Проповедь протоиерея Георгия Гуторова на третью Пассию

          Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

          Еще одним святым вечером мы приблизились к Страстной неделе, и сегодня мы вновь переживали события, которые ожидают нас в Великую Пятницу. Мы всегда говорим, дорогие братья и сестры, что смысл Великого поста заключается в том, чтобы приготовить себя к сораспятию со Христом. Как бы это дерзновенно не звучало, но именно к этому стремятся все наши помыслы, потому что вершиной, венцом Великого поста является Страстная седмица, вновь и вновь воспоминающая и переживающая те события, которые были положены Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом во искупление всего рода человеческого.

          Сегодня мы с вами слышали по обычаю акафист страстям Христовым, автором которого является святитель Иннокентий Херсонский, его не случайно его называют Русский Златоуст. В девятнадцатом столетии им было осуществлено это творение, и до сегодняшнего дня Церковь благодарно воспринимает это дивное, проникновенное молитвенное обращение к распятому на кресте Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу. Так же мы слышали с вами евангелиста Луку, который повествовал нам о тех событиях, которые являются первенствующими и центральными для нашего сегодняшнего воспоминания. В Евангелии от Луки поистине особенное, и я всегда это подчеркиваю.

Впрочем, любой евангелист по-своему выражает то содержание, каковое по его Боговдохновенному разумению более доступно и возможно для восприятия слушающим его людям. Кончено же, первоначально евангелисты писали для людей, которые окружали их, и в этом смысле они ориентировались на ту человеческую аудиторию, которая способна была воспринимать их Боговдохновенные глаголы. И вот сегодня евангелист Лука добавляет изумительные подробности к тому, собственно говоря уже привычному воспоминанию, касающиеся страданий Христовых.

В первую очередь, мне бы хотелось обратить внимание на события, которые происходили на судилище Пилата. Опять же, мы не можем обойти это обстоятельство: малодушный человек, пытающийся, с одной стороны, проявить некое великодушие, наверное даже не столько великодушие, сколько нежелание каких-то сложностей, может даже нравственных переживаний, он пытается и силится отпустить Христа. Но иудеи приступают совершенно безапелляционно: они требуют, говорят так категорично, что Пилату нечего возразить, они говорят ему: Если ты отпустишь Его, Того, Кто называл Себя кесарем, называл Себя царем, то ты, в свою очередь, являешься недругом подлинному кесарю, римскому императору. Кончено, аргумент абсолютно беспроигрышный, и в этом смысле они добиваются своей основной цели.

Но прежде, чем этому аргументу прозвучать, о чем более подробно будет говорить в следующее воскресение апостол и евангелист Иоанн Богослов, особо акцентируя на этом внимание всех нас, евангелист Лука упоминает весьма замечательное обстоятельство. Когда иудеи, фарисеи, законоучители, книжники говорят, что Он смущал людей, обвиняя Господа, обвиняя Христа, они говорили так: Он всех смущал от Иерусалима до Галилеи. А причем здесь Галилея? – вдруг ухватился за это слово Пилат. Не из Галилеи ли Он? Да, да, из Галилеи, – отвечают законники. Тогда ко мне какие претензии, здесь есть Ирод, он управляет Галилеей, а по случаю и он здесь, он сейчас в Иерусалиме, поэтому к Ироду Его и ведите, он уже сам разберется. То есть, Пилат обрадовался, что с его плеч эта тяжесть, как бы снимается. И Господа повели к Ироду.

Да, это некий процессуальный момент, да, действительно, Ирод является правителем Галилеи, а поскольку Христа называют Галилеянином, вот пускай Ирод и разбирается. Ирод с радостью встретил Христа, но радость эта была совершенно иного порядка, радость эта была любопытствующего праздного человека. Он давно хотел увидеть Христа, много о Нем, конечно же, слышал, и не мог о Нем не слышать, потому что молва о Христе была повсеместной. Тогда он начал домогаться от Христа чудес, чтобы какие-то фокусы ему здесь показали. Христос безмолвствовал, Он сидел на этом позорище и не единого слова не произнес Ироду. И тогда, Ирод, видя, что он вообще не воспринимается Спасителем, начал сам над Ним глумиться, издеваться и потешаться. Он повелел своим слугам, чтоб Христа облекли в светлую одежду, чтобы сделали из Него некоего шута. Но Христос ни на что не обращал внимания, ни на что не реагировал, и тогда, уже посмеявшись над Господом, Ирод обратно выпроводил Его к Пилату.

Какая замечательная деталь, на которую обращает внимание евангелист, что до этого Ирод и Пилат были во вражде друг с другом, а тут они помирились. Как это действительно интересно. Неслучайно говорят, что ничто так не объединяет людей, как наличие общего врага. Действительно, люди самые разные, одни даже могут презирать друг друга, но, если на их горизонте возникает фигура общего врага, тогда они объединяются, забыв свои мелочные счеты и распри. То же самое происходит здесь: они помирились. Надо же, все время были во вражде, все время выяснили друг с другом отношения, а здесь вот, личность Христа их примирила. Но не в том смысле, что они, уверовав в Него как в истинную Любовь и истинного Спасителя, примирились друг с другом, а напротив того, они в Нем увидели объект презрения и ненависти.

Впрочем, Пилат, когда привели к нему Господа обратно, даже как-то пытался это использовать для того, чтобы отпустить Христа. Об этом тоже упоминается всеми евангелистами: был обычай ради величия праздника Пасхи, отпускать на свободу преступника. Так всегда выражалось великодушие правителя, и Пилат пытается использовать эту традицию.

— У вас есть обычай, я могу отпустить Христа. Но народ, наученный фарисеями и законниками вопил: Нет, не Христа, но Варавву. Пилат говорит: В чем Его вина, я не вижу Его вины, вот даже к Ироду Его посылал, и он тоже не нашел в Нем вины, которая соответствовала бы тому, чего требуете вы, чтобы я предал Христа на распятие. А они не слушают ни о чем, они глухо, тупо, бессмысленно, бесцельно, требуют: Да будет распят, да будет распят. Тогда, чтобы уже не идти вопреки, чтобы не создавать себе лишних сложностей и трудностей, Пилат отдает приказ распять Христа.

Вот этот момент очень важный, он упоминается только лишь у евангелиста Луки, когда Ирод и Пилат вместе фигурируют рядом с личностью Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Еще один момент, на который мне очень хотелось бы обратить внимание, и мимо которого невозможно пройти, потому что об этом только лишь евангелист Лука говорит, хотя, быть может для большинства из нас это один из центральных моментов воспоминаемых событий, касающихся Голгофы. Это то, что со Христом вели двух разбойников, и распяли одного по правую, а другого по левую сторону Христа, одесную и ошую. И здесь евангелист Лука повествует о благоразумном разбойнике, покаявшемся разбойнике, и безумном, неблагоразумном разбойнике, который хулил Христа.

Это очень важный момент, на который мы обращаем особое, пристальное внимание, ибо этот момент, с одной стороны, усиливает и дополняет ту страшную картину, которая открывается нашему взору на Голгофе, а с другой стороны, конечно, это очень жизнеутверждающий момент, который, наверное, каждый человек без исключения воспринимает так, как если бы он касался лично его. Потому что с одной стороны мы видим разбойника хулящего Господа, который находясь здесь же, в той же мере страданий, и он изрыгает хулы, гадости и мерзости говорит в адрес Христа, и кроме всего прочего говорит: Если Ты Сын Божий, спаси Себя и спаси нас, тогда мы уверуем в Тебя. Примерно тоже самое, что говорят книжники и фарисеи: Иных спасал, а Себя не может спасти, сойди с креста, и мы уверуем в Тебя.

А тот, что был по правую руку, говорит своему подельнику, они были разбойники, и человеческий суд совершенно справедливо приговорил их обоих к смертной казни, они-то уж действительно заслуживали, по крайней мере по законам того времени, именно этого наказания. Они были разбойники, и это слово вполне объясняло всю предшествующую их жизнь. И он говорит своему товарищу, обращаясь к нему с креста: Неужели ты не боишься Бога, мы по делам нашим приемлем это. Обратим на эти слова внимание: то есть, этот человек уже этими словами произносит покаяние, он осознает, что он заслужено страдает. — Мы по делам нашим страдаем, а эта кровь неповинная проливается. И, обратившись ко Христу, говорит: Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствие Твоем.

Сейчас этим рефреном, такой постоянно повторяющейся нитью мы произносили эти же слова, когда совершали акафист: Иисусе Сыне Божий, помяни нас егда приидеши во Царствие Твоем. Мы молились молитвой благоразумного разбойника.

И Христос Господь, видя этого человека, видя его кающееся сердце, сокрушающееся и исповедующее Его истинным Богом, потому что он с одной стороны кается, а с другой стороны он уверовал здесь, на кресте во Христа. Невозможно этому поверить, невозможно это представить, как можно было в изуродованном, обезображенном Христе, пригвожденном, бесславном, окровавленном человеке, который с ним рядом находится на кресте, увидеть истинного Бога, ведь это представить практически невозможно. Но благодать так коснулась этого человека, что он уверовал в Него, как в истинного Бога, ибо как еще можно объяснить слова, которые он обращает ко Христу: Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. То есть, он верует во Христа как в истинного Господа, Господа, который пришел грешных спасти и даровать это Царство. Свое Царство, Божественное Царство даровать в наследие всем верующим в Него.

Вот это удивительное свидетельство покаяния и исповедания Христа благоразумным разбойником, именно так Церковь называет его – благоразумный разбойник. И эта косая перекладина на православном восьмиконечном изображении креста подчеркивает, что в истории рода человеческого только лишь две дороги, два пути: один ведущий к Небу, вверх, а другой ведущий вниз, в погибель. И эти разбойники как раз своим исповеданием, своими словами, своими поступками, своими действиями и явили, что один тяготою своего хуления пошел вниз, в геенну преисподнюю, а другой покаянием и исповеданием Христа истинным Богом взошел в Царствие Небесное.

Взошел первым человеком в рай. Необыкновенное свидетельство величайшего долготерпения и милосердия Божьего, что первым человеком, вошедшим в рай, был покаявшийся разбойник, потому что Господь говорит ему: Истинно говорю тебе, ныне будешь со Мною в раю. Это выходит за границы понимания ограниченного человеческого разумения. Действительно, до этого проклятие тяготело над всем родом человеческим, проклятие грехопадения, и Христос совершает искупительную жертву на кресте, и первым человеком в Царствие Небесное входит благоразумный, покаявшийся разбойник.

Мы помним, что начиная со Страстной седмицы, а точнее с Великой Пятницы, а потом на Светлой седмице, и весь пасхальный период будет сопровождать нас эти удивительные, торжественные и очень глубокие по своему содержанию и смыслу песнопения как свидетельства того, что Христос совершил ради нашего спасения.

В первый раз эти слова будут произнесены во всеуслышание в Великую Пятницу: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный. Эти удивительные словеса, которые говорят о том, насколько Вездесущий Бог, Христос Господь: после крестной смерти во гробе был плотски, плотию был положен в гроб; во аде же с душею яко Бог, потому что после Своей смерти Он сошел во ад, для того чтобы извести из глубин преисподней всех томившихся там людей до этой крестной жертвы; в раи же с разбойником, то есть одновременно и во гробе плотски, и во аде с душею, яко Бог, и в раи же с разбойником, ибо Своим неложным глаголом Он говорит: Ныне будешь со Мною в раю. И вместе с тем, одновременно, на Престоле со Отцем и Духом, вся исполняя, Неописанный.

Эти удивительные слова церковного песнопения говорят нам как нельзя лучше о том, что Господь везде, Господь пришел для того, чтобы и нас спасти, и для того, чтобы избавить весь род человеческий от вечного проклятия и смерти. Вот это мне хотелось бы сказать, дорогие братья и сестры, как бы сделав некоторые комментарии к сегодняшнему прочитанному нами евангелию от Луки. Поскольку, эти особе моменты, особые акценты важны для того, чтобы каждый из нас твердо веровал и твердо знал, что не такого греха, который Бог бы человеку не простил.

К этой мысли вновь возвращаясь, хочу утвердить себя и вас на этом неложном уповании, что, действительно, разбойник, казалось бы, человек, который наверняка был осужден в вечную погибель, не только судом человеческим, но и, наверное, судом Божиим, если бы не произошло его покаяния. Человек кается, и Господь прощает все, что бы в жизни этого человека не было, и первым вводит его в рай.

Мы должны всегда помнить, что нет такого греха, который бы человеку Господь не простил, и мы должны всегда об этом помнить, мы должны всегда за это благодарить Бога и стремиться к тому, чтобы подобно благоразумному разбойнику иметь в своем покаянном сердце сокрушение.

Но не ожидая последнего своего издыхания, и во время оного произнести свое последнее покаяние, ибо мы можем этого не успеть сделать. А, чтобы наша жизнь была к тому и направлена, чтобы все то недоброе, злое, скверное нами содеянное в нашей жизни исповедовать Господу, и получить от Него добрый и непостыдный ответ, подобно тому, каков получил благоразумный покаявшийся разбойник. Аминь.