Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

        Сегодня престольный праздник нашего святого храма. Это великая радость для всех, и я подумал: сейчас как-то необыкновенно случилось, что во всех храмах, посвященных его святой памяти, или где есть придел, посвященный его святыне, там, ради престольного праздника произносится одно многолетие, а в нашем храме сегодня были произнесены два многолетия. Отец Константин возгласил также многолетие в честь ныне тезоименитого протоиерея Николая – нашего сослужителя и собрата, и пожелал ему многая лета.

        Но сейчас не об этом, а о том, что составляет самое главное содержание сегодняшнего дня. Наверное, у каждого верующего православного человека есть несколько святых угодников Божиих, которые особенно близки и дороги его сердцу. У каждого человека складывается какие-то свои, особые отношения с тем или иным святым, как бы некое сродство происходит между тобой, грешным, и тем небожителем, который предстоит Престолу Благодати. Основные качества святых в какой-то степени одинаковые. Одни и те же евангельские качества, это бесспорно, но есть еще и некие человеческие черты, которые остаются у каждого человека неповрежденными, потому что каждый человек необыкновенен. Не в смысле повода для тщеславия, высокомерия или завышенной самооценки, конечно же не об этом мы говорим, а о том, что каждый человек чрезвычайно личностен и крайне непохож на другого человека. И этом смысле, святые угодники Божии тоже остаются со своими, им свойственными характеристиками, свойственными их человеческой личности, которая была освещена благодатью Всесвятаго Божьего Духа.

        Очень часто мы находим некий отклик, некий отзыв в жизни святого угодника Божьего, касающийся каким-то образом и нас, поэтому мы особенным образом относимся к тем или иным угодникам Божиим.  Но, наверное, без всякого преувеличения, можно по праву сказать, что среди всего необозримого, многочисленного лика святых, есть имя, которое дорого без исключения каждому. Это имя святого, чью память сегодня празднует и прославляет святая Церковь.

        Николай Угодник любим всем народом Божиим, и не только людьми верующими, следующими за Христом, но известны многочисленные примеры, и много раз мы приводили тому подтверждением: люди, незнающие Христа, и те, любят и почитают этого великого угодника Божьего. И неспроста, и неслучайно, потому что его помощь простирается всякому, кто обращается к нему за молитвенной поддержкой и помощью.

        И сегодня, празднуя и прославляя память святителя Николая, молитвенно припадаем к нему и просим, чтобы Господь его святыми, дерзновенными, всемощными молитвами даровал каждому из нас по прошению нашему. Чтобы Господь исполнил наше обращение, которое мы к Нему возносим его святыми, дерзновенными и благоуветливыми молитвами.

        Сегодняшний день, как мы знаем с вами, дорогие братья и сестры, прославляет не собственно память этого святого как таковую, поскольку это событие, день его преставления, день его блаженной кончины мы празднуем девятнадцатого декабря. А сегодняшний день, как это и обозначено в календаре, воспоминает перенесение его честных и многоцелебных мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари, как тогда он назывался – Бар. И вот именно туда, казалось бы, в чуждую и чужую для него землю, его переносят.

        Есть особые исторические подробности, которые об этом рассказывают. Конечно же, есть более или менее благочестивая картина, немногословно говорящая об этом событии, о том, как некоему священнику из апулейского голода Бари. Апулея — провинция в Италии. Священнику явился святитель Николай и повелел изыскать возможности, чтобы перенести его святые мощи в этот город. Была предпринята своего рода экспедиция, озабоченная именно этой главной целью – перенесением мощей святителя Николая. Но при этой внешней благочестивой картине открывается гораздо более грубая картина того, как на самом деле это происходило.

        Вещи надо называть своими именами. Это можно было бы назвать ограблением храма, где покоились мощи святителя Николая. Конечно, не без Промысла Божьего это произошло. Уже спустя десятилетия и столетия люди приходят к выводу, что те или иные события, даже трагические были неизбежны, необходимы, и без них обойтись было невозможно.

        Поскольку Византия, пределы малоазийской Ликии, ныне провинции современной Турции, были порабощены мусульманами, и магометане оскверняли все, что встречалось на их пути. Христианские святыни, которые по преимуществу были в этой местности, разрушали, подвергали поруганию и осквернению. И, наверное, таким образом святитель Николай, понимая, что его святые останки будут безвозвратно поруганы и осквернены, внушил мысль о том, чтобы они были перенесены в более безопасное место.

        Как это совершалось, я уже неоднократно рассказывал. Кому-то, наверное, может, приходилось быть в турецком городе под называнием Демре, это одно из туристических мест. Если кто-то ездил на отдых в Турцию, что совсем до недавнего времени было распространенным явлением, то может быть обращал внимание, что одним из туристических маршрутов является этот ничем не примечательный городок. Разве что тем, что раньше он назывался Миры Ликийские, а сейчас Демре.

        Названия многих городов сейчас отуречены. Может быть, кому то довелось быть и в самом храме. Увы, почти все там сведено до уровня фольклорного лубка. Везде присутствуют изображения Санта Клауса, поскольку в сознании европейского, уже расхристанного человека, святителя и чудотворца Николая воспринимают не более чем Санта Клаусом. И там это предлагается широкой публике.

         Но на самом деле, там находится сохранившийся, в пусть в руинированном состоянии, но более-менее целый храм, в котором почивали мощи святителя Николая. Сохранилась гробница, где он почивал, и из которой были изъяты его святые и многоцелебные останки и перенесены в Бари.

         Я уже рассказывал, как мне посчастливилось быть в паломнической, подчеркиваю, не в туристической, поездке в этом городе. Мы служили в этом храме с владыкой Тихоном, прямо в алтаре, который просто обозначен условными границами и куском колонны, используемы в качестве престола. На этом куске мрамора мы служили Литургию. Рядом находится гробница святителя Николая и огромная барельефная плита, которая закрывала гробницу. Я все время думал: Как же они могли разломать такую толстую мраморную плиту. Оказывается, все проще, разломали боковину гробницы, она была выломана, более тонкая ее часть, и из нее выгребли все, что могли забрать. Все это совершалось с долей определенного кощунства.

        Я недавно прочитал исследование об этом событии: о перенесении мощей святителя Николая. Известно даже имя моряка, который участвовал в этом, его звали Матео, что значит Матфей. Так вот, Матео выломал, разбил кувалдой боковую часть гробницы, и то, что он обнаружил, повергло его в священный ужас, потому что весь он был пропитан маслом, миром. Гробница была полна мира. Все это делалось под покровом ночи, все нужно было делать быстро. Моряки под видом торговцев приплыли в этот город, ночью проникли в храм, связали сторожей и украли мощи. У этого моряка не было ни мешка, ни сумы, он просто все, что мог, загреб в руки, это была честная глава и часть останков святителя Николая, а сам Матео был в благоухающем масле, изливающимся из гробницы. Что он смог ухватить, с тем и бежал на корабль. Корабль тут же снялся с якоря, и они понеслись прочь к берегам Италии.

         Для греков это была трагедия и катастрофа. Если вы скажете православному греку, если у вас будет таковая возможность, что мы сегодня праздновали перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, для него это будет оскорблением. Для них это трагедия, у них нет этого праздника. Какой же это праздник для них? Это катастрофа, они лишились величайшего угодника Божьего.

А вот венецианцы, узнав о подробностях того, как происходило ограбление барийцами храма в Мирах Ликийских, предприняли еще одну экспедицию. Там еще осталось половина мощей, и тогда греки, узнав об этом скорбном для них событии, спрятали оставшиеся мощи. Они унесли их в другой предел и закопали их. С одной стороны, от турков, которые грабили все на своем пути, а с другой стороны от подобного рода непрошенных гостей с запада. Греки укрыли и спрятали мощи. И вот, венецианцы, прознав детали и подробности происшедшего события, совершенного барийцами, приплыли в Миры Ликийские и стали искать остатки мощей святителя Николая. Какие только ухищрения они ни предпринимали: и деньги большие платили, и как свидетельствует об этом летопись, охранников, находившихся в храме, пытали, чтобы те рассказали, где находятся оставшиеся мощи. Все безмолвствовали.

         И тогда, веницианцы, не солоно хлебавши, решили отправляться восвояси. И вдруг, один из моряков повествовал необыкновенное, неземное благоухание. Почувствовал запах, который не мог не привлечь его внимание. Корабль уже должен был сниматься с якоря и его ждали, но он остался в храме, потому что не мог понять природы этого необыкновенного благоухания. Когда за ним пришли, он сказал: Возвращайтесь в храм, скорее всего я знаю, где мощи.

Потом, сопоставляя факты, они вдруг вспомнили, что епископ, когда незадолго до этого праздновалась память святителя Николая, почему-то служил не в центральном пределе храма, а в боковом. Они и тогда восприняли это странностью, а тут, сопоставив все эти особенности, посчитали, что, скорее всего, там, где он служил, туда и спрятали оставшиеся мощи святителя Николая. Начали копать в том месте. И благоухание все более и более распространялось. Все они были будто окутаны этим необыкновенным ароматом, этим благоуханием, которое невозможно ни с чем сравнить, ни с какими парфюмерными запахами и любыми человеческими представлениями об этом, ибо это было небесное благоухание. И вот, начав копать под полом, они вдруг увидели ковчег, где находились оставшиеся мощи святителя Николая.

         Это уже другая история, она не имеет отношения к дню сегодняшнему, но она интересна тем, что это касается мощей святителя Николая. И венецианцы второй раз ограбили этот храм и увезли с собою ковчег с мощами в Венецию, где он и по сей день находится.  Если кто из вас был там, или просто представляет себе этот островной город, где есть несколько самостоятельных островов. Это острова Лидо, Мурано, Бурано, Сан-Микеле и пр. И на одном из них, на острове Лидо, в храме святителя Николая, где и почивает оставшаяся часть мощей, привезенная из Мир Ликийских.

Венецианцы привезли также мощи и дяди святителя Николая, которого тоже звали Николай. Это известно из жизнеописания святителя: его дядя был епископ Патарский, из города Патары, где родился святителя Николай, и он помогал ему в епископских трудах. А потом, после смерти дяди, он сам стал епископом и был единогласно и единодушно выбран епископом Мир Ликийских. Вот как раз в Венеции, на острове Лидо находится оставшаяся часть мощей святителя и чудотворца Николая. Часть мощей такова, как и та, что находятся в Бари.

         Вот такая история, быть может, не имеющая прямого отношения к сегодняшнему дню, но мне кажется интересная, потому что имеет отношение к нашему любимейшему святому и дивному угоднику Божьему. Мы не имеем возможности посетить эти святые места, особенно сейчас, но для нас не это важно. Для нас важно то, что мы имеем возможность сердцем, душою, молитвою своею прикоснуться к этому великому угоднику Божьему, несомненно веруя и несомненно уповая, что кров его святых и Богоприятных молитв никогда не оставит тех, кто с усердием и любовью обращается к нему. Что мы сегодня с вами и делаем, дорогие братья и сестры.

Мы счастливы от того, что один из приделов, один из малых алтарей нашего храма, нашими благочестивыми и богобоязненными предками был освящен в честь этого великого угодника Божьего, дабы иметь его своим небесным заступником и покровителем.

И сегодня празднуя престольное торжество нашего святого храма, молимся святителю Николаю, чтобы он никогда не оставлял нас в своих святых Богоприятных молитвах.

Чтобы все наши земные человеческие нужны и просьбы исполнялись его всемощным заступничеством у Престола Благодати. Чтобы храм наш стоял его святыми молитвами непредкновенным до второго пришествия Харисова.

Чтобы Владыка Христос даровал нам добрый ответ во время Своего страшного пришествия, и чтобы помиловал и простил все наши немощи и грехи, и удостоил нас той общей части в Царствии Небесном, каковой сподобился великий во святых угодник Божий, Христов святитель и чудотворец Николай. Аминь.