Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

         Сегодняшний воскресный день, предшествующий великому торжеству, дню Святой Живоначальной Троицы, Церковью посвящен памяти святых отцов Первого Вселенского собора. Это неслучайно, поскольку православная вера, та истина, которую Христос Господь явил и засвидетельствовал Своим воплощением, придя в мир, является единственной, спасительной и приводящей к Вечной Жизни и вечной радости в Господе. Господь в Евангелии говорит перед лицом Пилата: Я на то и родился и на то пришел, чтобы свидетельствовать об истине. Православие это и есть истина, и двух истин не бывает.

        Это глубочайшее заблуждение, когда люди говорят о том, что можно иметь разные представления о Боге, они вполне тождественны и равноценны. Это демагогия, которая ничего ровным счетом не способна дать человеку, который говорит и мыслит в категориях, как это принято сейчас говорить, толерантности. Но это абсолютно не имеет никакого отношения к вероучению, никакое по-человечески выражаемое отношение к тем или иным взглядам и убеждениям, никак не означает, что Православие становится в один ряд со всеми прочими человеческими, подчеркиваю, именно человеческими измышлениями о Боге. Истина одна и ее засвидетельствовал Своим пришествием Христос Жизнодатель. Истина одна, и Христос эту истину засвидетельствовал, взойдя на крест, умерев за весь род человеческий.

        Мы об этом много раз с вами говорили, очень часто касались этой темы, сегодня я не буду именно эти подробности затрагивать. Скажу несколько о ином, о том, что та истина, которую Христос Господь явил Своим пришествием в мир, является единственной, способной привести человека к вечному бессмертию и к вечной жизни. И отцы Первого Вселенского собора, память которых мы сегодня празднуем и прославляем, своею жизнью, а иные из них, даже своею смертью, свидетельствовали о истине Христова учения.

         В 325 году состоялся Первый Вселенский собор, который был созван святым равноапостольным императором Константином, для того, чтобы утвердить веру православного вероучения. Для этого, мы знаем с вами, был очень серьезный повод, повод, который разрушал и расшатывал устои самого христианства в принципе. Потому что арианское лжеучение, арианская ересь, осужденная на этом Соборе, покушалась на самое главное, что есть в Христовом учении: покушалась на отрицании Божества Сына Божия.

Арий, как мы знаем с вами, весьма талантливейший человек, был пресвитером в Александрии, он даже был одним из соискателей патриаршего престола на Александрийской кафедре. Но избран не был. Этот человек, талантливый по своему уму, и вместе с тем, как об этом рассказывают исторические свидетельства и источники, был очень страстным и увлекающимся человеком. Для таковых человеческих натур свойственно впадать в разнообразные крайности, и вот Арий был человеком предельных крайностей. Он стал учить о том, что Христос —  не есть Бог, Христос — не есть Творец мира, а некое высшее, конечно же, превосходящее любое другое творение Божие, но все же творение. Он увлек очень многих и многих людей в свое лжеучение.

         Почему так? Мы иногда удивляемся, почему еретики способны так омрачить сознание людей и увлечь за собой большое количество последователей. Наверное, ответом является то, что христианство в своей сути перевернуло весь мир, перевернуло всю вселенную, перевернуло сознание рода человеческого. Ибо, не просто очередной проповедник и очередной пророк пришел и поведал о том, как должно человеку вести себя по отношению к окружающим его людям и в отношении с Богом. Это Сам Бог, Творец мира воплощается, Он становится человеком, Он, не возгнушавшись человеческого естества, принимает человеческую природу, чтобы искупить нас от вечного проклятия и смерти. Он унижает Себя до того, что Сам восходит на крест, будучи униженным, будучи опозоренным, но вместе с тем, не гнушающимся этого позора, не гнушающимся этого поношения. Он возносит грехи всего рода человеческого на крест и совершает искупительную жертву во спасение всех нас.

        С одной стороны, это безусловно переворачивает все сознание мира, и не может не перевернуть человека, ибо сознание человека, то есть каждого из нас, не может не быть коренным образом изменено. Если Бог стал человеком, то по неложному слову священномученика Иринея Лионского, и человек должен по благодати стать Богом. Столь необыкновенная формула рождается от Боговоплощения Христа Спасителя: Бог стал Человеком, чтобы человеком стал Богом. Разумеется, не по природе Богом, а по благодати. Не только Своим примером, но и дарованием человечеству, всем нам, благодатную помощь, которая преображает человека и соделывает нас наследниками и причастниками Вечной Жизни и Царствия Небесного.

        Конечно, это тяжелейшая задача: изменить себя, перевернуть себя, преобразить себя, поэтому гораздо проще быть среднестатистическим порядочным человеком, в конце концов, к этому и сводилась мораль Ария. То есть, если Христос не Бог, то нет такой необходимости, чтобы себя самого, грешного, окаянного, нечистого, нежелающего меняться, возвышать до уровня Бога. Отсюда мораль многих и многих еретиков, в том числе, и протестанствующих, как раз к тому и сводится. Эти лжеучители говорят: Мы настолько испорчены грехом, мы настолько не способны что-либо в себе изменить, поэтому, нам до Тебя, Господи, никак не дорасти, поэтому, Ты уж Сам к нам сойди и будь таким как мы, а от нас не требуй, чтобы мы были такими как Ты.

        Очень простая и банальная мораль, и в этом смысле, любой еретик, любой лжеучитель, и в первенствующих рядах Арий, весьма и весьма популярны. Потому что от человека ничего особенного не требуется. Помните, у Достоевского есть великолепный, замечательный пример в лице Великого инквизитора, который тоже говорит Христу: Ты настолько возвысил человека в Своем понимании, что человек этого не заслуживает, и он не так велик, каким Тебе хочется его видеть, а мы разрешили людям грешить, мы разрешили людям быть такими, какие они есть, и потому, мы привлекаем к себе гораздо больше людей, чем Ты Своею проповедью о Своей Божественной, возвышенной и недосягаемой любви. В этом смысле, еретики, в определенном, конечно же, масштабе, в определенных границах, всегда пользовались популярностью. Поэтому, они кого-то могли увлекать за собою, поскольку не требовали кардинального изменения в самом себе, чего требует от нас святое Православие.

        К сожалению, мы далеко отстоим от того какими мы должны были бы быть, но тем не менее, мы понимаем, какая высокая мера дана всем нам для подражания: Сам Христос, Сам Господь. И вот поэтому, неслучайно, святые угодники Божии оставляли мир и оставляли все, что их связывало в этом мире. Они называются преподобными, ибо они удостоились подобия Божия, они соделались подобными Богу в святости жизни.

          Возвращаясь к сегодняшнему празднику, к сегодняшнему всецерковному торжеству, к памяти святых Отцев Первого Вселенского собора, мы молитвенно кланяемся их святыне за то, что они послужили к тому, что Церковь сохранила чистоту, и то единственное, верное, правильное, православное, спасительное учение, принесенное Христом Господом в этот мир. Сохранили ту истину, единственную, неповторимую истину, которую Христос явил для того, чтобы через искание этой истины и следование этой истине, всем нам быть причастниками Вечной Жизни и Царствия Небесного.

        Кому можно уподобить врага рода человеческого, который внушал и внушает разного рода заблуждения ересиархам, людям, которые увлекают в ложь и заблуждение подобных себе людей? Кто-то замечательно сравнил дьявола с фальшивомонетчиком, который печатает фальшивые купюры. И человек, кто не разбирается в том, что эта купюра фальшивая, и начинает их копить, собирать, предположим, для того, чтобы сделать серьезную в своей жизни покупку. Например, хочет купить дом. Представляете, он накопил сумму, необходимую для покупки дома, и все это в фальшивых купюрах. Конечно же, сделка не состоится, потому что при покупке, сразу же будет обнаружено, что все деньги были фальшивыми, они были поддельными. Лукавый — мастер таких тонких подделок.

        Тоже самое происходит и в духовной жизни. Если человек заблуждается, если он копит фальшивый капитал в своей душе, и ему кажется что он идет по пути спасения, то когда наступит час ответа, когда наступит час самого главного приобретения в жизни, ведь что может быть главнее приобретения Вечной Жизни, вот тогда, обнаружится что весь его достаток, все его сокровище, которое он копил и собирал, оказалось фальшивым и ложным. Какая страшная катастрофа, страшная трагедия происходит с тем, кто шел ложным путем.

        Я уже несколько раз рассказывал, понимая всю легкомысленность приводимого примера, но сегодня он очень уместен. Помните, в детстве мы все читали такую замечательную, увлекательную книгу. Сейчас, конечно же, совершенно другое время, сейчас книги почти не читаются, но вот в то время, о котором я говорю, мы все-таки читали книги. Многие зачитывались Жюлем Верном. Вы помните книгу «Пятнадцатилетний Капитан», в чем заключалась главная фабула этого романа? В том, что корабль шел из Ливерпуля в Южную Америку. Во время плаванья умер капитан, и руководство, командование взял на себя пятнадцатилетний мальчик. Но на этом корабле был некий террорист, кок по имени Негоро, который подложил топор под корабельный компас, отчего курс корабля сбился всего на всего на два градуса. Кто это заметит – никто этого не заметит, а тем более умер капитан, такая суматоха, такой переполох в команде и пр. Одним словом, корабль сбился с курса, и вместо Южной Америки, он попал в Африку.

        То же самое происходит в духовной жизни: сбивается курс всего на всего на два градуса, и та искомая цель, к которой движется корабль, жизнь человека или целого общества людей, сбиваясь, приходит в совершенно другую сторону. Вместо того чаемого и искомого пункта назначения, человек приходит к совершенно противоположной цели. Повторяю, духовной жизни это тоже свойственно. Если человек сбивается с курса, которым ведет его Господь, которым ведет его Православная Церковь, то он, в конце концов, не к Царствию Небесному приходит, а в совершенно в иную юдоль, плачевную и скорбную. И это удел многих и многих еретиков, которые в своем лжеучении обманывают себя и окружающих их людей. Вот это действительно катастрофа.

         И поэтому, неслучайно, Церковь, когда происходили подобного рода вещи, всегда становилась на страже чистоты своего вероучения. И святые отцы, собираясь на соборах, свидетельствовали чистоту святого Православия. Бескомпромиссно, потому что с ложью нельзя идти на компромисс. Повторяю и возвращаю нас к уже произнесенной в начале мысли: Истина одна, и она бескомпромиссна.

         Помните известное двустишье: «В одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань». Невозможно, ибо ничего общего быть не может у коня и трепетной лани. А апостол Павел еще более точно говорит, что какое может быть общение у Христа и велиара и что может быть общего у тьмы со светом? Ничего общего нет, это взаимоисключающие понятия, и поэтому, у истины с ложью тоже ничего общего нет и быть не может. Когда нам говорят: Ну что вы, зачем так себе голову засоряете, разве для простого человека имеет значение, исходит ли Дух Святой от Отца, или Дух Святой исходит от Отца и Сына, как учат католики. Кто в эти тонкости вникает? Это такая мелочь.

        И еще одни, может быть, легкомысленный и поверхностный пример я позволю предложить вам. Человек покупает новый автомобиль, новый, замечательный, прекрасный, полный бак бензина, только катайся. А отошел ты на заправке кофе выпить, а какой-нибудь хулиган взял, открыл капот и провода на аккумуляторе поменял с плюса на минус. Возвращается водитель, заводит, а машина не заводится. В чем дело, что такое? Потому что нарушена конструкция, принцип. То есть, в конструкцию автомобиля внесена ошибка. Вот также и в духовной жизни. Подумаешь, какая мелочь, пустяк, какие-то провода, –  но какое значение они имеют: будучи перепутанными, машина не сдвинется с места и не заведется.

         А мы говорим: Да это нас не касается, мирян особенно, нам вообще дела до этого нет. А если нам до этого нет дела, и это уже страшный диагноз, если мы безразличны и равнодушны к вопросам нашего православного вероучения, тогда никакого движения вверх и на Небо не будет ни у кого из нас. И мы окажемся вот такими заглохшими и неспособными двигаться вперед.

          Вот поэтому, дорогие братья и сестры, сегодняшний день празднования святых Отцов Первого Вселенского собора — есть память благодарного человеческого христианского сердца тем святым Божиим человекам, которые несмотря ни на какие угрозы, ни на какие прещения, были верны и тверды в вере православного вероучения. Вспомним, хотя бы обзорно, кто наполнял своим присутствием залы Первый Вселенский Никейского собора. Никея это небольшой городок, в то время, он находился вблизи Византийской столицы. Тогда столицей был не Константинополь, это было еще до сооружения Константинополя. Первоначальной Византийской столицей, была Никомидия, вблизи с которой расположился небольшой, сейчас уже, турецкий городок, с названием Изник. До сегодняшнего дня сохранились руины того места, где проходил Первый Вселенский собор 325 года. Собор проходил в дворце императора Константина, а также еще остались стены храма, в котором проходил последний, Седьмой Вселенский собор в той же Никеи. Этот храм до сих пор сохранился.

          Так вот, участниками Первый Вселенский собор наполняли в большинстве своем исповедники Христовы, потому что к этому времени, к 325 году, едва только завершились гонения на Церковь Христову, и Церковь только лишь свободно вздохнула от тех гонений, который ее преследовали. А здесь начались новые скорби, новая брань. Если те гонения были внешними, и те скорби были от людей, не имеющих к Церкви отношения, то внутренние скорби, ереси, это раздирание Церкви изнутри. Исповедники слова Божьего, много претерпевшие за проповедь Христа, многие из которых были пытаемы, мучимы, именно они наполнили своим присутствием этот собор. И в их числе: святитель Николай Мир Ликийский, святитель Спиридон Тримифунский, Евстафий Антиохийский, Осия Кордубский, Афанасий Великий, тогда еще бывший диаконом, но именно он был одним из ярчайших защитников веры Христовой перед арианами. И все эти угодники Божии защитили и отстояли чистоту святого вероучения.

           От нас, быть может, и не требуется такого твердого и незыблемого стояния, какое требовалось от тех людей, которые были закалены гонениями на Церковь Христову. Но, тем не менее, мы должны, дорогие братья и сестры, хранить веру и чистоту святого Православия в незыблемости в своем сердце, и быть верными Господу во всяком своем поступке, во всяком своем человеческом действии, и в преданности той Православной традиции, которую сохранили святые Отцы Первого Вселенского собора, память которых мы сегодня празднуем и прославляем.

           Дай, Господи, чтобы эта ревность о чистоте святого Православия всегда наполняла наше сердце, и чтобы через исповедание этой святой веры, каковую исповедовали святые Отцы Первого Вселенского собора, запечатлев словами Символа Веры и свидетельствуя: Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди.

Чтобы через это исповедание и нам с вами сподобиться вечной радости, каковой удостоились празднуемые ныне святые угодники Божии от Христа. Аминь.