от его зова, от его приглашения? И те, которые понимали, что именно к ним это слово было обращено, то есть фарисеи, книжники, законоучители, были вынуждены, устыдившись сказать: Злых зле погубит, а город их сожжёт огнём.

Это сказали сами люди, к которым обращалось это Евангельское повествование, то есть, никакого другого наказания не могло бы быть в оскорблении царя, о котором идёт речь.

И вместе с тем, этот милостивый, необыкновенно терпеливый хозяин, этот господин, не желая, чтобы его пир остался без присутствующих, приглашает тех, которые и не считали себя достойными быть наследниками этого пиршества. Он приглашает всех: убогих, калек, нищих, людей, которые были выброшены за пределы и чертоги жизни человеческой, но именно они наполняют собою этот пир и благодарят за эту неизреченную и нечаянную радость царя. То есть, в историческом понимании, здесь речь идёт о том, что иудеи, к которым обращено было приглашение, оказались недостойными, они отказались от своего приглашения на этот пир, на эту радость своего царя, и тогда господин зовёт всех тех, которые были вне этого истинного вероучения, и все те, которые меньше всего предполагали, что они будут приглашены быть участниками радости господина своего. Именно они наполняют эту пиршественную трапезу, они радуются и благодарят.

У евангелиста Матфея есть замечательное дополнение к тому, о чём мы сегодня с вами слышали: Вдруг некто появляется на этом празднике, когда уже его наполнили и нищие, убогие, калеки и все те, которых после Господь призвал на этот брак, в эту радость. Вдруг хозяин видит человека, одетого не в брачную одежду, в грязную одежду.

Когда мы читаем этот евангельский отрывок или слышим его, мы наверняка, задаёмся вопросом, но ведь пригласили нищих, калек, убогих, откуда у них была праздничная одежда, где бы они могли её взять? И в чём была вина того человека, который был в такой же неряшливой, небрежной, грязной одежде. Где же он мог взять брачную ризу, если он был призван в числе тех, которых нашли на распутьях и во всевозможных злачных местах. Ответ здесь таков, святоотеческое разумение предполагает, что все те нищие, убогие, калеки, которых призвал господин на  пир, в эту радость, они, входя во дворец царский, получали брачную одежду. Они получили эту светлую ризу, чтобы облекшись в неё, находиться в радости своего царя и своего господина. А тот человек просто не захотел даже малого сделать. Его пригласили, он меньше всего, как и прочие здесь присутствующие предполагал и рассчитывал на это приглашение,  но при этом, не удосужился облечься в ту одежду, которую ему при входе предлагали. Он прошёл мимо, посчитав, что и так сойдёт, не важно, это не имеет значения, и пришёл грязный, замусоленный, замызганный в зловонной одежде. И вот тогда, господин и царь, увидел эту крайнюю неблагодарность, потому что не один из присутствующих не достоин был этого пиршества, однако же, по своей любви, по своему милосердию и человеколюбию всех их обнял и пригласил на этот пир. А этот даже не захотел, что-либо в своей жизни изменить, и облечься в предлагаемую ему светоносную одежду.

Вот это тоже же очень яркий, замечательный образ того, как мы, порой, приглашённые Господом, не заслуживаем этого приглашения. Потому что все мы с вами, дорогие братья и сестры, находимся на пиру, мы находимся в этом торжестве веры, потому что Господь дарует нам Себя в снедь. И нет ничего более совершенного, нет ничего более достойного и радостного, нежели то, чему мы с вами здесь являемся причастниками, приобщаясь Пречистых Тайн Христовых. Мы в силу своего, я бы сказал, скудоумия, сложившейся привычки, сформировавшейся традиции, не в самом лучшем значении этого слова, порой, воспринимаем Богослужение как нечто обыденное.

Знаем, что необходимо в воскресенье быть в храме, потому что вот так положено и необходимо, ибо заповедь Божия нас как бы приглашает к этому: шесть дней делай, говорит Господь, а день седьмой Господу Богу.

Но мы должны всегда, идя в храм Божий, особенно в святое воскресение, понимать, что это пир Царя Небесного, и Господь нас грешных, окаянных, не заслуживающих этого дара, призывает и приглашает  быть сопричастниками этой неизреченной, небесной, уже здесь на земле небесной, радости. И если мы приходим с вами в грязной одежде в храм, не в смысле того, что мы одели какую-то затрапезную или рабочую спецовку, а в смысле того, что мы не удосужились своё сердце облечь в святость покаяния, вот тогда, мы действительно являем пример крайней неблагодарности и крайнего безрассудного по отношению к тому зову, к тому приглашению, которое Господь обращает ко всем нам.

Поэтому, сегодня, слыша это Евангельское повествование, будем воспринимать его не иносказательно, как если бы оно касалось только тех, к кому Господь обращал его тогда, но прежде всего, к самим себе, поскольку это касается каждого из нас, ибо нам очень знакомы те отговорки, те отнекивания, которые звучали сегодня в Евангельском повествовании.

Нам может показаться, что, нет, слава Богу, мы не отказались от приглашения, которое Господь обратил к нам. Господь позвал в этот день нас, зовом молитвы, и мы все откликнулись и пришли, как иные, может быть, отказались прийти сегодня в храм, ссылаясь на то, что у них очень много дел, домашних забот, что у них предновогодние приготовления. Ну, ведь, в самом деле, сами подумайте, надо подготовиться, ёлку нарядить, не в храм же идти, когда столько дел и забот перед наступающими праздниками.

И, все же, даже отозвавшись на зов Христов, и придя сегодня на этот пир веры, войдя в радость Господа нашего, а многие из нас даже причастившись Пречистых Тайн Христовых, должны всегда блюсти себя, чтобы не оказаться в негодной, грязной, не брачной одежде.

И всегда, переступая порог храма Божьего, мыслить о том, чтобы наше сердце было готово к встрече с Господом, чтобы наша душа, была способна вместить в себя эту радость, которую Господь нам в преизбытке предлагает здесь всем нам, за сей Божественной Трапезой.

А посему, приемля эту радость, которую Господь нам дарует, будем всегда с сокрушенным сердцем, благодарною душою, Творца и Господа благодарить за неизреченный дар, прещедро нам дарованный, за каждой Божественной Литургией. Аминь