Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

За сегодняшней Божественной Литургией, дорогие братья и сестры, мы слышали свидетельство апостола и евангелиста Матфея о том, как Господь наш и Спаситель Иисус Христос исцелил двух слепорожденных и немого бесноватого. Это удивительные чудеса, совершившиеся одно за другим при стечении многочисленного народа.

Мы неоднократно обнаруживаем в Евангелии подобного рода чудеса, сопровождающие земную жизнь нашего Спасителя. Каждое из этих необыкновенных, выходящих за рамки человеческого разумения чудес, потрясает прежде всего тем, что Господь требует от человека твердого и несомненного упования на то, что Господь это осуществит и исполнит. Чего бы это не касалось, физических ли немощей, или духовных скорбей и страданий. И сегодняшнее евангельское повествование в очередной раз является тому подтверждением. Все обращаются к Богу в разных жизненных испытаниях, невзгодах и скорбях, но этого недостаточно, должна быть твердая и несомненная вера в то, что Господь исполнит это наше прошение. И тогда происходит чудо дивного соединения человеческого вопрошания и всеблагого Промысла Божьего.

Эти два слепца шли по городу и кричали: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас. Короткая фраза, которую мы с вами нередко встречаем в Евангелии. Но далеко не все обращались именно этими словами ко Христу. Потому что далеко не многие способны были увидеть во Христе Сына Давидова. Господь обетовал от семени Давидова прийти Спасителю мира. Еще древним пророчеством было сказано о том, что Христос родится от царя Давида, в его семени, в его роде. И вот, казалось бы, многие зрячие люди отказывались веровать во Христа и признавать в Нем Сына Божьего. Но в этом и парадокс, необыкновенное, выходящее за рамки человеческого разумения явление — слепцы, ничего не способные видеть, по причине своей незрячести, исповедуют Христа Спасителем и Миссией. Они к Нему обращаются не как к учителю, не как к господину, не как к земному владыке, а обращаются к Нему как к Сыну Давидову. То есть, они исповедают Христа Миссией, они Его исповедают Спасителем. Незрячие слепцы исповедают то, что неспособны постичь разумением мудрые и зрячие. И они по всему городу это свидетельствуют.

Обратим еще внимание на подробности и особенности их обращения ко Христу. Мы уже сказали, что они исповедают Христа Спасителем и Миссией, пришедшим в мир для искупления всего рода человеческого. В этой же просьбе, обратим и на это внимание, они просят не только за самих себя, они говорят: помилуй меня, а говорят: помилуй нас. То есть, в этом есть общность. Горе, как известно, соединяет и объединяет людей, и позволяет им быть солидарными в переживаниях, которые они несут вместе. Что еще может быть страшнее и хуже, чем это страшное испытание и это горе, эта скорбь, каковой является слепота? Нам, милостью Божьею, неизвестно, что испытывает слепец, человек, лишенный зрения. Мы этого с вами не знаем, и дай Бог, чтобы никогда не узнали, что испытывает человек, лишенный этого, казалось бы, банального, элементарного дара – зрения.

Но насколько велик этот дар. Впрочем, любое из дарований Божиих только лишь тогда постигается во всей своей полноте, когда человек лишается этого дара. И эти слепцы, очевидно, вместе странствовали, поддерживали друг друга, как правило, люди подобного рода собираются в сообщества и живут вместе, так как им понятны скорби друг друга. Слепцы, обращаясь ко Христу, как Истинному Спасителю, как к Миссии, как к Сыну Давидову, восклицают: Помилуй нас. Они друг о друге молятся, они друге о друге просят, не только говорят: меня спаси, не только, мне подай, а и ему, собрату моему, подай. Мы видим, как общее горе, как общая скорбь объединяют людей, несущих свои скорби.

И еще одно замечательное обстоятельство, которое выражено в этой просьбе, очень простой, очень короткой, но вместе с тем, очень глубокой. Заметьте, о чем они просят? Они не просят: Верни нам зрение, даруй нам возможность видеть. Они об этом не просят, они говорят: Помилуй нас. Степень их доверия Богу столь высока, что они как бы так говорят: Господи, Ты Сам знаешь и Сам ведаешь, что нам необходимо для нашего спасения. Поэтому, только лишь помилуй нас, и этого будет достаточно.

Помилование — это то, что вбирает в себя все аспекты всех человеческих нужд, скорбей, болезней и невзгод. Господи, помилуй! Если помилуешь, то все управится по всемогущему слову Твоему.

И Господь обращается к слепцам с вполне узнаваемым вопросом, который Он часто задает на страницах Евангелия тем, кто обращается к Нему. Спаситель спрашивает их: Веруете ли, что Я могу это сделать? И они твердо свидетельствуют твердое и незыблемое упование, что они веруют несомненно в то, что Господь дарует им помилование. В чем бы оно ни выражалось: в возвращении ли им зрения, или в иных проявлениях Божественных милостей. Слепцы не пускаются в рассуждение, они веруют, что Господь их не оставит.

Это очень важный для всех нас, дорогие братья и сестры, урок, потому что с таковым упованием мы всегда должны молиться Богу. Сегодняшние евангельские слепцы показывают нам необыкновенный пример доверия Богу и, вместе с ним, твердого и несомненного упования на то, что Господь волен, всемогущ и всесилен исполнить это. Поэтому они говорят Ему: Помилуй нас, Сыне Давидов. А на вопрос Христа веруют ли они, что Господь может это сделать, утвердительно, несомненно утверждают: Веруем, Господи!

И посему они были исцелены, Господь даровал им прозрение. Быть может, для них это уже имело значение вторичное, хотя, кончено, возможность видеть этот прекрасный, удивительный мир вокруг себя – дар необыкновенный и неизреченный был весьма желанен. Но они возымели дар гораздо более совершенный, более великий: они увидели Христа сердцем, они увидели Христа духом, и посему, по их молитве Господь даровал им то, в чем одни нуждались и о чем Христа просили.

Сегодняшний евангельский урок позволяет всем нам, дорогие братья и сестры, учиться у этих слепцов, которые доверяли Богу без границы того, возможно ли в это поверить или нет. Они знали и несомненно доверяли Богу, что для Господа нет ничего невозможного. И если Богу угодно, то Он сделает из невозможного возможное, и их вера не посрамила их.

И посему, взирая на этот замечательный, удивительный евангельский пример, будем стремиться к тому, чтобы в нашей жизни, с чем бы мы не обращались к Богу, с какими жизненными невзгодами и скорбями, будем твердо и несомненно веровать, что Господь всемогущ и всесилен исполнить любое прошение наше. Но главное, чтобы это наше прошение имело, прежде всего, центральное содержание в обращении к Богу — чтобы Господь не только и не столько исполнил, в чем мы нуждаемся сейчас и здесь, а чтобы Господь изыскал пути для нашего вечного помилования.

Чтобы Господь изыскал пути для нашего спасения, и ими же веси судьбами, привел нас к вечному спасению во Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.