Проповедь протоиерея Георгия Гуторова на вторую Пассию

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы вновь стоим у подножия Креста Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Сегодня мы вновь переживаем те события, о которых только что слышали в акафистном пении и Священном Писании в свидетельстве святого апостола и евангелиста Марка. В этом Евангелии есть косвенные указания на то, что он был очевидцем и свидетелем этих событий, потому что тот юноша, как повествуется сегодня в Евангелии, который следовал за Христом во тьме Гефсиманской ночи, и которого пытались уловить стражники, убежавший, оставив свою одежду в руках стражников, тем самым избежавший ареста. По преданию и по косвенному указанию священных источников, это был автор того Боговдохновенного творения, которого мы сегодня были благоговейными слушателями.

Это впечатление, которое производит на нас служба, только что совершенная, будет нарастать с каждой неделей сего Великого поста. Впрочем, это и является смыслом, целью и содержанием того, ради чего мы совершаем это великопостное делание. Напряжение будет увеличиваться в сердце каждого из нас, и это справедливо, это необходимо в том смысле, чтобы мы были сопричастными тому, что происходит ради нашего спасения. Чтобы мы, по апостолу Павлу: Сораспялись Христу. Чтобы мы переживали эти события до определенного момента, когда Церковь всем нам скажет: Молчи, уже бесполезны и бессмысленны любые стенания, любой плач. Это будет в Великую Субботу, когда мы будем слышать пронзительную песнь «Да молчит всяка плоть человеча». Вот тогда мы все будем призваны к молчанию, к безмолвию, потому что все слова, все воздыхания, все выражения нашего сострадания и сопереживания будут, наверное, бессмысленны, ибо мы будем видеть Бога, лежащего во гробе.

Это некий парадокс, это то, с чем невозможно и немыслимо согласиться: Как Творец неба и земли, Бессмертный Бог лежит бездыханно во гробе? И вместе с тем Он на Себя подъемлет эту страшную меру во искупление всего рода человеческого. Надо сказать, что с самого Рождества Христова эта мера поругания уже была участью Спасителя: Он родился в грязи и скотских яслях, потому что человечество ничего кроме этого не смогло и не захотело предложить Христу. Если мы посмотрим дальше, то мы увидим трехлетнее общественное служение Спасителя, и обнаружим что оно тоже было полностью наполнено скорбью. Христа называли богохульником, Его обвиняли в том, что он силою веельзевула, то есть силою диавола творит чудеса, Его много раз пытались побить камнями, и все это сопровождалось злобою и ненавистью.

Даже люди, которые шли за Христом и окружали Его, о них Господь с горечью говорит, вспомним этот замечательный момент из шестой главы Евангелия от Иоанна. Когда Господь переправился по глади Генисаретского озера на другой берег, и люди, увидев, что Христос вечером не садился ни в одну из лодок после чудесного насыщения пятью хлебами, оббежали по берегу и нашли Господа. Ученики возрадовались, что люди ищут Христа, а Господь с горечью сказал: Вы думаете они ищут во Мне Бога, они ищут потому Меня, что ели хлеб и насытились. Вот в чем они нуждаются, вот чего они хотят от Меня, они хотят от Меня чуда, а не того, чтобы быть со Мной и быть во Мне, во Христе.

Толпа очень часто увлекается слепыми вождями, а может вождями и не слепыми, тогда в этом случае, толпа сама становится слепой, а вожди очень умело направляют ее в то или иное русло, каковое выгодно этим вождям. С толпы, может и спрос-то невелик, но даже те, которые были рядом со Христом, ученики, и те были малодушны, и те, несмотря на то, что клялись и божились, отказались и отреклись от Христа и разбежались.

Только что мы читали как один из них, гнусный и мерзейший, якобы из сострадания к нищим идет и предает Христа. Не просто отрекается, а именно продает за деньги, пошло, цинично, глумливо. А другой, который клянется и божится в верности, отказывается тогда, когда, казалось бы, какая-то служанка, рабыня с утверждением говорит: мы тебя тоже видели с Ним, с Иисусом Назарянином и наречие твое выдает в тебе галилеянина. И ученик Христов начинает божится, клясться и говорить, что он и понятия не имеет, о чем идет речь, в чем его обвиняют он в толк себе не может взять. И Петр оставляют Его.

И когда в Гефсиманском саду, когда они все пошли со Христом после Тайной Вечери, о чем мы только что с вами слышали, когда в ночи приближалась толпа с оружием, факелами и дрекольями, пришедшей арестовать и пленить Христа, все ученики разбегаются от Него. Мы тысячу раз с вами на эту тему говорили, и у нас нет ни тени помысла осудить тех людей, которые проявили малодушие по отношению ко Христу. Быть может, это недостойное занятие, но представим себя на месте тех людей, в то время и в тех обстоятельствах. Наверное, мы были бы в тысячу раз хуже, и вели бы себя в тысячу раз малодушнее и трусливее тех, о ком мы читаем в Евангелии.

Впрочем, наверное, так и есть, поэтому мы даже без тени отдаленного осуждения говорим о том, что произошло с Господом, с чем Он столкнулся, что Он принял от окружающих Его людей — одиночество, Он был брошен, Он был оставлен. И апогеем этого одиночества был тот страшный вопль, о котором, наверное, без содрогания невозможно ни читать, ни слышать, ни воспринимать, когда мы по-настоящему об этом задумываемся. О вопле с креста, когда Христос закричал, страждущий, прибитый гвоздями к страшному Древу Крестному: Боже, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?

Это состояние богооставленности, наверное, самое страшное состояние, и до этой меры Господь взял на Себя искупительную жертву во имя всего рода человеческого. До физической, лютой, страшной, позорной, беспримерной, трудно с чем сопоставимой и сравнимой смерти. А кроме этого, Господь претерпел страшные нравственные и моральные страдания – богооставленность. Каждому из нас из нас хоть чуточку, кроху меры, Господь дает ощутить состояние уныния и отчаяния. Каждый из нас в той или иной мере знает, что такое предательство, каждый из нас в ту или иную меру знает, что такое одиночество. Но во Христе Господе это все слилось в некий абсолют, вся эта страшная скорбь, которую Он на Себя принял, и которую Он пригвоздил ко Кресту. Все это было сделано во имя спасения рода человеческого.

         А что же род человеческий преподнес в благодарность Творцу и Господу, который днесь висит на древе? Только что мы слышали эти слова в изумительнейшем песнопении. А человечество недоуменно пожимает плечами: Ну, а зачем, почему такая смерть, если бы Он умер как герой, тогда Он многих бы мог привлечь к Себе, а Он умирает позорной, отвратительной смертью, – особенно современники так говорят. Они недоумевали, они не понимали. Апостол Павел замечательно об этом свидетельствует в первой главе Первого послания к Коринфянам, в прошлый раз мы тоже вспоминали эти слова. Современники недоумевают, и апостол говорит: Слово Крестное для погибающих безумие, а для нас, спасаемых, сила Божия. Потому что слово Крестное для иудеев это соблазн, потому что не может быть Миссия распят на кресте. Для эллинов это безумие, полнейшее безумие: как Царь царей может быть убит, как Он может быть такою смертью приговоренным и скончать Свою жизнь. То есть, и для тех, и для других это полное безумие и неприятие.

Вспомним замечательное место в Евангелии от Иоанна, где Господь молится Отцу Своему и говорит, чтобы Отец Небесный прославил Его Имя, и помните, как прозвучал гром, и голос с неба сказал: Прославил и паки прославлю. То есть, прославил и еще прославлю. О какой славе, о каком прославлении может идти речь, если Христос позорно распят на кресте, и потом бездыханным, окровавленным снимается и полагается во горб в пещеру, и там находится три дня. Но в третий день происходит то, о чем Ему сказал Отец Небесный: Прославил и паки прославлю.

Этим осмысливается та позорная смерть, которую Христос Господь подъял на Себя ради рода человеческого. Потому что Крест Христов и последующее за ним Воскресение из мертвых есть свидетельство того, что смерть уже не существует, а существует жизнь, жизнь со Христом и жизнь во Христе.

Мы поэтому с вами, дорогие братья и сестры, сегодня утром об этом говорили, поскольку сегодняшний день положил начало Недели Крестопоклонной Великого поста. И мы говорили сегодня и сейчас говорим о крестоношении, о том, что христианин немыслим без своего собственного креста.

Если кто хочет идти за Мною, – говорит Спаситель в Евангелии, — да отвержется себя и возмет крест свой и по Мне грядет.

И именно через это крестоношение, через ту свою человеческую ношу и ту человеческую боль, которую Господь попускает каждому из нас понести вслед за Ним, Христос сочетает нас Своим Крестным Страданиям, и увенчивает Совоскресением с Ним, к чему каждый из нас призван. Аминь.