Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее наше слово о прощении, поскольку за Литургией мы слышали евангельское повествование, в котором Господь уподобляет Царствие Небесное царю, который призвал к ответу своих должников. Это евангельское повествование всем нам, безусловно, знакомо, мы много раз его слышали и много раз его читали. Но, как мы с вами знаем, слышать, знать и иметь представление о том или ином предмете, еще никак не означает ему соответствовать.

Мы все знаем, что прощать необходимо, мы с вами знаем, что это одна из основополагающих заповедей, которые Христос оставил людям на земле, для того, чтобы они стали наследниками Вечной Жизни. Мы часто сами говорим окружающим нас людям о необходимости прощать наших должников и всех, кто согрешил перед нами. Но как этого достичь далеко не каждый из нас знает. Даже правильнее будет по-другому сказать: не то что бы не знает, а не имеет опыта, как это осуществить в своей собственной жизни. Вот это, неверное, одна из сложнейших жизненных задач.

Сегодняшнее евангельское повествование очень красочно рассказывает нам о том, как некий человек был призван царем, и с него потребовалась отдача, возвращение долга, которым он был должен своему государю. Евангелие называет эту совершенно невообразимую, мало что нам говорящую цифру – десять тысяч талантов. Это не столько денежная единица, сколько мера веса, то есть долг составлял несколько десятков килограммов золота. К примеру, если бы от нас с вами тотчас же потребовали немедленной уплаты долга в размере какой-нибудь астрономической суммы: десять миллионов долларов, сию минуту, сейчас же. С таким же успехом можно потребовать и сто миллионов долларов — это уже не имеет значения, поскольку, в данном случае цифры уже абсолютно не воспринимаются сознанием человека. Вот именно такую, невообразимую, сумму должен был человек, о котором мы сегодня слышим в Евангелии.

С него потребовали немедленного возвращения долга. И тогда он стал умолять и просить, чтобы государь помедлил с возвращением его долга. Чтобы он дал ему еще хоть какое-то время, чтобы он смог каким-то образом (каким – непонятно) вернуть свой долг. Но, очевидно, сколько бы он не отсрочивал время своих платежей, они все равно неоплатны, это абсолютно не те суммы, не те деньги, не те средства, которые возможно, даже получив любую отсрочку, когда-нибудь уплатить. И тогда этот должник, прекрасно понимавший, что он безответен и никогда не способен будет рассчитаться со своим заимодавцем, несмотря ни на какие долговые отсрочки, стал просить о помиловании, стал просить о пощаде, стал просить прощения своего неоплатного долга.

И вот здесь происходит чудо, то, на что, неверное, меньше всего можно было бы рассчитывать. Государь настолько умилосердился над этим человеком, над своим должником, что весь этот неоплатный и невозможный долг ему просил. Бесследно его опустил, так, как если бы этого долга никогда и не было. Мы должны понимать, что означает простить своего должника. Это значит взять на себя все издержки, которые причинил тебе твой должник. То есть, долг остался неоплатным, эта издержка самого заимодавца, это деньги, выброшенные на ветер. Но, тем не менее, он прощает своему должнику все без остатка.

Евангельское повествование обнаруживает замечательную деталь: этот должник ни думать и ни мыслить никогда не мог о том, что ему когда-то простится его долг. Он особо не рассчитывал на те же самые отсрочки, чтобы оттянуть время. А уж, тем более, он никогда и представить не мог великодушия своего государя, который единым словом своим простил ему все и отпустил на все четыре стороны, не требуя от него никаких обязательств. Но необыкновенная деталь в том, что получив прощение, помилованный должник тут же пошел к тому, кто должен был ему все на всего сто динариев.

Очень трудно себе представить соотношение к сегодняшним деньгам, но кто-то посчитал, какая разница была между долгом в десять тысяч талантов и долгом в сотню динариев. Бедняк, когда-то одолживший  сумму совершенно ничтожную, должен был в пятьсот тысяч раз меньше, нежели тот долг, который был на человеке, и которому он был без остатка прощен.

Какой жестокий человек, будучи прощенным, он тут же вспоминает, что у него есть и свои должники. Он тут же идет и требует от них немедленной оплаты. Он трясет этого бедняка, и требует, чтобы он сейчас же, немедленно отдал долг, которым он был ему должен, эти несчастные сто динариев. И тот бедняк тоже, в свою очередь, подобно тому, как сам тот еще недавний должник, стал умолять, чтобы он потерпел, чтобы он подождал, дал ему небольшую отсрочку, потому что это не такая уж и большая сумма, чтобы ее не выплатить.

Но тот и слышать ничего не желал, он требовал немедленного возвращения своего собственного долга. И когда об этом стало известно друзьям того несчастного бедняка, то они поспешили ходатайствовать перед царем, говоря ему: не весь ли долг ты простил тому нечестивому, бесчестному, неблагодарному человеку? А он не может малого простить, каких-то сто монет своему должнику. Тогда царь проявил справедливость, соответствующую поведению этого неблагодарного человека: он призвал его к себе и сказал ему: Лукавый раб, не весь ли долг я тебе простил? Не надлежало ли и тебе простить своего должника? В ответ прозвучало молчание. И тогда царь обрек его на страдания и мучения, изверг его вон.

— И так будет со всяким, кто от сердца своего не простит брату своему согрешений его, — завершает эту притчу Христос.

Это евангельское повествование, всем нам знакомое и почти наизусть известное, но вновь и вновь Церковь ставит нас пред судом этого короткого евангельского эпизода, этой евангельской притчи. Именно этому Господь уподобляет Царствие Небесное. Неслучайно, именно так говорит Господь: Чему уподобим Царствие Небесное, какой притчи уподобим его?  Уподобим его царю, который захотел сосчитаться со своими должниками. Эти слова являются началом сегодняшнего евангельского повествования. А завершающими словами являются уже прозвучавшие слова, что всякий будет осужден, кто от сердца не простит долгов и грехов брату своему.

Мы все прекрасно понимаем, что необходимо прощать, необходимо быть великодушными, необходимо снисходить к недостаткам и немощам окружающих нас людей. Но это ум наш это говорит. Но он далеко не всегда бывает услышан сердцем. Сердце, как существо эмоциональное и чувственное, часто руководствуется именно эмоциями и подобного рода переживаниями, и оно не всегда готово разделить разумные умозаключения нашего рассудка. И поэтому, мы далеко не всегда знаем, как возможно простить окружающих нас людей.

Сегодняшнее Евангелие совершенно откровенно говорит нам о соотношении наших человеческих грехов и беззаконий пред Господом, и тех немощей и недостатков, творимых нам, окружающими нас людьми. И Господь ставит нам непременное условие: если мы желаем быть помилованными, если мы желаем быть прощенными за все, а Господь волен и силен это сотворить, ибо Он Благ и Человеколюбец. И, если мы желаем быть помилованными от Него, то для этого есть одно непременное условие, требуемое от нас — простить наших собственных должников, тех людей, которые творили нам напасти, зло, всяческие жизненные неприятности и сложности. Вот это непременное и обязательное условие, которое Господь ставит всем нам.

Мы очень часто рассуждаем о справедливости. Этот слово и сегодня прозвучало. Разве справедливо было бы простить и оставить весь долг должнику, задолжавшему столь огромной суммой своему государю? Разве в этом есть справедливость? В этом нет никакой, ни малейшей справедливости. Здесь действует сила милосердия и сострадания. И только лишь тогда справедливость Божественная вступает в свою силу, в свою полноту, в свою власть, когда справедливость видит беззаконие, творимое человеком, к которому была проявлена милость. Он был прощен, он был облагодетельствован, но сам не захотел простить самого ничтожного и малого долга.

Уверяю вас, дорогие мои, все мы, к сожалению, этому повинны. Это потому, что мы не замечаем тех грехов, тех беззаконий, тех преступлений, не побоимся этого слова — ибо это действительность, которые мы осуществляем по отношению к Богу. Потому что мы бесконечно Его предаем, мы бесконечно преступаем Его заповеди. И как бы мы не каялись, как бы мы не исповедали свою совесть, даже в этом случае, как бы страшно это не прозвучало, мы все равно остаемся безответными. Нечем нам ответить правде Божией, потому что грехи наши бесчисленны, они более чем песок морской. Это не преувеличение, это реальность.

Я думаю, каждый из нас, когда готовится к исповеди, особенно если это делается вдумчиво, осознанно и осмысленно, не просто вылавливая из сознания собственные несовершенства и недостоинства, а когда предельно исследуем и испытываем свою совесть, то от этого становиться страшно. Когда мы охватываем свою жизнь и начинаем с пристрастием спрашивать себя о том или ином нами содеянном, тогда, действительно, места не хватает, куда бы нам спрятаться от всей той бездны грехов, в нашей жизни нами творимых. Но, не смотря на это, Господь великодушно прощает все, что бы мы ни совершили и не соделали, если мы просим и каемся пред Ним.

Но вновь возвращаясь к сказанному, мы чаще всего этого не замечаем и не хотим замечать в своей жизни, но мы при этом, очень пристально наблюдаем за всеми поступками, по отношению к нам, со стороны наших ближних. Мы все запоминаем, мы очень часто бываем злопамятными, мы очень часто неспособны великодушно не заметить того или иного недостатка в окружающих нас людях. И  в этом смысле мы уподобляемся сегодняшнему неблагодарному должнику.

Это стоит того, чтобы мы об этом задумались, и чтобы об этом всерьез и по-настоящему помнили. Чтобы нам всегда находить великодушие и способность прощать окружающих нас людей. Чтобы нам находить не повод к осуждению того или иного человека (у нас, к сожалению, всегда есть повод кого-то осудить), а чтобы найти повод оправдать его. Это самое главное. Не только увидеть человеческий недостаток, а увидеть его достоинства, которые есть у каждого без исключения. Вновь повторюсь, мы не видим своих недостатков, но кто-то терпит наши недостатки, наши немощи, наши грехи и наши долги. Поэтому мы с вами должны помнить о том, что делают по отношению к нам наши ближние и находить в себе мужество и великодушие прощать им.

Неслучайно, сегодняшнее евангельское повествование предваряется вопросом апостола Петра, который обращается ко Христу и спрашивает Его: Господи, до семи ли раз мне прощать своего брата? Что отвечает Христос? Мы помним: Не говорю тебе до семи раз, а до семижды семидесяти раз. Речь, разумеется, идет не о том, чтобы умножить семьдесят на семь и получится четыреста девяносто. Неужели Христос говорит, что на четыреста девяносто первый раз ты имеешь право не прощать своего ближнего. Конечно же, не об этом речь. Господь говорит о том, что, если покается брат твой перед тобою, прощай ему столько, сколько бы ни попросил он у тебя прощения.

Петр, своим вопросом опережает ветхозаветную мораль, потому что равинистическое учение не говорило и не знало, что своего ближнего нужно прощать до семи раз. Всего три раза, этим ограничивалось долготерпение ветхозаветного человека. Петр этим проявляет необыкновенное великодушие: До семи ли раз я должен прощать своего брата? А Господь ему отвечает: Ты действительно желаешь, чтобы Я поставил предел и ограничение Своему долготерпению? Сколько раз ты будешь прощать, столько раз и Я буду тебя прощать. Если ты поставишь предел прощению своему брату, тогда и Я поставлю предел Своего прощения тебе.

Сегодняшняя евангельская притча об этом и говорит. Говорит о том, что наши грехи, наши долги неоплатны, их невозможно искупить. Сколько бы ты не отсрочивал, чтобы Господь еще дал возможность искупить грехи, по-человечески это все остается беспомощным и невозможным. Только лишь всепрощением Божиим, тою жертвою, которую Христос явил, взойдя на крест, Кровию Своею Божественною омыв грехи всеродного Адама, возможно было бы получить прощение роду человеческому. Но если ты, в свою очередь, не желаешь быть великодушным, ты не желаешь прощать, оправдывая себя самыми убедительными, как тебе кажется, аргументами, в непрощении своего ближнего, то оставайся со своими аргументами и оставайся со своим непрощением, потому что и ты его никогда не получишь в жизни будущего века. Вот такое условие Господь ставит всем нам: хотим быть спасенными – обязаны простить. Не просто умом простить, а так, как говорит сегодняшнее Евангелие: Если от сердца своего не простите ближних своих.

Отец Иоанн Кронштадтский, всероссийский праведник, в своих необыкновенных дневниках постоянно об этом говорит, и я очень часто его привожу в качестве удивительного примера. Пример, быть может, недосягаемой святости для нас. С другой стороны, это пример того, как возможно каждому из нас научиться всепрощению. Вот парадокс: читая дневники, ты обнаруживаешь в этих записях человека очень раздражительного. Он сам об этом говорит: Я очень раздражительный человек, меня раздражает тот или иной из окружающих меня. Меня раздражает прислуга, я готов ее ударить. Он об этом честно пишет.

Это не в оправдание наших беззаконий, что, дескать, если праведник мог позволить себе так думать и мыслить, то кольми паче нам позволительно так себя вести. Не об этом речь, а о честности, о той искренности и глубине покаяния, которое человек исповедовал и вверял страницам своего дневника. Он рассуждает: Как я раздражился, как она меня разгневала, но я помолился Богу, и просил, чтобы Господь простил мне мое недоброжелательство, чтобы Господь простил мне мою неприязнь к этому человеку, и Господь освятил мое сердце радостью и утешением. Я простил этого человека, и уже совершенно по-другому стал к нему относиться.

Это необыкновенное свидетельство того, как мы с вами должны поступать. Нас очень многие люди раздражают. Мы очень многих людей видеть не хотим, мы даже из своей жизни многих бы вычеркнули, чтобы их не было. А уж представьте, как с ними в Царствии Небесном быть? Кто-то, быть может, и в Царствие Небесное не захочет попасть, чтобы с кем-то не оказаться там. Такая ненависть и злоба живет в нас.

Как же с этим быть?  Разве возможно войти с таким состоянием в Царство любви? Как раз они, кого мы презираем и ненавидим войдут, а мы, ненавидя их и не желая ничего слышать, затыкая уши, при самом наименовании этого человека, точно туда на войдем. Вот поэтому отец Иоанн Кронштадтский говорит нам замечательные вещи. Он себе их говорит, а мы назидаемся. Надо молиться об этих людях, искренне молиться.

— Господи, расположи мое сердце к такому-то человеку, избавь, меня, Господи, от раздражения к нему, избавь меня от неприязни к нему. Если мы будем в этом постоянны, если мы будем молиться, как заповедует нам Христос Господь: Молитесь о творящих вам напасть. Тогда несомненно Господь преобразит наше сердце и совершенно по-другому позволит нам увидеть эти людей. А через это, конечно же, позволит и дарует нам силы, мужество и уверенность простить всех людей, которые окружают нас. А через это и мы будем прощены и утешены Господом, и наследуем неизреченную радость Царствия Небесного, которая является смыслом и содержанием каждого Христианина. Аминь.