Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Седмицу 2-ю Великого поста. Поминовение усопших

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

         Дорогие братья и сестры, сегодня мы в первый раз этим Великим постом совершаем соборное поминовение всех от века почивших православных христиан, всех от века почивших наших сродников, знаемых, ближних, всех дорогих нашему сердцу людей. И, наверное, главным мотивом, который побудил Христову Церковь осуществлять это всеобщее, соборное, всецерковное поминовение усопших является, прежде всего, наша любовь к ним, ибо все мы союзом любве связуеми.

         Мы с вами не можем мыслить своего молитвенного, не будем бояться этого слова, подвижнического делания без молитвы за тех, кто лишен возможности сам поусердствовать в деле своего спасения, ибо то время, которое было Богом прещедро отмерено им, нашим усопшим сродникам и всем, за кого мы сегодня молимся. Оно истекло, оно прошло, оно безвозвратно завершилось. Мы с вами, как, впрочем, любой человек и, как те, за кого мы сегодня молимся, были прещедро одарены Господом всеми возможностями и способностями, чтобы жизнь наша, это поприще всецело было нацелено и направлено ко спасению нашей бессмертной души. Но для них это время завершилось, это время истекло, оно кануло в лету, но мы пока живы, мы пока еще многое способны сделать в нашей жизни, а то, что успели сделать они, это осталось и ушло с ними в вечность.

Господь говорит очень отрезвляющие слова: В чем застану, в том и судить буду. Каждого из нас, каждого человека Господь будет судить в том, в чем Он его застанет. Мы не ведаем, мы не знаем в чем застал Господь тех, за кого мы сегодня молимся, потому что наш удел не осуждать и не судить, кто достоин, а кто недостоин спасения от Господа. Мы знаем с вами, что самый главный долг и удел для каждого из нас: послушливо исполнять то, что мы должны исполнять, то есть быть в эти особые, Церковью установленные дни, в храме Божием, молится за наших сродников, потому что без этой молитвы им не обойтись. Скажем иначе и расширим эту мысль: без этой молитвы и нам с вами не обойтись, ибо, какою мерою мы меряем, такою и нам с вами отмерится.

Если мы будем равнодушны, безразличны, ленивы, холодны, бездушны к участи наших усопших сродников, тогда, та же самая мера, тот же самый суд будет отмерен каждому из нас. Если же мы стремимся, стараемся, усердствуем, в меру своих пусть ограниченных, скудных и немощных сил, но, вместе с тем, делаем то, что мы можем сделать, Господь воздаст и нам по нашей молитве, по нашему деланию, по нашему усердию. Поэтому, самым главным мотивом, самой главной движущей силой того, поему мы с вами здесь все находимся, является любовь, которая простирается к нашим усопшим сродникам, к тем, кто ничем себе сам помощь неспособен и не может. Поэтому, дорогие мои, мы с вами будем стремиться к тому, чтобы усердствовать о наших усопших сродниках, потому что они ждут, жаждут этой молитвы, они нуждаются в ней, и если мы с вами этого не сделаем, никто за них Богу не помолится.

В этом смысле происходит страшная катастрофа, духовная катастрофа: мы лишаем их спасения, по большому счету, лишаем молитвы наших усопших сродников, их, сейчас беззащитных, немощных, всецело нуждающихся в нашей помощи. И, вместе с тем, о чем сегодня уже было сказано, тем самым лишаем и себя вечной радости, потому что мы, в силу своей косности и равнодушия лишили этого утешения их, тех, кто созвал нас в этот святой храм.

Но слава Богу мы сегодня в этом храме, слава Богу мы молимся за них, слава Богу мы произносим их имена, а, следовательно, веруем что эти имена откликнутся в вечности, эти имена вспомянет Господь и простит им всякое согрешение их вольное и невольное, и увенчает их бессмертную душу Царствием Небесным и нас не оставит и помилует, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.