Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, было прочитано весьма значительное для нашего спасения Евангельское повествование. Безусловно, оно знакомо всем, более того, кто-то быть может опять скажет: Сколько раз можно об этом говорить, потому что речь сегодня пойдет, по разумению многих здесь присутствующих, о верблюде, который не пройдет сквозь игольное ушко и о том, что невозможно человеку возможно Богу. Мы это уже слышали и нам знакомы эти Евангельские отрывки, быть может, стоило бы о чем-то другом поговорить? Но я думаю это настолько поверхностное и легкомысленное суждение, чтодаже не заслуживает того, чтобы на это отвечать. Да, действительно, мы сегодня вновь слышали о том юноше, который приступил ко Христу и спрашивал Его о самом главном. Без сомнения, выше, важнее, значимее вопроса нет и быть не может: Учителю Благий, что мне сделать, чтобы наследовать Вечную Жизнь?

Этот юноша не прост, он, несмотря на некоторое поверхностное суждение о нем, которое иногда мы выносим из услышанного или прочтенного этого Евангельского отрывка. Иногданам кажется, что этот юноша не заслуживает пристального внимания к себе, а если и заслуживает, то, наверное, заслуживаетглубочайшего сожаления, потому что он отошел от Христа разочарованным. Несомненно, он что-то другое хотел услышать от Господа, но услышал совершенно иное, к чему не готов не был, и поэтому отошел прочь.

Мы этого не говорим в слух, мы даже может, неформулируем это в мыслях, но иногда исподволь думаем: Будь мы на месте этого юноши, уж, конечно же, не отошли от Христа с печалью, как отошел он. Но это глубочайшее, просто тотальное заблуждение, поэтому давайте еще раз об этом вспомним, и еще раз об этом побеседуем.

Юноша приступил ко Христу, богатый юноша, обратим на это внимание, как обращает и евангелист, и спросил: Учителю Благий, что мне сделать, чтобы наследовать Вечную Жизнь? На что Христос отвечает ему вопросом на вопрос: Почему ты Меня называешь Благим, ведь никто не благ, как только один Бог?

Некоторые сектантски мыслящие существа говорят: Вот видите, Христос Сам признается, что Он не Бог, Он говорит: Только Бога можно называть Благим. Но это абсолютно не состоятельное суждение, поскольку Христос говорит этому юноше: Если ты называешь Меня Благим, то по истине, должен и отношение иметь соответствующее ко Мне, и то, что Я тебе сейчас скажу, ты должен воспринимать, как поистинеуслышанное из уст Бога. И именно поэтому должноне легкомысленно, не поверхностно, не походя набегу спрашивать «что мне еще сделать?».

Поэтому Господь, не дожидаясь ответа юноши,говорит: Соблюдай заповеди. Юноша с готовностью отвечает: Какие? Он прекрасно понимает какие заповеди нужно соблюдать, и Христос ему перечисляет одни из основных заповедей Закона Моисеева: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, чти отца и мать. И юноша с прежней готовностью поспешно отвечает: Все это я сохранил, все это я выполнил, что еще нужно сделать для того, чтобы наследовать Вечную Жизнь?

Это не какое-то праздное вопрошание, этот юноша прекрасно понимает и, наверное, чувствует, иначе бы не задавал этого вопроса ради пошлой похвалы, которой бы домогался от Христа. Он понимает, что все это он старался выполнить, это не обман, это не ложь, это стремление его порывистого юношеского сердца – исполнить Закон Божий, угодить Богу. Он понимает, что того сокровенного искомого мира в его сердце нет, ведь он все исполняет, но нет чего-то главного. Как это часто бывает. Все вроде хороша, все, а вот чего-то не хватает, и причем, не хватает именно главного, значимого. Это, я думаю, состояние которое знакомо всем нам без исключения. Вроде бы внешне все хорошо, все верно, все замечательно, все правильно, все справедливо, но чего-то нет, нет чего-то главного, чего мне еще не достает? Вопрошаем мы и вопрошает этот юноша.

Тогда Христос ему говорит: Все что ты имеешь – раздай нищим и следуй за мной. Иди, продай и раздай – три послушания тебе, и, взяв свой крест, следуй за Мной, и тогда будешь иметь стяжание в Царствии Небесном, тогда будешь иметь удел в Царствии Небесном. И вот после этих слов юноша отошел от Христа с печалью — об этом говорит Евангелие сегодняшнее. И Господь, посмотрев, наверное, с еще большей печалью в след этого удаляющегося юноши сказал ученикам Своим: Как тяжело богатому войти в Царствие Небесное. Не невозможно, а тяжело. Верблюду проще пройти сквозь игольное ушко, недели богатому войти в Царствие Небесное.

Я всегда это подчеркиваю: какие диаметрально противоположные, и даже взаимоисключающие величины — верблюд, неуклюжий, с горбами, представляющий некую максимуму, и игольное ушко, что представляет собой предельноминимальную величину. Разве это сопоставимо, разве это возможно: одно с другим сопоставить? – абсолютно невозможно. Вот так и богатому, говорит Христос, невозможно войти в Царствие Небесное. Ученики испугались, и говорят: А кто же тогда спастись способен, кто же тогда спасется? На что Христос говорит очень важные слова, подчеркивающие и ставящие каждого из нас на свое подлинное место: Человеком это невозможно, – говорит Господь. То есть Господь показывает, что мы, всеми своими силами ничего сделать не способны. А Богу возможно. Богу все возможно.

Вот это краткий пересказ сегодняшнего Евангельского повествования. Обратим с вами внимание, дорогие братья и сестры, на два своеобразных этапа, к которым призывает Господь не только этого юношу, но всякого из нас, кто желает спасения своей бессмертной души. Первое – исполни заповеди. Предположим я их исполнил, но этого недостаточно, помните, есть такие слова в семнадцатой главе Евангелия от Луки, в которой Христос приводит замечательную притчу и потом заключает ее: Если человек все исполнит из предписанного ему, то есть исполнит все заповеди, и то должен в таком случает о себе сказать: Мы рабы ничего незначащие, и сделали то, что должны были сделать. Вы понимаете, исполнение заповедей, это еще не есть безусловная гарантия спасения. Как говорит преподобный МакарийВеликий, это известная фраза, очень обескураживающая фраза, он говорит: Тщательное исполнение заповедей Божиих научает тому, что человек научает видеть, что грехи его более, чем песок морской.

То есть, когда мы начинаем тщательно и вдумчиво исполнять заповеди Божии, вот тогда мы приходим к страшному, обескураживающему нас откровению, что мы ничего своими собственными силами сделать не можем. И чем больше мы стараемся, тем больше мы обнаруживаем несовершенств в своей собственной жизни.Позволю себе перефразировать эти слова, быть может, это покажется несколько неожиданными и даже отталкивающим кому-то: Чем больше мы исповедуемся в своих грехах, тем больше обнаруживаем бездну грехов, открывающуюся нам.

С Богом сосчитаться невозможно, я вот вроде во всем покаялся: побежал, тщательно переписал «Опыт построения исповеди» отца Иоанна Крестьянкина», то есть все грехи максимально выписал, переписал всю эту книжку, пошел к священнику, пересказал написанное, батюшкаепитрахиль возложил на мою главу, молитву разрешительную прочитал… А все равно я понимаю, что еще больше осталось, чем я сказал. Почему так? Потому что невозможно человеку этого сделать. Но возможно Богу.

То есть, первый этап того, чтобы увидеть себя беспомощным пред Богом, это тщательное исполнение заповедей Божиих. Если заповеди не исполнять, тогда человек абсолютно ничего не увидит в своей жизни гибельного. Ему будет казаться, и он глубоко будет убежден и уверен, что все, что он делает, он делает нормально и правильно. Будет уверен, что он хороший человек, добрый человек, порядочный человек, и так далее. Но это будет заблуждение.

Я понимаю, что сейчас приведу своеобразный пример, хотя спорным это суждение вряд ли назовешь. Предположим, муж говорит своей жене: вот чего ты от меня хочешь? я хожу на работу, зарабатываю деньги, семью обеспечиваю, я делаю все, чего тебе от меня еще нужно? Но этого мало для человеческих отношений — нужна любовь, нужно взаимное уважение, без этого ничего не построить, и абсолютно недостаточно того, что ты ходишь на работу и зарабатываешь деньги иобеспечиваешь свою семью. Или наоборот, жена говорит: Чего тебе еще от меня надо? я готовлю кушать, убираю, детей воспитываю. Для совершенных отношений нужно тепло, нужна ласка, необходимо взаимное уважение и любовь.

Также и здесь — юноша говорит: Все это я выполнил, чего еще нужно от меня, я же все исполнил? Этого мало, ибо Господь ревнитель, Господь не потерпит, чтобы мы только не делали чего-то плохого. Господь от нас ждет большего —любви нашей к Нему, преданности и всецелого Ему следования. И вот  тогда на вопрос «чего я еще не сделал, я же ведь все исполнил» Господь говорит юноше: Раздай все свое имение нищим и следуй за Мною. То есть, от всего откажись, если ты хочешь быть со Мною всегда и вечно, откажись от всего и следуй за Мною.

Прежде, чем к этой мысли перейти более подробно, мы скажем и подчеркнем, что только лишь одного исполнения заповедей недостаточно, чтобы быть со Христом в Вечной Жизни и Вечном Царствии Небесном.

Если ты хочешь быть совершен, подчеркивает Господь «совершен», то раздай все, и следуй за Мною. Иногда, размышляя на эту тему, нам кажется, что в словах Христа порицается богатство. Это не так. Во втором веке жил такой святой – Климент Александрийский, который написал целый труд о богатстве: «Кто из богатых войдет в Царствие Небесное» – называется этот труд, и он объясняет кто из богатых может войти в Царствие Небесное. А кто-то, даже будучи нищим, никогда в него не войдет. Юноша оказался богатымчеловеком, и Христос ему говорит: Раздай все свое имение нищим и следуй за Мной.

Предположим, если бы, на месте этого юноши был молодой человек сегодняшнего дня, такой же молодой человек, гипотетически представим себе такую же самую ситуацию. Предположим, молодой человек, верующий в Господа, стремится как может исполнять заповеди Божии, подходит ко Христу и говорит: Чего я еще не сделал, Господи, чтобы мне наследовать Вечную Жизнь? А Господь говорит, опять же простите за легкомысленное сравнение: Выброси свой мобильный телефон и следуй за Мною, и тогда будешь иметь имение в Царствии Небесном. И тогда современный юноша отойдет с печалью от Христа, потому что здесь все сконцентрировано, вот в этой коробочке, вся его жизнь.

Или скажет Христос какой-нибудь обыкновенной женщине: Никого не осуждай, и следуй за Мной. И эта женщина отойдет с печалью от Христа, и скажет: Я все могу сделать, но не осуждать не могу.

Я как-то рассказывал, это было еще в самом начале моего служения в этом храме, одна женщина, интеллигентная бабушка, подходит ко мне и говорит: Вы знаете я не могу постится. Часто подходят к священнику люди, которые говорят: Вы знаете, у меня есть физические немощи, поэтому я не могу все соблюдать, врачи сказали, что я без того или без этого обойтись не могу. Я говорю: Ну хорошо, тогда вы хотя бы телевизор не смотрите.Что-то ведь нужно понести, если вы хотите немножко потрудится ради Господа.

Она ушла с печалью, ничего не сказала. Через два дня пришла эта же женщина, ищет настоятеля, она не знала, что я настоятель, я был новым человеком в храме, люди, заходившие периодически, меня не знали, и она говорит: Где мне найти настоятеля? Вот я, ваш покорный слуга.Вот я жалобу написала. Что ж, я почитаю, если вы позволяете.

Надо сказать, сейчас очень много писателей, по тому или другому поводу пишут. Эпистолярный жанр, надо сказать, сегодня особенно очень востребован. Так вот она мне отдала это письмо, и в нем было написано: Подошла к незнакомому мне священнику, а он говорит мне не смотреть телевизор, это что значит, это мы, пожилые людиеще и телевизор смотреть не будем! А если он завтра от меня смерти потребует, что это такое?

Вот оказывается в чем проблема, проблема не в том, что человек богат, или что-то имеет – нет, проблема в том, что мы связаны этими страстями и не можем своей жизни представить без них. Вы понимаете, эта женщина, или кто-либо другой — это касается всех нас и наших пристрастий. Для человека не так тяжело мясо не есть постом, чем оказаться от телевизора или оказаться от интернета. Что вы, да как же, я жить могу без этого?

Один батюшка из Америки, очень дорогой мне человек и друг, помните, у нас был в гостях, я уже это как-то это рассказывал, просто сегодня есть повод вновь об этом вспомнить. Он однажды в аудитории молодых людей говорил о Господе: И сказал им следующее: если бы мы любили Бога хотя бы так, как мы любим свой мобильный телефон, то мы были бы настоящими христианами. И объяснил свою мысль: с чего начинается день не только молодых людей, а любых людей любого возраста? С того, что мы, едва продрав глаза,первым делом шарим рукой, ища телефон. Мы уже не можем без этого — что произошло, кто, что написал или прислал. Не так ли? Именно так.

Мы рабы своих страстей, и поэтому Христос говорит: Если ты не откажешься от всего этого, если это будет для тебя самым главным в твоей жизни, ты никогда не войдешь в Царствие Небесное. И дело не в мобильных телефонах, и не в богатстве, и не в том, что человек имеет что-то, ведь можно самые безобидные вещи возвести в степень самого настоящего идолопоклонства.Человек может увлекаться чем угодно, это может быть кино, это могут быть книги, это может быть театр, это могут быть наряды, машины, это может быть все что угодно. Ему мало обладать, он дажевсю свою жизнь, свою интимную, личную жизнь выкладывает в «Инстаграм», он всем, показывает,как он живет, что он вчера купил в магазине.

Что это такое, как не рабство? Самое настоящее рабство. Рабство вещам, которыми мы связаны оковами, узами, и мы не можем их разорвать, мы неспособны этого сделать.

Поэтому Господь смотрит со скорбью на этого,с печалю удаляющегося юношу. Он говорит: Оставь все, к чему ты прикован здесь на земле, потому что, если ты к этому здесь так привязан, чтоне можешь от этого отказаться, ты никогда не сможешь сам по себе войти в Царство Небесное. Предположим, что даже несмотря на все твои жизненные проблемы, грехи, беззакония, Бог объявил тебе амнистию. Но амнистия сама по себе не изменяет человека. Предположим, в государствеобъявляется амнистия, но разве человек которого отпустили на волю, поменял свои убеждения? Очень многие возвращаются туда же, в ту же самую темницу, ту же самую тюрьму, потому что он в своей жизни ничего сам не изменил.

Мы в прошлый раз говорили, что по-гречески слово покаяние означает изменение мысли. То есть,покаяться это не просто признаться в своих недостатках, а изменить себя, кардинально поменять свою точку зрения на какие-то вещи.

Вот Господь все простил, иди в Царство Небесное. Ну как же там без того же мобильного телефона он обойдется. Или пьяница без рюмочки водки, или блудник без тех пристрастий, к которым он привязан. Как осуждающий может там никого не осуждать, если он не умел здесь при жизни никого не осуждать. Он и там будет осуждать. Кого? Да, хотя бы Петра и Павла, и святителя Николая, и всех подряд, потому что ничего в его жизни не изменилось, он себя ведь не поменял. Смертью лишь констатировала, что здесь ты был в физическом теле, а там будешь пребывать в теле духовном. Это ничего не меняет, потому что нам Богом дана жизнь для того, чтобы мы здесь научились жить небесными законами.

Как это важно, как это принципиально важно.Первая часть сегодняшнего Евангельского обращения – соблюдай заповеди, то есть научись сначала быть человеком, а потом будем говорить уже о совершенстве. Если ты человеком не научился быть, как же ты сможешь жить там? Для тебя Царствие Небесное хуже ада будет, потому что ты сам не выдержишь той радости, которую Бог уготовал любящим Его, ибо жил совершенно другими ценностями здесь на земле. Вот об этом сегодняшнее Евангельское повествование.

Это действительно всех касается, хоть мы с вами тысячу раз слышали это. Скажите, кто и нас, и от них же первый есмь аз, начинал по-другому свою жизнь осмысливать. Да, я вроде все пытаюсь соблюдать, вроде все делаю, что положено делать, в церковь ходу, Богу молюсь, правила читаю, исповедуюсь, причащаюсь. А что в твоей жизни меняется? Что поменялось в тебе сущностно? От чего ты смог отказаться и смог ли ты вырвать из своего сердца то недоборе, то мирское, то что не имеет никого отношения к Небу. Пускай оно даже не греховное, но оно земное, а не небесное. А мы с вами слышали (как это замечательно совпалосегодня) слова апостола Павла из тринадцатой главы послания ко Евреям, он говорит: Мы странники и пришельцы здесь на земле, и взыскуемграда небесного. Странники и пришельцы, нам бы только пройти этот путь поскорее бы, главное, чтобы здесь не запятнать и не замарать себя, на загадить свою душу. От всего этого здесь на земле отказаться, освободится, потому что все это не войдет туда, в вечность.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении: Ничто скверное и ничто нечистое в Царство Небесное не войдет. Не войдет. Не пронесешь туда это, поэтому здесь, соблюдая заповеди, нужно всему этому научится. Отрешится, отказаться, разорвать те узы, которые связывают нас с этой обмирщенностью, с этой землей и чтобы это не стало препятствием для восшествия нашего в Царство Небесное. В чем всем нам помоги Господи. Аминь.