Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, последний воскресный день, когда мы с вами торжественно прославляем Христа Воскресшего этими дивными пасхальными песнопениями. Поскольку на предстоящей седмице мы, с определенного рода огорчением, будем прощаться с этим великим торжеством, с небесным праздником светлого Христова Воскресения. Но это никак не означает, что Пасха Божия оставляет и покидает нас, поскольку для христианина самое главное это усердие в его ежедневном и повседневном делании сохранить пасхальное торжество в своем сердце, хранить его, беречь и никаким образом не позволить различным темным поползновениям утратить радость о Христе Воскресшем. Каждый воскресный день является тоже напоминанием о торжестве дивной победы Христа над смертью, торжеством жизни над смертью. Поэтому любой воскресный день, последующий после этих светлых прерадостных пасхальных дней, все равно будет говорить нам о том, что мы с вами верою Воскресение Христово видевше.

Сегодняшний воскресный день неслучайно говорит нам о удивительном евангельском событии, которое произошло незадолго до страданий Христовых: Христос исцеляет слепорожденного человека. В Евангелии не единожды упоминается об исцелении Господом слепых людей, как, впрочем, и других людей, которые немоществовали и испытывали те или иные жизненные скорби, невзгоды или болезни, а это чудо отличается среди прочих тем, что Христос исцеляет слепорожденного. Одно дело, когда исцеляется и врачуется человек, утративший зрение в силу какого-то нечастного случая, каких-то иных от него независящих обстоятельств, и совершенно иное, когда человек слепорожденный. Когда он от рождения не видел ни солнца, ни неба, ни окружающего его мира. Этот человек навсегда был лишен того, чего мы с вами не замечаем, на что, порой, даже не обращаем внимания.

Для нас это так естественно и обыкновенно – видеть все вокруг себя. Но я всегда об этом говорю, и прежде всего себе: Как часто ты благодаришь Бога за то, что ты видишь окружающий мир? Это даже выходит за разумение нашего понимания о благодарности, мы о чем-то может, благодарим Бога, но о том, что мы можем видеть, о том, что мы здоровы, о том, что мы сильны, крепки? Только лишь тогда мы начинаем по-настоящему понимать значимость всего этого, когда лишаемся и теряем это в своей жизни. Часто для нас это банальные, обыденные и совершенные привычные вещи, но о здоровье человек только лишь тогда начинает задумываться, когда он его теряет.

Впрочем, это касается всего, чего бы ни касалась наша жизнь, но неизреченный, необыкновенный, удивительный, ни с чем несравнимый, без преувеличения скажем, дар зрения, дар того, что мы видим вокруг себя дивный Богом созданный мир — это необыкновенное чудо в жизни каждого человека.

А тот, о ком сегодня шла речь в Евангелии, был лишен от рождения этого дара, этот человек был лишен самой элементарной радости, самой обыденной и обыкновенной, которой мы наслаждаемся, не замечая ее. Этот человек находился в постоянной тьме, вся его жизнь была мраком. И поэтому, этот несчастный слепец сидел на церковной паперти и просил милостыню, только лишь этим он снискивал хлеб. И к этому человеку приступает Христос Господь с намерением исцелить слепорожденного.

Ученики спрашивают Христа, они задаются вопросом, вопросом непраздным, вопросом серьезным, они вопрошают Господа: Кто согрешил, родители его или он, родившись слепым? Вопрос может показаться странным, как человек мог согрешить, родившись слепым, если грех является следствием греха? И Господь отвечает то, что меньше всего, наверное, ожидали услышать апостолы. Господь ответил: Ни он не согрешил, ни его родители, а для того он слепым родился, чтобы явились на нем дела Божии.

Своего рода камень преткновения лежит в этих словах Христовых. Понять и постичь их мы, порой, отказываемся и бываем неспособны: Для того родился он слепым, чтобы на нем явились дела Божии. Какие же могут явиться дела Божии, если человек несчастен, если он всю свою жизнь обречен на страшное, невыносимое, ни с чем несравнимое состояние слепца, находящегося во мраке?

         И Господь, приблизившись к слепцу, врачует его, Он исцеляет и дарует ему зрение, о котором о тот имел лишь смутное представление, ибо опытом своей жизни он никогда никого не видел. И он прозревает.

          Это евангельское повествование настолько многогранно, настолько многолико и открывает нам множество образов и тем. Но на одно обстоятельство мне хотелось бы обратить ваше внимание. Слепец этот, прозрев, первого, кого увидел своими, прежде потухшими глазами, был Христос. Никого другого он и не мог увидеть, только лишь того, Кто даровал ему зрение. Он не только получает физическое прозрение, прозрение очаей телесных, но и прозрение души, поскольку он узрел Того, Кого прежде всего человек должен видеть средоточием и центром всего своего земного существования – Христа и Господа. И этот слепец, некогда лишенный возможности видеть, кого бы то ни было, первым видит Христа, исцелившего его и даровавшего ему зрение.

         После этого происходит целая цепь, целый ряд необыкновенных, парадоксальных, невероятных вещей, которые сопровождаются с тем, что произошло с бывшим несчастным слепцом. Христос удаляется, но на Его место приходят те, которые соблюдали и сохраняли закон Моисеев. Они не веруют в то, что произошло с этим несчастным человеком, они его в буквальном смысле пытают: Что с тобою произошло, расскажи нам? – требуют от него. И этот человек очень просто, обыкновенно рассказывает в простоте своего сердца о том, что Человек, называемый Иисус, подошел к нему, брение сотворил, и помазал этим брением его очи, а потом повелел умыться в купели Силоамской. — Я это сделал и прозрел, о чем и мечтать никогда не мог, — отвечал исцеленный человек.

Еще раз возвращаюсь к уже высказанной мысли: если человек каким-то случайным образом повредил свое зрение, то здесь еще, быть может, оставаться надежда, что он может вернуть себе зрение, но, когда его глаза никогда не видели, когда они всегда были мертвы и всегда закрыты, разве здесь возможно было на что-то надеяться в его исцелении? Но этот человек получил исцеление от Христа, и он в простоте своего нелукавого, чистого сердца об этом искренне рассказывает фарисеем. Но они не хотят ему верить.

В сегодняшнем евангельском чтении мы видим с вами о том, как люди не хотят веровать в Господа. Они изобретают самые разнообразные поводы для того, чтобы не уверовать в Него. Они начинают снова спрашивать, домогаться о подробностях того, что произошло. Тот вновь им рассказывает, вновь выражает восторг, благодарность и радость своего сердца от того, что с ним произошло. Фарисеи ничему не верят, они требуют привезти его родителей, чтобы те засвидетельствовали о том, что говорит их сын, ложь или правду. Родители, испугались тому, что произошло, и вообще тому настроению, которое царит в толпе, которая разделилась во мнениях: одни благодарят Господа за неизреченный дар, который Христос даровал несчастному слепцу, другие, озлобившись, в еще большей степени противоречат тому, что произошло.

И тогда, родители этого слепца говорят: Да, это наш сын, мы это не отрицаем, и он родился слепым и таким всю жизнь был, но каким образом он получил зрение, мы не знаем и не можем на это ответить, его самого спросите, он сам в совершенных летах, пусть он вам сам расскажет. Они отвечали так, потому что боялись иудеев, ибо уже сложились и сговорились иудеи убить Христа, и всякого, кто будет исповедовать Его, отлучать от синагоги — поясняет евангелист Иоанн Богослов.

Уже были приняты решительные меры ко всякому, кто будет стоять на стороне Христа Спасителя, и поэтому родители слепца убоялись признать явное чудо чудом, которое сотворил Христос Господь.

Фарисеи, ничего не добившись, спрашивают слепца вновь и вновь: Расскажи нам, как это произошло?

И здесь происходит замечательный и удивительный диалог между фарисеями, злобствующими и ненавидящими Христа, и этим человеком, исцеленным Господом. Ему нужно отдать должное в остроумии и в умении блистательно отвечать на вопросы, как он отвечал вопрошающим его. Книжники приступают к нему со своими вопросами, а он им отвечает: Я же вам уже рассказал, что вы от меня хотите еще услышать? Или вы хотите стать Его учениками? Те изумились ответу бывшего слепца и говорят: Мы Моисеевы ученики, а Того, Кто тебя исцелил, мы не знаем. А он отвечает: Вот в том-то и дело, что вы Его не знаете, а Он мне зрение вернул. Я знаю одно, что я был слеп, а сейчас я вижу. И знаю то, что грешников Бог не послушает, а тот, кто Бога чтит и исполняет Его волю, того послушает.

Тогда законники закричали в бессильной злобе и говорили ему: Ты во грехах родился и во грехах живешь, ты ли еще нас учить будешь, уйди прочь. И прогнали его. Явное, очевидное, необыкновенное, неисповедимое, невозможное чудо произошло, но они не хотят этому веровать, они все равно отрицают, они все равно делают все, чтобы отрицать Христа, чтобы в еще большей степени найти поводов для Его смерти.

И когда они прогнали исцеленного слепца, тогда его находит Христос. Тоже замечательный образ: прогоняют люди, злобствующие против Христа, гонящие Его, но его находит Христос и спрашивает: Ты веруешь в Сына Божия? А он в недоумении отвечает: А Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? — Он перед тобою, говорит ему Христос.

На что слепец прозревший восклицает: Верую, Господи! И поклонился Ему. Этими словами заканчивается сегодняшнее евангельское повествование.

Это чудо, о котором нам сегодня говорит Церковь в последний воскресный пасхальный день. Неслучайно, потому что Господь каждого из нас желает исцелить от той слепоты, в которой мы находимся. Исцелить от того невидения и неведения, в котором мы очень часто пребываем. Господь показывает нам, что Он Всемогущ, Он всесилен, и любую человеческую слепоту Он способен уврачевать и даровать человеку подлинное, истинное зрение. Кроме того, разве, кто сам этого не желает, упорствует и препятствует, чтобы Христос коснулся его очей и даровал ему настоящее зрение.

Великое чудо – вернуть зрение слепцу, а тем более слепорожденному, поражающее и вызывающее священный благоговейный трепет пред тем, Кто это может совершить. Но в еще большей и в превосходной степени чудом является то, когда слепец духовный, неведающий и незнающий Бога, прозревает и открывает для себя мир веры. Это чудо еще в большей и величайшей степени превышающее то, что слепец телесными очами может прозреть.

Именно это мы видим в евангельском повествовании сегодняшнего дня, дорогие братья и сестры, и просим, чтобы Господь исцелил нашу духовную слепоту. Чтобы Господь даровал нам зреть Его всегда, во все дни жизни нашей. Чтобы это твердое и несомненное упование на Христа Спасителя, дарующего нам подлинное зрение как источник света и источник жизни, всегда пребывало в нашей жизни. Чтобы Господь даровал нам зреть Его Воскресшем из мертвых и это зрение осмысливало бы и наполняло самым главным содержанием всю нашу жизнь и наше человеческое существование. Аминь.