Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, называется Неделей перед Воздвижением. Это особое отношение к тому, что завтра мы с вами будем торжествовать и праздновать, воспоминая Воздвижение Креста Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Обратим внимание на удивительную богослужебную деталь: не только сам праздник Воздвижения Креста празднуется Церковью, но и предшествующие и последующие субботние и воскресные дни. Они тоже воспоминают Крест Христов. Насколько важно и значимо для всех нас само воспоминание о Живоносном Древе Крестном. Поэтому вчерашняя суббота называлась субботой перед Воздвижением.

Сегодняшний воскресный день, как об этом уже было сказано, именуется Неделей перед Воздвижением, и, соответственно, последующие суббота и воскресенье будут называться субботой и Неделей после Воздвижения. Я, обращая на это особое внимание, повторяюсь в том, что было произнесено не ради тавтологии, а ради того, чтобы подчеркнуть значимость того, чем для нас является Крест Христов. Завтра, с Божией помощью, мы будем праздновать великое событие обретения святой равноапостольной царицей Еленой Животворящее Древо Крестное, а сегодня мы как бы на пороге этого события тоже говорим о Кресте. Сегодняшнее евангельское повествование, точнее сказать, одно из евангельских отрывков, которые были предложены всем нам за Божественной Литургией, говорило нам о Кресте Господнем, равно как и апостольское повествование в устах святого апостола Павла. Его послание к Галатам, тоже нам свидетельствовало о том, что нет большей славы, нет большего величия, нежели то, которое Господь явил, вознесшись на Крест Христов.

Удивительный ветхозаветный образ приводит всем нам евангелист Иоанн Богослов, он говорит в сегодняшнем евангельском повествовании, предшествующем Воздвижению Креста Господня, очень коротком, но очень значимом и глубочайшем по своему содержанию: Никто не восходил на небо, кроме Сына Человеческого, нисшедшего с небес… и как Моисей вознес змею в пустыни, так и Сыну Человеческому должно вознестись на крест, ибо так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал на смерть, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Собственно говоря, в этих нескольких строчках заключено все евангельское повествование, предложенное пред наступлением праздника Воздвижения Креста Господня.

Этот ветхозаветный образ, связанный с медным змием не всегда является понятным и очевидным, поскольку он является глубоким и таинственным прообразом того, о чем мы с вами сегодня говорим. Вспомним это и предшествующее тому ветхозаветные события. Народ Израилев был выведен Моисеем из плена египетского, где этот народ находился в изнурении, поношении и страшном поношении в течение, практически, четырехсот лет. И когда народ возопил к небу, когда страдания этого народа превзошли меру, способную человеческому терпению, тогда Господь избрал вождя для этого народа – Моисея, который вывел этот народ, томившийся в плену, из страшного многовекового рабства, чтобы даровать им землю обетованную.

Все это имеет буквальный исторический характер и историческое воспоминание, но, вместе с тем, это имеет смысл и духовный. Но сейчас, прежде всего, мы говорим о буквальном прочтении, которое передает нам тот же самый Боговидец Моисей, являющийся автором святого Пятикнижия, повествующего об этих событиях. Казалось бы, нет ничего страшнее, нежели рабство, отсутствие у человека свободы, когда все его существо, вся его жизнь порабощена, когда человек не способен ощущать себя личностью богоподобной, когда любое человеческое поползновение или желание мгновенно пресекается, потому что он не свободен. И вот, Моисей выводит этот народ из рабства.

Казалось бы, что способно было бы наполнять сердца этих людей кроме благодарности? Но читая страницы Священного Писания, мы обнаруживаем качества, прямо противоположные благодарности и великодушию. Мы сталкиваемся с бесконечным ропотом, с бесконечным возмущением людей, которые были избавлены от рабства и который ввели в радость той свободы, которую Господь им обещал. Что бы не происходило с ними, малейшие, самые ничтожные испытания, вызывают буру негодования. И, конечно же, объектом этого негодования был Моисей, потому что он вывел этот народ из египетского плена. Возмущения и недовольства выражались не просто в глухом ропоте, Моисея неоднократно готовы были побить насмерть камнями, говоря ему: Зачем ты вывел нас из земли египетской, нам опостылела эта манна. Обратите внимание: Бог кормит этот народ небесной пищей – манной. А они: Нас воротит от твоей манны, мы в Египте вдоволь ели мяса, рыбы, всего прочего, зачем ты вывел нас сюда? То есть, постоянное возмущение, постоянное недовольство, как следствие чудовищной, черной неблагодарности.

Если мы применим эти библейские повествования к нам с вами, то мы можем увидеть нечто подобное, когда мы Богом всецело облагодетельствованы, и при каких-то незначительных жизненных треволнениях мы начинаем возмущаться, мы начинаем унывать, мы начинаем роптать на свою, казалось бы, непосильную и непомерную долю, выпавшую на наш человеческий удел. Все это очень и вполне узнаваемо. Я думаю, если мы будем трезвы и честны по отношению к самим себе и к нашей жизни, то мы увидим туже самую неблагодарность. Естественно, не в масштабе библейских событий, но, тем не менее, вполне узнаваемых и каждым из нас переживаемых в жизни.

И вот, однажды, за свой бесконечный ропот, являвшийся против Моисея, Господь наказал народ тем, что ядовитые змеи в пустыне стали жалить этих неблагодарных, бесконечно возмущающихся, вечно недовольных людей. И тогда они возопили от ужаса, потому что змеи жалили их насмерть. Страшное полчище жутких и ядовитых гадов ополчилось на этот народ, и они стали умирать. И тогда народ возопили к Моисею, чтобы он помолился за них Богу. Они всегда так поступали. То есть, пока все было безнаказанно, они возмущались, роптали, хули Бога и Моисея. Что может быть более омерзительнее, и отвратительнее: люди, унижаемые до скотоподобного состояния в рабстве — их выводят, избавляют от рабства, но они все равно недовольны?

Это рабская психология, рабское сознание. Многие об этом рассуждают и говорят. Неслучайно Бог заключил еврейский народ сорокалетним странствованием по пустыни, чтобы их рабская, приобретенная годами и столетиями, пленом выпестованная психология умерла здесь, в пустыне, и туда, в землю новую, землю обетованную вошли люди, которые не знали рабства. И поэтому, вошли в новую землю лишь дети рабов, вышедших из египетского плена. И так постоянно было: пока грех был безнаказанным, они роптали и хулили, стоило наказанию Божьему посетить их, тут же начинались вопли о помиловании: Помолись, воззови к Богу, чтобы Он простил и помиловал нас.

А Господь всегда прощал, потому что Бог Долготерпелив, Многомилостив и Многоблагоутробен. Он повелевает Моисею сделать медного змия и вознести его на древо. Это древний прообраз Креста, чтобы всякий, кто будет взирать на этого медного змия с верой, получал исцеление и спасение от неминуемой погибели. Так, как мы взираем с вами на Древо Крестное, на котором был распят Сын Божий, Сын Человеческий Господь наш и Спаситель Иисус Христос, так возлюбивший мир, по сегодняшнему евангельскому глаголу (вновь вернемся к этой мысли), что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И действительно, этот ветхозаветный образ медного змия является тем преддверием и прообразом, который позволяет узреть, как Господь из глубины веков  готовил ко спасению бессмертной души весь род человеческий.

Говоря сегодня о буквальном прочтении этого библейского повествования, мы видим с вами и духовный смысл, потому что все человечество, весь род людской Господь выводит из вечного плена смерти, из плена рабства диаволу и рабства греху, и через Свою крестную смерть. Он дарует нам вечную жизнь и наследие Царствия Небесного. Вот это является тем самым главным и основополагающим смыслом бытия всего рода человеческого и нашего с вами бытия здесь на земле, потому что через Крест Христов мы наследуем вечную радость с Господом.

Крестом Господь побеждает смерть и физическую, и духовную, и раскрывает нам врата вечной жизни и Царствия Небесного. И это все объединяется той евангельской строчкой, которая сегодня уже не один раз прозвучала, и мне хотелось бы еще один раз ее произнести, и этим завершить свое обращение к вам: Ибо так возлюбил Бог, что Сына Своего Единородного даровал на смерть, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Аминь.