Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, празднуя событие Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, продолжая это церковное торжество и празднество, слышали несколько Евангельских отрывков, посвящённых именно сегодняшнему дню. Сегодня мы слышали Евангельское зачало, которое уже предваряет наступающий праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, поэтому сегодняшний воскресный день, кроме всего прочего, именуется Неделей перед Воздвижением.

Сегодня мы слышали с вами удивительное Евангельское повествование от Иоанна Богослова, которое повествует нам о том, какою ценою куплено наше с вами спасение. Приводя удивительный ветхозаветный образ медного змия, который был сооружён по повелению Бога Моисеем пророком, поскольку народ, отступив от Господа, бесконечно ропща на Господа, был уязвляем змеями, Господь повелевает Моисею, который воззвавшему в горячей, пламенеющей молитве ко Господу о помиловании отступившего от правды Божией народа, соорудить медного змия и воздвигнуть его на общее обозрение, чтобы народ, взирая на него, исцелялся от той язвы смертоносной, каковую они получали как следствие своего греха и своего беззакония.

Этим самым Господь показывает удивительный образ, который не всегда способен вместиться в наше грехом наполненное сердце, потому что лишь  чистые сердцем, как говорит нам Господь в Евангелии, Бога узрят, и поэтому наше сердце, омрачённое теми или иными поползновениями, духовными страстями, суетой, многозаботливостью, порою не всегда способно даже понять, о чём говорит Господь. Этим удивительным ветхозаветным библейским образом Господь показывает, что Он Своею смертию разрушает оковы смерти всякого из нас, ибо в том же самом Евангельском благовестии, в той же самой упоминающейся третьей главе Евангелия от Иоанна Господь говорит удивительные слова: так Бог возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного отдал на смерть, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Это парадокс, это то, что не способно суетному уму человеческому постичь. Своею смертью Господь разрушает смерть, чтобы нас тем самым избавить от вечного проклятия и смерти, от порабощения смерти, и посему человек, следующий за Христом, верующий в Него и жизнь свою полагающий в служение Господу, уже лишён смерти, смерть над ним не способна властвовать.

Именно это, как некое духовное продолжение, мы видим в другом сегодняшнем Евангельском повествовании, которое предложено всем нам, дорогие братья и сестры, в котором, кроме прочего, мы слышали удивительную притчу о званых на брачную вечерю. Очень трогательное и вместе с тем очень жестокое повествование. Почему жестокое? Потому что оно касается каждого из нас, к сожалению. Обзорно перескажу то, о чём всем нам, конечно же, известно.

Некий царь, именно этому уподобляет Господь Царствие Божие, уготовил брачный пир своему сыну и позвал всех тех, кто по его разумению должен был быть приглашён на этот праздник. Согласитесь, когда мы с вами совершаем свадьбу в  своей семье это, наверное, самое выдающееся, самое радостное событие в жизни, в семье, в роду. Кого приглашают на свадьбу? Конечно же, не посторонних людей, которые не имеют никакого отношения к этой семье и к молодожёнам, а самых родных, близких, дорогих, тех, кто действительно порадуются этому торжеству. Поэтому несложно понять, кого царь приглашает на этот пиршественный вечер, но вот парадокс, удивительное несоответствие тому, что должно было бы произойти: все званые, как бы сговорясь, начинают отказываться, начинают отнекиваться, ссылаясь на самые убедительные причины, которые не позволяют им прийти и разделить радость этого брачного торжества.

Одни говорят, знаете, мы очень рады, тронуты вашим приглашением, но мы ничего не можем сделать, потому что мы приобрели землю и нам необходимо, заняться ею, и это очень важное жизненное приобретение, и мы не можем этим пренебречь.

Другие званые начали ссылаться на подобного рода причины, говоря, а мы купили пять пар волов, нам тоже необходимо проверить их в деле, в работе, не даром ли мы свои деньги заплатили, чтобы их приобрести, поэтому извините, сегодня мы отозваться на ваше приглашение не можем.

А третьи вовсе сказали, у вас своя свадьба, у нас своя свадьба, и мы тоже не сможем прийти, нам милее и радостнее и гораздо ближе наши переживания, чем ваши, при всём уважении к вам.

Т.е. все те, к кому обращалось это царское приглашение, все отказались. Я не знаю, может это очень примитивное сравнение, но представьте, нам,  совершенно ничем внешне не выдающимся людям, как говорят, обывателям, вдруг поступает приглашение на кремлёвский приём, нас приглашает президент. А мы говорим: извините, я не могу, у меня столько дел, у меня бельё не постирано, я не могу прийти, вы должны войти в моё положение. Нелепо звучит, абсурдно звучит.

Высокая степень доверия оказывается человеку, о которой он даже помыслить в своей жизни не мог, его приглашает царь на свой пир. А он говорит, я не могу, потому что у меня очень много дел, в конце концов, я эту всю неделю работал с утра до вечера, у меня один выходной, мне нужно выспаться. Примерно так мы говорим, когда нас Царь Небесный приглашает на Свою Вечерю, на брак Своего Сына, на Божественную Литургию в святое воскресение, мы говорим, не могу.

Потому что мы все заняты, заняты очень серьёзной земной работой, поэтому нам не до Неба.

Говоря такие вещи, понимаю, что они не по адресу звучат, все вы сегодня пришли на это вечерю, те, которые не пришли, они это не услышат, они там спят до обеда, у них там пять пар волов, у них свой брак, своя свадьба и так далее, и всё прочее, свои дела и заботы.

Один батюшка всё время выходит на амвон и начинает ругать прихожан, как вам не стыдно, такой праздник, а никого в храме нет, а они говорят, батюшка, да мы же здесь, мы-то пришли, почему вы нас ругаете?

И вот, мы говорим это в адрес тех, кого сегодня в храме нет. Но к сожалению, и нам это иногда свойственно и иногда говорим, сегодня я в Церковь не пойду, я устал, я вымотался, я  отдохну, у меня какие-то дела, у меня важная встреча.

Но нет ничего важнее, что происходит здесь, сейчас и сегодня, и быть не может, потому что это Царствие Небесное на земле и нет никаких на то оправданий, дел и забот, какие могли бы нам стать оправданием того, почему мы не приходим на зов Христов, когда Господь нас зовёт.

Конечно же, в историческом контексте, сегодняшнее Евангелие имеет прямое отношение к тому народу, которому Господь говорил все это во всеуслышание, к израильскому народу. В прошлое воскресение мы слышали с вами притчу о злых виноградарях, которые, пользуясь плодами винограда, не только не принесли плодов его, но ещё и убили наследника этого виноградника. И вот сегодня, к той же аудитории Господь обращает Своё обличительное слово.

Потому что Господь их звал через пророков, учителей, святых Божиих человеков, через апостолов, и они, ссылаясь на самые убедительные земные причины, не захотели быть в этом Царствии радости. И вот тогда, что говорит Царь? Он говорит Своим слугам: если званые оказались недостойными Моего приглашения, тогда идите на распутья дорог, к тем, кто никогда даже и в мыслях своих не имел представления о том, что он может быть приглашён на этот царский пир. Их позовите, потому что брак уготован, пиршественные столы накрыты, почему безлюдствует эта пиршественная зала, если званые были недостойны, позовите всех тех, кто не считает себя достойным и званым. Всех пригласите, убогих, калек, нищих, всех подряд, кого увидите, всех приглашайте. И вот ко всем этот зов, это приглашение было обращено, и тогда этот брак наполнился возлежавшими, и все возрадовались и возликовали.

Это в историческом смысле означает следующее, что собственно говоря, уже было сказано. Народ, к которому Господь обращал Свой зов, отказался от этого приглашения. Помните, Иван Карамазов говорил: свой билет в светлое будущее я почтительно возвращаю назад. Так вот, они почтительно назад вернули  это приглашение, обращённое к ним. И тогда Господь, обратил Свой взор к язычникам. Конечно, я очень утрировано и примитивно пересказываю и поэтому складывается впечатление, что одних Господь предпочитает больше других. Это не так, просто тот народ способен был в тот исторический момент принять слово о Едином истинном Боге, и через этот народ должно было бы провозгласиться проповеди всему прочему человечеству, но они отказались и не захотели. И тогда Господь посылает Своих слуг, Своих вестников, чтобы всех подряд, кого бы те не увидели, всех приглашали на этот радостный пир. И вот те откликнулись и пришли. И мы с вами являемся потомками тех язычников, которые Господа истинного не знали, не пойми, во что веровали, но вместе с тем их сердце отозвалось и откликнулось на зов Христов, и они все наполнили собой Церковь Божию.

Всё это можно минимизировать и в более узком масштабе, касающимся каждого из нас. И увидеть сегодняшнее Евангельское повествование и правильно сделать, обращенное именно к нам, потому что Господь каждого из нас индивидуально зовёт к Себе. Но мы, к сожалению, всё же изобретаем и строим разные причины, которые побуждают нас отказываться: сегодня я не могу, я очень занят, или много дел, забот и прочее и прочее. Как  всем нам это знакомо.

Но мы должны задуматься, дорогие мои, от чего мы отказываемся. Не будем сейчас рассуждать о красотах и неизреченности того Царства, которое Господь уготовил прежде создания мира любящим Его, а скажем о главном. Мы отказываемся от радости, даруемой нам Господом. Мы предпочитаем свои ничтожные, мелкие радости, той Радости, которая никогда не пройдёт, той Радости, выше которой быть ничего не может. Вот от этого, к сожалению, мы отказываемся, предпочитая, что-то очень суетное, скоропроходящее и земное. А Господь нам дарует в наследие именно эту радость, радость нескончаемую.

Преподобный батюшка Серафим Саровский говорит очень известные слова, всем нам знакомые: Если бы люди знали, какую радость Бог им уготовал, они готовы были бы терпеть любые, самые страшные скорби и невзгоды только бы прикоснуться к этой небесной радости. А если быть более точным в приведенной цитате: тысячу лет я готов был бы, — говорил преподобный батюшка Серафим, — быть закопанным в землю и снедаемый червями, только лишь для того, чтобы не лишиться той радости, которую Господь уготовил любящим Его. Ибо никакие скорби, все вместе взятые, все страдания рода человеческого не сравнятся с той радостью, которую Господь обещает нам в наследие. И ты будешь наследником этой радости, каждому из нас говорит Господь. Но мы отвечаем: нет, я очень занят, у меня очень много более важных дел, а главное откладываем на потом.

Вот пойду на пенсию, — говорят многие, — задумаюсь о Боге. Какой самообман! Сколько таких людей, глупых и обманутых самими собою, которые говорят так.

Всем свойственна молодость, всем свойственно легкомыслие, всем свойственна какая-то жизненная бесшабашность, и поэтому когда человек приходит в зрелость лет, то приходит к рассудительности и неизбежному выводу о бытии Божьем, о смысле своего человеческого существования или бессмыслии этого человеческого существования вне Бога.

Человек начинает приходить в храм, начинает постепенно воцерковляться, а потом, познав эту  радость, я думаю многим это знакомо, он начинает об этом своим детям говорить: почему вы не ходите в храм, почему вы Богу не молитесь? А что отвечают дети, ты сама-то давно мама в Церковь пришла, давно ты сама такой стала, мы другой тебя знали, вот станем как ты, вот тогда будем ходить в Церковь, вот тогда будем молиться Богу. Это отговорка, что потом, когда-нибудь мы ещё успеем о самом главном задуматься, мы ведь Бога не отрицаем, а сейчас у нас другие более важные дела и заботы, а потом, конечно же, мы будем об этом думать и рассуждать, и будем в храм ходить.

Ничего подобного! Потом ноги болеть будут, потом когда на пенсию пойдём, у нас тысяча других проблем будет, внуков, правнуков на шею посадят, я не знаю и, конечно же, тоже некогда  будет ходить в Церковь.

Т.е. когда Господь нас зовёт, сейчас и здесь, мы должны тотчас же отзываться и идти несмотря ни на что, вопреки всему идти к тому, к чему Господь призывает нас. Именно к этой радости, которую Господь уготовил нам.

Святитель Иоанн Златоуст (я очень часто эти слова произношу) говорил такие очень горькие слова: если бы мы представили себе геенну огненную с её ужасами, с её неоскудевающим адским пламенем, со скрежетом зубовным и прочими ужасами, ожидающими грешника за гробом и это лишь одну геенну представим, то представив тысячу геенн и вместе их соединим во единое целое, то и это не сравнится с тем, какую скорбь будет терпеть человек, лишившийся радости, которую дарит ему Христос.

Страдание в аду будет не от физических мучений, мы даже представить себе этого не можем, какое это будет страдание и даже разум наш человеческий отказывается представлять себе это. Хотя это реальность. Но самый ужас будет не о том, что мы подвергнемся страданиям и мучениям, а от того, что мы лишимся радости, радости во Христе. Это будет самое страшное страдание, потому что нет ничего страшнее лишиться того от Господа нам дарованного утешения, той радости, какую Христос обещает всем нам. 

Он зовёт нас и говорит: пир уготован, все придите, все пиром насладитесь, а мы говорим, да нет, я не могу, мне полы надо помыть, поспать надо или ещё чего-нибудь. Ну, разве может язык после этого повернуться такие глупости говорить?

Поэтому, дорогие мои, братья и сестры, сегодня Господь предложил нам это удивительное Евангельское повествование, чему Он уподобляет Царствие Небесное и наше отношение к Нему.

Христос подвигает нас к тому, чтобы мы задумались о том, чего мы сами, грешники, ленивые, нерадивые, небрежные, многозаботливые, осуетившиеся лишаем.

Избави нас, Господи, от всех этих глупых и нелепых отговорок, дай нам, Господи, гореть любовью к Тебе и стремиться к тому, что Ты, Господи, по Своей неизреченной милости, Своему неизреченному человеколюбию уготовал нам, как наследие вечной, ни с чем не сравнимой радости и ликования в Царствии Небесном. Аминь.