Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим.

Вновь мы прославляем и чтим этими дивными словами миролюбезное Крестное Древо, на котором изволил плотию умереть Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Подробности сегодняшнего события, конечно же, всем православным и верующим людям, безусловно, знакомы до мельчайших подробностей. Но мы, хотя бы, обзорно вспомним эти удивительные и яркие особенности, составляющие предмет сегодняшнего всецерковного торжества и празднования, ибо мы не можем от том не говорить, так как этому посвящен сегодняшний день.

Вчера накануне за Всенощным Бдением об этом особенно говорилось в каноне и стихирах празднику, которые воспевались во всеуслышание всей полноте Церкви Христовой. О том, как в четвертом столетии, в это время берет начало торжественное чествование Креста Господня, когда удивительным, замечательным и чудесным образом был обретен Честной Крест святой равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме, в месте, которое к тому времени было забыто, поругано и осквернено. Сначала иудеи, потом язычники, потом вместе иудеи и язычники делали все, чтобы стереть из людской памяти самое имя Христа. Они во многом поусердствовали, но их злоба и их ненависть явили  прямо противоположное действие.

Казалось бы, они ставили своей целью и намерением, чтобы имя Христа вовсе не упоминалось, и было стерто из людской памяти. И потому, особые места, которые были связанны с земной жизнью Спасителя, а наипаче место Его крестной смерти, иудеи опоганили и осквернили отхожими местами, а потом на этих местах строились языческие капища. Хотя бы даже по этим признакам на Святой Земле, можно было бы увидеть, с какою ненависть относятся именно к этим местам иудеи и язычники.

Когда святая равноапостольная царица Елена приехала на Святую Землю, это были уже последние годы ее земной жизни, она так уверовала в Господа, так она полюбила Христа, что посчитала смыслом своего последнего, уже завершающего земного пути, оставить след на тех местах, где проповедовал слово евангельской истины Христос Спаситель. На тех местах, которые были особенно связаны с земной жизнью Спасителя, она хотела оставить что-то особое и значимое, и осуществляла это сооружением храмов.

Одним из таковых является храм на месте Рождества Христова. Надо сказать, что это один из немногих сохранившихся, аутентичных, как это говорят, храмов и мест, которые действительно принадлежат храмоздательству святой равноапостольной царице Елене. Конечно же, храм многократно перестраивался, но в принципе, он является таковым, каким он был в четвертом столетии. Те из вас, кто был на Святой Земле, слава Богу, какое-то время назад мы имели возможность посещать святые места, и те из вас, кто был в Вифлееме, наверняка помнят, что есть в этом храме несколько фрагментов, на которые обращают особенное внимание. Это, конечно же, сама пещера, над которой сооружена эта дивная базилика, этот большой и дивный храм. А, кроме того, показывают фрагменты пола, той мозаики четвертого столетия, которая была сделана еще при святой царице Елене.

Царица Елена старалась как-то обозначить живое присутствие христианства, живое присутствие Христа в храмоздательстве на многих местах Святой Земли, практически везде, что упоминается в Евангелии. И единственное, что ее печалило, было то, что она не могла найти точное место распятия Спасителя, точное место Голгофы, поскольку, много произошло событий с тех пор. Несмотря на то, что три века, отделявшие крестную смерть Спасителя от святой царицы Елены в историческом смысле являются небольшим временным промежутком, но за это время произошло столько событий, что обрести эти святые места было довольно непросто, особенно в местах, связанных с Иерусалимом. В частности, найти святое Древо представлялось очень и очень затруднительным. Чего стоит, например, исторический факт, что в 70-м году по Рождестве Христовом, римские императоры Веспасиан и Тит не просто разрушили город, а полностью распахали его.

Помните, как Господь говорил пророческие слова? Это было незадолго до страданий Христовых, когда ученики Христовы сказали: Господи, какие камни и какие здания. На что Господь отвечал: Здесь камня на камне не останется, все будет разрушено. И это буквальное сбытие пророчества Самого Спасителя, потому что уже в упомянутом 70-м году, римскими императорами Иерусалим был уничтожен. Мало того, что разрушили все здания в этом городе, распахали плугами всю землю, чтобы даже памяти об Иерусалиме не осталось. Потом, на месте Голгофы, усердием иудеев была сделана общественная помойка, смрадное и зловонное отхожее место, чтобы тем самым показать их отношение ко Христу. Потом уже на этом месте было построено языческое капище, в котором приносились безумные, дикие и чудовищные жертвы языческим богам.

Святая равноапостольная Елена была в огромном затруднении: Где это место, где место крестной смерти Спасителя Господа Иисуса Христа? Она спрашивала, она пыталась находить хоть какие источники, которые могли бы показать ей это место. Но все свидетельства были очень условны и приблизительны, но кто-то указал ей на некоего старого, почти столетнего иудея, о котором говорили, что он точно знал место крестной смерти Спасителя. Царица повелела привести его. Тот наотрез отказался говорить, тогда она применила, не назову их естественными, но в то время очень узнаваемые средства, пытки. Тот был вынужден показать место, на котором страдал Христос.

К тому времени эти места опять превратились городскую свалку и помойку. Никто не мог проходить мимо этого места, не заткнув нос. Так постарались и поусердствовали ненавидящие Христа, чтобы это место было опоганено и обезображено. Опять же, возвращаюсь к тому, о чем уже было сказано, кто из вас имел возможность быть на Святой Земле, в Иерусалиме, конечно же, не могли не быть в храме Гроба Господня, который совершенно необыкновенен по своему архитектурному решению — сооруженном в нескольких уровнях. Внизу там мы видим место, на котором царица Елена обрела Крест, то есть, событие сегодняшнего дня. Она стояла на возвышенности и бросала золотые монеты, а чернь разгребала все завалы, мусор, хлам, грязь, скверну, городские помои, и, мало по малу это место было очищено от всех городских отходов и исторического слоя, который образовался за три века. И когда все это было очищено, увидели три креста. Мы знаем с вами подробности этого удивительного и необыкновенного чуда, которое явило Живоносное Древо Крестное, обретенное вместе с крестами, на которых были распяты два разбойника.

Сегодня я задумался об этом, и многое поражает в сегодняшнем дне, многое поражает в подробностях сегодняшнего праздника. Но я почему-то задумался о том, какое дерзновение имел, даже не святая равноапостольная Елена, ей особая честь, особое величание, но какое дерзновение, какую необыкновенную веру имел патриарх Иерусалимский Макарий, присутствовавший при этом? Помните, каким образом удостоверились в том, какой из обретенных крестов принадлежал Христу? Неподалеку шла похоронная процессия, и патриарх властно повелел этой процессии остановиться и поочередно прикладывать к усопшему покойнику три обретенных креста. Мы знаем с вами, что при прикосновении двух крестов, ничего не произошло, а при прикосновении третьего креста, мертвец ожил. То есть, Спаситель Господь, распятый на сем дреме, даровал эту мощь, эту силу, эту необыкновенную непобедимую силу древу, на котором Он благоволил принять крестную смерть. И мертвец восстал, воскрес.

Я хочу поделиться своим впечатлением от размышлений на эту тему. Заметьте, какую нужно иметь веру, чтобы не усомниться в том, что тот Крест, который поистине Христу принадлежал, он и будет чудотворить? Это вера пророка Илии. Помните, как Илия сказал языческим жрецам: Давайте испытаем, какой Бог истинен, ваш Ваал, или мой Бог, Живой Бог, Которому я служу? Соорудите свой жертвенник, а я сооружу свой, и будем молиться. Чей Бог ответит с неба огнем, тот Бог и есть истинный Бог. Сказать, конечно, можно, это очень эффектно и очень красиво. Но что за этими словами? Помните, до полудня бесновались жрецы Вааловы, рассекали себя в кровь, крича: Ваале, услышь нас. А Илия ходил и посмеивался: Вы громче кричите, он ведь бог, быть может он уснул, или в дороге и ему сейчас ни до вас? Вы громче кричите. А те бесновались, но, как мы знаем, ни до чего не докричались, безумный и бездушный Ваал, которому они служили, безмолвствовал. А Илия воскликнул и воззвал: Господи, услышь меня ради народа Своего и ради правды Своей. И огнем сошел Господь и попалил не только жертвенник, но и камни жертвенника и все в прах превратил.

Вот такое же дерзновение имел и патриарх Макарий: Возлагайте обретенные кресты на покойника. Разве мыслимое это дело, разве можно себе это представить? Ты хоть закричись, что угодно делай, как ты поднимешь мертвеца из гроба, ибо это невозможно. Но для Бога нет ничего невозможного. Действительно, это все очень созвучно с теми словами, которые Господь говорит в Евангелии: Если ваша вера будет хотя бы с горчичное зерно, и вы скажете горе сей: Поднимись и ввергнись в море, – будет по слову вашему. Если мы к себе эти слова применим, то если наша вера должна быть как зернышко горчичное, то наша вера горами бы двигала. Но значит, и крупицы этого зернышка нет в нас — таковыми мы с вами являемся.

А вера этих, действительно, дивных столпов Православия, поистине горами двигала, она мертвецов воскрешала. С одной стороны, Всемогущий и Всеспасающий Господь силою Честного Креста Своего, спасающий и воздвигающий от смерти к жизни. С другой стороны, необходима и человеческая, столь же величайшая вера, которая ни в чем не могла усомниться. Вот таковой верой обладал патриарх Макарий, бывший при этом дивном событии.

Когда же эта весть облетела город и окрестности, весть, что мертвец восстал от прикосновения ко Кресту, тогда весь город собрался вокруг поруганного, оскверненного, но, вместе с тем, святого места. И народ, жаждавший хотя бы издали увидеть Крест, на котором страдал Спаситель мира, стал обступать со всех сторон это святое место. По невозможности от огромного количества людей это осуществить, патриарх стал поднимать Крест, начал воздвигать его, по-славянски, отсюда и название сегодняшнего праздника, Воздвижение, на четыре стороны, и осенять крестом народ Божий, непрестанно восклицавший: Господи помилуй.

Это особенно выражено в архиерейском Богослужении, когда совершается чин воздвижения креста Господня. Наверняка, многие из вас бывали на архиерейской службе в канун Воздвижения Честного Креста. Владыка или Святейший Патриарх воздвигают крест на четыре стороны храма, при многократном пении хором: «Господи, помилуй», тех слов, которые произносили люди, благоговея, что взирали на Живоносное Древо Спасителя мира.

Это и составляет предмет сегодняшнего праздника, сегодняшнего всецерковного воспоминания. На месте обретения Креста Господня, это очевидно и совершенно понятно, святой царицей Еленой был воздвигнут храм в честь Воскресения Христова, где средоточием и сердцевиной храма является Кувуклия, часовня, покрывающая Живоносный Гроб Господень, в котором был положен Спаситель мира Христос.

Возвращаясь к тому, о чем я уже шла речь: те из вас, кто имел возможность быть в храме Живоносного Гроба Господня, в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, представляют это себе, что, входя него, мы почти сразу видим Кувуклию, а поднявшись вверх, мы поднимаемся на Голгофу, где стоял Крест, на котором умер крестною смертью Господь наш Иисус Христос.

Это, наверное, единственный храм на земном шаре, который так сооружен и так устроен, потому что охватывает собою все основополагающие, послужившие нашему спасению места — Голгофу, Гроб Господень, место, на котором стояли Божия Матерь с апостолом Иоанном Богословом, где Господь со Креста сказал им, поручив Матерь Божию ученику, произнеся: Се Мати твоя. И усвоив весь человеческий род Ее заступничеству, сказав: Жено, се сын Твой. А также, воспоминаемое сегодня место Воздвижения Креста Господня.

Вершина Голгофы покрыта как некой царской короной, храмом, который все эти святыни охватывает собой.

Сегодня мы с вами имеем возможность, поклоняясь святому Древу Крестному, которое возлежит посреди храма Божьего, прикоснуться к тем святыням, которые мы воспоминаем и о которых говорим. Но для нас важно не столько археологическое и архитектурное прикосновение к этим святыням, сколько прикосновение духовное. Потому что мы, лобызая Древо Крестное, воистину лобызаем пречистые язвы Спасителя и просим, чтобы Господь даровал нам прощение всех наших грехов, искупив нас Своею Животворящей Кровью. Чтобы Господь помиловал нас и соделал наследниками той радости, ради которой Он сошел в это мир, принял естество человеческое, взошел на Крест и умер на Кресте за грехи всеродного Адама, умер за грехи всего рода человеческого и тридневно Воскрес от мертвых.

Это все является главенствующим и основополагающим для нашей человеческой жизни, чтобы всегда помня это, мы осознавали, какою ценою куплена наша вечная жизнь и наша вечная свобода во Христе. Чтобы мы чуждались и гнушались греха. Чтобы в нашей жизни грех был неспособен отлучить нас от любви Божией яже во Христе Иисусе Господе нашем.

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с этим торжеством, двунадесятым праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Мы знаем с вами, что несмотря на то, что праздник Господский, праздник великий, праздник осмысливающий многое в нашей жизни, в свою очередь, он является днем скорби, днем плача и сетования о грехах наших. Сегодня за Литургией в Евангелии мы вновь слышали события, которые пересказывал нам евангелист Иоанн Богослов, касающиеся именно страданий Христовых, Его распятия на Кресте, и потому сегодняшний день является днем строгого поста. Сегодня мы постимся ради значимости и сокровенного содержания события сегодняшнего праздника, о котором мы сегодня слышали, что и составляет предмет нашего всецерковного торжества и празднования. Аминь.