Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в cедмицу 3ю Великого поста. Поминовение усопших

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Души их во благих водворятся, и память их в род и род. Этими словами мы обращаемся к Богу, чтобы Господь упокоил в селениях праведных тех, за кого мы сегодня пришли помолится. Эти удивительные службы, которые позволяют нам возносить дерзновенное ходатайство пред Богом о упокоении наших усопших сродников, позволяет нам с вами не только молитвенно воздохнуть о их вечной участи, но и задуматься о том, каковая участь ожидает каждого из нас по исшествии из сей земной юдоли.

Преподобный Серафим Саровский говорит о том, чтобы мы почаще приводили себя к мысли о том, как умирать нам придется, как умирать мы будем. Это действительно непраздная фраза, непраздное рассуждение, потому что самое главное для каждого из нас то, как мы будем умирать. Наша жизнь при всех необходимостях, которые сопровождают ее, всех жизненных потребностях без которых мы здесь обойтись не можем, при всей важности и значимости всего этого, является проходящим и имеющим относительное и условное значение, временное значение. Вот сегодня это имеет значение для нас, а завтра для нас никакой разницы не будет, чем мы обедали, что надевали на себя: все это абсолютно не будет иметь никакого значения для нас.

Самое главное значение для нас то, что ожидает нас за порогом смерти. Это сама главная мысль, которая должна сопровождать нас несмотря ни на что. Как бы нам не хотелось об этом рассуждать и думать, потому что многие люди предпочитают вообще об этом не задумываться, поскольку говорят: Наша жизнь и так скорбная, исполненная проблем и невзгод, и еще думать о смерти? ну тогда уж лучше не жить вовсе. Многие люди так рассуждают, но это глубочайшее заблуждение и чрезвычайное духовное невежество. Память смертная это то, что должно сопровождать каждого здравомыслящего и трезвомыслящего человека на протяжении всей его жизни.

Потому что это неотвратимость, это неизбежность, не только потому что мы все умрем, а еще и потому, что от этого зависит каков ответ мы получим на Страшном Суде Божием. Поэтому, приготовление к смерти должно быть для нас вещью непраздной и не отвлечённой, а постоянной и непременной. Об этом мы должны задумываться, всегда приводить себя к трезвенному восприятию окружающей нас действительности. Неслучайно премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит: Помни последняя своя и во веки не согрешить. То есть, помни смертный час, помни свой исход из это жизни, жизни временной, жизни которая пронесется как молния, даже скорее, чем она промелькнет от востока до запада, так промелькнет твоя человеческая жизнь. Так говорит нам Господь, так говорит нам опыт человеческой жизни. Память смертная непременно должна сопровождать каждого из нас, и вот сегодня, совершая поминовение наших сродников, мы думаем и о том, какова кончина будет ожидать и нас. И многое зависит от того, каков плод добродетели мы принесем на Страшный Суд Божий.

Мы всегда об этом говорим и это подчеркиваем, какая величайшая милость Божия нам дарована ради усопших, поскольку сегодня за них совершается Божественная Литургия, их грехи омываются Пречистой Кровию Христовою, потому что мы совершаем их поминовение, и те, за кого сегодня приносились поминовения, приношения, и чьи имена сегодня звучали у Престола Божьей Благодати, омываются Животворящею Кровию Христовою. Это свидетельство нашего непреложного упования и верования в Господа. Разве могут быть такие грехи, которые омывшись Пречистою Кровию Спасителя не были бы прощены? Поэтому для усопших это величайшее милосердие Божие, каковое Господь дает им, ради кого и совершается Божественная Литургия.

И вместе с тем, насколько это значимо и важно для них, в той же мере это необходимо и значимо для нас, потому что мы всегда вспоминаем эти Евангельские слова, особенно когда говорим на эту тему: Какою мерою мы мерим, такою нам отмерится. Если мы с вами не жалеем своих сил, не жалеем своего усердия, чтобы молитвенно вспомнить наших усопших сродников, то Господь вернет эту любовь, это милосердие и сострадание наше к ним, через тех людей, которые будут за нас с вами молится тогда, когда мы будем в этом нуждаться. Какова бы наша смерть ни была бы, каковым бы Господь исходом ни увенчал нашу земную жизнь, будем за все благодарить Бога.

         Совсем недавно я прочитал жизнеописание преподобного Афанасия Афонского, великого подвижника благочестия, одного из основателей монашеской жизни на Афоне. Кто из вас бывал на Афоне, то наверняка были в Лавре преподобного Афанасия Афонского. Казалось бы, человек, который от юности возлюбил Христа, ушел в отшельничество, столь суровую жизнь избрав для себя. За этот подвиг, казалось бы, Господь должен был бы, по человеческому разумению, увенчать его особым утешением, в том числе и исходе его из этой временной жизни в вечность. А он умер очень страшно: делался ремонт в храме, стояли строительные леса, он залез на эти леса и с огромной высоты упал и разбился.

Вы понимаете, с одной стороны Псалмопевец говорит: Смерть грешника люта. Мы только что слышали эти слова в тридцать третьем псалме, с другой стороны, это подвижник, а такою страшною, лютою смертью он умер. Разве это сопоставимо. Мы по этому поводу иногда недоумеваем: Почему так? Смерть неизбежна, это очевидно, это факт для любого человека, неизбежный факт, а если смерть скорбная, если смерть мученическая, если смерть страдальческая, тем Господь больше увенчивает в Вечной Жизни радостью и утешением такового человека.

Я в этой связи вспомнил свои собственные переживания и впечатления, мне тоже посчастливилось побывать на святой Афонской горе, мы были в монастыре Ватопед, и уже возвращались на пристань в Дафну. Это такое местечко, откуда отправляются корабли и лодки на большую землю с Афона. Ночью мы были на службе, мы причастились, возвращались на маленьком автобусе с группой, там был владыка Тихон и еще несколько священников. Мы ехали, возвращаясь в Дафну, чтобы от туда плыть в Уранополис. Мы возвращались из монастыря, и сопровождающий человек, который был с нами, русскоязычный грек-монах с таким восторгом взахлеб нам рассказал, что у них недавно было несколько человек паломников, и они ночью были на службе, исповедовались и причастились на Литургии, поехали из монастыря, и вдруг машина, потеряв управление, сорвалась в пропасть, и они все разбились.

У меня сначала было некое недоумение, а он с таким восторгом закончил свой рассказ: Вот это я понимаю, какая смерть: исповедались, причастились, и тут же Господь их принял, мгновенно, вот это милость Божия.

Вы понимаете, какая разная оценка смерти может быть: для обывателя эта трагедия, а еще может быть повод для, чуть ли не богохульства. Как же так, на Афоне, они молится поехали, и такая смерть. А монах говорит: Об этом только молиться Богу можно, чтобы так умереть, какие, наверное, это были достойнейшие люди, что Господь их такой смерти удостоил: исповедались, причастились и тут же погибли.

Какая разная бывает оценка, диаметрально отличная от чьего-то чужого мнения.

Смерть неизбежна, это факт, еще раз к этой мысли возвращаю себя и вас, поэтому не ее боятся нужно. Мне кажется с возрастом я как-то утрирую, как-то преувеличиваю, может я чего-то недопонимаю, но мне кажется с возрастом человек должен все более и более стремится туда, в вечность. Хотя, я знаю тысячу примеров, когда приходилось посещать больного, умирающего пожилого человека причащать, а он говорил: Вы знаете, я так боюсь умирать, я не хочу умирать, я не хочу отсюда уходить.

Я не знаю, как я буду думать, когда я буду умирать. Какую Господь мне судит смерть на одре, и каждый из нас не знает, какая нас ожидает смерть, но мне кажется: чего тебе бояться, чего ты держишься за эту землю, уже почти все, кто тебе был дорог, уже там. А ты, что цепляешься за эту землю, что тебя здесь держит, что у тебя такого на этой земле, что ты не хочешь ее терять для себя? Тебе Бог небо обещает, а ты цепляется, царапаешься за эту землю и не хочешь ее покидать. Чем она тебя так прельстила? Я думаю, что это наши страсти, которые мы здесь в себе развили и преумножили, они нас не пускают в вечность.

Поэтому, себя нужно воспитывать в том смысле, в каком святой апостол говорит: Здесь мы странники и пришельцы, и только лишь путь маловременный этого поприща нужно пройти и скорее от него избавится, чтобы удостоится встречи с Господом. Чего мы молитвенно желаем нашим усопшим, чтобы Господь, даровав им пройти этот путь, претрудный путь земного поприща, простил им вольная и невольная согрешения, увенчал их жизнь наследием Царствия Небесного, и даровал им ту радость, которая осмысливает и наполняет самым главным содержанием наше Христоименитое стремление к Богу. Аминь.