Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Воскресный день, предшествующий мироспасительному и Богоблагодатному празднику Рождества Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, усвоен празднованию свитых отцев, тех подвижников благочестия, имена которых звучали сегодня в Евангельском повествовании. Впрочем, сегодняшний воскресный день, равно как и прошлый воскресный очень похожи друг на друга, поскольку воспоминают ветхозаветных праведников, которые послужили здесь на земле семьей Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу. Сегодня первые слова Евангелия от Матфея, этим и начинается Новый Завет, так и обращаются к нам: Родословие Господа Иисуса Христа. То есть, сегодня мы слышали множество имен, и иногда кто-то недоумевает и начинает уставать от этого перечня, звучащего при их перечислении: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его, и так далее. Заканчивается это родословие Иосифом, мужем Марии — Пресвятой Богородицы.

Апостол обозначает границы этого родословия: он говорит о том, что: от Авраама до Давида родови четыренадесяте. То есть четырнадцать родов, четырнадцать поколений. От Давида до пленения в вавилонского еще четырнадцать родов, четырнадцать поколений. От пленения вавилонского до Христа еще четырнадцать родов. Мы не единожды с вами говорили почему так, почему такая историческая градация произносится апостолом. Потому что от Авраама до Давида это было время восхождения к вершинам славы народа Божьего. Народ, восходя от силы в силу, удостоился величайшей чести, что произошло при царе Давиде. А потом происходит падение, происходит не только национальная, но вселенская трагедия, потому что народ начинает отступать от истины Богопочитания, и заканчивается это страшным пленением вавилонским, то есть еще одна историческая веха, которая сегодня обозначается в евангельском чтении. И, наконец, от пленения, от страшного унижения, от страшного состояния утраты всего,  что можно было утратить, народ все-таки восходит ко Христу, и не только этот народ, не только Израиль, о котором буквально идет речь в сегодняшнем Евангельском повествовании, а весь род человеческий, в лице этого народа, восходит ко Христу. Ибо Он есть Спаситель всякого человека грядущего в мир.

Именно этим можно объяснить сегодняшнее Евангельское Благовестие, касающееся разделений на роды и поколения. И вместе с тем, для чего, мы спросим себя, нам необходимы все эти имена, большинство из которых мало о чем нам говорят. Многие из этих имен для нас абсолютно незнакомы. Конечно же, есть имена о которых не слышать верующему человеку не мыслимо и невозможно, но, к стыду нашем, скажем что нам эти имена, какие-то, по крайней мере, из перечисленных сегодня в Евангелии, не знакомы. Это действительно нехорошо, это говорит нам о том, что мы не любим читать Священное Писание, а для многих из нас Ветхий Завет вообще является книгой как-бы абсолютно не обязательной, и это глубочайшее заблуждение. Это глубочайшее непонимание того, что человечество соделовало в себе, действием Всемогущего Бога, чтобы достичь в себе той самой главной исторической цели – пришествия в мир Спасителя всего рода человеческого.

Есть многие вещи из ветхозаветных предписаний, они сейчас уже не действительны и не имеют к нам никакого отношения, но помимо них, есть заповеди, которыми мы руководствуемся в своей жизни, или, по крайней мере, стараемся ими руководствоваться. Они являются наследием Ветхого Завета, той Богооткровенной Истины, которую Господь заповедал всему роду человеческому, в лице пророка Моисея.

Поэтому, в этом смысле мы погрешаем, скажу именно так и подчеркну это: если мы не совершаем с вами ежедневного чтения Священного Писания. Евангелие — безусловно, и это даже не требует какого-то особенного напоминания, настолько это естественно, чтобы каждый из нас ежедневно читал Евангелие. Но и прочие книги Священного Писания мы должны с вами обязательно и непременно читать, тогда то, о чем мы с вами слышим в Церкви будет не каким-то абстрактным и отвлеченным повествованием, к нам не имеющим отношения, как нам иногда кажется, а будет узнаваемым, трепетным благовестием Бога о спасении рода человеческого.

О чем говорят имена всех тех, о которых сегодня шла речь в Евангелии. Это лишь имена, но за каждым этим человеком, за каждой этой личностью стоит не просто своя человеческая судьба и человеческая жизнь и подробности, вязанные с нею, а то, что, несомненно, связанно с нашим спасением, со спасением всего рода человеческого. И для нас, хотя бы из то, что это род, это семья нашего Господа. Только хотя бы поэтому, эти имена уже должны быть значительны. Но уверяю вас, их имена говорят нам гораздо больше, чем просто родословие.

Согласитесь, я думаю каждый из нас, старается знать имена своих предков. Увы, наша память человеческая способна охватить лишь бабушек, дедушек, максимум прабабушек и прадедушек, историческая цепь поколений не способна говорить о наших предках, предшествующих названным сродникам, поскольку жизнь человеческая ограничена. Но все же, для чего необходимо знать имена своих предков?

Может быть, просто из интереса люди составляют родословные книги и генеалогические древа, это действительно очень важно, очень интересно, когда ты знаешь, что твой род восходит к какому-то славному имени, но это все носит достаточно праздный характер. Может быть, я ошибаюсь, но мне представляется, что сознание верующего человека, интересующегося своим родословием, прежде всего заключено в том, чтобы молится за своих родных и близких.

Поэтому, пока живы наши ближайшие старшие сродники, мы должны выяснить, как звали дедушку, бабушку, прадедушку, прабабушку, по возможности и дальше. Чтобы их имена звучали в нашей молитве, потому что мы неразрывно связанны с этими людьми, они являются причиной нашего появления на свет, и мы им обязаны во многом тем, что мы живем с вами на этом свете.

Повторяю, и еще раз к этой мысли возвращаю нас: родословие Спасителя для нас, уже тем значительно, что это семья Христа, каждый из них может и мог сказать о Божией Матери: Она – Пресвятая Богородица из рода нашего. А ведь в этом роде, в этом списке, в этом перечне, в этом родословии мы знаем с вами (особенно те, кто знает Священное Писание, любит его, читает его), что там не только праведники, там есть люди, которые творили грехи и беззакония. Это, кроме всего прочего, говорит о том, что Господь не гнушается и немощью человеческой, и грехом человеческим, в том смысле, если человек пытается бороться с грехом и преодолевать его.

Конечно, невозможно и немыслимо говорить о подробностях людей, чьи имена мы сегодня с вами слышали в этом замечательном Евангельском родословии, но вместе с тем, как не вспомнить сегодня отца всех верующих, с которого начинается это родословие – патриарха Авраама. Какова была его вера, каково было его доверие Богу — оно не вмещается в наше разумение, когда мы соприкасаемся с личностью этого ветхозаветного праведника.

Мы отказываемся понимать не то что бы его — порой человек отказывается понимать действия Бога по отношению к Аврааму. Как можно требовать от человека, чтобы он принес в жертву своего собственного единственного сына?

Мы недоумеваем, мы, в лучшем случае, молчим и полагаем руку на свои уста, чтобы ничего дурного не сказать, потому что внутри нас все возмущается. Глупое предложение, глупая идея – представить себя на место этого великого угодника Божьего, подчеркиваю: глупое, потому что немыслимо и невозможно, но, если допустить подобную глупость и возыметь дерзновение в себе, и на мгновение поставить себя на место Авраама тогда, когда Бог говорит ему: Пойди, принеси Мне в жертву своего сына, – немыслимо понять не только само повеление, но и то, что за ним стоит.

Священное Писание настолько скупо в выражениях эмоций и человеческих переживаний (все они остаются как бы за скобками и за страницами этих священных текстов). Но ведь мы можем догадываться, что переживает отец, доживший до столетнего возраста, не имея детей, а это ведь не сегодня, в наше время, не иметь детей, потому что сейчас к этому отношение совершенно иное, а вот тогда это воспринималось не иначе как проклятие, как отвержение Богом этого человека.

И вот Авраам ждет и верует, потому что Бог когда-то ему сказал, что от него произойдет великий народ. И он верил этому обетованию, беспрекословно верил. Хотя он и достиг глубокой старости и был на пороге смерти, и, казалось бы, любая надежда на то, что может исполниться обещание Божие, должна была иссякнуть, он верует, потому что Бог сказал: Ибо Той рече и быша, Той повеле и создашася.

И Господь дарует Аврааму за его веру наследника Исаака, а спустя короткое время, когда Исаак был отроком, Бог повелевает: теперь возьми своего сына, и иди в гору Мориа, и там принеси Мне его в жертву.

Но Авраам доверяет Богу, он верит Ему бесконечно, и даже если бы он принес Исаака в жертву в буквальном смысле этого слова, он все равно веровал был, потому что Господь Сам знает, что творит и что повелевает.

Вот какое удивительное доверие, вот что стоит за одним именем: Авраам родил Исаака. Тот же самый Исаак, отрок, идет вслед отца и понимает, куда идет. Он идет как овча на заколение, и спрашивает у отца своего: Отче, а где же агнец, который мы должны принести в жертву Богу. Какая буря внутренних страданий наполняет сердце Авраама, и он, наверное, сквозь рыдание, отвечает своему сыну: Господь Сам узрит Себе агнца, которое должно принести в жертву. И Исаак, послушливо понимая, что именно о нем идет речь, восходит на гору, и там смиренно склоняет свои колени перед жертвенником.

Когда мы говорим о праведниках Ветхого Завета, мы с вами говорили об этом в прошлое воскресение, мы говорим, насколько велика и безгранична была их вера Богу. Возвращаясь к мысли, произнесенной в прошлый раз: мы знаем все что было совершено во искупление рода человеческого, мы знаем с вами о той величайшей жертве, которую Христос Господь совершил на Голгофском Кресте. Буквально через несколько дней мы будем с вами молитвенно торжествовать и праздновать Боговоплощение Сына Человеческого, для того и пришедшего в мир, чтобы всех нас грешных спасти от вечного проклятия и смерти. А вот те люди не знали этого, вернее они знали только лишь пророчества, обетования, что когда-то этому надлежит произойти. Но во имя этого «когда-то» они готовы были до конца, до последнего, быть верными Богу.

Вера в Бога — это не есть некое умственное мировоззрение, которое совпадает с некоторыми теми или иными Библейскими или Евангельскими постулатами, а это глубочайшее доверие Богу. Это не просто осознание, что есть Нечто надо мною — этого недостаточно и этого крайне мало. Должно быть доверие в том, что все, что Бог ни велит тебе, что Бог ни посылает тебе в пределах сего земного поприща, все это тебе необходимо принять с доверием и, более того, с благодарностью. Потому что это тот единственный путь, через который ты будешь спасен. Вот об этом нам говорят все ветхозаветные праведники и подвижники благочестия, об этом нам говорят многие из тех, чьи имена мы сегодня с вами слышали в этом замечательном и удивительном родословии.

Об этом нам и апостол Павел в одиннадцатой главе сегодняшнего Апостольского Послания ко Евреям говорит (не поленитесь, прочитайте сегодня одиннадцатую главу послания апостола Павла ко Евреям), где он говорит именно об этих удивительных героях духа Ветхого Завета. Где он в заключении говорит: Не достанет мне времени перечислять о всех их, потому что невозможно их охватить, столько их было.

И они были верны Господу, они были верны Христу, повторяю еще раз, они Христа знали только лишь в пророчествах, в обетованиях и в твердом уповании своего сердца, что Ему надлежит прийти. Но мы с вами знаем, что Он пришел, веруем в это, жизнь наша осмысливается Его пришествием, а иначе жизнь всего рода человеческого была бы бессмысленна и бесцельна, если бы этого не произошло. И поэтому, когда мы в очередной раз в храме Божием, или на домашней молитве читаем первую главу Евангелия от Матфея, где вновь сталкиваемся с перечнем этих имен, не будем спешить быстрее их прочитать и произнести их имена, как ничего к нам не имеющее. А будем к ним относиться как к той семье, которая выпестовала из себя рождение в мир Спасителя мира.

Еще одна мысль, которую мне хотелось бы донести до всех нас, это очень важное, как мне кажется, свидетельство: мы говорим и прославляем сегодня тех людей, которые были в роду по плоти, по естеству человеческому, Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу. Они были сотелесны и единокровны Господу, и именно в этом роде, в этой семье благоволил родится в мир Предвечный Бог, Творец неба и земли Господь наш и Спаситель Иисус Христос, так возлюбивший мир, и пришедший для того чтобы искупить всех нас от клятвы законныя.

Еще одно величайшее свидетельство бесконечной любви Божией к каждому из нас, ко всему роду человеческому: когда мы с вами причащаемся Пречистых Тайн Христовых, мы причащаемся Его Пречистого Тела и Его Животворящей Крови, тогда мы тоже с вами становимся сотелесниками и единокровными Христу, ибо мы причастились Его Пречистого Тела и Его Животворящей Крови. Следовательно, мы тоже стали семьей, родом Христа, ибо так благоволил Бог, ибо Он благоволил иметь такие отношения с каждым из нас, чтобы мы не просто, по некоему умственному пониманию симпатизировали Его взглядам, а чтобы мы были нерушимой частью Его. Поэтому, слово, которые мы произносим, преступая ко Святым Христовым Тайнам, когда мы говорим «я иду причащаться», это слово говорит о том, что мы тем самым становимся частью Христа. А Христос, Господь Бог наш, становится частью каждого из нас, по слову апостола Павла, который говорит: Разве вы не знаете, что вы являетесь храмом живущего в вас Духа Божьего.

Каждый из нас храм, нерукотворенный храм Божий, потому что Бог благоволил нашу храмину избрать Себе в жилище.

И посему, как бы дерзновенно это ни прозвучало, мы тоже имеем, отношение к родословию, которое сегодня звучало в Евангельском повествовании, потому что, причащаясь Христа, Его Живоносных Тайн, Спасительных и Благодатных, мы тем самым становимся родом Христовым. Мы Его и род, — говорит евангелист Лука, в книге Деяний.

Мы род Христов, ни по собственным достоинствам и заслугам, ибо их нет, а по неизреченной милости Христа и Господа к нам, благоволившему соделать нас таковыми причастниками Своего Божеского Естества. Аминь.