Проповедь протоиерея Георгия Гуторова на Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

          Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение. Этими словами, начальными словами тропаря сегодняшнему празднику и торжеству объясняется то, почему этот день имеет двойное название. Именуясь днем Крещения Господня, ибо «во Иордане крещающуся Тебе, Господи», именуется и днем Богоявления, ибо «Троическое явися поклонение».

          Впервые человечество узрело и приоткрыло для себя эту великую Пребожественную Тайну Триединого Творца. Лишь немногие в Ветхом Завете могли помышлять и вместить в себя отблеск этой Пренебесной Тайны, и уже лишь в пределах Нового Завета Господь открывает полноту Своего Благобытия, открывает полноту Своего Триипостасного Величия. И вот, первым событием, каковым Господь являет полноту Своего Триединства, является день сегодняшний, ибо Сын Божий приходит на Иордан в образе раба, с тем, чтобы креститься от руки Иоанна Крестителя. Дух Всесвятый Божий сходит в виде голубине и почивает на Сыне Божием, а глас Отеческий, глас Отца Небесного свидетельствует это громогласным возглашением: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Раньше, в древности, Рождество Христово и день Крещения Господня были объединены в один общий праздник, в этом была определенная справедливость и особая логика, ибо Рождеством Христовым Бог являет Себя, это тоже день Богоявления, а днем Крещения Своего Господь свидетельствует, как об этом было уже сказано, о Своем Триединстве. И вместе с тем, и событие Рождества Христова, и Крещения Господня имеют для нас несомненный, безусловно, спасительный характер, потому что Господь ради этого пришел в мир, чтобы грешных спасти, от которых, как каждый из нас может сказать, что он первый. И сегодняшнее событие, торжество Крещения Господня является тому ярким свидетельством и подтверждением.

Когда прежде Рождества Христова Ангел Господень явился находящемуся в смущении Иосифу Обручнику, то он повелел ему, чтобы тот, оставив все свои смущения, все свои сомнения принял свою обрученную ему Жену, Преблагословенную Деву Марию. И когда родится от Нее Сын, чтобы он нарек Ему имя Иисус, что в переводе означает Спаситель, уже самым именем Своим Господь, приходя в мир, являет объяснение Своей единственной миссии: Он пришел спасти весть род человеческий. Неслучайно мы свами сталкиваемся в преддверии праздника Крещения Господня с тем, что Церковь Благовествует нам об Иоанне Крестителе, который крестил народ, приходивший к нему, ибо, огласив Иорданскую пустыню призывом «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», он крестил всех и всякого, кто приходил к нему.

К нему приходили разные люди, как об этом свидетельствует Священное Писание, самые разные люди: это были воины, это были мытари, это были грешники, блудники, это были люди, которые находились в сознании человеческого общества, в презрении, но никем не гнушаясь, Иоанн Креститель принимал исповедь каждого из них и погружал их в священные воды Иордана. Впрочем, священными они стали тогда, когда в эти воды вошел Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, а до того люди лишь омывали внешним действием свои беззакония и грехи. Это не было чем-то новым, поскольку крещение в том, ветхозаветном смысле, имело не то значение и понимание, которое мы вкладываем в Таинство сейчас, а это было погружение, омовение от той нечистоты, которую человек творил в своей жизни.

И когда люди приходили к Иоанну Предтече, то они исповедовали ему свои согрешения и потом, как бы являя свидетельство прощения в них, омывались от всей той скверны греховной, в которой они каялись и исповедовались ему, а он произносил слова: Крещаю тебя во Имя грядущего Миссии. То есть во имя Того, проповедником Кого он явился.

Иоанн Предтеча, как об этом говорят церковные песнопения, был последним пророком Ветхого Завета, ибо еще благовествовал о Христе до Его пришествия, и вместе с тем, он стал равноапостольным пророком Нового Завета, поскольку сподобился крестить Сына Божьего в водах Иордана. 

Есть изумительная, необыкновенная, по моему глубокому разумению картина великого русского художника Александра Иванова, она является не только выдающимся полотном в Третьяковкой галерее, но думается, является одним из самых выдающихся художественных произведений вообще в мировом искусстве. Я думаю каждому из нас, несложно представить хотя бы мысленно, образно эту грандиозную картину, изображающую события, которые мы сегодня празднуем и прославляем. Мы видим на переднем плане, прежде всего, Иоанна Крестителя, который указывает в некую даль, из которой приближается Спаситель мира. Он говорит людям о грядущем Миссии, Которому он недостоин даже ремень Его сапог развязать, людям, которые окружают его.

Эти люди совершенно разные, как об этом было уже сказано, самые разные слои людей, от высокомерных фарисеев, поодаль стоящих и кичливо, глумливо усмехающихся всему, что говорит и благовествует Иоанн Креститель. Здесь же рабы, находящиеся вне человеческого общества, как бы изгои, подонки человеческого общества. Но к каждому из них без исключения обращает свои словеса Иоанн Креститель, каждого из них он призывает к покаянию. И неслучайно, Христос, приходя к Иоанну Предтече среди этого людского многообразия, сталкивается с недоумением, более того, с ужасом и страхом самого Иоанна Крестителя, который говорит: Ты ли приходишь от меня креститься? Это мне надлежало бы креститься от тебя.

На что Христос отвечает, останавливая его: Оставь ныне, ибо так нам должно исполнить всякую правду. И после этих слов Христос Господь, Владыка неба и земли, Творец мира входит послушливо в воды Иордана, которые смыкаются над Его главою, и Иоанн Креститель крестит Его со страхом, с трепетом, с осознанием к Кому прикасается его длань.

И вот, Христос, выходя из воды, тем самым берет на Себя грехи всего мира, которые омывались людьми, приходящими к Иоанну Предтече. Он как бы берет на Себя этот груз человеческого греховного бремени, чтобы вознести его в последствии на Крест и пригвоздить рукописание всеродного Адама ко Кресту, избавив нас от вечного проклятия и смерти. Вот это событие мы с вами, дорогие братья и сестры, сегодня празднуем и прославляем.

Христос приходит для того в среду людей, самых разных людей, чтобы показать, что Он пришел спасти всех нас, и для Него нет различия между людьми, какими бы они ни были, кем бы они не являлись. Христос приходит спасти всех нас, ибо Он является Спасителем всех человеков, и через это снисхождение Своего человеколюбия Господь являет нам Свою Небесную Божественную близость, Свое Божественное присутствие в жизни каждого из нас, чтобы и мы с вами облекшись во Христа стяжали эту радость, которую Господь прещедро дарствует всем нам в этот святой день.

В сегодняшний день мы с вами совершаем одно из самых знаменательных и удивительных событий: Великое освящение воды, воды, которая обновляет наше естество человеческое. Мы даже глагол «причаститься» употребляем в отношении к Святой Агиасме, к Святой Воде. Сегодня мы будем совершать Великое освящение воды, как, впрочем, и вчера это совершалось. И будем слышать о нас самех, как о причащающихся этой Святыни.

Мы только лишь в единственном случае употребляем это глагол — причаститься: тогда, когда мы приступаем к Пречистым Тайнам Христовым. Это вовсе не означает, что Святая Вода, как бы равноценна Пречистым Тайнам Христовым, но вместе с тем, Церковь благоволит именно этот глагол употребить в отношении нас, когда мы приступаем к этой Святыне. Мы ее причащаемся, мы соединяемся и обновляемся вновь и вновь этой радостью, даруемой нам Христом. Поэтому с благоговением, со страхом Божиим, дорогие мои, будем воспринимать этот бесценный дар Божий, которым Господь почтил всех нас в этот день.

В нашем народе, к сожалению, изменилось, изменилось в превратном смысле этого слова, поистине Богошественные понятия. Например, для большинства, подавляющего большинства людей, крещенские купания являются чем-то непременным и обязательным. Бог с ними, это личное дело каждого человека, он может погружаться в прорубь или не погружаться, но, когда люди в силу своей самонадеянности или по своему невежеству говорят: Вот сейчас окунемся в прорубь, и все наши грехи нам простятся. Ничего нам не простится. По большому счету, крещенские купания — это не более чем народная забава.

Подобных примеров мы можем видеть огромное количество и далеко ходить не нужно: целыми семьями приезжают на реку, для этого уже предварительно позаботятся, чтобы прорубь соорудить, ныряют, плещутся, водочки выпьют для согрева, рядом шашлыки жарятся. И это условие прощения наших грехов? Только лишь потому, что я уподобился моржу, окунувшись в ледяную прорубь? Не думаю, что прощение грехов к этому имеет какое-то отношение.

Я, в частности, имею глубоко противоположное мнение об этом. И говорю это не потому, что считаю крещенские купания предосудительными, повторяю, это личное дело каждого человека. Но не нужно подменять одно другим, поскольку самое главное содержание сегодняшнего праздника заключается не в том, чтобы погрузиться в ледяную воду, и быть уверенным в том, что уж теперь на годок уж точно у меня все будет благополучно. А в том заключается главный смысл сегодняшнего торжества — что только покаяние способно нас исцелить от тяжкого греховного бремени, запинающего все наши жизненные пути здесь на земле.

Поэтому, самое главное для нас, дорогие братья и сестры, должно заключаться именно в том, к чему призывал Иоанн Креститель, Предтеча Господень, обращаюсь ко всем, не только современным ему людям, окружавшим его, слышавшим его проповедь и отзывавшимся на нее. Но и ко всем грядущим поколениям и к нам с вами, живущим сегодня.

И до скончания века этот призыв будет звучать обращённым вглубь и в сердцевину нашего сознания и нашей души: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

И если мы будем этому завету Иоанна Крестителя следовать, то тогда Господь и о каждом из нас скажет то, что Он, Отец Небесный, сказал в отношении Своего Сына: И ты сын Мой возлюбленный, и в тебе Мое благоволение. Аминь.