Проповедь протоиерея Георгия Гуторова. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшний день празднования Обрезания Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа имеет прямое отношение к празднику Рождества Христова, поскольку по закону Моисееву в восьмой день младенец мужеского пола, во исполнение закона, Господом данного, должен был быть обрезан. И Господь, Владыка Спаситель, который не нуждался ни в каком внешнем исполнении закона, поскольку Он является Законодателем, Он является вершителем законов, и вместе с тем, смиряя Себя до степени раба, до образа раба, принимает все то, что было Им даровано всему роду человеческому, в качестве непременного и обязательного исполнения. Не нуждающийся в спасении, Он приходит в мир, чтобы совершить, исполнить все то, что Им было предначертано, поэтому в Священном Писании есть такие слова: Ни одна йота и ни одна черта не прейдет от закона, – то есть не будет нарушена. — для того, чтобы человеку через исполнение этого закона быть спасенным и не лишенным Вечной Жизни и Царствия Небесного.

Вместе с этим обрядом, который безусловно носил прообразовательный характер, нарекалось имя человеку, нарекалось имя младенцу мужеского пола, и Спасителю было усвоено имя, которое прежде Его рождения было предвозвещено Архангелом Божиим Гавриилом Пресвятой Богородице. Господа нашего наименовали Иисусом, что в переводе означает Спаситель, и это имя является не просто неким желанным для тех или иных родителей именем, каковым им бы хотелось называть своего младенца, а это имя является выражением главного и основного служения, ради которого Господь пришел в этот мир — спасти всех нас, спасти от вечного проклятия и вечной смерти.

Апостол Павел говорит в послании к Колоссянам, опять же возвращаясь к сегодняшнему празднику, о том, преобразовательном значении обрезания, каковое совершалось в Ветхом Завете, он говорит, обращаясь ко всем христианам: Вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти. Здесь имеется в виду Крещение, как то, к чему приводит это прообразовательная мера ветхозаветного человечества. Поэтому мы, восприемля Благодать Святого Крещения, тем самым отрешаемся, совлекаемся того греха, под гнетом которого находилось все человечество, ибо это является освобождением от вечного проклятия и смерти. Неслучайно в Евангелии, в беседе с Никодимом Господь говорит: Кто не родится от воды и Духа, тот не войдет в Царствие Небесное. Крещение — это то первое условие, не единственное, безусловно, но которое необходимо для всякого человека, грядущего в мир и следующего за Христом. И возвращаясь к прозвучавшей сегодня мысли, обрезание ветхозаветное является лишь прообразом того всеспасительного Таинства, имя которому Крещение.

И вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на то, что тоже было уже сказано, на то, что в этот день нарекалось имя младенцу. И имя Спасителя, имя Христа, для всех нас, верующих в Него и следующих Ему, является самым сладчайшим именем из всех существующих, поэтому неслучайно, ныне празднуемый святой угодник Божий, святитель Василий Великий, и прочие святые угодники Божии говорили одни и те же слова: Пусть Имя Божье будет соединено, сопряжено с твоим дыханием. И поэтому издревле, из глубины веков, аскетическая христианская мысль, то молитвенное делание, вобрало в себя это дивное делание, именуемое Иисусовой молитвой.

И потому, когда мы свами исполняем свое молитвенное каждодневное правило, утренние и вечерние молитвы, когда мы свами читаем Псалтирь святую, Священное Писание — все это, безусловно, спасительно и необходимо для нашего с вами врачевания духового. Но вместе с тем, закрывая молитвослов, и как нам кажется, тем самым исполнив и совершив свое молитвенное делание, мы не должны останавливаться на том, что было нами с усердием прочитано, а чтобы в нашем сердце, наипаче в сердце, и в устах наших, всегда произносилась всесвятейшая Имя Христа Спасителя Господа нашего. Чтобы мы приучи себя к тому, чтобы все, чем бы мы с вами не занимались, что бы мы ни делали, в нашем сердце всегда бы произносилось имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Молитва Иисусова это есть исполнение той апостольской заповеди, которую возглашает святой апостол Павел, вспомним эти замечательные слова: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Непрестанная молитва не есть нечто абстрактное и к нам не имеющее отношения, это есть то постоянное молитвенное делание, к которому мы должны с вами навыкать, приучать себя к тому, чтобы не быть в праздном разброде всевозможных, даже не мыслей, а обрывков мыслей, подобных некоему калейдоскопу.

Если мы с вами обратим пристальное внимание на наши помыслы, на то, о чем мы думаем постоянно, то какой-то сквозной мысли мы, быть может, даже там и не обнаружим, потому что ее там нет. Более того, ради нашей праздности, ради нашей беспечности мы даже не найдем стройного построения того, о чем мы сейчас в данный момент задумались.

Конечно, бывают разные моменты, бывают переживания, скорби, человек ни о чем другом и думать не может, но вот в таком обыкновенном, обыденном, повседневном состоянии, мы видим с вами, насколько разрознены и противоречивы обрывки наших мыслей. Кто-то прошел мимо – мы о нем подумали, его осудили; кто-то еще на глаза попался, мы его знать не знаем – уже этого человека осуждаем; едем в метро, нас кто-то толкнул, и мы уже начинам раздражаться. И все это бесконечная кутерьма, ничего не значащих, ничего не выражающих помыслов. Но это именно то, чем занят враг рода человеческого, диавол, чтобы нас отвести, отвлечь от самого главного, чтобы мы не думали ни о вечном.

Я уже много раз рассказывал со слов одного священника, который исповедовал и напутствовал сестру Марины Цветаевой, Анастасию, она была глубоко верующим человеком, в отличие от своей несчастной сестры. Так вот эта женщина рассказывала батюшке, что, находясь в застенке НКВД, на нее, как, впрочем, не только лишь на нее, но и многих других людей, воздействовали самыми разными, не только физическими, но и моральными истязаниями. Так вот к ней был приведен гипнотизер, который пытался навязать ей строй своих мыслей, чтобы она мыслила и думала так, как этот гипнотизер хотел ей навязать своими парапсихологическими возможностями. А эта женщина христианка сидела и молилась, творила молитву Иисусову. Гипнотизера испарина взяла, он не знал, что делать, он начал нервничать, стал бесноваться, и стал ей приказывать: Перестаньте думать, как вы думаете, перестаньте так мыслить! Но ведь это личное, внутренне дело каждого человека, — о чем я хочу, о том и думаю. Но этому оккультисту было понятно, что здесь некая Сила, с Которой он справиться неспособен. Он одной силой пытается действовать на человека, а здесь совершенно иная, противоположная сила, сила Божия.

Поэтому, если мы с вами, дорогие братья и сестры, не будем откликаться на оголтелый рой всевозможных мыслишек, забот и попечений, абсолютно ни к чему не приводящих в постоянной круговерти, если мы будем с вами постоянно очищать наши мысли молитвою Иисусовою, тогда Господь сохранит наше сердце в чистоте. Тогда никакие грязные, скверные, мерзкие, хульные помыслы не способны будут найти себе место в нашем сердце, потому что это все освящено Всесвятейшим Именем Божиим.

Конечно же, себя нужно всегда приучать к творению молитвы Иисусовой. Это очень тяжелое дело, я думаю многие пытаются это делать, и с чем мы прежде всего сталкиваемся? С бесконечной рассеянностью, бесконечной утратой главной и основной мысли. Только начнешь читать даже просто и элементарно те же самые вечерние или утренние молитвы, не говоря уже о постоянном молитвенном делании, начинаешь вроде бы с каким-то вдохновением, и вдруг, начав Трисвятое по «Отче наш», ты обнаруживаешь, что ты уже забыл, что ты делаешь, где ты находишься, что ты сейчас совершаешь. Кому из нас это не знакомо?

Вот такая бесконечная борьба, это не просто отсутствие усидчивости, усердия и внимания, и это все есть, к сожалению, и каждому из нас это свойственно. Но, кроме того, это говорит, какая борьба от врага ведется с каждым из нас — главное, чтобы мы об этом не думали, главное, чтобы мы не были с Господом, чтобы ничто не было способно нас с Ним соединить. Потому как, это серьезное делание, делание всей жизни, то к чему мы все, дорогие братья и сестры, должны себя приучать и к чему стремиться.

И примером для того, о чем мы с вами сегодня говорим можно взять святого угодника Божьего, чью память Церковь сегодня празднует и величает. Это один из величайших столпов святого Православия, один из дивных Вселенских учителей и святителей — святитель Василий Великий.

По человеческим границам, жизнь его была весьма и весьма непродолжительна, он прожил всего на всего сорок девять лет, для людей зрелого возраста это даже не возраст, это некое приближение к зрелости, но этот человек за такой короткий отрезок своей земной жизни столько преуспел в делании, не только ко своему спасению касательно, но и ко спасению всех тех людей, которые окружали его в жизни. Какое колоссальное и величайшее наследие он оставил после себя, и, конечно же, Церковь и до сегодняшнего дня с благодарность пользуется всем тем Богомыслием, которое оставил после себя этот дивный во святых угодник Божий.

При этом, надо обязательно обратить внимание на то, что вся его жизнь была сопряжена гонениями, скорбями и невзгодами. Он прожил жизнь с одной стороны недолгую, но вместе с тем, исполненную величайших жизненным переживаний и скорбей, многие из которых нам с вами даже близко не представлялись в нашем воображении и сознании, и вместе с тем, все это он благодушно претерпевал с благодарностью Богу. Даже будучи изнуренным, потому что был великим аскетом и подвижником, несмотря на еще непреклонные лета своей жизни, его физическое здоровье было подорвано.

Святитель Василий Великий беспощадно боролся с арианской ересью. Несмотря ни на какие угрозы, ни на какие всевозможные уговоры, он все равно боролся и обличал арианское нечестие, и когда император Валент, который сам был арианином, призвал его в оковах, арестовав его, требовал чтобы святитель отрекся от своего бескомпромиссного и беспощадного отношения к арианам. Грозил ему всевозможными скорбями, страданиями, ссылкой, самой смертью, на что святитель Василий отвечал совершенно замечательно. Эти слова мы часто с вами их вспоминаем: Ты грозишь мне тем, что отнимешь мое имение  – но что ты можешь забрать у того, у кого, кроме нескольких ветхих одежд и нескольких книг, содержание которых я знаю наизусть, ничего нет. У меня больше ничего нет. Ты мне грозишь ссылкой, тем, что сошлешь меня на край земли – но Господня земля и исполнение ея, – то есть вся земля — она Божия. Куда бы ты меня не сослал, я всегда буду с Богом.

Из его титула, архиепископ Кесарии Каппадокийской, мы слышим, что он был архиереем города Кесарии, сейчас это даже один из туристических маршрутов. Мне посчастливилось быть в этом городе, у нас было паломничество с владыкой Тихоном, нашим архиереем, который был, как вы помните, раньше нашим викарием. Мы совершали паломничество по Малой Азии, особенно в этих удивительных местах — сейчас это территория Турции. Сейчас это уже не Кесария, а турецкий городок Кейсари, там нет никакого намека на то, что это был славный христианский град. Сейчас там одни минареты, ничего не значащие и невыразительные дома, что-то типа поселка – все, что осталось от славной некогда Кесарии.

Так вот святитель Василий Великий говорил мучителю: Я не держусь за этот славный город, поэтому если ты меня изгонишь, куда бы ты меня не изгнал, везде Господня земля и я везде буду с Господом.

Ты мне грозишь смертью – что я могу тебе на это сказать, – отвечал святитель Василий: Знаешь, я настолько уже изнурен, настолько уже физически слаб и обессилен, поэтому для меня лишь первый удар будет чувствителен, а потом я просто умру от всех тех ударов, которые будут после на меня сыпаться. Ты же мне окажешь величайшую милость, потому что я скорейшим образом соединюсь с возлюбленным мне Господом и Спасителем Иисусом Христом.

Для святого человека боятся нечего, чем бы ему ни грозили, что бы у него не пытались отнять, даже саму жизнь его, для него и это великое благо. Вспомним в очередной, в бесконечный раз слова апостола Павла, который говорит: Любящему Бога, все содействует ко благу.

Поэтому, научимся любить Бога, и все то, что нас будет сопровождать и окружать в нашей жизни, это все только лишь будет содействовать нам ко благу, даже если это скорби, болезни и невзгоды. Все это нас приближает к возлюбленному сердцу нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу, Которому подобает всякая слава честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.