Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня за Божественной Литургией, дорогие братья и сестры, мы слышали притчу о так называемом безумном богаче. Это краткое Евангельское повествование говорит нам о том, насколько, с одной стороны, безумным бывает наше суетное многопопечение и многозаботливость о том, что окружает нас в этом земном, скоропреходящем мире, а с другой стороны, говорит нам о том, насколько дни наши сочтены, настолько дни наши, как говорит апостол Павел, лукавы суть.

Сегодняшнее Евангельское повествование, всем здесь присутствующим, конечно же, известное по-своему яркому, незабываемому содержанию, приводит нам удивительные и очень страшные вместе с тем слова Христа, обращенные к этому безумцу, о котором сегодня идёт речь в Евангелии: Безумец, говорит Господь, так и называя его, всё то, что ты стяжал здесь, в этой юдоли скоропреходящей и мимотекущей, кому ты это всё оставишь? В ночь эту душу твою истяжут от тебя, кому останется всё то, что ты полагал смыслом своего земного существования и смыслом своего человеческого бытия?

Вспомним хотя бы обзорно, хотя в этом, быть может, нет особой необходимости, о чём повествует нам Господь устами благоуветливого евангелиста Луки за сегодняшней Божественной Литургией.

Некоему человеку, говорит Господь, выдался необыкновенный урожай. Он и без того-то был состоятельным, безбедным, богатым человеком, а здесь привалило ещё больше богатства, от чего этот богач пришел в искреннее недоумение, он не знает, что ему делать с этим обрушившимся на него внезапно богатством. Он не помышляет о том, что вокруг него неисчислимое множество людей, которые нуждаются в его помощи, и, отдав всё это выпавшее на его долю богатство нищим, убогим людям, наверняка он бы даже и не заметил бы какой-то утраты в своём благосостоянии. Однако же не этим он обеспокоен, и не этим он озадачен, и не об этом он помышляет, рассуждая в своём сердце, что мне делать с этим богатством: Мои житницы, мои вместилища, мои сокровищницы не способны вместить всего этого.

И тогда его осеняет, как ему кажется, грандиозное решение, и он приходит к следующему намерению, от чего возликовало и возрадовалось его сердце, он говорит: Я разрушу, разорю свои житницы, но опять же, не с тем, чтобы раздать их содержимое тем, которые на самом деле нуждаются, а для того, чтобы эти, ставшие утлыми и не способными всё богатство в себя вместить, сокровищницы сделать гораздо более вместительными. Я расширю их, я умножу их, и вот тогда, когда я всё богатство свое ссыплю в эти амбары, в эти сокровищницы и в эти житницы, вот тогда уж наверняка я успокоюсь и скажу самому себе: Душа, ну теперь ешь, пей, веселись, ибо на многие годы у тебя богатства, не о чем тебе более заботиться, потому что всё в преизбытке у тебя есть. И вот именно здесь Господь и говорит ему: Безумец, в эту ночь душу твою отнимут у тебя, кому ты это всё оставишь?

Как всё просто. И говорит Господь, заключая это коротенькое Евангельское повествование, очень важными для всех нас без исключения словами: Так будет со всяким, кто не в Бога богатеет.

Мы иногда успокаиваем себя, когда читаем или слышим о богатых людях, в частности в Евангелии мы нередко слышим в устах Христа Спасителя нашего и Господа вот такие противопоставления богатых людей, которые черствы, жестокосердны по отношению к людям нуждающимся, и нам кажется, что к нам это не имеет никакого отношения. Мы не заботимся, простите меня за современный слэнг, не оффшорными зонами, у нас нет банковских ячеек, у нас с вами нет валютных счетов, потому что это совершенно иной уровень жизни, и мы даже не представляем себе этого, как там какие-то олигархи озабочены всерьёз и по-настоящему этими проблемами. Нам кажется, что к нам это не имеет никакого отношения, мы обыкновенные, простые люди, и у нас нет таких денег, чтобы беспокоиться о том, чтобы это стало для нас проблемой войти в Царствие Небесное.

Действительно, мы милостью Божию, не имеем всего этого, что  наверняка было бы абсолютно нам неспасительно, но ведь человек может и не иметь никакого тленного, материального богатства, но быть богатым преизобильно, преизбычествующе, но не Богом. Даже можно быть человеком верующим и видеть, как это бывает, к сожалению, иногда и в себе самом, некую успокоенность от того, что тебе кажется, что ты уже, простите, одной ногой как бы уже в Царствии Небесном. Потому что ты ходишь в Церковь, ты молишься Господу, ты исповедуешься, причащаешься, какие-то в меру способностей и возможностей дела творишь и так далее. Иногда такая успокоенность приводит человека к духовному тупику, потому что человек не видит в себе самого страшного, того, что в нём есть, а в каждом из нас есть то, что мы не в Бога богатеем.

Мы можем при этом читать какие-нибудь церковные новости, мы знаем более или менее церковный устав, и, приходя в храм, мы знаем строй службы, совершающейся в Церкви, и нам кажется, и опять же я возвращаюсь к этой мысли, мы себя этим успокаиваем, и нам кажется, что в нашей жизни всё вполне в порядке… Но это всё глубочайшее заблуждение, это самообман.

У преподобного Арсения Великого есть совершенно поразительные слова, он говорит, если человек не научится в своей жизни самоукорению, то он никогда и нигде не найдёт покоя. Что такое самоукорение? Это видение своих грехов и постоянное осознание того, насколько ты бесконечно далёк от того, каким бы Господь хотел бы тебя видеть.

Вспомним, дорогие мои, в шестнадцатой главе Евангелия от Луки есть такие замечательные слова. Христос говорит, что если вы даже всё выполните из повелённого вам, заметьте, если мы всё выполним, то есть все заповеди, всё, что Господь поручил нам исполнить, что, конечно же, немыслимо и невозможно себе представить. Но даже если мы допустим, что мы всё выполнили, то и в этом случае, говорит нам Господь, мы должны сказать себе, мы рабы, ничего не стоящие и сделали лишь то, что должны были сделать. Вы понимаете? Это в том случае, если мы всё выполним.

Кто из нас может сказать и похвастаться, хотя бы внутри своего сердца, что он всё выполнил из того, что Бог ему повелел. Мы можем сказать, что мы выполнили заповеди о любви к Богу и ближним своим? Мы можем сказать, что, давая людям взаймы, мы не ожидаем от них того, что они нам обратно вернут тот долг, который мы ссудили этому человеку, когда Господь говорит нам, чтобы мы давали в долг людям, не ожидая того, что они нам его вернут? Кто из нас готов в эту меру исполнить заповедь Христову? Кто из нас готов в меру заповедей Христовых любить своих врагов, благословлять своих недругов, своих зложелателей и недоброжелателей? Кто из нас способен о себе это сказать, что он выполнил эту меру Христовой, нам заповеданной любви? Никто, ни единый из нас не способен о себе этого сказать. Поэтому, о чём мы говорим? Чем мы можем быть самонадеянно, самовлюблённо утешены? Это глубочайшее заблуждение, если нам кажется, что мы действительно богатеем Богом, не исполняя тех заповедей, которые Христос заповедал каждому из нас.

Мы не будем особо подробно затрагивать сегодняшнего богача, и так о нём уже сегодня было сказано вполне достаточно, но о самех себе скажем, насколько мы богаты Богом или мы богаты чем-то иным. Можно душу свою наполнить какими угодно суррогатами, какими угодно пристрастиями, какими угодно привычками, какими угодно желаниями, но всё это будет чуждо тому, что Господь бы желал видеть в каждом из нас. Поэтому сегодняшнее Евангельское повествование, дорогие братья и сестры, говорит нам о том, чтобы мы, прежде всего, и самой главной целью своего человеческого существования положили богатение Богом, чтобы наше сердце именно Им было богато.

Что значит быть богатым Богом? Это, с одной стороны, очень просто, потому что всё, что мы говорим, это просто произносится. Совсем другое дело, когда мы это применяем к своей собственной жизни, здесь, конечно требуется неимоверное усилие от каждого из нас, потому что нужно рушить в себе, сокрушать в себе ветхого человека и обновлять в себе в человека нового. Кто из нас не может читать утренние и вечерние молитвы? Все могут. Читая их неукоснительно, мы тем самым богатеем Богом. Кто ходит на Всенощную и ходит на Божественную Литургию в воскресенье, он тоже богатеет Богом. Кто прощает малые или большие обиды ближним своим, он тоже богатеет Богом. Тот, кто благотворит людям нуждающимся, с рукой протянутой, обращенной к нам, он тоже богатеет Богом. Ведь согласитесь, всё это в наших с вами силах и способностях, ну, по крайней мере, в большей или меньшей степени. Творя даже малое доброделание в своей жизни, мы обогащаемся Богом. А если мы себя успокаиваем тем, что мы всё необходимое уже выполнили и исполнили, в этом мы глубоко ошибаемся и глубоко заблуждаемся,

Мы говорим об этом очень часто, говорим об этом всегда, о том, что молитва является фундаментом и основанием всей нашей духовной жизни, а если духовной жизни, то и всей нашей жизни. И поэтому необходимо научить и приучить себя к постоянному богомыслию, к постоянному имению в памяти своей Господа. Святые отцы нам оставили это удивительное наследие, о котором все мы без исключения знаем и нередко об этом воспоминаем и говорим, что таковым наследием является молитва Иисусова.

Иные говорят, что молитва Иисусова не обязательна для обыкновенных людей, это по преимуществу удел монашествующих, ну пускай еще священствующих, но мирянам это абсолютно не нужно. И даже допускают такие совершенно безумные рассуждения о том, что иногда она даже и неполезна, потому что мирянина (я даже слышал такие рассуждения) эта молитва может вообще к прелести духовной привести. Но вот послушаем, что говорит по этому поводу удивительный, замечательный русский святитель, богослов, мыслитель, святитель Игнатий (Брянчанинов). Он говорит, что люди, которые считают и говорят о том, что молитва Иисусова кому-то не полезна, этот человек сам находится в глубокой прелести.

Поэтому, дорогие мои, мы должны себя приучить к тому, чтобы не о чём попало думать, ведь если заглянуть внезапно в наше сознание, если было бы это возможно в нашей обыденной жизни, то мы бы увидели какой-то калейдоскоп всевозможных мыслей, даже не мыслей, а их обрывков, нелепых впечатлений, пустых рассуждений. Вот, если мы действительно заставим себя увидеть, чем заняты наши помыслы, наше сознание, может стать на самом деле страшно, и во избежание всего этого святые отцы говорят нам, чтобы мы творили молитву Иисусову. Её очень трудно стяжать, трудно приобрести своим навыком, к этому нужно себя мало-помалу принуждать,  стараться постоянно в трезвении напоминать себе об этом как можно чаще.

Кому из нас не знакомо, когда становясь на молитву, какое-то время ты во внимании читаешь молитвы, потом вдруг помыслы убегают в разные стороны, что-то вспоминается, откуда не возьмись, приходят в голову совершенно странные, нелепые, абсурдные мысли. Откуда они берутся? Ответ очевиден, ответ совершенно понятен, потому что враг рода человеческого делает всё, чтобы нас увести от Господа. Главное для него, чтобы мы не молились. Это самая главная задача для лукавого, чтобы человек не молился, чтобы увести его прочь, поэтому нам так тяжело себя понудить и заставить молиться Богу. А если мы понудим себя молиться Богу, то тут же начинается другая проблема, проблема в этой безумной рассеяности помыслов, кто только об этом из нас не говорит, кто из нас этого не осознаёт. Действительно, став на молитву, начав читать свое правило, и уже почти завершив его, ты словно очнулся и оказывается уже всё прочитано. А ничего абсолютно из прочитанного ты не понял и даже забыл о чём читал. Все свои дела переделал, пока читал. Как один батюшка замечательно говорил: а всё потому что вы не молитесь, а читаете. Поэтому нужно не читать, а молиться.

Так вот, дорогие мои, это постоянная духовная брань, это брань с врагом рода человеческого, брань за спасение нашей души. Нужно понуждать, нудить себя к молитве и приучить себя, насколько это возможно, к молитве Иисусовой, и если наше сердце будет приучено к ней, то, даже есть замечательные слова в Священном Писании по этому поводу: тело мое спит, а душа бодрствует, даже во сне она находится в молитвенном бдении.

Я знаю такие примеры, когда люди высокой духовной жизни свидетельствуют, что молитва не прекращается даже во сне. Даже тогда, когда бренное, уставшее тело находится в таком бессознательном состоянии от немощи, от усталости, а сердце всё равно остается верным Господу, и оно неустанно творит молитву.

Нам кажутся недостижимыми такие высоты, и нет такой необходимости ставить себе особенной целью достичь этого, но если мы приучим себя к постоянной молитве, начав хотя бы с того, чтобы обязательно и неукоснительно свое ежедневное домашнее молитвенное правило исполнять, несмотря ни на усталость, ни на немощь, на дела и заботы. Чтобы это было непременным и обязательным, тогда, поверьте, то, о чём мы с вами слышали в Евангелии будет касаться нас не в смысле примера безумного богача, которой думал совершенно о ином, о совершенно неполезном для себя и прежде всего для своей души, а мы будем богатеть в Бога и тем самым приобретать то, что способно соединить нас со Христом Господом и здесь на земле, и привести нас к вечной радости в Господе, что составляет смысл и цель нашего человеческого существования. Аминь.