Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, словами только что прозвучавшего величания мы чтим и прославляем Царицу неба и земли, Ее Рождество, которое послужило ко спасению всего рода человеческого. Поскольку, не будь Ее, Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов Девы Пречистыя Богородицы, то и спасения наше не способно было бы совершиться. Мы с вами часто вспоминаем слова святителя Дмитрия Ростовского, который, рассуждая по поводу Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, говорит, как бы задаваясь вопросом: Почему так долго Господь медлил с исполнением Собственного пророчества, которое было произнесено Им после грехопадения прародителей в раю сладости, когда Он сказал согрешившему Адаму, что семя Жены сотрет главу змия? И отвечает сам на поставленный вопрос: Не было Той, которая была бы способна вместить в Себя Того, Кто стал Искупителем и Спасителем всего рода человеческого.

Человечество в течении пяти тысяч лет ожидало сбытия этого пророчества, и только лишь тогда, когда родилась Пресвятая и Преблагословенная Отроковица Мария, это пророчество способно было исполниться, ибо Она явила ту чистоту и святость, которую до Нее как бы собрали и соткали своею плотью и кровью Ее благочестивые предки. Матерь Божия явилась тем Богоизбранным сосудом, который вместил в Себя Творца неба и земли Господа и Спасителя Иисуса Христа. Это событие удивительное и необыкновенное, оно не начертано в письменах Священного Писания, но оно является твердым и незыблемым упованием всякого христоименитого человека, следующего по пути своего спасения, и верующего в Священное Предание. И именно Священное Предание Церкви Христовой как раз передает подробности этого удивительного и необыкновенного события, которое мы с вами, дорогие братья и сестры, чтим и прославляем.

Одним из краеугольных и фундаментальных уроков, который мы извлекаем из этого праздника является твердое и несомненное верование в Господа и в Его Божественный Промысл. В то, что молитва, которая сопутствует каждому христианину во дни его земного поприща, должна никогда не оставлять его, и, как непременное слагаемое из перечисленного, терпение, без которого немыслимо и невозможно преодоление никаких жизненных трудностей и скорбей. Святые Богоотцы, именно так Церковь именует родителей Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна были людьми чрезвычайно богобоязненными, они были людьми благочестивыми, но, вместе с тем, было как бы некое несоответствие их благочестия и святой жизни в отсутствии в их семье детей. Это не сейчас, когда люди сами устраняют чадородие, сами посягают на жизнь своих собственных детей, чуждаются и страшатся деторождения, не является чем-то страшным и позорным. В то время было совершенно иначе, было диаметрально по-другому, поскольку в то время, во время земной жизни Спасителя, люди воспринимали отсутствие детей в семье как наказание Божие. Даже более того, как проклятие над этой семьей, и многие, по крайней мере, в Богоизбранном народе, воспринимали отсутствие детей в семье как следствие каких-то страшных грехов и беззаконий, которые сопутствовали этой семье.

Именно это отношение, это восприятие, пусть жестокое, пусть очень страшное, пусть для нашего современного разумения невместимое и непонятное, но, тем не менее, носило в себе очень здравый смысл. Хотя, конечно, всегда бывают превалирующие крайности, которые ничего доброго в жизни человека не приносят. Именно таковой крайностью было отношение к этой благочестивой и Богобоязненной супружеской чете, Иоакиму и Анне, которые дожили до преклонных лет, и никто не мог укорить их в каких бы то ни было неблаговидных поступках и грехах, поскольку, повторяю, они отличались благочестием и стремились к Богоугождению. И тем не менее, люди видели, что несмотря на внешние добродетели и внешнее благообразие, Господь как бы отметил эту семью тем, что в ней не было детей. И, конечно же, это вызывало очень много кривотолков, всевозможных сплетен, всякого рода осуждений, презрения и прочего, и все это безропотно несли эти благочестивые люди.

В кондаке праздника сегодняшнего дня мы слышали слова, которые затрагивают эту особенность скорби, которую несли святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна. Поношение безчадства они несли через всю свою жизнь, но, вместе с тем, они не роптали, они не падали духом, они не отчаивались, веровали и доверяли Богу в том, что если Богу угодно, то все в их жизни исполнится. Казалось бы, вопреки всем физическим законам и возможностям человеческого естества, Господь их благословляет чадородием. Но какой крест, какую скорбь они пронесли через всю свою жизнь, неся поношение ради своего безчадства. И, вместе с тем, повторюсь, они не унывали, не падали духом, а веровали в Господа, что если Богу угодно, то все с Божией помощью у них управится и устроится.

И вот, уже на склоне лет, когда они были стариками, Господь благословил их чадородием. Кстати, святитель Иоанн Златоуст, однажды рассуждая и говоря о Благовещении Пресвятой Богородицы, о том, каким образом явился в мир Спаситель Господь наш Иисус Христос, приводит эти дивные библейские примеры, говоря о том, что Господь как бы заранее приуготавливал людей к исполнению и к сбытию этой величайшей тайны, тайне бессеменного рождения Спасителя мира. Он упоминает Авраама и Сарру, которые дожили до глубокой старости, и тоже были предметом поношений своих близких. Но Господь, несмотря на, казалось бы, их отчаяние, дарует уже столетнему Аврааму и девяностолетней Сарре рождение Исаака. Затем, он приводит уже непосредственно близкий к евангельским событиям пример: праведных Захарию и Елисавету, родителей Иоанна Крестителя, которые тоже самое поношение испытывали в течении всей своей жизни, достигнув глубокой старости. Но Господь благословляет их рождением пророка Иоанна, который является Предтечей Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Златоуст также приводит сопредельных сегодняшнему событию праведных Иоакима и Анну, тоже рассказывая о них, что они дожили до глубокой старости, и тоже претерпевали различные жизненные скорби, невзгоды, испытания и поношения. Но Господь увенчал и их терпение рождением от них Пресвятой Богоотроковицы Марии.

К чему все это? – спрашивает Златоуст, — к тому, что люди, видя, казалось бы, по-человечески невозможное исполнение пророчеств об этих людях, уверовали в то, что для Бога нет никаких приделов, и для Него все возможно, ибо неизможет у Него никакой глагол. Чтобы люди, видя примеры упомянутых супружеств, терпеливо до глубокой старости несших поношения, и которых Господь после всех их поношений увенчал чадородием, уверовали и не сомневались в бессеменном зачатии Господа Иисуса Христа, ибо для Бога нет ничего невозможного.

Вот эта мысль святителя Иоанна Златоустого очень близка и дорога для каждого из нас.

И сегодня, воспоминая событие Рождества Царицы Небесной, Матери Божией, мы видим, что плодом этого дивного рождения было необыкновенное терпение, к которому и мы с вами, дорогие братья и сестры, должны в течение всей своей жизни, от юности до глубокой старости учиться. Потому что все мы без исключения свидетельствуем о себе, что у нас нет терпения, что мы не способны потерпеть даже малого, мы мгновенно раздражаемся, мы вспыльчивые, мы гневливые. Кому из нас это не знакомо? Даже на самые безобидные вещи мы не можем не реагировать спокойно. Мы выражаем гнев и неприятие, все наше существо даже от пустяка бунтует. Все это говорит о том, что мы горды и крайне больны этим страшным недугом.

Говорить о смирении, говорить о терпении очень приятно, и мы часто это говорим и назидаем друг друга, но когда это касается непосредственно нас, чтобы именно мы проявили терпение, тогда с нами происходит совершенно противоположное. Мы тут же вскипаем, тут же загораемся подобно пороху, потому что неспособны и малого потерпеть. А святые и праведные Богоотцы Иоаким и Анна являют нам необыкновенный пример этого дивного терпения.

С одной стороны, они ведь не видели ничего дурного за собой, потому что всю жизнь блюли себя в чистоте и в желании следовать Закону Божьему, и их совесть не могла их упрекать, что они сделали что-либо недостойное того закона, по которому они строили всю свою жизнь. С другой же стороны, они безропотно несли все, что Господь посылал им в жизни, ибо безмерно доверяли Богу. Это еще одна из добродетелей, которая непременно рождается из навыка терпения. Если мы приобретаем терпение, тогда, следовательно, приобретаем доверие Богу, потому что мы доверяем Ему, веруя, что все, что происходит с нами в нашей жизни, происходит по всеблагому Промыслу Божиему.

Я думаю, в жизни каждого из нас, в самых разнообразных жизненных ситуациях были такие моменты, когда мы в переживаемый момент, в сию минуту что-то терпели, и нам было невыносимо это терпеть, но каким-то образом мы это переживали, проходило время, и мы говорили: Господи, слава Тебе, потому что по-другому не могло и не должно было быть, ибо, несомненно, это Твой всеблагой Промысл управлял моею жизнью и теми обстоятельствами, которые сопутствовали этому благу.

Многие вещи мы осознаем, понимаем и благодарим за них Бога только спустя какое-то время, и мы должны научиться доверию Господу. Мы всегда вспоминаем замечательные слова апостола Павла, который говорит, утверждает и начертает эти слова на скрижалях наших сердец: Любящему Бога все содействует ко благу. Потому что все, с нами происходящее продиктовано только лишь единственной целью, целью того, чтобы все мы спаслись, чтобы мы не погибли для вечности.

И святые Богоотцы Иоаким и Анна терпели всевозможного рода оскорбления и унижения, даже первосвященник Иссахар, когда Иоаким пришел с жертвой в Иерусалимский храм по обычаю принести жертву Богу, отверг его жертву и прогнал прочь, говоря: Ты недостойный, ты еще будешь Богу жертву приносить? Пошел прочь отсюда, не нужна Богу твоя жертва. Первосвященник знает, нужна или недужна Богу жертва того или иного человека, и он прогнал его с позором. А Иоаким смиренно ушел. Ушел, посчитав, что, видимо, поделом ему так, а себе сказал: Я не буду ни вкушать пищи, ни пить воды, до тех пор, пока Господь не исполнит желание моего сердца. Господь, видимо, такую меру терпения дал этому человеку, каковая нам и не снилась.

Но, тем не менее, они все это терпели, и ради Христа это несли. Они не кичились своими мнимыми добродетелями. Я, быть может, покажусь легкомысленным, но есть такое присловье, некая назидательная притча. Богатый человек, новый русский, умирает, и предстает на Страшный Суд Божий. Подходит он к вратам небесным, представляется, а ему говорят, что он в списках не значится, и указывают ему в другую сторону. Богтый человек стал возмущаться: Ну как же, я сколько жертвовал, столько денег давал и прочее. А ему говорят: Нет, вам не сюда, вам в противоположную дверь, а деньги мы вам вернем.

Вот и все, кому там нужны его деньги, кому там нужны все наши мнимые заслуги? Они бесцельны, если делаются не ради Христа, а лишь ради собственного самолюбования, самомнения, горделивого и надменного самоощущения, тогда это все прах, и ничего ровным счетом человеку не даст.

Неслучайно, преподобный батюшка Серафим говорил слова, которые мы часто с вами вспоминаем: Только лишь та милостыня будет принята Богом, если она ради Христа подана. Ради Христа, а не ради того, чтобы люди посмотрели, какой я добродетельный.

Не нужна никому такая милостыня. Только лишь та нужна, которая ради Христа подается и ради Господа делается. И все, что мы делаем в своей жизни, должно делаться ради Христа и ради Господа. Как святые Богоотцы не кичились своими мнимыми добродетелями, а смиренно несли поношения, которые Господь попустил им в их жизни, за что Господь увенчал их дивным плодом – Пресвятой Богоотроковицей Богородицей.

И еще мы знаем, как они поступили с этой неизреченной радостью. Казалось бы, никто не мог этому поверить, но Господь дает в супружестве стариков младенчика. Младенчик рождается, и они от радости и ликования не могут прийти в себя, но спустя три года после рождения Девы Марии, они сами добровольно ведут ее в Иерусалимский храм и оставляют там, потому что не могут остаться неблагодарными Богу. Благодарность в том и выражается: не просто походя сказать спасибо или иное обыденное слово, выражающее благодарность, а все что есть, самое дорогое, принести в дар Богу, потому что Господь так научил этих людей через терпение и доверие Творцу.

Благодарность – это еще одна добродетель, которая рождается из приобретенных добродетелей. Это все очень взаимосвязано, это чрезвычайно важно для христианского сердца, чтобы человек, следуя за Христом, приобрел для себя эти добродетели. И сегодняшний праздник нас в той или иной мере научает тому, чтобы мы стремились к приобретению этих замечательных Христоименитых и Христоподражательных добродетелей, терпению, доверию Богу и благодарности Ему, которые раскрывают перед нами врата вечной жизни и Царствия Небесного. Аминь.