Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее евангельское повествование является продолжением того, о чем шла речь за Божественной Литургией в прошлое воскресение, когда Господь насытил пятью хлебами пять тысяч человек. После этого события Господь взошел на гору помолится, а учеников Своих, как об этом свидетельствует евангелист Матфей, понудил переправиться на другой берег Геннисаретского озера. Была ночная пора, было безмолвие, полнейшая тишина и гладь на море, как друг, внезапно налетела буря, и страшный шторм постиг учеников Христовых. Они были одни среди ночи, среди страшных бушующих волн в лодке, и, как им казалось, находились на краю гибели, потому что шторм был необыкновенный.

К слову говоря, на Геннисаретском озере, которое иногда называют Галилейским морем, возникают внезапные стихийные перемены погоды. Очень часто там царит тишина и спокойствие, но иногда, мгновенно, внезапно налетает страшная буря, поражающая и ужасающая своими масштабами. Вот нечто подобное произошло и в сегодняшнем евангельском повествовании. Буря настигла учеников Христовых, и они, как им казалось, находились на краю гибели. Они не видели никакого упования и никакой надежды, потому что их Божественного Учителя радом с ними не было. Он остался на берегу и взошел на гору, и они остались одни. Как никогда человек чувствует свое сиротство, когда он лишен помощи Божией, когда никто не способен протянуть ему руку помощи. И ученики Христовы, апостолы находились именно в этом страшном состоянии.

Но Господь всегда рядом, Господь всегда близ каждого из нас. Вдруг, ученики Христовы, находясь в этом страшном обуревании, разрывающем все штормовом ветре, увидели идущего на встречу к ним Христа Спасителя, Который был осияваем вспышками молний, сопровождавшими эту страшную бурю. Апостолы впали в еще больший страх, еще больше ужаснулись, оттого, что не могли себе представить, чтобы по глади вод шел Христос Господь. При всех тех чудесах, которым они был очевидцами и свидетелями, они не могли представить себе, чтобы Господь беспрепятственно шел по бушующим волнам Галилейского моря. Они подумали, что видят призрака, и в еще больший страх, в еще больший трепет впали от того, что увидели приближающегося к ним Христа. И тогда Господь успокоил их, ободряя их, сказал: Не бойтесь, это Я.

И в сознании апостолов все поменялось. Апостол Петр, как самый нетерпеливый, самый порывистый и решительный из всех учеников Христовых восклицает Господу. Какою ревностью обладал этот необыкновенный человек, какой решимостью, какой необыкновенной экспрессивностью. Еще мгновение назад он страшился, боялся, трепетал и чувствовал неминуемое приближение своей смерти вместе с прочими. А сейчас он исполняется совершенно иного чувства и восклицает Христу: Если это Ты, Господи, повели мне идти к Тебе. И Христос повелевает ему идти.

И о, чудо! Петр выходит из лодки, в то время, когда волны обуревают ее, когда ветры разрывают парус, и идет навстречу Христу, идет так, как шествует по воде Господь. Физические законы абсолютно теряют свое значение, ибо они беспомощны и бессильны против всемогущего слова Божьего. Петр идет, сам удивляясь тому, что происходит с ним. Он идет встречу к Христу. Но, как замечает евангелист: Вдруг, он увидел, что море бушует, волны захлестывают борта лодки, и, увидев все это, обратив на это внимание, стал тонуть, тотчас же провалился в бездну, пучину морскую. И тогда Господь, подойдя к нему, поскольку Он был рядом, близ него, и сказал: Зачем ты усомнился, маловерный?

Вот это удивительное евангельское повествование, которое мы слышим из года в год. Всем нам оно известно чуть ли не наизусть, каждый из нас, наверное, сам способен пересказать это евангельское повествование почти дословно. Вновь и вновь Господь ставит нас пред лицом этого замечательного евангельского и изумительного благовестия. Нам и труда никакого не составит, чтобы представить эту картину. Она настолько очевидна, потому что все мы с вами очень часто находимся в подобного рода обуреваниях, подобного рода жизненных скорбях и невзгодах. И поддаемся такому же страшному малодушию, какому поддались ученики Христовы. Их нельзя за это судить, потому что шторм, буря, гроза, страшная неминуемая гибель приближается к ним, и они уже прощаются с жизнью. Но в самый нужный момент появляется Христос. Он рядом, Он здесь, и Он прекращает бурю.

Замечательными словами заканчивается сегодняшнее евангельское повествование. И лишь утихла буря, шторм, успокоился страшный все разрушающий вокруг себя ветер, и Христос упрекнул Петра в его маловерии, тотчас же лодка пристала к берегу. Стоило только Господу прийти на помощь к страждущим, несчастным, жаждущим Христова утешения людям, как тотчас же все успокоилось, все пришло в мирное состояние.

В жизни каждого из нас без исключения происходит тоже самое. Мы все попадаем в те или иные жизненные обуревания, в те или иные жизненные штормы. Нам кажется, что нет никакого выхода, нет никакой возможности избежать неминуемой гибели. Настолько скорби велики, настолько они непоправимы, настолько они неотвратимы, что кажется, будто избавления от них нет и быть не может. Но Господь всегда рядом с нами и всем нам укоризненно, но вместе с тем, с любовью, говорит: Зачем ты сомневаешься, маловерный, зачем ты покоряешься своему малодушию?

По нашему человеческому маловерию, это как бы неизбежно, но, не смотря ни на что, мы всегда должны быть верны Христу. В Евангелии есть замечательные слова, весьма созвучные сегодняшнему евангельскому повествованию. Когда Господь говорит о конце мира, о конце света, говорит о временах, предшествующих Страшному судилищу Христову, Его Второму Пришествию, говорит о конце истории рода человеческого. Спаситель говорит: Когда вы услышите о войнах и военных слухах, не ужасайтесь, ибо тому надлежит быть, поднимите свои головы, потому что приходит ваше избавление.

Вот, казалось бы, войны, военные слухи, страшные потрясения, разве мы сейчас ничего подобного не слышим среди происходящего вокруг нас? Мы ужасаемся тому, что не можем уследить за всем, что происходит вокруг нас. Одна скорбь сменяется на другую, совершенно необыкновенные вещи происходят вокруг нас, от которых человеческому сердцу вполне свойственно впасть в уныние, малодушие, неверие, беспомощно опустить свои руки, впав в отчаяние. А Господь говорит: Не ужасайтесь, этому не только надлежит быть, это все должно произойти, но знайте, скоро будет ваше избавление. В любой буре, в любом шторме, в любой жизненной скорби. Мы, порой, не знаем и не видим никакого выхода и никакой способности избавиться от всего, что обрушилось на нас, но Господь нас успокаивает и говорит, подобно тому, что говорит Петру: Зачем ты сомневаешься, маловерный, нет повода для малодушия, нет повода для отчаяния, Христос рядом с нами. Господь в центре любой бури, любого испытания, каковым бы Он нас не посещал. Мы должны твердо и несомненно это знать. Не малодушествовать, не хромать на оба колена, а знать, что Господь рядом с нами и близ нас.

         Мне хотелось бы привести пример, связанный с человеком, для многих здесь присутствующих, очень дорогим. Может кто-то из вас слышал об этом, поскольку это достаточно известная история, но, вместе с тем, она очень назидательная и показательная в смысле того, о чем мы с вами сегодня говорим. Речь идет о замечательном духовнике Троице-Сергиевой Лавры, нашем современнике, недавно почившем отце архимандрите Кирилле (Павлове), которого по праву можно назвать всероссийским пастырем, всероссийским духовником, удивительным, необыкновенным священником и монахом.

Как известно из его жизни, он принимал участие в Великой Отечественной войне, и участвовал в известной, кровопролитной, страшной, и имевшей коренной значение в войне Сталинградской битве. Некоторые даже пытались его отождествлять с  известным его однофамильцем, державшем оборону в одном из домов Сталинграда, и самый дом стал именоваться «домом Павлова». Но отец Кирилл, как известно, всегда опровергал это тождество. Но тем не менее, он принимал участие в Сталинградской битве. Сам он об это рассказывал. Тогда он был далеким от Церкви молодым человеком, солдатом, попавшим в эту страшную кровопролитную бойню. И в перерыве между страшными боями в Сталинграде, он, перебираясь вместе с другими солдатами из одного разрушенного дома в другой, вдруг, увидел какую-то потрепанную книгу, валявшуюся на его пути. Он поднял ее, и, начав листать ее, увидел, что это Евангелие. Евангелия до этого не то, чтобы не читал, но никогда и в руках не держал этой Книги.

Начав читать Евангелие, он увидел, что здесь-то и есть самая настоящая, подлинная правда. Это и есть то самое главное в жизни, что может быть. В своем вещмешке он носил это потрепанное Евангелие, и насколько это было возможно, каждый день читал его.  Он всю войну до победы пронес его в своем вещмешке. А после это, его жизненный путь был вполне понятен: сразу после войны, демобилизовавшись, он пошел в Лавру, которую к тому времени открыли. Он поступил в число братии, и впоследствии стал духовником многих тысяч людей, специально приезжавших, чтобы увидеть отца Кирилла и попасть к нему на исповедь. Кто-то, быть может, имел такое духовное счастье, каковое имел я, быть на исповеди у этого замечательного духовника.

Этот момент, быть может, кому-то покажется мало, что значащим, но мне думается, что во время той бури, того страшного испытания, которое выпало на долю нашего многострадального народа, миллионов людей, свою жизнь полагавших во время Великой Отечественной войны, пронеся все трудности и тяготы, столь необходимые для достижения великой победы, находились люди, которые в эту страшную бурю, в это страшное испытание приходили к Богу и познавали Его.

Я не случайно привел этот пример, уподобляя его сегодняшнему евангельскому повествованию. Господь показывает нам, что во время шторма, бури и неминуемой гибели, Он близ нас. Господь здесь же, для того, чтобы нас научить терпению, научить нас твердому и несомненному упованию на Него. Я думаю, у каждого из нас были, есть и наверняка будут такие жизненные обстоятельства, скорби и испытания, когда никто, как нам кажется, не способен помочь. Быть может, в этом случае мы и не ошибаемся: никто из людей не способен изменить нашу жизнь, никто из людей, окружающих нас, не может помочь нам. И только лишь Господь, всемогущий и всемилостивый, способен быть рядом с нами и изменить жизненные потрясения и невзгоды, постигающие и посещающие нас. Мы должны твердо и несомненно в это веровать. Как бы тяжело нам не было, какие бы нас не обуревали жизненные испытания, невзгоды и треволнения. Мы знаем, что Господь никогда не оставит верных Ему.

И это твердое и несомненное упование мы с вами, дорогие братья и сестры, должны пронести через всю свою жизнь, до последнего своего вздоха. — Будь верен до смерти, – говорит нам Господь устами Тайнозрителя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и Я увенчаю тебя венцом Жизни Вечной.

Мы должны просить Бога, чтобы Господь даровал нам эту верность, чтобы нам стяжать ее, приобрести ее. Каким образом? Мы знаем с вами, Господь – Путь, и Истина, и Жизнь. И Он прещедро всем нам дает и молитву, и покаяние, и причастие Святых Христовых Тайн. Дарует нам то, что соединяет нас со Христом и делает верными Ему.

Главное — быть честным пред Богом, быть честным пред самим собой, перед своей совестью и окружающими нас людьми. Не лукавить, не лицемерить, не лгать ни Богу, ни себе, ни людям, а быть честным и верным до конца. И тогда Господь увенчает нашу жизнь венцом правды, венцом небесным, венцом радости в Его Царствии. Аминь.