Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшний день, дорогие братья и сестры, собравший нас под своды сего дома Божьего, дома Пресвятой Богородицы, подвигает нас сыновней любовью прославить Ее чудотворный Образ, именуемый Казанским. Это особая икона Божией Матери, Ее особый Образ, который особенно близок и дорог всякому русскому православному сердцу. И от того сердце наше исполняется особой надеждой, твердым упованием и незыблемым утешением, от того что Матерь Божия рядом с нами, Матерь Божия сохраняет и защищает землю Русскую и всех нас от всякия скорби и печали, от всякия нужды и болезни. И неложным свидетельством тому являются многочисленные иконы Божией Матери, являющиеся по всей земле, а наипаче по лицу земли Русской.

Неслучайно, Русь Святую называют Домом Пресвятой Богородицы. Это не случайно, поскольку русское православное сердце особенно откликнулось на любовь Царицы Небесной, и многочисленные храмы Божии, святые обители всегда в большинстве своем строились в честь и память Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Сегодняшний образ, празднуемый всею полнотною Русской Православной Церкви, является тому дивным свидетельством и подтверждением. Мы с вами знаем об удивительных обстоятельствах явления этого нерукотворного образа Пресвятой Богородицы, ибо он поистине является нерукотворным.

В конце XVI столетия, а именно, в 1579 году, вскоре после взятия Казани царем Иваном Грозным, было откровение отроковице, девочке по имени Матрона, которой явилась Пресвятая Богородица и возвестила ей, чтобы та, сообщив об этом своим родителям, обрела икону Пресвятой Богородицы на месте их недавно сгоревшего дома. С одной стороны, какая скорбь для человека – пожар. Какая страшная утрата – уничтожение пламенем дома и жилья. Но в то же время, Матерь Божия утешает особым, необыкновенном явлением эту семью. Она возвещает о том, что пожарище должно разгрести и обрести Ее дивную икону. И эта икона была обретена и воссияла необыкновенными красками и необыкновенным сиянием. Эта икона стала не только святыней для этой семьи и этих благочестивых людей, не только для града Казани, просвещенного светом святого Православия, но и для всей Руси.

Мы знаем, сколько удивительных и необыкновенных исторических событий связанно с этим чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Неслучайно, Матерь Божия всегда вмешивалась, и, с позволения сказать и употребить это, быть может, не совсем подобающее слово, вторгалась в истерические судьбы русского народа, вмешивалась в них с тем, чтобы избавить от, казалось бы, неминуемой погибели людей, находившихся на грани жизни и смерти, на гране краеугольного жизненного выбора: остаться со Христом или лишиться Вечной Жизни вне Христа. И Матерь Божия, в том числе и этим чудотворным образом Своим, многократно и многообразно являла Свое заступничество и покровительство русскому народу. Матерь Божия всегда являлась Заступницей Усердной рода христианского, именно так мы воспеваем в тропаре, посвященном Казанскому образу Ея. Это дивная весть и дивное свидетельство нашего упования на Нее, и дивного заступничества, которое Матерь Божия являла, являет, и до скончания века будет являть всему роду христианскому.

Сегодня, кроме уже сказанного и кроме тех подробностей, связанных с Казанским образом Царицы Небесной, хотелось бы вспомнить одного из святых, который тоже празднуется в этот святой день. Этот святой — необыкновенный, удивительный святой, Христа ради юродивый, блаженный праведный Прокопий Устюжский. Своим происхождением он не был русским человеком, по роду и племени он был немцем, как ни странно. Жил в XIII столетии. Родился в немецком городе Любек, был весьма преуспевающим купцом. Торговал всевозможными товарами и был человеком очень состоятельным. Плавал на торговых судах через Северное и Белое моря, заходил в Новгород, спускаясь по реке, торговал, и таким образом заработал свой капитал, очень даже немалый. Но был пленен красотой и благочестием Святого Православия, которое увидел на Руси.

Представите себе: этот богатый, состоятельный и состоявшийся человек оставляет все: оставляет свое прибыльное доходное дело, оставляет купеческое звание, оставляет традиции, свойственные его народу, оставляет то религиозное представление о Боге, в котором он был воспитан с детства и остается в Новгороде и принимает святое Православие. Но этим его душа не удовлетворяется. Он отставляет и раздает свое богатство по евангельскому слову и становится блаженным, Христа ради юродивым. Оставляет все, что имел, чтобы приобрести Христа.

Я несколько отвлекусь от развиваемой мысли и расскажу о замечательном событии, которое произошло в одном из Афонских монастырей еще в древности. Один богатый человек, принадлежавший к царской фамилии, оставив все, чем обладал, ушел в монастырь. И в скором времени Господь посетил его необыкновенными дарованиями, он стал поистине чудотворцем. Люди, приходившие к нему и просившие его молитвенного заступничества, получали то, в чем они нуждались. Господь наделил его даром прозорливости и многими иными духовными дарованиями. И когда из братии кто-то по-человечески возмутился, говоря: мы здесь всю свою жизнь от юности провели, и никаких особенных даров не имеем. А он, чем он от нас отличается, что такого особенного делает? Делает ничем не больше, чем делаем мы, почему Господь наделил его такими необыкновенными дарованиями?

Духовник обители ответил завистливым монахам: мы, уйдя из мира, ровным счетом ничего не изменили вокруг себя, и здесь лишь для того, чтобы послужить своей душе и ее спасению. А этот человек оставил все, а ему было, что оставить, и он оставил многое, и отказался от всего, и потому возлюбивший больше, больше и получит. Потому Господь и наделил его столь великими дарованиями, ибо он не только свою душу спасает, но и тех людей, которые были подобными ему по богатству и славе, и никогда бы не задумались о Христе, если бы у них не было такого примера, их сродника, человека их круга, который таким решительным образом отказался от всего ради Христа, и вменил все, чем обладал, ни во что.

Святому праведному Прокопию Устюжскому тоже было, о чем в этой жизни пожалеть, было обо что запнуться, но он все забыл ради Христа. Так апостол Павел говорит в послании к Колоссянам: Все, чем я обладал, я вменил в ни во что, во уметы, в сор, в хлам, в мусор я превратил все, что имел в этой жизни, чтобы приобрести Христа. Очень немногие готовы сделать такой жизненный выбор – отказаться от всего и предпочесть всему тому, чем он обладал — Христа.

Мы все умом, рационально понимаем, что здесь и сравнивать нечего. Как можно сравнивать Христа Господа, Вечную Жизнь и Царствие Небесное со всем тем мусором, которым мы скапливаем здесь на земле? Но, однако же, подавляющее большинство из нас не отказывается ни от мусора, ни от хлама. Копим его, собираем его, утяжеляем свою жизнь всем, что может в буквальном смысле запнуть нас на пути к Царствию Небесному. И только лишь немногие готовы отказаться от всего, что мешает нам войти в Царствие Божие.

Но, вернувшись к удивительной личности праведного Прокопия Устюжского, скажем, что он обо всем забыл, он все раздал, и потому обрел необыкновенное сокровище. Есть удивительный евангельский образ, Господь говори: Если человек на поле нашел сокровище, то он все продает, все, что у него было, чем бы он ни обладал, только лишь приобрести это сокровище и им единым обладать. Таковым сокровищем является Христос, таковым сокровищем является возвещенное Господом Евангелие. И поэтому, люди, чающие этого Христова сокровища, все отдают, все вменяют ни во что, чтобы обладать этим сокровищем.

Праведный Прокопий Устюжский так и поступил: стал православным человеком, отказавшись от всего, стал юродивым ради Христа. И, конечно же, люди, знавшие его в Новгороде как состоятельного человека, богатого немецкого купца, увидев эту разительную перемену, произошедшую в нем, стали прославлять его. И тогда он, уклоняясь человеческой славы, удалился вглубь Руси и ушел в приделы Устюга, пределы Вологодские. А там обрел оборотную сторону своего выбора, там над ним стали смеяться, глумиться, издеваться, и взрослые, и дети, и богатые и бедные. Но он ходил в своем юродственном делании, а в него швыряли камнями, издевались и смеялись, но и это он принимал так, как если бы это было из рук Самого Христа.

И Господь его наделил необыкновенными дарованиями, одним из которых был дар прозорливости. Однажды, зайдя в храм, где совершался молебен Пресвятой Богородицы, он, вдруг, стал возвещать посреди церкви о том, чтобы народ Божий исполнил свое сердце покаянием, чтобы люди каялись в своих грехах, поскольку грядет испытание. Он говорил, что через три дня город будет сожжен огненным градом, с неба ниспосланным, за грехи и за то зло, которое творят люди в этом городе. Опять же, над ним стали смеяться и глумиться: Что этот безумный и юродивый понимает, будем его еще слушать? Но через три дня это действительно произошло. Среди ясного и солнечного дня вдруг тучами наполнился небосклон, и страшные молнии, страшный град с огненными всполохами обрушился на город.

И тогда народ, вспомнив пророчество праведного Прокопия, стал каяться в своих грехах и просить Бога о помиловании и прощении. Господь преложил Свой праведный гнев на милость, отвратив это, казалось бы, неминуемое огненное испытание от города. И только лишь по окраинам огненные всполохи прожгли лес, но сами люди не пострадали. Это одно из необыкновенных свидетельств святого праведного Прокопия Устюжского о том, что составляет для человека путь ко спасению. Мы должны всегда об этом помнить: покаяние, молитва ко Господу, к Его Пречистой Матери, только это способно спасти нас от неминуемого огненного запаления и от неминуемой погибели.

Сейчас мы переживаем страшное, тяжелое и смутное время, потому что все находимся в абсолютном непонимании того, что происходит. Вернее, понимание происходящего есть, но то, что предлагается и навязывается людям в качестве решения проблемы, это все вносит огромное смущение в нашем сознании. Мнения могут быть диаметрально противоположными по поводу происходящего. И наше дело не давать оценку того, что происходит, и к чему это ведет. Это даже не требует особых объяснений, все и так очевидно и ясно. Для нас важно другое, чтобы мы понимали, что ничего случайного не бывает, ничего не бывать ни с того ни с сего, все имеет свою первопричину. И таковой первопричиной любых скорбей, любых напастей, любых жизненных испытаний, являются не чьи-то происки, это совершенно другого разговора. Главная и страшная беда, это наши собственные грехи и отсутствие в них покаяния. Невидение своих грехов как причины того, что с нами происходит.

Гораздо проще и легче находить виновных в ком-то или в чем-то, но не видеть таковым себя. Себя мы видим лишь жертвой. Это глубочайшее заблуждение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: Никто не принесет мне столько зла, и никто не нанесет мне столько вреда, сколько я сам могу нанести себе.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский постоянно в своих дневниках пишет и это сквозная мысль, проходящая через все, что он говорит и свидетельствует в своих откровенных записях: Самый первый враг, самый главный враг себе, это я сам. Никто, ничто, а только лишь я сам.

Вот в этом смысле мы должны видеть примеры, предлагаемые нам Церковью Христовою, примеры святых угодников Божиих, и принять и к своему сердцу.

С одной стороны, мы видим, что попускается Господом за беззаконие и грехи. В Священном Писании, у пророка Иеремии есть страшные слова, вдумаемся и вслушаемся в них: За беззаконие не пощажу и святыни.

Мы недоумеваем: Почему храмы рушились, почему столько скорбей было тогда и сейчас? — За беззакония не пощажу и святыни, – отвечает Господь. Но вместе с тем, есть единственное противоядие, способное избавить нас от любой скорби, это наше покаяние. Удивительный ветхозаветный пример пророка Ионы и нечестивого города Ниневии. Казалось бы, обреченный на погибель город, подобный Содому и Гоморре, от проповеди пророка покаялся. Царь налагает на всех пост и сам смиряется, снимая с себя царские одежды, облекается во вретище. Не только людей, но и скот обязывает поститься. И Господь пременяет ради их смирения Свой праведный суд на милость. Господь милует и прощает их.

Это пример на все времена, на все века, на весь исторический путь человечества. Покаяние спасает от любого греха и любого беззакония. И мы с вами, дорогие братья и сестры, прославляя сегодня чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы, а также празднуя память святого праведного Прокопия Устюжского и прочих ныне празднуемых святых, взирая на их Богоугодный подвиг, видим единственный путь, который возвещали они, путь, приводящий к вечному спасению и к вечной радости с Господом.

Сподоби, Господи, молитвами Пресвятой Богородицы, видеть нам свои грехи, каяться в них, и, Богу содействующу, исправлять свою жизнь. Аминь.