Во Имя Отца и сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы слышали апостольское повествование о празднуемом ныне святом угоднике Божием, святом первомученике архидиаконе Стефане. Об этом говорится в шестой и седьмой главах книги Деяний Апостольских, где повествуется о первом Христианском страдальце, который бесстрашно и мужественно предал свою жизнь за Господа Иисуса Христа. И вместе с тем, сегодняшнее евангельское повествование, предложенное за Божественной Литургией, тоже как-то по-особенному, как мне кажется, сопричастно тому, о чем вещал святой апостол и евангелист Лука в Деяниях Апостольских.

В Святом Евангелии мы слышали сегодня о чудесном насыщении Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Это чудо, известное всем, по причине своей необыкновенности и удивительности, порой, выходящего за грани человеческого разумения. В силу косности и ограниченного разумения, мы, порой, неспособны постичь все величие этого события, о котором сегодня повествуется в Церкви. Все мы прагматичные и рационально мыслящие люди. Ну, разве можно себе представить, чтобы пятью хлебами, пятью небольшими булочками можно было насытить пять тысяч человек, и чтобы еще осталось после этого? Мало того, евангелист поясняет, что кроме пяти тысяч были и женщины и дети. Это население небольшого городка. Разве мыслимо это осуществить? Иногда мы просто закрываем глаза, и как бы стараемся об этом не думать, потому что это будет развивать в нас критические рассуждения, и мы предпочитаем о трудных евангельских вопросах даже не рассуждать.

А нам нечего бояться. Чего нам страшиться и впадать в маловерие, как будто это невозможно? Сеятель бросает горсть пшеницы в землю, и через несколько месяцев она вырастает урожаем, который собирается в мешки. Разве это не подобное сегодняшнему евангельскому событие? Для Бога нет ничего невозможного. Ничто не может ограничить Его всемогущества. Но сегодня мне бы хотелось говорить не только об этом необыкновенном чуде, о котором сегодня повествуется в Евангелии.

Надо сказать, что все события в Евангелии весьма и весьма хронологичны. То, о чем сегодня повествует евангелист, о чудесном насыщении пятью хлебами пяти тысяч человек, происходит тотчас же, вскоре после мученической смерти Иоанна Крестителя. Христос Господь удаляется в пустыню, за Ним следует народ, за ним следуют люди, которые жаждут слова Божьего и жаждут утешения от Христа.

Обратим внимание на то, что люди забыли обо всем, они оставили все свои житейские надобности и необходимости, и последовали за Христом. Они слушали Его в течение всего дня, они жаждали Божественного слова, и не заметили, как день склонился к вечеру. Это очень интересный момент: апостолы выглядят как бы особенно сострадающими этим людям, на первый взгляд даже быть может, больше чем Христос. Они подходят ко Господу и говорят: Господи, отпусти этих людей, уже день склонился к вечеру, они ничего не ели и голодны. Пусть пойдут в близлежащее селение, и там купят себе хлеба и всего потребного, чтобы утолить голод. На что Христос отвечает: Не нужно им никуда идти, вы дайте им есть. Апостолы еще в большем недоумении: Что мы можем дать? Они разводят руками и говорят о том, что здесь нет ничего, кроме всего-навсего пяти небольших хлебов и двух рыбок. Разве возможно это огромное, неисчислимое количество людей накормить столь малым количеством пищи?

Но Господь, тем не менее, повелевает Своим ученикам, чтобы они рассадили на поле, где Он благовествовал, всех этих людей, и благословил хлебы, которые чудесно преумножились. И чем больше они разламывали эти хлебы кусками и раздавали, тем больше переизбыточествовало этих хлебов. И все насытились, как об этом повествует евангелист. Мало того, когда все наелись и стали отказываться от предлагаемой им пищи, тогда Христос сказал: Соберите оставшееся в корзины, и они собрали. И корзин с остатками благословенного Христом хлеба было насчитано двенадцать, по числу каждого из апостолов. Каждому, в том числе и Иуде, ему тоже корзина досталась, чтобы он вместе с прочими, как предполагалось бы, шел и насыщал не столько сим материальным хлебом и хлебом вещественным, сколько хлебом небесным, живым словом Божиим.

Меня, как и каждого из вас, многое поражает в сегодняшнем евангелии, очень много мыслей рождается от прочтения этих Боговдохновенных текстов. Казалось бы, в одном небольшом отрывке заключается столь много удивительных и необыкновенных граней и самостоятельных тем для рассуждений, что, кончено же, невозможно все охватить. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на ту удивительную жажду слова Божьего, которую имели эти люди. Они все были обременены всеми теми заботами, которые свойственны любому человеку, но эти люди забыли обо всем.

Обратим внимание, это были и мужчины, и женщины, и дети, то есть, люди семьями шли за Христом, чтобы слышать дивное благовестие Христово. И с этим удивительным и необыкновенным вниманием они воспринимали все, что говорил им Господь. Их сердца были благодатной почвой, куда Божественные семена евангельского благовестя прещедро сеялись Христом. Слова Спасителя были приняты их сердцами, и принесли добрый и благой плод, который Господь ждет от каждого человека.

Но перенесемся сейчас к иному повествованию Священного Писания, о котором было сказано в самом начале моего обращения к вам. Святой первомученик архидиакон Стефан — это первый мученик за Христа, это один из апостолов от семидесяти. Он тоже был проповедником слова Божьего. Он был одним из семи диаконов, которые были призваны к апостольскому деланию уже учениками Христовыми: Петром, Иоанном, Иаковом и прочими апостолами. Архидиакон Стефан был оклеветан и приведен в синедрион, где от него требовали, чтобы он исповедовал свое убеждение, свою веру во Христа. Люди, лжесвидетельствовавшие на него, говорили, что Стефан хулит закон Моисеев. И тогда, святой архидиакон Стефан стал защищаться на этом неправедном и нечестивом судилище.

Он стал говорить о Христе, начав проповедовать о Нем из глубины веков. Пред ним были законники, книжники и фарисеи, то есть, те, кто еще так недавно распяли Христа, те, кто жаждал крови Спасителя мира Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Именно перед ними Стефан и исповедует свое упование на Господа. Быть может, я дерзновенно сейчас скажу, но если мы с вами захотим вкратце пересказать Священное Писание Ветхого Завета, то достаточно было бы, одной, седьмой главы книги Деяний Апостольских. Это своего рода конспект всего Священного Писания Ветхого Завета, потому что Стефан, обращаясь к своим нечестивым судьям, богоубийственным судьям, повествует о Христе из глубины веков. Он говорит об Аврааме, он говорит о Моисее, он говорит о Давиде, он говорит о Соломоне, то есть о всех тех ветхозаветных праведниках и святых, которые веровали из глубины веков во Христа Спасителя, и пронесли эту веру до пришествия Самого Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Но те, к кому было обращено это слово, были глухи к тому, что говорил архидиакон Стефан. Они затыкали свои уши, как об этом повествуется в Деяниях Апостольских, они скрежетали зубами, они неистовствовали и готовы были броситься на него, чтобы убить за то, что он им говорил. И, видя свою проповедь к безбожному синедриону бесплодной, архидиакон Стефан произнес, как бы безнадежно, обратившись к ним: Вы жестокосердные люди с необрезанным сердцем и необрезанными ушами, вы не верите тому, что благовествовал Бог в веках. И тогда они, не выдержав, бросились на него и стали побивать его камнями. А он же, обратившись к небу, вдруг увидел раскрывшиеся небеса и воскликнул: Я вижу Бога и стоящего одесную Него Сына Божьего, Иисуса Христа. Тогда они еще более взбешенные, в еще большем озлоблении стали побивать его камнями. А Стефан, побиваемый градом сыпавшихся на него камней, произнес удивительные Христоподражательные слова, обратившись к Отцу Небесному: Господи, не вмени им греха, ибо не ведают что творят.

С этими словами на устах он предал свой бессмертный дух Богу.

Мы спросим: какое отношение к сегодняшнему евангельскому чтению о насыщении хлебами имеет это повествование? Мне кажется, что здесь речь идет о состоянии человеческого сердца, каковым оно может быть. Мы видим с вами в лице тех пяти тысяч, кроме жен и детей, которые забыли обо всем и жаждали всеблагого и всеспасительного слова Божьего. Они забыли о житейских нуждах, попечениях и своих заботах, потому что слово Божье для них было самым главным и основным, что они видели пред собою.

И, одновременно, мы видим совершенно иную сторону в повествовании евангелиста Луки о мученической кончине архидиакона Стефана. Там тоже были люди, и к ним тоже обращалась проповедь о Христе, проповедь о спасении и бессмертии их вечной души, о той неизреченной любови Божией, которую Господь явил Своим пришествием в мир. Но эти сердца были глухи, этим сердцам было ненавистно все, что они слышали, и они обрушились злобою, ненавистью и смертоубийством на праведника, который благовествовал и проповедовал им о истине Христовой.

Каким разным может быть человеческое сердце, каким разным может быть наше с вами сердце. Иногда оно бывает способным принять радость и благую весть о Христе, а бывает глухо, бывает замкнуто, бывает слепо и неспособно ничего доброго в себя принять. Мне думается, что сегодняшний воскресный день, повествующий о чудесном насыщении хлебами жаждущих слова Божьего людей, это слово, обращенное к нам. Дабы мы стремились, чтобы наше сердце всегда жаждало живого, вседействующего и всеспасительного слова Божьего. Чтобы мы с вами очищали свое сердце от плевел и скверн, которыми наше сердце очень часто бывает полно.

Чтобы наше сердце, будучи очистившимся покаянием и сокрушением в своих грехах, способно было жаждать и алкать сего всеблагого глагола Божьего. Чтобы наше сердце не было глухо, и не превратилось в то жестокое состояние, в каковое превратились сердца людей, убивших апостола и первомученика архидиакона Стефана. Вот об этом мне сегодня хотелось бы сказать, дорогие братья и сестры.

И о том, чтобы мы все стремились к тому, чтобы наше сердце было способно воспринимать всеблагое и всеспасительное слово Божье, чтобы оно, подобно семени и доброму зерну способно было подняться на плодородной земле нашего сердца, и принести добрый и спасительный плод, каковой от каждого из нас ожидает Господь.

Всех вас поздравляю с праздником и с наступившим Успенским постом, этим спасительным и благодатным временем, которое Господь вновь определил нам для очищения нашей души, для покаянного делания и молитвенных подвигов. Этот пост небольшой, длится всего-навсего две недели, и предшествует великому событию – Успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Постараемся это святое время, пусть и короткое, но спасительное и благодатное, время необходимое для очищения нашего сердца и нашей души, провести в достойном следовании за Христом и достойном почитании Пресвятой Богородицы.

Я много раз об этом рассказывал, как несколько лет назад мне посчастливилось быть в паломнической поездке в Греции именно в эти дни. У них новый, грегорианский календарный стиль, и когда я был в этой поездке, у греков уже начался Успенский пост. Я увидел замечательную особенность в традиции Греческой Церкви. У них Успенским постом существует благочестивая особенность: каждый вечер в церкви совершается молебный канон Пресвятой Богородице, тот самый канон, который мы с вами читаем по преимуществу перед святым Причащением.

Так вот, этот канон читается каждый вечер Успенским постом в храмах. Точнее, они его не просто читают, а поют. Это так трогательно и умилительно, и это меня настолько впечатлило, что я стараюсь этому сам следовать и всем рекомендую: в течение Успенского поста каждый день читать канон Пресвятой Богородице.

Мне кажется это будет очень хорошим, благим и добрым деланием для каждого их нас во время этого святого и благоприятного времени Успенского поста. Дай, Господи, чтобы это святое, благословенное и благодатное время, не прошло для нас даром, и чтобы оно послужило всем нам к радости духовной и наследию вечной жизни. Аминь.