Проповедь протоиерея Георгия Гуторова на Новолетие

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, мы с вами вступаем в предстоящий год. С одной стороны, нет особой нужды говорит об очевидном и подчеркивать каковым был минувший год, но с другой стороны, и молчать мы об этом не можем, потому что этот год был годом скорби, годом, который разлучил нас с многими родными, близкими, дорогими нашему сердцу людьми. С многими священнослужителями и просто нашими прихожанами, каковых, действительно, стало меньше: кто-то просто престал ходить в церковь, кто-то из-за тех предписаний, которые тоже по своему нужно исполнять, ну а кого-то просто не стало, кто перешёл в вечность.

Для нас это, конечно же, с одной стороны, по-человечески скорбно, но вместе с тем, как один священник, несколько неожиданно сказал в эти переживаемые нами дни: О чем вы скорбите, о чем вы печалитесь, мы должны радоваться, потому что это Пасха, потому что Господь нас призывает к Себе. Это покажется очень дерзновенным и неожиданным, но вместе с тем, в чем заключается смыл нашего христианского звания? В чем заключается смысл нашей жизни, нас как православных верующих в Господа и в бессмертие своей души людей? Не в том ли, о чем говорит апостол Павел: Стремится душа моя разрешиться от этого тела, потому что это несказанно блаженне, несказанно радостней, но вынужден пока оставаться в этом бренном теле плоти ради вас, ради того, чтобы еще назидать и утешать вас.

Вот примерно такая мысль звучит у апостола Павла, потому что для христианина, который говорит, что для него жизнь – Христос, а смерть – приобретение, конечно же блаженнее, радостнее и всесовершеннее, это разрешиться, разлучится с этой одеждой – телом нашим, которая дряхлеет, стареет, становится с возрастом все более и более безобразной, немощной, расстаться с тем, что связывает нас с землей и навсегда соединиться с радостью в Господе. Ни это ли смысл, ни это ли главное содержание нашего человеческого христианского понимания своей земной жизни? Кому-то слова, только что произнесенные, покажутся каким-то кондовым фанатизмом, но вместе с тем, к этому сводится наше христианское упование: скорее пройдя Богом отмеренный отрезок земной жизни, чтобы навсегда быть в радости Господа нашего, потому что с этой радостью ничто не способно сравниться.

Многие родные и близкие нам люди умирали и умирают на наших глазах. Не так давно, едва ли минуло сорок дней, со дня кончины иеродиакона Ювеналия, который служил в храме Святой Живоначальной Троицы в Останкине, многие его видели, знали, кто-то лично общался. Замечательные слова произнес владыка-митрополит, отпевавший его, сказав, что отец Ювеналий, буквально за несколько дней до смерти, позвонил и сказал: Мне было очень плохо, сейчас мне стало лучше, – что обнадежило, что он поднимется с одра болезни, но потом ему как-то мгновенно стало хуже, и он умер. Но вот когда ему было лучше, и он поделился этим с владыкой Сергием, он сказал: Как мне там было радостно, как мне было там замечательно. То, что он там пережил, находясь в забытье, с медицинской точки зрения, было кризисом, самым критическим моментом: либо он выживет, либо нет; потом все как-то облегченно вздохнули: Ну, все хорошо, опасность миновала, — сказали все. Но нет, сначала стало лучше, а потом смерть схватила его своими цепкими объятиями, и он перешел в вечность. Но перед смертью он сам засвидетельствовал о том, как там хорошо, как там блаженно.

В храме Ильи Обыденного, что рядом с храмом Христа Спасителя, недели две назад умер диакон, отец Вячеслав, и о нем тоже самое рассказывают: он звонил супруге, и не стал ее беспокоить своими предчувствиями, а позвонил своей маме и сказал: я чувствую, что Господь меня призывает, я ни о чем не жалею, ни о чем не скорблю, нет у меня страха, я даже испытываю некую радость, что Господь меня зовет к Себе.

Понимаете, что переживают люди, когда стоят на границе этой встречи, самой главной встречи в жизни каждого из нас?

Минует эта эпидемия, эта пандемия, это лихолетье, парализовавшее умы, сознание и волю многих людей во всем мире, но все равно, пускай это все даже пройдет, и дай Бог чтобы это все скорее прошло, но все равно, для каждого из нас наступит та черта, тот момент, когда мы должны будем переступить эту границу, с тем, чтобы предстать в вечности. И поэтому, мы должны воспитывать себя, дорогие мои, не в страхе, не в ужасе от того, что это неминуемо и когда-то произойдёт, а тем упованием, которое выразил митрополит Антоний Сурожский пронзительными словами: Смерть каждый из нас должен ожидать так, как невеста ожидает своего жениха: с трепетом, с любовью, с чаяньем радости и ликования.

Но чтобы так говорить, нужно этим жить, и вот тогда эти слова будут непросто пересказом кем-то сказанного чего-то возвышенного, а это будет действительно свидетельством подлинного личного упования. Разве кто-либо из нас может что-то подобное о себе сказать – сомневаюсь, к сожалению. Но вместе с тем, для того-то мы и воспитываем себя в молитве, в покаянном чувстве, в сокрушении о своих грехах и в блаженном причастии Всесвятейших Таинств Христовых, чтобы навсегда быть с Богом. Здесь положить начало той вечной радости, к которой Господь всех нас призывает.

Посему, не будем страшиться, не будем бояться, не будем отчаиваться, а будем за все благодарить Бога. Тот же самый владыка Антоний однажды высказал в проповеди на отпевании поразительную мысль, дерзновеннейшую мысль, и мысль, исполненную глубочайшего доверия Богу. Он стоял у гроба отпеваемого человека, прихожанина своего храма, был полный храм народа, все эти люди любили усопшего, и владыка сказал: Вы знаете, какое, с одной стороны, требуется мужество, произнести слова, которыми мы начинаем каждое Богослужение, но вместе с тем, какое доверие должно быть у каждого из нас, чтобы сейчас, в эту скорбную минуту сказать от души, от сердца: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков, Аминь, – То есть, благословить Бога за все, и за радости, и за скорби.

В этом году, повторяю и возвращаюсь к этой мысли, было очень много переживаний, много скорбей, иных из наших братьев и сестер, которые были еще в прошлом году, я не вижу, и вы их не видите, и не потому, что они не смогли сегодня прийти, а потому что они умерли, именно от той самой пандемии. Но, вместе с тем, и за это вознести Богу благодарение, потому что Он — Господь, и Ему ведомы пути каждого из нас, и поэтому Господь каждого из нас ведет к вечной радости и к вечному спасению, каждому из нас уготавливает тот путь, который ему, именно этому человеку, необходимо пройти для того, чтобы соделаться причастником вечной радости с Господом.

Поэтому, дорогие мои, не будем отчаиваться, не будем унывать, а будем за все благодарить Господа! Повторяю: и за скорби, и за радости, и за минувший год возблагодарим Бога, за все Его посещения, коими Он посещал и наше многострадальное Отечество, и Церковь нашу Русскую, и каждого нас в отдельности.

Вознесем Господу благодарность за то, что наши близкие, родные нам люди, о которых мы сегодня говорим, как бы в прошедшем времени, перешли в вечность, потому что нет для вечности прошедшего, а есть время будущего Царствия Небесного. Есть вечность, наследниками которой они стали, и потому, за это возблагодарим Бога, что они находятся с Господом, и в свою очередь, они, составляя Церковь торжествующую, верую и за нас возносят свои молитвы ко Престолу Благодати.

Возблагодарим за все, чем Господь посещал и посещает нас, и вместе с тем, попросим Бога чтобы Он даровал нам Свои неизреченные милости и щедроты в наступающем лете Его благости, с тем, чтобы Господь благословил наступающий год и даровал нам, прежде всего, избавление от того, что вырастает между Ним и между нами, от самого главного препятствия — чтобы Господь освободил нас от греховного плена.

Как сказал однажды святой праведный отец Иоанн Кронштадтский: Год-то новый, а грехи старые. В этом заключается самое главное содержание того, что нас с вами сегодня сюда привело. В этом, по сути, заключается главное понимание того, почему в нашем народе, да и не только в нашем, а вообще среди людей, принято праздновать Новый год. Конечно же, это светский праздник, этот праздник не имеет отношения к Церкви, но вместе с тем, мы все освещаем в своей жизни, на все призываем благословение Божие. Для нас этот праздник не имеет сакрального и духовного содержания, не имеет и не может иметь, потому что это не более, чем верстовой столб, который отмечает определенный пройденный жизненный этап.

 В жизни каждого из нас есть, быть может в меньшей степени, но такие же вестовые столбы, которые мы называем днем своего рождения, когда мы становимся на год старше. Вот и человечество на год стало старше, и еще на год приблизилось к своему историческому завершения, поэтому для нас это не имеет какого-то особого, духовного переживания. Но поскольку мы молимся и просим, чтобы Господь благословил предстоящий год, помолимся о том, чтобы предстоящий год для каждого из нас был годом покаяния, чтобы этот год для нас был годом радости от живой встречи с Господом.  Потому что только лишь чистое сердце каждого из нас способно даровать ту Божественную радость, которую Господь прещедро дарует всем.

Есть радости человеческие, есть радость Божественная. Человеческие радости — скоропреходящие, мы тоже не можем без них прожить — это отношения с нашими близкими и родными людьми, это встречи, это жизненные утешения, подарки, праздники. Это события, касающиеся непосредственно нашей человеческой жизни, но все они, при всей их яркости и необходимости, носят вполне скоропреходящее значение.

А вот радость Божественная никогда не оставит сердце человеческое, если это сердце будет способно удержать Христову радость внутри себя, а это приобретается, конечно же, чистотою сердца, и если сердце наше чисто, если оно способно вместить в себя Господа, а Господь ждет этого, чтобы мы отверзли Ему двери нашего сердца, очищенного покаянием, вот тогда этой радости от нас никто не отнимет, эта радость будет всегда в нашем сердце.

Вот этого я хочу пожелать всем нам в наступающем Новом году благости Божией, чтобы Господь даровал нам эту радость от живого и непосредственного общения с Ним. И тогда любые жизненные испытания и невзгоды не способны будут поколебать нашей верности Господу, и эта радость будет источником радости и для всех тех, кто нас окружает нас в этой жизни.

Помолимся об этом, дорогие братья и сестры. Аминь.