Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее евангельское повествование, предложенное за сей Божественной Литургией, говорит нам о злых виноградарях. Нам всем, дорогие братья и сестры, известно это евангельское чтение, очень страшное по своему содержанию и своему настроению, потому что это одно из самых страшных евангельских свидетельств о том, чем является по своей сути, как бы это страшно не прозвучало, род человеческий. Это обзорное историческое воспоминание о народе израилевом, которому было вручено все. Прежде всего, этому народу было вручено откровение о Едином Творце и Боге. Другие народы не знали этой тайны, этот народ знал, он был призван к тому, чтобы через это дивное откровение от Бога воспитать себя, возрасти в этом дивном Богопознании, и через собственное знание, через собственный духовный опыт, провести к Единому Богу всех прочих людей. Мы видим в Евангелии очень страшное свидетельство, горькое свидетельство Спасителя о том, что произошло в итоге.

С одной стороны, это не только касается какого-то конкретного упомянутого народа, это касается нас всех без исключения, потому что мы с вами тоже от Господа получили чрезвычайные дары, мы имеем такую полноту Богопознания, каковой многие и многие народы не знают и не ведают. Но, к сожалению, это дивное откровение Бога, дарованное нам, нами вменилось ни во что. Очень часто это втаптывается в грязь нашими поступками и нашей жизнью. Вот об этом сегодняшнее евангельское повествование.

Коснемся краткого пересказа сегодняшнего евангельского отрывка, повествующего о том, как некий господин имел виноградник. Он все сделал, всем этот виноградник благоустроил, чтобы виноградник приносил плоды. Он нанял делателей, работников на свою ниву, чтобы они трудились и в свое время принесли плоды этого винограда. Мы свами видим, что когда пришло время урожая, работники не поспешили принести созревшие плоды, которые ожидал хозяин. Тогда хозяин посылает своих слуг, чтобы они напомнили, что пришло время урожая и пришло время принести плоды.

И что же обнаруживается? Когда пришли слуги хозяина, с ними распоряжаются не просто бесцеремонно, их избивают и с позором прогоняют вон. Как себе можно это представить? Каждый из нас и, не имея таковых возможностей и способностей, все-таки понимает, насколько дикое и абсурдное положение вещей, но еще более, как мне кажется, непонятным для нашего разумения является поведение самого хозяина виноградника. Естественным, нормальным поведением хозяина должно было быть то, чтобы немедленно поставить на место этих зарвавшихся и обнаглевших работников. Но хозяин поступает совершенно по-другому: он других своих слуг посылает к ним.

Что за кротчайший, выходящий за разумение нашего человеческого понимания, хозяин. Он, наверное, думает: Быть может, они чего-то не поняли, может мои слуги, которых я послал, не так им объяснили. Пусть эти пойдут и напомнят, что пришло время сбора урожая. Я жду, это ведь мой виноградник, это ведь мое имущество, и эти люди трудились, получали за это мзду, деньги, заработную плату, жалование, и от них требуется лишь, чтобы они принесли то, что мне принадлежит, – так, наверное, размышлял хозяин. А они, увидев других слуг, идущих с тем же намерением, не просто их избивают, они их вовсе убивают. А здесь еще белее непонятно, и мы отказываемся с этим примирятся. Мы привычно слышим эти запомнившиеся нам евангельские отрывки, читаем, проговариваем эти привычные слова, и, порой, не обращаем на это особого внимания.

И когда одних слуг с позором прогнали, а иных убили, тогда хозяин говорит: Я пошлю своего сына, может быть, они его постыдятся, может у них есть еще какие-то остатки совести, они вспомнят кто здесь хозяин, кто здесь господин, и посылает своего сына. А те уже ощутили вкус побед и безнаказанности, что, безусловно, является свойством плебеев, ибо, когда человека сразу не наказывают, ему кажется, что ему все можно.

Понимаете, великодушие и доброта очень часто воспринимается многими людьми как слабость. Но это не слабость, это великодушие, а те, кто воспринимает это слабостью или неумением поставить все на свои места, тотчас же воспринимают как малодушие и слабоволие. И вот этой черни, плебеям или пролетариям, как можно назвать их более узнаваемым словом, им кажется, что им все можно, все доступно, все позволительно. И они, видя, что идет сын, говорят: Смотрите, идет наследник, и все это имение и имущество ему будет принадлежать. Что нам с ним сделать? Решение приходит очень быстро: одних безнаказанно избили и прогнали, других убили, и тоже ничего не было, значит все можно.

Быть может это ассоциативное воспоминание, но помните выражение из «Карамазовых» Достоевского: Если Бога нет – все можно. Это выражение можно перефразировать: Если совести нет – все можно. И если ты не получил тотчас же воздаяния за то, что ты заслуживаешь, значит, все можно. И они убивают сына. Они выволакивают его за виноградник и оставляют там. Нужно понять, что эти слова обращались к фарисеям, не к простому народу эта притча была произнесена Христом, а именно к фарисеям и законникам. И те, наверное, тоже смутились где-то в глубине своего сердца, слушая эти страшные слова. И тогда Господь их спрашивает: Что сделает после всего соделанного злыми виноградарями их господин? Они вынуждены были ответить: Злых зле погубит, а виноградник вручит и отдаст другим делателем, другим работникам, которые принесут тот плод, который от них ожидается. Тем самым, они своими собственными словами себя сами обличили.

Сегодня уже было сказано, что это краткая история взаимоотношений израильского народа с Господом и Спасителем Иисусом Христом. Господь все даровал этому народу, оградил всецелым благополучием, но ждал одного – ждал плодов добродетели и покаяния. Он посылал пророков, и их прогоняли с позором и гнали палками. Иных прогоняли, иных убивали. Пророка Исаию, например, пилой распилили, Иеремию – в грязь на веревках погружали, чтобы он там голодной смертью умер, и прочее, и прочее. Били, убивали, гнали прочь. Стоило лишь слову правды Божией прозвучать, как их гнали прочь. И тогда, этот долготерпеливый Хозяин, Господин, вместо того, чтобы истребить и уничтожить, как, наверное, любой бы сделал из рода человеческого, говорит: Что же Мне делать, они пророков Моих прогоняют, они их не слушают, они не внемлют их словам? Пошлю Сына Моего Единородного, может быть они Его устыдятся, может быть Его они послушают? Что делают с Единородным Сыном этого Хозяина, Которому весь мир безраздельно принадлежит? Они Его прибивают ко кресту. Что же еще надлежит с этим народом сделать, как не злых зле предать, а виноградник отдать иным делателем.

Мы, конечно же, в этом смысле, слушая это евангельское повествование, с долей некоего самомнения расправляем плечи и говорим: Да, мы и есть тот самый народ, которому Господь вручил Свой виноградник. Но коли так, а это так, какие плоды мы приносим своему Господину? Он ждет от нас плодов. Каждый из нас прекрасно понимает каких плодов – добрых дел, доброй христианской жизни, покаяния. Часто ли Господь видит в нас то, что желал бы видеть в каждом человеке? К сожалению, отнюдь, нет. Вот это действительно очень горькое евангельское повествование, которое предложено всем нам, дорогие братья и сестры, за сегодняшней Божественной Литургией.

Владыка Антоний Сурожский, рассуждая на эту тему, говорил: это первое и единственное воскресное евангельское повествование, которое среди многих и многих читаемых за воскресной Литургией, среди прочих евангельских отрывков, которые были очень торжественными и очень радостными, говорит нам о страшной неблагодарности. И даже если мы слышали в этих отрывках о том, что зло пыталось торжествовать, это зло побеждалось Христом, например, когда Господь исцелял гадаринских бесноватых, когда духи злобы мучали несчастных одержимых людей, Господь победил, и любовь и правда Божия воцарились. Мы видим много других подобных примеров, например, когда, сойдя с Фаворской горы, Господь исцелил мальчика, которого дух нечистый бил, где бы он его не настигал. И ученики пытались исцелить его, и ничего не получалось, и, опять же, мы видим злобу, злобу воплощенную, пытающуюся овладеть самой сутью человеческого бытия, но Господь Победитель, Христос побеждает это зло и всегда непременно будет побеждать. Но сегодня мы как бы обескуражены, мы видим как бы победу зла над добром, чудовищную, омерзительную, гнусную несправедливость и неблагодарность за все добро, которое Господь дает миру и терпит нас.

Перелистывая страницы Священного Писания, особенно Ветхого Завета, мы обнаруживаем, порой, вполне категоричные решения. Часто все происходит мгновенно: человек согрешает, творит беззаконие, и тут же происходит воздаяние за его грех. То есть, Господь не медлит с тем, чтобы наказать виновника. Тут мы видим, безусловно, справедливость, так и должно быть. Но сегодня мы сталкиваемся совершенно с иной картиной, мы видим, что зло как бы торжествует над правдой Божией. Сколько бывает несправедливостей, и мы вынуждены задаваться вопросом: Почему Господь медлит, почему Господь, где-то мгновенно наказывал за беззакония и грехи, а здесь Он как бы не замечает всего, что происходит вокруг нас? Сколько ужасающих, безумных вещей совершается в нашем мире, и создается впечатление, что Богу как бы и дела нет, а для иных умов, создается впечатление, даже сомнение: А есть ли Он вообще, если Он не видит, что происходит в этом мире?

Апостол Петр в Первом своем Соборном послании говорит замечательные слова по этому поводу: То, что Господь не наказывает и не являет Свою Божественную справедливость тот час же и сразу же, это является не тем, что Господь не видит и не зрит наших нужд, обид и жизненных скорбей, а потому что Он долготерпелив. Он всем и всякому желает спасения и дает возможность любому человеческому существу найти возможность для покаяния Своим долготерпением, Своим снисхождением и Своим всепрощением, нам, людям злым, жестокосердным, часто не умеющим прощать даже обычные житейские бытовые вещи окружающим нас.

Нам очень трудно все это понять. Порой, непостижимо понять долготерпение Божие. Но Господь, тем не менее, долготерпит о каждом из нас, потому что каждый из нас очень часто не замечает своих грехов, своих долгов и беззаконий. Мы тотчас же замечаем чьи-то недостатки. Но Господь их и нас терпит, чтобы научить нас тому, чтобы и мы умели терпеть обижающих и огорчающих нас.

Сегодняшнее евангельское повествование очень и очень трогательное. С одной стороны, оно вызывает некое недоумение, и даже негодование: Почему Господь вот так все попускает и позволяет происходить? С другой стороны, мы видим с вами что Господь долготерпит, Господь дарует всем и всякому любую возможность к осознанию своего греха, и любому человеку дарует возможность покаяния, чтобы мы, используя все эти удивительные и замечательные евангельские примеры, Церковью нам прещедро даруемые во время Богослужения и подражая этому, исправляли свою собственную жизнь.

Помоги всем нам, Господи, взирая на долготерпение Божие, на Его неизреченное, неисповедимое, ни с чем несравнимое человеколюбие, подражать тому, чтобы и нам, в нашей жизни, прощать тем людям, которые творят нам напасти, жизненные утеснения и всякого рода скорби и невзгоды. Чтобы мы подражали Христу, ибо именно к этому мы и призваны, поскольку Господь говорит в Священном Писании: Будьте совершенны, будьте милосердны, яко же Отец ваш Небесный Совершен и Милосерд есть. Аминь.