Проповедь протоиерея Георгия Гуторова на Благовещение Пресвятой Богородицы

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Днесь спасения нашего главизна. Таковыми словами мы воспеваем событие сегодняшнего дня и называем сей день главенствующим в спасении всего рода человеческого. Потому что сегодня Господь благоволил благовестить о спасении всего рода человеческого Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. В акафистном пении, посвященном Благовещению Царицы Небесной, мы восклицаем: Радуйся, светлыя благодати познание. Действительно, человечество до этого мгновения не знало, что такое благодать. Человечество было лишено этого понятия, лишь некие намеки, лишь некие проблески в сознании святых Божиих человеков были способны говорить о том, что Господь приблизится к человеку. Но любое, даже святое понимание этой истины не способно было открыть то, насколько близко Господь приблизится к каждому из нас.

И вот сегодня мы видим с вами сбытые этого дивного пророчества, некогда произнесенного пророком Исаией о том, что Дева приимет во чреве и родит Сына, и нарекут Имя Ему Эммануил. Матерь Божия становится Честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов. Или правильнее будет сказать, что еще не Матерь Божия, а Отроковица, обрученная претрудному старцу Иосифу, находившаяся в богомыслии и в размышлении о том, каково сие целование будет. Она удостаивается этой великой и неизреченной милости от Бога, причем все Ее существо недоумевает и не понимает, что это касается Ее.

Церковное Предание говорит нам о том, что прежде Благовещения юная Отроковица, обручница праведного Иосифа, Мария, поспешила вместе с другими девами на источник для того, чтобы почерпнуть воды, и там она услышала некие глаголы, которые были обращены к ней, Она услышала некий глас, поразивший и повергший Ее в недоумение: Ты родишь Сына Моего, – услышала Она.

Те из вас, кто были на Святой Земле, наверняка были во святом граде Назарете, и были на источнике, над которым сооружен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковное Предание свидетельствует, что именно на этом месте было то предначинательное откровение, которое коснулось сердца Пресвятой Богородицы. В недоумении, в смятении Своих чувств, Она поспешила в Свой дом и предалась самому излюбленному Своему занятию – чтению Священного Писания. Открыв книгу священных текстов, Она прочитала слова, которые уже сегодня прозвучали, слова пророка Исаии, говорящие и пророчествующие о том, что Дева приимет во чреве и родит Сына.

Она в изумлении от прочитанного, и до этого, конечно же, многократно читаемого текста, была поражена и размышляя в Себе, говоря: Как бы Мне хотелось быть самой последней из служанок той самой Девы, о которой пророк здесь вествует. Помыслив таким образом и размышляя по этому поводу, Она вдруг отпрянула, увидев небожителя, который осиял Ее небесным сиянием. Архангел Божий Гавриил явился Ей и благовествовал велию благочестия тайну. Он сказал Ей, приветствуя Пресвятую Деву Марию: Радуйся Благодатная, Господь с Тобою.

Вот, наверное, первые слова о благодати в истории рода человеческого были сказаны именно здесь, в этой горнице, где, предаваясь богомыслию, находилась Пресвятая Дева Мария. Именно Она удостоилась первой быть названной Благодатной. В недоумении от этого приветствия, которое продолжалось свидетельством архангела Гавриила о том, что Она зачнет и родит Сына, и Ее Сын будет Спасителем Мира, Она поверглась в еще большее недоумение и в еще большее смущение. Но ответствовала этому небесному вестнику: Как это может быть, как это может произойти, ибо я мужа не знаю? На что тот отвечал Ей: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя, и рожденное от Тебя, Свято Господеви наречется.

Не то смутило Пресвятую Богоотроковицу Марию, что Ей явился архангел. Священное Предание рассказывает нам о том, что это было не первое, и отнюдь не единственное посещение архангелом Божиим Гавриилом Пресвятой Богородицы. И до этого, когда Она находилась на воспитании в иерусалимском храме, архангел Гавриил посещал Ее и беседовал с Нею. То есть для нее это не было чем-то неожиданным, поскольку Она знала этого небесного вестника и собеседовала с ним. То поразило Ее, что он благовествовал Ей, что от Нее родится Спаситель мира. Она, исполненная глубочайшего, неизреченного и беспримерного смирения, никак не могла применить это пророчество, это благовестие к Самой Себе. Потому что в Своем воображении и сознании не имела ничего общего с Той Девой, Которая должна явится вместилищем Невместимого, и никак не соотносила Себя с Той Девой, о Которой благовествовал некогда пророк Исаия и чье пророчество Она только что читала.

Но архангел Божий, продолжая свою возвышенную речь, обращенную к Пресвятой Богородице, говорит Ей, что рожденное от Нея от Духа Свята, и Он воссядет на престоле Давидовом, и спасет весь род человеческий. После этих слов еще большее смущение наполнило сердце Пресвятой Богоотроковицы, но послушливая воли Божией, чему Она навыкала в иерусалимском храме, и что стяжала в течение короткого и юного Своего жития, Она, смирившись пред всеблагой и всемогущей волей Божией, сказала: Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему.

Эти слова, которые произнесла Пресвятая Богородица, имеют ключевое значение для спасения рода человеческого. Святоотеческая мысль свидетельствует о том, что если бы не было этих слов, то есть этого волеизъявления Пресвятой Богоотроковицы, то не было бы спасения рода человеческого. Потому что взаимоотношение Бога с человеком строятся на взаимном стремлении друг к другу. С одной стороны, всеблагая и всемогущая воля Божия, желающая спасения роду человеческому и каждому из нас в отдельности, делает все, чтобы каждый из нас был спасен. С другой же стороны, если нет на это спасение соизволение самого человека, тогда, как бы это странно и неожиданно не прозвучало, и всемогущая воля Божия оказывается бессильной. Потому что существо разумное и свободное, призваное к общению с Богом, отказывается от этого живого общения со своим Создателем.

Не было бы спасения роду человеческому, если бы не было этого волеизволения Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, каковой Она становится после этих слов: Се раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему. Эти слова являются тем мгновением, тем моментом Благовещения, которое уже совершается во спасение всего рода человеческого. Именно этот момент является тем мгновением, когда Бог воплощается во утробе Богоотроковицы Марии.

Сегодня мы говорим о Ней как о носительнице благодати. Более того, мы говорим, как это было сказано в начале, что Она является светом благодати, вместилищем ее, и Она является началом той радости, каковую Господь дарствует всему роду человеческому. И через эту причастность к ней, мы тоже являемся участниками радости, каковой Господь наделяет всех нас, ибо, приобщаясь Пречистых Тайн Христовых, мы тоже с вами становимся носителями живого Бога внутри себя. Мы становимся тем храмом нерукотворенным, храмом Божиим, о котором говорит апостол Павел, обращаясь к каждому из нас, говоря: Разве вы не знаете, что вы являетесь нерукотворенным храмом Божиим и вместилищем Святого Духа.

Многие из нас сегодня сподобились этой величайшей радости: быть причастниками Пречистых Тайн Христовых. Многие из нас здесь присутствующих сподобились сегодня милости быть едиными со Христом.

И посему, дай Господи, чтобы всем нам, молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, эта радость, эта благодать, которую Господь прещедро дарствовал всем нам за сей Божественной Трапезой, была уделом всей нашей жизни. И через приобщение Христу здесь на земле, мы сподобились бы радости небесной, которую никто от нас не отымет, молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех от века Богу угодивших святых. Аминь.