Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами совершаем Торжество Православия, и только что, Богу содействующу, совершали это высокоторжественное молебное пение, посвященное этому событию. Спаситель мира Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит нам о том, что Он созиждет Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее. Это дивное обетование того, что Церковь Христова не самослучайным явлением возникла в этом мире, не произволением ума человеческого зиждется на земле, а тем, что ее соделал Кровию Своею Христос Спаситель Господь наш Иисус. И вместе с этим Евангельским благовестием о том, что Христос создал КровиюСвоею Церковь Свою, Он предупредил и предупреждает всех верных Ему, что врата адовы не одолеют ее.

С одной стороны, это подчеркивает и свидетельствует то, что как бы не силились силы зла, силы духов злобы поднебесной сокрушить Церковь Христову, все это будет тщетно и беспомощно, и этим самым Господь подчеркивает и уверяет нас, в том, чтобы мы были верны и незыблемы в уповании своей верности Христу. Но и вместе с тем, этими же самыми словами Господь предупреждает нас, что врата адовы будут пытаться и силится сокрушить Церковь Христову. Но мы,еще раз возвращаясь к этой жизнеутверждающей мысли, свидетельствуем, что они будут беспомощны и бессильны сокрушить Церковь Христову.

И вот сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, воспоминая дивное событие, которое было учреждено без малого тысячу двести лет назад, совершаем благодарственное молебное пение,  одной стороны прославляющее и торжествующее веру Христову, незыблемую и истинную. С другой же стороны, мы воспоминаем тех, кто всеусерднопотрудились для того, чтобы эта вера жительствовала, чтобы она торжествовала и чтобы через исповедание этой святой веры народ Божий соделовался наследниками Вечной Жизни и Царствия Небесного.

Мы видим с вами этот путь Церкви Христовой, который начинается от самого ее созидания, и который будет таковым до последнего исторического момента жизни рода человеческого.Мы вспоминаем с вами глаголы апостола Павла, который замечательным образом говорит в послании к Тимофею слова, касающиеся индивидуально каждого человека, следующего за Христом, и, конечно же, вместе с тем в широком понимании касающиеся и самой Церкви в целом. Он говорит: Всякий, кто желает жить благочестиво во Христе, будет гоним. Это та перспектива, это то откровение, которое дается всем нам. С одной стороны, мы можем недоумевать: Как же, мы стремимся или пытаемся, по крайней мере, жить по заповедям Христовым, неужели это тот удел, который обещается нам за верность Господу – быть гонимыми?

Но мы знаем с вами что враг рода человеческого все делает для того, чтобы, как мы с вами уже об этом сказали, сокрушить Церковь Христову, которую создал Христос, и поэтомувсякий из нас, кто в сердце носит Христа, кто следует Его святой воли и Его святым заповедям и пытается свою жизнь всецело подчинить спасениюсвоей бессмертной души будет гоним. Это путь Христа, это путь каждого христианина. Пусть это не смущает нас, пусть это не приводит нас вуныние от того, что вот таков путь христианина, ибо мы с вами знаем и Великим Постом будем нередко вновь и вновь для себя вспоминать слова Христа: Кто хочет следовать за Мной отвергнисьсебя, возьми свой крест и следуй за Мной.

Крест — это путь Христианина. Но вершиной, венцом Креста является Воскресение и радость в Боге, радость, которую никто не способен, кроме Христа, нам с вами дать, радость, которая ни с чем не сравнится, и посему, те маловременные скорби и жизненные испытания, которые выпадают на долю каждого из христианина не должны нас приводить в смущение, а напротив, как бы странно это кому-то не показалось, еще более и более утверждать в правильности избранного пути и следования за Христом.

Если мы, хотя бы обзорно окинем жизнь Церкви Христовой в эти минувшие два тысячелетия, то увидим, что жизнь Церкви всегда была исполнена скорбей и невзгод. Эти скорби были разными, они были внешними, они были и внутренними. Мы с вами исторически знаем, что первые три столетия Церковь была гонима, сначала гонима иудеями, книжниками, фарисеями, законоучителями, которые распяли Христа, когда же они поняли тщетность своих попыток в ненависти истребить христиан, тогда ониинтригами и прочей изворотливостью стали провоцировать и подбивать к этому языческую римскую власть, чтобы государственной машиной, государственным всемогущим аппаратом разрушили Церковь Христову. И в этом, то языческое государство тоже преуспело. Мы знаем имена нескольких императоров по преимуществу отличившихся в этом.

Первый – Нерон, который развязал страшное кровавое гонение на христиан. Христиан распинали по Аппиевой дороге и делали из них костры, сжигая живьем исповедующих веру Христову. Последний из императоров, не будем упоминать тех, которые находились внутри этого исторического периода, будет вполне достаточно сказанного, последний из них – Диоклетиан, давший клятву уничтожить всех христиан и издавший об этом эдикт. Вот такая злобаобрушилась на робкую, хрупкую, неустоявшуюся и неутвердившуюся Церковь Христову. Но поскольку она была ведома Духом Святым, вся эта злоба, злоба врага рода человеческого была не способна сокрушить Церковь Христову.

Когда воцарился святой равноапостольный Константин, и когда вера Христова воссияла, тогда, казалось бы, все уже осталось позади, все осталось в истории, но враг изобретает новые ухищрения: появляется некто, о ком мы, кстати, совсем недавно, буквально позавчера вспоминали –император Юлиан Отступник, о котором известные исторические свидетельства говорят, что он был христианином, участвовал в Богослужениях, и даже имел церковный сан – был чтецом. Есть дивные, необыкновенные свидетельства Вселенскогоучителя и святителя Григория Богослова, который в юношестве вместе с ним учился в одной школе, и потом в своих воспоминаниях рассказывает, что он своими очами видел, как на его глазах зреет тот, кто будет гнать Церковь Христову. Позже святитель Григорий говорил: Как бы мне хотелось быть пророком ошибающимся, чтобы я ошибся в своих пророчествах относительно Юлиана, но, к сожалению, я не ошибся.

Император решил реставрировать утерянное язычество и тоже возгласил торжественную клятву об уничтожении всех христиан, когда отправлялся на войну с персами. Но рукою Божьею, рукою свыше он был поражен, и мы знаем с вами эту историческую фразу, которую он произнес, умирая, пораженный великомучеником Меркурием, сошедшим с иконного образа. Юлиан воскликнул Христу: Ты победил меня, Галилеянин.

Это тот, кто пытался и обещал уничтожить всех христиан.

Когда относительный мир в Церкви установился, тогда новая, внутренняя скорбь, внутренние гонения обрушились на Церковь.Внешние как бы утихли, а внутренние распри разгорелись в виде арианской ереси, которая более сотни лет будоражила Церковь Христову, и Вселенские учители, и упоминавшийся только что святитель Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст, и Василий Великий, и многие иные противостояли этому злоучению, которое опровергало Божество Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа.

Церковь много выстрадала, Вселенские соборы собирались для того, чтобы ниспровергнутьнечестие арианской ереси и потом последующие ереси, возникавшие в Церкви, тоже имели одну цельразрушить единство Церкви Христовой и опровергнуть ее. Но то неложное обетование Христа о неодолимости адовыми вратами Церкви Христовой было непреложно, и то событие, которое нас с вами, дорогие братья и сестры, сподвигает к Торжеству святого Православия, было установлено в честь победы иконопочитания.Потому ересь иконоборчества, одна из самых зловреднейших ересей, была осуждена и ниспровергнута на седьмом Вселенском соборе, и тоже более ста лет иконоборчество разрывалоединство Церкви Христовой.

Сколько скорбей, сколько печалей и невзгод было вынесено людьми, которые были верны и преданы святому Православию. И когда Церковь утвердила догмат иконопочитания, тогда вся Ее полнота воскликнула, как и мы сегодня с вами едиными усты и единым сердцем во след их восклицаем: Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди.

Но и в последующие времена и до днесь Церковь остается своего рода мишенью для врага рода человеческого, и мы с вами знаем, что в любом случае скорби и невзгоды будут преследовать всякого человека верного Христу. Но повторяю, пусть это нас не пугает, пусть это нас не страшит, мы будем твердо следовать той отцепреданной традиции православной, которая была  заповедана святыми Божьими человеками на Вселенских и Поместных соборах. Той спасительной традиции, которая до днесь, до нашего с вами времени была донесена нашими благочестивыми предками сохранно, чтобы и мы ее сохранили в неврежденности.

Какие бы не предлагались нам новоявленные предложения, чтобы Церковь модернизировать, исправить, перевести на более понятный язык и тому подобное – все это ложь и заблуждение. Все это попытки увести в ту сторону, куда пытались Церковь Христову увести и Арий, и Несторий, и Савелий, и прочие еретики. Мы же с вами должны незыблемо хранить то, Богом нам заповеданное вероучение, которое, повторяю, наши отцы донесли до нас и вручили нам.

Как говорят богомудрые отцы: Всю свою жизнь, все свое понимание жизни и своих отношений с Богом сверяй с учением Церкви, все сверяй с Символом веры, и если ты увидишь что твой помысел, твой разум пытается совратить тебяв какой-то иной путь, в иное учение. Если ты увидишь свой ум, уклоняющийся вправо или влево от того отцепреданного учения, которое донесли до тебя отцы, сокруши этот помысел, сокруши эту мысль как Архистратиг Божий Михаил сокрушилпрегордого денницу, попирая его. Если ты увидишьпомысел свой, уклоняющийся от правого учения, от учения Христова, сокруши этот помысел, как великомученик и Победоносец Георгий сокрушил дракона и будь верен Христу.

Даже если умом своим ничего не понимаешь, и быть может, скудный рассудок тоже не способен охватить ту истину, которая донесена была до тебя, то смиренно прими ее, с упованием и верностью к тем Божиим человекам, которые до тебя хранили эту святую веру и пронесли неповрежденной.

Если мы будем хранить Торжество святого Православия, то это будет торжеством и нашей с вами жизни. Если мы с вами сохраним веру отцовнам дарованную в неврежденности и будем такжеее свято исповедовать и нести своей жизнью, детями внукам своим ее заповедовать, тогда Господь соделает и нас причастниками той радости, которой Он соделал тех, кто потрудился для исповедания святого Православия во веки. Аминь.