Проповедь протоиерея Георгия Гуторова на Сретение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

          В Сегодняшний день, когда мы празднуем и торжествуем Сретение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, мне хотелось бы начать свое обращение к вам, дорогие братья и сестры, с несколько быть может неожиданной темы. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что каждого из нас сопровождает каждый день, на то молитвословие, которое мы слышим за каждым Богослужением. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на девяностый псалом. Псалом, который всем нам знаком, все мы его читаем, и в богослужебном объёме этот псалом читается во время шестого часа в преддверии Божественной Литургии, этот псалом читается во время совершения отпеваний, при совершение панихиды. И я думаю, каждый из нас читает его тогда, когда мы соприкасаемся со скорбями, жизненными невзгодами или очевидной опасностью, мы всегда читаем этот псалом: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небесного водворится. Все мы знаем его наизусть, и читаем не только в названных обстоятельствах, но и, наверное, присоединяем этот псалом к своему ежедневному молитвенному правилу, что совершенно правильно делаем.

Так вот, сам псалом построен по своеобразной схеме: речь в нем идет от лица некоего наставника, обращающегося к своему наставляемому ученику: «Живущий в помощи Вышняго, под кровом Бога небесного водворится». Наставляя, он говорит, что Господь ангелам Своим заповедует хранить всякого, кто следует путями и стопами Господними. И только лишь три последних строчки, три последних стиха несколько отличаются от всего повествования. В них как бы меняется тон этого псалма, и речь идет как бы уже от лица Самого Бога. Последний стих звучит так: Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Вот эти удивительные слова, которые, как мне кажется, весьма и весьма касаются сегодняшнего праздника.

Когда мы вчитываемся в словеса сегодняшнего Евангельского чтения, повествующего о Сретении Господнем, сегодня за Божественной Литургией нам было предложено именно это повествование, то мы с вами обнаруживаем некое, соединяющее суть сегодняшнего праздника со словами, которые я только что привел из девяностого псалма. Господь исполнил претрудного старца Симеона, которому, как сказано в Евангелии, было обещано что он не умрет до тех пор, пока своими собственными глазами не увидит Спасителя мира, обетованного Миссию. То есть Господь долготою дней исполнил жизнь праведного Симеона.

Мы с вами знаем из содержания сегодняшнего праздника, что этот старец Симеон, достигший глубочайшей старости, быть может, по человеческим представлениям и невозможно было достичь такого возраста, но вместе с тем, он, получивший это обетование, что не умрет, не вкусит смерти, до тех пор, пока своими собственными глазами не узрит Спасение народа Божьего, каждый день приходил в Иерусалимский храм, чтобы встретить Того, Кого ему должно было встретить. Того, о Ком ему было сказано в пророчестве.

Иерусалимский храм, надо сказать, единственный храм для народа израильского, второго храма не было. Были синагоги, были иные места, где люди собирались для чтения и толкования Священного Писания, для совместной общей молитвы, но храм был только лишь один, в Иерусалиме, и поэтому он никогда не оставался пустым. Это храм всегда был полон народом. И приходя в Иерусалимский храм каждый день, старец Симеон всегда встречал в нем огромное количество людей, которые приходили с разными нуждами, с разными житейскими проблемами, невзгодами, многие из них приходили принести жертву Господу по тому или иному случаю в своей жизни. И поэтому храм был всегда многолюден, но старец безошибочно увидел среди всех и узнал Того, о Ком ему было возвещено.

Он увидел старца Иосифа, он увидел молодую женщину, которая на руках держала Младенца, и именно в этом Младенце Симеон узрел Спаителя мира. Он не мог ошибиться, и он не ошибся. И поэтому, подойдя к этой странной, своеобразной супружеской чете, потому что возраст этих супругов был огромен между собою. Как мы знаем: старцу Иосифу было за восемьдесят лет, а Пресвятая Богородица еще не достигла и двадцатилетнего возраста. И вот Она отдала Своего Младенца в руки приближающемуся старцу Симеону, и тот произнес свои знаменитые слова, ставшие неотъемлемой частью каждого Богослужения: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…

Эти слова, эту молитву, это молитвословие, которое мы с вами знаем и которое за каждым вечерним Богослужением произносится, можно перевести одним лишь словом. Словом, которое звучит в Евангелии, звучит и завершает невыносимо долгий скорбный пусть страданий рода человеческого, и, наверное, можно дерзновенно этим одним единственным словом перевести молитву праведного Симеона Богоприимца – совершилось. Совершилось спасение рода человеческого. Старец Симеон своими глазами узрел спасение народа Божьего, он взял на руки Того, Кто пришел для того, чтобы искупить весь род человеческий от клятвы законныя, и пригвоздить грехи всеродного Адама ко Кресту, и через Свою Крестную Жертву избавить всех нас от вечного проклятия и смерти.

Вот это событие, Церковью празднуемое и прославляемое для нас чрезвычайно важно, дорогие братья и сестры, тем, что праведный Симеон, именуемый Церковью Богоприимцем, принявший на свои руки Воплощенного Бога, Творца неба и земли крохотным, беззащитным Младенцем, веровал и твердо знал, и это упование не посрамило его, что перед ним воистину Искупитель человечества, Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос.

И святой праведный Симеон Богоприимец и в свою очередь произносит пророческие слова, беря на руки Богомладенца Спасителя, сказав: Яко видеста очи мои спасение Твое.

Что значит спасение, связанное с Богомладенцем Христом? Симеон праведный говорил о грядущих страданиях Младенца Христа, Который еще беззащитным приносится в Иерусалимский храм по закону Моисееву, для того, чтобы быть посвященным служению Господу. Ибо, как говорит Ветхий Завет: Всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, свято Господеви наречется. И по той, Богом данной заповеди, младенец мужского пола в сороковой день после рождения был приносим в храм, чтобы быть посвященным на служение Господу. И здесь, во исполнение той же самой заповеди, Богомладенец Спаситель тоже приносится в Иерусалимский храм, где и происходит эта величайшая встреча – сретение, по-славянски.

Как я неоднократно обращал ваше внимание, в сербском языке, сродном по своему звучанию в семье славянских зыков, слово «сретение» означает радость. Как это трогательно, что встреча на нашем языке означает на сербском языке радость. Действительно, то, что произошло в Иерусалимском храме, было радостью встречи Ветхого Завета, в лице старца Симеона Богоприимца, и Нового Завета, в лице Богомладенца Спасителя, Который пришел в мир сей грешныя спасти.

Вот это событие, которое Церковь сегодня празднует и прославляет. И произнеся эти слова, праведный Симеон обратил свою речь ко Пресвятой Владычице Богородице, вручившей Богоприимцу Симеону Богомладенца Спасителя. Он произносит тоже пророческие слова, которые, в свою очередь, говорят о грядущих страданиях Христа и о Ее собственных страданиях: Сей лежит на падение и восстание многих во Израиле, и Тебе же Самой оружие сердце пройдет.

Он говорит о том, что Христос для многих станет камнем преткновения: для одних Он станет тем самым камнем, на котором созиждет Христос Церковь Свою, а для других Он станет камнем преткновения. Для тех, кто не уверует в силу своей косности, в силу своего жестокосердия, в силу своего безбожия и безумия, отвергнув Христа. И о Матери Божией говорит, что Ей Самой оружие сердце пройдет, то есть Она будет взирать на земную жизнь Своего Спасителя, Своего Сына, будет страдать, видя те скорби, которые Господь волею подъемлет на Себя.

И, произнеся эти слова, совершив это необыкновенное действие удивительной и необыкновенной встречи, Симеон, как бы выполнив свою миссию, выполнив свое предназначение, отдает Младенца Пресвятой Богородице и уходит в сторону. Не просто позволяя Им пройти в глубь Иерусалимского Храма, а как бы вообще уходит из земной жизни, потому что его земное поприще завершилось, его земной путь свершился исполнением того, что Бог предрек ему. И он, умирая, уходит туда, в тот безвестный шеол, в тот удел смерти, но именно для того, чтобы там Давиду и и Соломону, Исайе, и Иеремии, и прочим ветхозаветным праведникам, в уделе который они разделили со всем родом человеческим, благовествовать о том, что он только что держал на своих руках Спасителя мира, Который пришел в этот мир грешных спасти.

Ибо мы знаем, что до Крестных Страданий Христовых, весь род человеческий, находясь под клятвою закона, под проклятием греха и смерти томился находясь в аду преисподнем, и только лишь Крестной Жертвой Христовой, которую Спаситель мира совершил на Голгофе, и, сойдя в глубины адовы, искупил весь род человеческий от вечного проклятия. Избавил их и нас от вечной смерти. И миссия святого праведного Симеона  Богоприимца продолжилась и там в глубинах преисподней, благовествующая о пришедшем в мир Спасителе, ибо его очи сами видели спасение народа Божьего, его собственные длани осязали этого Младенца, Который пришел в мир для того чтобы искупить всех нас от вечного проклятия и смерти.

Вот вкратце это и есть содержание и главный смысл сегодняшнего праздника и сегодняшнего торжества, дорогие братья и сестры. А посему, торжествуя это великое событие в жизни Церкви Божией, в жизни всего рода человеческого и в жизни каждого из нас, будем следовать путем, который предначертал нам Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Следовать исполнением тех заповедей, которые Господь вручил всем и всякому жаждущему и алчущему Христова утешения, чтобы через исполнение всеспасительной воли Божией, претерпевая собственные жизненные страдания и безропотно неся свой жизненный крест, удостоится той вечной радости, которой Господь сподобил всех от века угодивших Ему. Аминь.