Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в празднование памяти Святителя Николая чудотворца

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В сегодняшний день мы празднуем дивного во святого угодника Божьего, одного из самых любимых святых для сердца каждого православного человека, святителя и чудотворца Николая. До революции в нашем многострадальном Отечестве, народ Божий, народ пронизанный духом благодарности к этом особому угоднику Божьему, видя чью-то скорбь, видя чьи-то страдания и жизненные невзгоды, всегда говорил: Ты помолись Николе-милостивому, а он умилостивит Всемилостивого Бога, и Тот несомненно помилует тебя. Вот это твёрдое и несомненное упование, что Никола-милостивый, сохранялось в сознании православного верующего человека всегда. Как мы вчера с вами, совершая акафистное пение, среди многих замечательных воззваний к святителю Николаю говорили, и молитвенно воспевали: Радуйся по Бозе и Богородице все наше упование. Вот действительно, для православного человека, не побоюсь, в этом сысле, национальной окраски, для русского православного человека, после Господа и после Божией Матери, бесспорно, стоит следом святитель Николай чудотворец, Никола-милостивый.

Сегодня мне, во-первых, хотелось бы объяснить, дорогие братья и сестры, почему мы совершали молебное пение, в котором звучали особые прошения, обращенные к Господу о помиловании людей, находящихся в заключении, в узилище, в тюрьме, попросту говоря. И неслучайно, решением Священного Синода, этот день был определен как день особого молитвенного поминовения людей, которые находятся в темницах.

Конечно же, если не абсолютное, то подавляющее большинство людей, находящихся в тюрьме, это люди которые вели порочный образ жизни, это звучит не в качестве осуждения, а в качестве скорбной констатации, и, тем не менее, мы сегодня, воспоминая память святителя Николая, и его необыкновенное милостивое сердце, стараемся не только помолиться, но и оказать свое вспомоществование людям, которые находятся вне свободы. И поэтому, сегодняшнее обращение Святейшего Патриарха Кирилла, оглашенное на запричастном стихе, тоже обращалось ко всем нам, с тем, чтобы все традиционные, имеющие место быть за каждой службой пожертвования, были направленны именно на пользу тех людей, которые находятся в тюрьмах. И сегодняшняя милостыня, как, впрочем, любая, позволяет нам, быть может, в далекой степени, уподобится тому святому, который сегодня созвал нас в сей святой храм. Потому что он не видел для себя разницы между людьми, которые, по его мнению, засуживали бы подаяния или не заслуживали бы его. Как в Евангелии Христос говорит: Господь, он и солнце Свое дает праведникам и грешникам, и нет в этом смысле разделения между хорошими и плохими людьми, и дождь проливает Свой и на плохих и на хороших, и на грешников и на праведников.

Господь благотворит одинаково всем, потому что Его любовь, Отеческая, Божественная любовь, не имеет этого разделения. Как для матери, у которой есть дети благополучные и состоявшиеся, а есть, быть может, среди них, какой-нибудь неудачливый бедолага, спившийся и несчастный сын, и она в равной степени любя всех детей, как раз этого несчастного любит больше, чем тех, которые состоялись, которые благополучные, которые хорошие и порядочные.

Вот это свойство материнского сердца и логики здесь быть не может, она этому сердцу абсолютно несвойственна, потому что все, что, казалось бы, должно доказывать и убеждать ее в том, что этот неблагодарный, пьяница, распутник и кем бы он еще не был, должен был быть вычеркнут из своей жизни, забыт напрочь, но какая мать способна это сделать? Даже может и устав от всех поношений и неблагодарности, которая очень часто сопутствует всем тем беззакониям и грехам, которые свойственны таковым людям, она все равно будет его любить, будет о нем плакать, скорбеть и более всего о нем взывать к Богу. Вот в этом смысле, любовь родительская, по преимуществу любовь материнская – Богоподобна. Конечно, это распространяется и на отцовскую любовь, но именно материнское сердце, это все же особая стихия, особое явление, и ему, этому материнскому сердцу, невозможно приказать не любить свое дитя, даже, если он негодяй. Невозможно материнскому сердцу приказать перестать молится о нем, перестать о нем плакать и скорбеть. Никогда это не произойдет, потому что эту любовь, пускай, быть может, в отдаленной степени,  можно уподобить Божественной любви.

Господь не брезгует ни кем: ни хорошим, ни плохим, ни злым, ни праведным, как и святитель Николай, в уподоблении Христу. Апостол Павел в своем послании ко Ефесянам говорит замечательные слова: Братья, подражайте мне, как я подражаю Христу. К этому мы должны стремиться: к подражанию святым угодникам Божиим, к подражанию Самому Господу, и святитель Николай в этом смысле является необыкновенным святым, потому что он был настолько милосерд и сострадателен, и ничье страждущее сердце не находило отказа в его любви, кто бы не обращался к нему за той или иной помощью.

Я сегодня хотел бы привести несколько ярких примеров, связанных с личностью святителя Николая. Как нам хорошо известно, его почитает и прославляет не только весь христианский мир, но и люди, которые Христа не знают. Многие из них, несомненно знают, насколько милосерд и сострадателен святитель и чудотворец Николай. Нам известны многочисленные его чудеса, мы очень много о них говорим и вспоминаем в дни его памяти. Недавно мне попалась книга Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Филарета, который в проповеди, посвященной сегодняшнему празднуемому святому, рассказывает о нескольких чудесах святителя Николая.

После революционного большевистского лихолетья, многие наши соотечественники, наши сродники по плоти, были выброшены за пределы своего Отечества, и они как могли сохраняли там не только свою жизнь, но и, прежде всего, веру Православную, свои культурные традиции, то наследие, которое они с собой туда принесли.

У великого чудотворца святителя Иоанна Шанхайского есть замечательные слова: Не только по грехам нашим Господь нам попустил, чтобы мы лишились своего земного Отечества, но еще и для того, чтобы и там, для нас в чуждых пределах проповедовать слово Христовой истины. И действительно, очень много наших соотечественников, будучи выброшенными за пределы России, как вы прекрасно знаете, оказались в Китае. Целая волна Русской эмиграции, насильственной эмиграции, после революции, после гражданской войны, нашли приют в Китае. И там, надо сказать, до прихода так называемой культурной революции при Мао Дзе  Дуне, русские все-таки находили и понимание, и гостеприимство со стороны простых обыкновенных китайцев. Особенно два города были отмечены значительным русским присутствием, это Шанхай и Харбин, там были десятки тысяч русских людей, наших соотечественников, и владыка Филарет, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, рассказывает о нескольких событиях, которые произошли в Харбине.

В Харбине было, так называемое, новое кладбище, и там, на окраине от кладбища, почти за городом, был обрыв, за которым текла река. Обрыв был очень страшным, и буквально нависал над этой рекой. Был там какой-то бережок, на котором играли и резвились дети, и вдруг, они видят какого-то необыкновенного старичка, необыкновенного, светоносного сияния, который по-китайски им говорит: а ну-ка немедленно, быстро уходите отсюда. И начал как бы грозить им, прогонять их с этого места, и когда они убежали, обрыв рухнул на то место, где они играли,. И вот, этого дедушку, который им по-китайски говорил уходить, они после увидели на иконе в русском храме.

Еще один пример из той же эмигрантской среды: некий мужчина, любил охотиться, и зимней порой пошел на лыжах в лес на охоту. Он уходил все дальше и дальше, рассуждая что там он уж точно найдет какую-нибудь дичь, уходил, уходил и заблудился, заблудился так, что никакого выхода не оставалось. Что делать – надо выбираться, начал пытаться как-то возвращаться обратно, но в итоге еще глубже заблудился. И вдруг, видит фанзу, дом по-китайски, а китайцы, стоит сказать, очень гостеприимны, по крайней мере были тогда. Его приняли как заблудившегося в этом доме, он какими-то междометьями и знаками объяснил, что потерялся, что утратил возможность найти правильную дорогу. Благо, старик – хозяин дома, оказался более-менее понимающим русский язык. И вдруг, этот охотник, на входе в эту фанзу увидел прибитый образок святителя Николая, у этих китайцев в дремучем лесу. Он подумал: Ну, конечно же, они язычники, что они понимают, нашел, наверное, где-нибудь по дороге иконку, приколотил как какой-то фетиш, надо у них забрать, как-то не хорошо, чтобы православная икона была дома у неверных.

Начал пытаться объяснить: дескать, ты мне подари эту икону, отдай ее мне. На что старик говорит ему, указывая на святителя Николая: Это хороший старик, он очень добрый старик, он нам во всем помогает, даже не проси об этом, я тебе никогда его не отдам.

Какие необыкновенны свидетельства людей, которые Христа и Господа истинного не ведали и не знали, но знали и любили Его угодника, который вспомоществовал им во всем.

И еще один, из той же серии пример, тоже рассказанный митрополитом Филаретом. Это рассказ, я с слышал и из другого источника. К слову, этот рассказ звучит во множестве интерпретаций, и рассказывается по-разному, но для меня очень важно, что, я, будучи еще молодым священником,  слышал этот рассказ из уст одного человека, который был старостой храма, и он был выходцем из Китая. Как вы знаете, часть русских людей вернулась обратно Советскую Россию, многие скорбели и жалели об этом, я уже как-то рассказывал этот пример, связанный с владыкой Иоанном Шанхайским, который окормлял там паству. Когда Сталин после войны предлагал русским людям возвращаться из эмиграции, обещал всяческие блага.  Кто-то не поехал, и быть может правильно сделал, а кто-то поехал, и многие из них были обречены, возвращаясь в Россию. Их пересаживали в эшелоны, и по этапу отправляли на Колыму, это очень известные примеры. Девочки, чьи родители вознамерились уезжать в Россию, в Советский Союз, отозвавшись на это приглашение, просили благословение у владыки Иоанна, а он говорил: Я не благословляю. Они говорили: ну мы же дети, мы не может ослушаться, наши родители забирают нас обратно в Советский Союз. Владыка отвечал: Я знаю, что в Союзе цензура, там писать правду невозможно будет, как вы там живы, здоровы. Давайте так договоримся: вы туда приедете, на ноги встанете и сфотографируйтесь. Если вам хорошо будет, вы стоя сфотографируйтесь, а если плохо, то сидя. Через некоторое время владыка Иоанн получил фотографию от этих девочек: они фотографировались лежа.

Понятно, о чем идет речь. Так вот, этот пример, который мне сейчас хотелось вам рассказать, он был рассказан одним из этих людей, которые вернулись оттуда сюда, в Россию, и в подтверждение этого рассказа я нашел свидетельство владыки Филарета, Первоиерарха Зарубежной Церкви.

В Харбине столько было русских, что на железнодорожном вокзале даже была икона святителя Николая. Казалось бы, китайский город, это их страна, но все-таки, они уважали русских, и поэтому, позволили установить на вокзале икону любимого святого.  С этой иконы была связана такая история: какой-то китаец, трясущийся, мокрый, лежит, распластавшись у иконы, что-то бормочет, со слезами припадает и всем своим существом выражает благодарность тому, кто изображен на ней.

Потом стало известно: была осень, переходящая в зиму, и река, которая протекает через Харбин уже покрылась льдом, и, хотя было еще очень опасно проходить по льду, этот китаец самонадеянно побежал, и вдруг, лёд на этой ещё не полностью застывшей реке провалился под ним. Он начал уходить под лед, цеплялся за острые края льдин, но одежда его тянула вниз, на дно, и он закричал что было сил: Старик с вокзала, помоги мне! И вдруг какая-то необыкновенная сила, неведомая сила, чудесная сила выбросила его из этой ледяной пучины, уже почти замерзшей реки. И китаец оказался на берегу, каким образом – неизвестно, непонятно, немыслимо объяснить, ибо здесь беспомощны любые рациональные объяснения. Некая чудодейственная сила вышвырнула его на берег, и этот Старик с вокзала помог ему. Китаец прибежал весь дрожащий, мокрый, едва не замерзший, благодарил этого Старика с вокзала, у иконы которого он с таким трепетом и благодарением, со слезами выражал свою признательность.

Вот что значит молитвенная помощь этого великого угодника Божьего.

Возвращусь вновь к тому, о чем уже было сказано в самом начале: святитель Николай, наверное, один из самых милостивых угодников Божьих. Трудно, конечно, вообще как-то судить о этом: этот святой более милостивый, а тот менее милостивый, поскольку все во Христе. И как апостол Павел говорит о дарованиях Христовых: Дары различные, а Дух один и тот же Дух – действует во святых угодниках Божиих.

Но вот святитель Николай в преизбытке стяжал этот Дух милосердия и сострадания, и потому, до сегодняшнего дня мы любим этого святого угодника Божьего, и знаем, что ни один день каждого из нас не может обойтись без молитвы к нему. Когда же в нашей жизни особенно назревают жизненные испытания, мы всегда к нему обращаемся. Всегда нуждаясь в его помощи, твёрдо уповаем, что он никогда не оставит нас без своего молитвенного заступничества и покровительства.

Неслучайно, даже в нашем многострадальном Отечестве, первый крещенный князь – Аскольд, после серьезного вразумления, принял крещение, и вместо того, чтобы озлобиться, уверовал во всемогущую силу Христа, и принял веру Христову с именем Николай. Кто бывал в Киеве, знают, там есть так называемая Аскольдова могила – могила киевского князя Аскольда, который и был крещен в честь святителя Николая. И на его могиле был сооружен первый в Киеве храм.

То есть, первый на Руси храм был в честь святителя и чудотворца Николая – неслучайное решение, а особое, дерзновенное, молитвенное понимание того, что этот святой угодник Божий никогда не оставит в никакой скорби.

И мы с вами счастливые и Богом облагодатсвованные люди, дорогие братья и сестры, от того, что мы знаем Христа, знаем Пресвятую Богородицу, знаем, веруем, твердо и несомненно уповаем на кров молитв ныне празднуемого святителя и чудотворца Николая. Ибо примеры молитвенного заступничества, его милосердия и сострадания неисчислимы.

 Я понимаю, что при этом немногом, что я сегодня сказал, чем был способен утомить благочестивых слушателей — это меньше чем крупица, что являл, являет и будет являть до скончания века этот великий угодник Божий. Являть всем, кто обращается к нему с просьбой о помощи, с молитвою, с несомненным упованием о его дерзновенным заступничестве пред Престолом благодати Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.