Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

          Сегодня мы, дорогие братья и сестры, стоим в преддверии великого торжества Крещения Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и сегодняшний день, являясь Неделей перед Богоявлением, говорит и вещает нам о том дивном событии, вне которого немыслимо и невозможно было бы спасение всего рода человеческого. Сегодня мы слышали первые строчки из Евангелия от Марка, который благовествует и повествует нам о том, что предшествовало Крещению Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Он говорит о Предтече Господнем Иоанне, и воспоминает древнее пророчество, где устами пророка говорит Господь: Я посылаю Ангела Моего, пред лицом Твоим, который исправит пути Твои.

Ангел в переводе, как мы знаем, означает вестник, и вот Иоанн Предтеча является именно тем вестником, который благовествовал народу Божьему, народу, чающему Христова утешения, народу, сидящему во тьме и сене смертной, о пришествии в мир Христа Спасителя. И главным условием святой Предтеча ставит самое основное, что может быть для каждого человека в отдельности и для человечества, в целом: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Это главное условие для спасения рода человеческого.

Только что мы с вами слышали перечень семидесяти празднуемых ныне апостолов, это Собор семидесяти апостолов, которых некогда Господь призвал к апостольскому деланию, к апостольским мрежам, и в их числе, тот самый апостол и евангелист Марк, чьи словеса мы сегодня слышали в этом Евангельском благовестии. Святой Иоанн Предтеча благовествует нам о том, что вне покаяния нет спасения для человека. Повторяю еще и еще раз: это главное условие для того чтобы человеку быть наследником Вечной Жизни, и быть в присном общении с Господом.

В этом же сонме семидесяти апостолов Христовых упоминается имя апостола Ерма, являющийся автором известной книги «Пастырь», и в этой книге, святой Ерм говорит, что если бы Бог не даровал человеку покаяние, то никто не способен был бы спастись. Покаяние — это первый дар Святого Духа, это есть первый признак благодати, который живет в человеке. Потребность в покаянии, это есть то, повторяю еще раз и еще, без чего немыслимо и невозможно приблизится к Богу. Поэтому, дорогие братья и сестры, на кануне сего великого торжества, великого празднества Богоявления и Крещения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, мы с вами вновь и вновь стоим перед этим призывом Иоанна Крестителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 

Однажды, у преподобного Антония Великого, великого подвижника благочестия, спросили, почему он всю жизнь плакал, почему всю жизнь его видели лишь плачущим, на что он отвечал (обратим внимание, это отвечал человек, который прожил всю свою жизнь до глубокой старости в египетской пустыни): Всю свою жизнь я оплакивал свои грехи, – чем, конечно же, привел в замешательство совопросников. О чем можно плакать такому великому подвижнику? Но мы понимаем с вами, в этом заключается некий парадокс: для внешнего человека, для человека, живущего вне Евангельских категорий и живущего повседневностью и обыденностью мирской, для него это странно, потому что для обывательского сознания, чем ближе человек к Господу, тем менее он нуждается в покаянии. Но это глубочайшее заблуждение, в том смысле заблуждение, что как раз, чем ближе человек приближается к Богу, тем более он видит свое несовершенство, свое окаянство, свою греховность, и тем более нуждается в покаянии.

Помните известнейший хрестоматийный пример, тоже связанный с одним из великих, чье имя часто вспоминается наравне с теми же самым преподобными Антонием Великим, Макарием Великим и подобными им. Это — Сисой Великий, умирая в окружении своих собратьев, он молил Господа, что бы Господь продлили дни его жизни, для того чтобы еще дать время для покаяния. На что его ученики, собратья говорили: Тебе ли, Сисой, каяться, ты ли в этом нуждаешься? Мы знаем тебя, как величайшего подвижника, как великого святого. А тот отвечал совершенно искренне и простодушно: Поверьте, братья, я и начала не положил своему покаянию.

Это говорили такие столпы веры, такие величайшие подвижники благочестия, с которыми мы не то что бы способны себя сравнивать, а лишь благоговейно, издали, как на некий небосклон, взирая поражаться их удивительным подвигам, их удивительным трудам, каковые они несли.

И эти люди считали себя последними из всех живущих на земле, они искренне считали, что они и начала не положили своему покаянию. Как же после этого мы можем оставаться самодовольными, как мы можем быть успокоенными после нашего, так называемого, покаяния. Обычно мы подходим на исповедь, перечисляем свои уже как бы заученные, постоянно повторяющиеся, грехи. И вот в чем наша главная беда — в том, что мы не исправляем себя. Ведь мы с тем же самым багажом подходим, с которым позавчера подходили, неделю назад, месяц, год назад – одно и то же  ничего ровным счетом не меняется. Вот в этом и заключается самая главная трагедия каждого из нас.

Мы все понимаем, мы все осознаем, разве кто-нибудь из нас оспорит слова, которые только что прозвучали? Все мы с этим абсолютно согласны, благоговеем перед словами о покаянии, ибо, что может быть выше покаяния? Но ведь покаяние заключается не только в том, чтобы увидеть своей грех и признаться в нем, но и с Божией помощью более к нему не возвращаться.

А для этого есть несколько условий, которые необходимы для каждого из нас без исключения. Первое – сокрушение в своих грехах, видение своих грехов. Второе – исповедь, покаяние перед духовником, исповедаться в своих грехах, чтобы максимально освободить себя от всего того хлама и той грязи, которая накапливается в нашем сердце. Это стремление к тому, чтобы иметь решимость более не возвращаться к раскаянным грехам, стараться более не повторять их. И последнее, одно из основных условий среди перечисленных, это творить добродетели противоположные тем грехам, в которых мы каемся.

Мы все расслаблены, мы все находимся в состоянии мнимого, кажущегося, обманчивого благодушия, нам кажется, что все еще впереди, мы все это успеем еще сделать. Это глубочайшее заблуждение, это главная и одна из основных опасностей, из подстерегающих каждого человека, если он не полагает начало настоящему подлинному покаянию в своих грехах и изменению своей жизни.

Что такое покаяние? Понимаю, банальный вопрос, и, наверное, не менее банальный ответ, но вместе с тем, это является краеугольным основанием без чего нам невозможно быть с Господом. Покаяние — это Страшный Суд, но лишь с одной огромной разницей: на этом Страшном Суде мы сами себя осуждаем, в отличие от того Страшного Судилища Божьего, когда Господь будет нас судить.

В обыкновенном мирском суде, чем более судья изыскивает поводов, причин, аргументов для осуждения подсудимого, тем более страшным и тяжелым будет наказание подсудимого.

А здесь же — наоборот: чем более наша совесть будет нас обличать, чем более мы сами будем осуждать себя в грехах, которые мы творили и творим, тем меньшее наказание мы получим в день пришествия Христова, тем большее оправдание, так правильнее будет сказать, мы получим от Господа, если сами себя осудили.

Именно об этом говорит замечательные слова апостол Павел в одиннадцатой главе первого послания к Коринфянам: Если мы сами себя осуждаем, то мы не будем осуждены Богом. Но если мы скрываем, стыдимся, срамимся, по каким-то иным причинам утаиваем свое внутреннее состояние, в котором каждый из нас без исключения находится, тем горшее состояние будет каждого из нас. И поэтому, проповедь Иоанна Предтечи направлена и нацелена именно в центр всей жизни человеческой, в самую сердцевину жизни каждого из нас: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Мы еще будем говорить с вами, воспоминая событие дивного Крещения Господня, слова апостола Петра в его Первом соборном послании, где он говорит замечательные слова, что Крещение – это обещание Богу доброй совести. То есть Крещение — это есть жизнь по доброй совести. Быть крещеным — это обещать Богу именно добрую совесть, и поэтому, всегда об этом помня, будем молиться, чтобы Господь даровал нам дар искреннего сокрушения в своих грехах и видение своих грехов. Поскольку, это один из с самых бесценных даров — видеть себя, видеть себя таким, какой ты есть на самом деле, без прикрас, без выдумок, без фантазий, которыми мы очень часто окружаем себя. Мы живем, порой, вымышленной жизнью, которая не соответствует действительности, и мы, таковые, какие есть на самом деле, абсолютно не соответствуем тому образу, который мы пытаемся показать наружу людям, окружающим нас.

И вот, чтобы этого не было, будем просить Бога, чтобы он даровал нам этот величайший дар, дар покаяния и видения своих грехов. И вот тогда, когда покаяние станет нашей потребностью, когда мы будем стремиться к тому, чтобы ничего недоброго, нечистого и скверного в нашем сердце не оставалось, вот тогда, действительно, мы можем понимать, что благодать Божия коснулась нашего сердца. А если это произойдет, то Господь дарует нам все средства, все возможности, способные приблизить нас к Нему, а через эту близость с Господом даровать нам вечную радость в Царствии Небесном. Аминь.