Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, празднуя и торжествуя светлое Вознесение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, мы говорим не только о том, что произошло на вершине Елеонской горы, когда в глазах учеников Христовых и прочего народа Божьего Господь вознесся во славе и сел одесную Отца Своего Небесного, а еще говорим о том, что сегодняшний праздник является образом вознесения каждой души человеческой. Ибо событие, которое сегодня празднуется Церковью, как, впрочем, любое другое церковное событие, имеет две стороны. Первая, это вероучительная и догматическая, и сегодняшний праздник, рассказывая и воспоминая события славного Вознесения Спасителя, говорит нам о том, что дело искупительного служения Христа завершилось. И Господь, совершив Свой крестный путь, взойдя на крест и тридневно воскреснув из мертвых, возносится на небо с тем, чтобы от Отца Небесного послать нам иного Утешителя – Духа истины, Который от Отца исходит, чтобы Он наставил нас на всякую правду.

И сегодняшний день говорит нам и о том, что Христос Спаситель, обновил Воскресением Своим человеческое естество. Ибо Он не возгнушался человеческого тела, а воспринял его, скрыв Свое Божество естеством человеческим, что говорит нам о том, что человеческое тело не является скверной, человеческое тело не принадлежит греху. Другой разговор, другое дело, что мы сами поработили свое тело страстям и грехам, которые владеют нами. Не мы владеем ими, а они владеют нами, поскольку мы стали рабами своих собственных страстей, и орудием страстей является наше бренное тело. А Господь призывает нас совершенно к иному, чтобы наше тело, освященное Его Божеством, освященное причастием Его Святых Тайн, было наследником Вечной Жизни и Царствия Небесного.

Поэтому Господь восходит не Духом, а Господь восходит Телом, Плотью. Только что мы с вами воспевали едиными устами и единым сердцем величание, где говорили: Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем, еже на Небесах с Пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение. Плотью Господь взошел на Небо, освятив естество человеческое, и, вместе с тем, открыв для нас врата Вечной Жизни и Царствия Небесного. Своим Вознесением Он отворил нам наследие в горних пределах и в горних чертогах. Это то, что является вероучительной, догматической стороной содержания сегодняшнего праздника.

Но есть вторая, иная сторона, нравственная, касающаяся непосредственно каждого из нас, и она заключается в том, что Господь ждет от нас вознесения на небо нашей души, чтобы мы отторгли то многосуетное попечение, которое здесь нас на земле сковывает, привязывает нас к мирскому и земному. Чтобы отрешившись от всего этого, мы вознеслись на небо и стали наследниками вечного горнего Царствия Небесного. Неслучайно, апостол Павел говорит всем нам о том, что мы все здесь странники и пришельцы, и взыскуем Отечества Небесного. Мы все говорим в той или иной жизненной ситуации, что здесь мы не более чем гости, не более чем странники, удел каковых заключается в том, чтобы пройти это маловременное поприще и достигнуть своего отечества. А отечество наше на небесах, и это является той величайшей милостью Божьею, ради которой Господь сотворил нас, призвав из небытия к бытию.

Сегодня мы слышали в Евангелии замечательные слова, очень известные, поскольку мы очень часто их читаем. Эти слова читаются не только в день Вознесения Господня, но еще этот евангельский отрывок от Луки читается накануне воскресных дней, тогда, когда приходится чреда чтению этого евангельского отрывка, где евангелист Лука повествует о том, что Господь вывел из города Своих учеников, довел их до Вифании, а потом они поднялись на Елеонскую Гору, с которой Господь вознесся. Три своеобразных этапа, которые касаются не только, собственного говоря, события Вознесения Господня, но касаются каждого из нас. Обратим на эти три момента свое внимание.

Первое: Господь вывел учеников из города. В духовном, символическом смысле это означается то, что мы должны уйти от суеты. Не в том смысле, что мы должны бросать города, свои насиженные дома, квартиры и уходить в деревню или еще куда-то. Конечно же, не об этом речь. Под городом, о котором идет речь в Евангелии, имеется в виду то, что это есть образ мира, который связывает нас и приковывает к себе. Страсти, наши человеческие потребности, с одной стороны, без которых обойтись нельзя и невозможно, с другой стороны: мы настолько ко всему этому привязываемся, что не способны и не готовы оторвать от себя их.

Поэтому Господь сначала выводит учеников Своих из города, то есть Он как бы избавляет их от уз и оков мира сего. И мы с вами должны разрубить и разорвать эти веревки, которые связывают нас со всем земным и мирским. Всем тем, к чему мы настолько прилепились, что порой невозможно и неспособно своими усилиями от всего этого избавится. Повторяю, что невозможно нам не иметь мирских, земных попечений, речь о другом — о том, что мы должны быть свободными в своем внутреннем стремлении к Богу, и не быть прилепленными и привязанными ко всему земному и мирскому, что так прочно и крепко держит нас. Это первое – Он вывел их из города, и нам должно отрешиться привязанности к миру и мирскому, как уже было сказано не единожды сегодня, что крепко и цепко держит нас в своих объятиях.

Второе: Господь довел их до Вифании. Вспомним, чем является это небольшое местечко, Вифания, которая находится поблизости от Иерусалима. Это часть крестного пути, который прошел Христос, неся Свой крест. И христианину, каждому из нас, должно, отрешившись мирского и земного попечения, пронести свой, человеческий крест через свою мысленную Вифанию. То есть, претерпеть те жизненные испытания, которые Господь возлагает на плечи и рамена каждого из нас. Без ропота, без внутреннего смущения, без отчаяния, а приняв, как всеблагую и спасительную волю Божию то, что Господь посылает нам в нашей жизни. Второй этап, вторая часть сегодняшнего евангельского образа: отрешившись мира, пронести свой жизненный крест, каковой Господь уготовал каждому из нас.

И третье: Дойдя до Вифании, они взошли на Елеон. А здесь, уже отрешившись мира, того греховного состояния, в каковом многие из нас пребывают и пронеся свой жизненный крест, вознестись вместе со Христом с Елеонской горы. То есть, быть вознесенным душою к Небу. Мы говорим за служением Божественной Литургии замечательные слова, можно сказать, тайносовершительные слова, которые каждого из нас приуготовляют к величайшей жертве, которую Христос совершает во искупление всех нас. Мы говорим устами священника, совершающего Божественную Литургию: Горе имеем сердца. То есть к Горе, к Небу мы должны свои сердца устремить. И именно это происходит на Елеонской горе: Господь Сам возносится и нас с вами возносит духом, душою нашею, чтобы и мы вместе с Ним были наследниками небесного ликования, к каковому Господь приуготовил каждого из нас.

Вот эти три евангельских момента, о которых сегодня упоминается во время этого великого торжества, во время воспоминания Вознесения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. И мы должны принять и начертать их на скрижалях своего сердца, как некий обязательный и непременный путь каждого из нас. Отрешившись земного, мирского и греховного, пронеся свой жизненный крест, вознестись со Христом, и быть вместе с Ним в Царствии Небесном, в Горней славе, которую Господь уготовал всем нам, прежде сложения мира. Этим объясняется эта замечательная строчка сегодняшнего евангельского повествования.

Впрочем, евангелист Лука дважды нам говорит об этом событии в Священном Писании: в апостольском чтении мы слышали с вами его свидетельство о том, как это происходило. Первая глава книги Деяний Апостолов как раз повествует о том, как происходило Вознесение Господне. Я уже неоднократно об этом говорил, что как-то особенно трогательно, что книга Деяний Апостольских, говорящая всецело, по преимуществу о проповеди апостольской, о их служении, о том, как они проповедовали слово евангельской истины, в первой совей главе сохраняет прямую речь Спасителя, потому что и здесь присутствует Христос.

Как бы удивительная связь Евангелия и последующих после него событий. Господь здесь говорит, обращаясь к Своим ученикам, что не о том должно вам думать, не о временах и сроках, а о том, чему вы являетесь сейчас очевидцами и свидетелями. И евангелист Лука, автор Евангелия и Деяний Апостольских, отмечает удивительную деталь, касающуюся поведения апостолов. После Вознесения Христа, когда на их глазах Господь Спаситель стал возноситься на небо, они смотрели на Него до тех пор, пока Он не исчез там, в небесной выси, и они вернулись в Иерусалим, как сказано: с великою радостью.

Откуда бы взяться этой радости, они более в пределах своей земной жизни не увидят Христа во плоти, они лишились Христа, откуда может взяться эта радость? Но эта радость берет свое начало в том, о чем мы с вами сегодня говорили. Они, отрешившись всего того, что привязывало их к земле, пронеся с готовностью, взяв на себя свой крест, который еще должно будет им пронести сквозь все пространство их земной жизни, вознеслись сердцем и духом ко Христу, и находятся там, вместе с Ним, потому что Горе имели сердца.

Еще недавно робкие, еще сомневающиеся, внутри себя, быть может, противоречащие, но они, вдруг, исполняются радости о Христе. И эту радость они приносят в Иерусалим, приносят ее всем тем людям, которые будут слушать их вдохновенную проповедь, и от этой проповеди тоже, в свою очередь, вдохновляясь исполняться благодати Всесвятаго Божьего Духа.

Заметьте, Святой Дух еще не сошел, это произойдет через десять дней, если мы говорим о хронологии, то есть, в день Пятидесятницы. Но они уже радуются, они уже ликуют, потому что они во Христе, они со Христом.

И вот, дорогие братья и сестры, сегодняшний праздник с одной стороны такой простой, такой очевидный, такой совершенно открытый. С другой стороны, весьма таинственный и глубокий по своему внутреннему содержанию. Потому что это содержание, как об это уже было сегодня сказано, касается жизни каждого из нас. Вот именно этим путем: выйдя из града, пройдя до Вифании, взойдем на Елеон, свой мысленный Елеон, чтобы вместе со Христом вознестись, и, Горе имея сердца, быть всегда с Господом в Царствии Его Небесном, которое Он уготовил нам прежде создания мира.

А для этого должно пройти свой оставшийся жизненный пусть с благодарностью Богу за все, неся все без ропота, без отчаяния и уныния, как если бы принимали это из рук Самого Господа. И наградой терпеливому несению своего жизненного креста будет та радость, которой исполнились ученики Христовы, о чем сегодня говорит нам Священное Писание, и о чем нам говорит сегодняшний праздник. Аминь.