Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее евангельское повествование, дорогие братья и сестры, говорит нам прямым, не прикровенным образом о том, каким должен быть каждый из нас, и как вести себя каждому из нас в окружающим нас мире. Впрочем, Господь говорит об этом за каждой Божественной Литургией словесами Божественного Евангелия, но сегодня апостол и евангелист Лука говорит настолько откровенно, настолько прямолинейно, что, казалось бы, это так доступно для восприятия, и что могло бы быть настольно простым для исполнения каждому из нас. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». — Это настолько банально, – скажет каждый из нас, — это настолько очевидно, что даже не требовало особого напоминания о себе.

Человек с чистым сердцем, впервые услышав эти евангельские слова, мог бы быть устыжен ими, в том смысле, что он раньше не мог этой очевидной вещи, этого очевидного и непреложного закона понять. Это ведь так просто, ведь даже люди, незнающие Бога, незнающие Христа, абсолютно далекие от какого бы то ни было религиозного переживания, и те, прекрасно понимают, что это непреложный закон — как хочешь, чтобы с тобою поступали, так и ты поступай. Это непреложная аксиома, не требующая доказательств. Но вместе с тем, мы все, прекрасно зная эти слова, и даже не потому, что многократно слышали в их Церкви и читая их в Евангелии, (мне думается, не один десяток раз каждый здесь присутствующий прочитал Священное Писание, по крайней мере, мне хочется так думать, и я, надеюсь в этом не ошибаюсь). Но, не смотря на эту очевидность, мы понимаем, как сложно это исполнить.

Мы все прекрасно понимаем, что как мы поступаем к тому или иному человеку, так и к нам будут относиться. Но, однако же, мы очень часто поступаем совершенно иначе. Но если мы за аксиому принимаем эти слова, прозвучавшие во всеуслышание за сегодняшней Божественной Литургией, то мы должны понимать, что если мы поступаем дурно, скверно, подло, низко, то точно также и к нам будут относиться люди, окружающие нас, точно также и они будут воспринимать нас с вами. Вот в этом смысле сегодняшнее евангельское повествование замечательно, потому что еще и еще раз напоминает нам о том, какими мы должны быть.

И дальше Господь продолжает Свою мысль. Эти слова взяты из Нагорной проповеди, с этого, собственно говоря, начинается общественное служение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Господь научает людей самым элементарным, самым естественным вещам, а потом уже говорит о более сложном. И в частности: Какая вам благодарность, в этом смысле более предпочтителен славянский перевод, какая вам благодать за то, что вы любите любящих вас? И язычники, и грешники точно также поступают.

То есть, любить любящих нас, любить родителей, любить своих детей, любить тех, кто любит тебя — это естественно, в этом никакой нравственной заслуги нет. Разе мать может не любить своих детей? Я не говорю о каких-то уродливых исключениях из правил. Мы говорим о естественном законе, который Бог вложил в материнское сердце, родительское сердце, сердце детей. В особенности, кончено, радетельское сердце, потому что дети не могут так любить своих родителей, увы, как любят их родители. Но так Господь судил. Наверное, стоит сказать, что Господь по некоему подобию Своих отношений с людьми создал таковым закон взаимоотношений родителей и детей. Как мы не способны так любить Бога, как Бог любит нас. Даже если бы нам хотелось, даже если бы мы всем своим существом желали бы Бога любить, как Он нас любит, у нас бы ничего не получится, потому что Его любовь беспредельна, безгранична, она не перед чем не останавливается. Каким-то образом материнская любовь, родительская любовь может быть неким отблеском той полноты Божественной любви, каковую Господь к каждому из нас имеет.

Так вот, заслуги в том, что мы любим любящих нас нет, поэтому Господь говорит: Какая вам за то благодать, какая вам за это благодарность? И грешники, и мытари, и все неверующие и не знающие Бога так поступают. Мало того, даже в мире животных и то, это является естественным законом. Если бы кому-то захотелось бы разорить гнездо с птенцами, то наверняка птица-мать кричала и била бы по лицу разорителя своими крыльями. Это естественно — она защищает своих птенцов. Неужели медведица, медвежат которой пытаются похитить из берлоги, не восстанет против разорителя? Это естественно, это закон, материнский закон – защищать дите свое. Есть ли в этом нравственная заслуга – нет, это естественный закон, если хотите, инстинкт.

Вот также если мы любим любящих нас, нам нет никакой за то благодарности, награды и благодати. И далее, Господь говорит совершенно необыкновенные слова, слова, вообще неподъемлемые для естественного человеческого разумения. — А Я говорю вам, — вещает Христос, — любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за творящих вам напасть. Вот это — кардинальная и принципиальная разница христианского понимания отношения к окружающей действительности от любых других религиозных представлений, какими бы они не были возвышенными и благородными. Только лишь христианство настаивает на этом — любить врагов своих.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов именно об этом говорит: Кто не любит врагов своих, то еще не познал Бога. Давайте эти слова отнесем к себе, насколько мы с вами в этом случае познали Бога? Любим ли мы, соответственно, своих врагов, проклинающих нас, творящих нам напасти? Я думаю, в этом смысле, мы еще не начинали быть христианами, поскольку наше Христоименитое звание должно заключаться не только в том, что мы каждое воскресение ходим в храм, хотя, кончено же, слава Богу, это уже серьезное свидетельство нашей верности Христу. И не только в том заключается наше христианство, что мы стараемся исполнять молитвенное правило утром и вечером и творить какие-то добрые дела. Это все замечательно, необходимо и важно, но если у нас нет любви к нашим врагам, и это не мое досужее мнение, это свидетельство глаголов Божиих, то мы с вами еще не познали Бога.

Как можно любить врагов своих? Как можно приказать себе любить врагов или произнести столь противоречивую фразу: Я люблю тех, кто меня ненавидит. Это же не какой-то выключатель, тумблер, который в одном положении любит, а в другом положении – не любит. Захотел включил, захотел выключил. Нет, это — подвиг, подвиг всей жизни – научиться любить своих врагов. Если мы этому не научимся, то мы не сможем быть по-настоящему последователями Христа, не сможем быть христианами. Как бы неподъемно, как бы невыносимо, как бы невозможно ни казалось нам исполнение этой заповеди, мы знаем, что Бог ничего непосильного, ничего сверх сил нам не дает, лишь то, что способно и посильно понести каждому из нас. И следовательно, мы должны с вами, дорогие братья и сестры, положить усердием всей своей жизни научиться любить своих врагов.

Помните, у апостола Павла есть такое рассуждение, он говорит о том, что ему приставлен пакостник плоти, ангел сатаны, который пакости ему творит, он три раза просил удалить его от него. Златоуст объясняет, почему три раза. Потому, что три раза означает, число постоянства, то есть, он постоянно просил Бога о том, чтобы Господь отнял этого пакостника плоти от него. Святой Златоуст объясняет, кто этот пакостник. И в одном из своих посланий апостол Павел упоминает о нем, говоря: «Александр медник много зла сотворил мне». Он не объясняет что творил некий Александр, он подразумевает, что творил множество гадостей, пакостей и всяческих мерзостей.

А что ему отвечает Господь, что ему отвечает Божеский ответ? Христос говорит: Довольно тебе той благодати, которую ты имеешь, ибо Моя сила в немощи совершается. То есть, другими словами Господь говорит: Не отниму я у тебя этого пакостника, пусть он творит тебе пакости, а ты терпи и возрастай в этом терпении, и, возрастя в нем, ты приобретешь ту мзду небесную, которую я тебе вручу. Вот в этом смысле, Господь каждому из нас без исключения в той или иной форме дает некоего пакостника плоти, который пакости нам творит. У каждого он есть. Это может быть какой-нибудь сослуживец, какое-нибудь ничтожество, которое пишет доносы, клевещет, наушничает начальнику, это может быть кто угодно. Это могут быть болезни, это могут быть иные многоразличные скорби, но пакостник плоти есть у каждого. Мы, порой, говорим: Господи, я уже не могу, мне уже не по силам… Но, поверьте, это нам так кажется. Если бы не было бы никаких сил, то Господь тут же бы отнял этого пакостника, но поскольку он есть, то и силы у нас есть, и мы должны это нести безропотно, не сокрушаясь.

Есть замечательный документальный фильм об Афоне, он называется «Где ты Адам?». Это фильм об Афонском старце Григории, настоятеле монастыря Дохиар, он умер недавно. Этот старец говорит необыкновенные слова: Если бы мы понимали, что такое поношение от врагов. Если бы мы знали, что такое нести злословие напрасно. Мы бы благодарили Бога за это неизреченный дар, за то, что нас злословят, поносят, клевещут — это такая милость Божия. Вы даже себе представить не способны, что значит нести поношение, злословие и клевету, потому что тем самым Господь нам дарует быть уподобленными Ему. Вы слышите, нам Господь дарует за то, что мы чуть-чуть потерпим злословие и чью-то клевету, Он нас Себе уподобляет, потому что Он Сам был поношаем от всех, вознесен на крест и умер на кресте.

Вы понимаете, какая милость Божия, – говорит афонский старец, — что значит нести поношения? Выше этого ничего нет. Вы знаете, как меня злословят? – спрашивает старец Григорий.

Я, к сожалению, не видел это старца, но знаю людей, которые его видели. Такой дивный старчик. Похож на преподобного Сергия. Помните, как князь приехал в Троицкую обитель, а там какой-то монах ковыряется на грядках, такой убогий, в заштопанном, в выцветшем до невозможности подряснике. Князь спрашивает: где Сергий? А тот отвечает: я — Сергий. А князь прогнал его как самозванца, а это и был преподобный Сергий, которого князь прогнал прочь. Вот также и старец Григорий, который говорил: «Вы знаете, со мной многие вообще не здороваются, чего только про меня не говорят, я такого о себе наслушался. Слава Тебе Господи, благодарю Тебя за этот великий дар».

Вот такое отношение к врагам? Хотя, по большому счету, у нас врагов нет и быть не может. У нас есть только один враг, апостол Павел говорит о нем: Наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной. Только дьявол нам враг, все остальные такие же существа по образу и подобию Божию, наши братья во Христе или во Адаме, по крайней мере. Но, тем не менее, Господь говорит: Любите врагов ваших. Он говорит не о диаволе, мы не можем и не должны его любить, а о людях, которые творят нам напасти, которых мы называем врагам. Их мы должны любить и должны научиться их прощать.

Помните, как преподобный батюшка Серафим, когда его избили крестьяне из близлежащей деревни, которым подумалось, что у этого старика, к которому приходят люди со всей Руси, наверняка несметные богатства. Конечно же, все знают эту историю. Они пришли к преподобному, а он жил в убогой клетушке на задворках монастыря. Его избили, ребра поломали, череп проломили, он после этого так и не оправился. Есть известное прижизненное его изображение, где батюшка Серафим изображен сгорбленным, почти к земле приникшим, хотя он был некогда богатырского телосложения. Прохор Мошнин, как его звали до монашества. Его так избили, что он не оправился от побоев. А в его келии нашли всего то на всего несколько картофелин и старое Евангелие, которое он прочитывал в течение всей недели. Вот и все, больше ничего не было. Они сбежали, их очень скоро нашли и привлекли к суду. Их ждала многолетняя каторга за учиненный разбой, а преподобный сказал: Если тронете их и накажете, я уйду из монастыря. А в то время, преподобный таким авторитетом пользовался, что тех простили и оправдали. Потом Господь Сам посетил их, но это уже другой вопрос.

Господь говорит нам всем: Мне отмщение, Я воздам. Не надо никому мстить, не нужно никому отвечать словом на слово или делом за их дело, оставьте это на суд Божий. Я думаю, каждого из нас в той или иной степени это касается. Оставим все на праведный суд Божий, или скажем по-другому: Оставим это на милосердие Божие. Как Господь решит, так пусть оно и будет. А мы должны научится немстительности, незлобивости, прощению и молитве за этих глубоко несчастных людей. И вот тогда, мы будем сынами Отца нашего Небесного, – говорит нам Господь: Если мы научимся этой самой величайшей науке из наук – любить своих врагов, благословлять проклинающих нас и молится за творящих нам напасть. Как бы это не казалось нам невозможным и непосильным, Господь от нас этого требует.

И заключая сегодняшнее повествование, Спаситель говорит: Будьте милосерды, так как Отец ваш Небесный милосерд есть. А евангелист Матфей, говоря о том же самом, в пятой главе своего Евангелия, говорит немного по-другому: Будьте совершенны, как и Отец ваш совершен есть.

Вот к чему мы призваны – к совершенству, уподобляющему нас Отцу Небесному. Это то, к чему Господь уготовил каждого из нас. И посему, помоги нам Господи в своем усердии шествовать путем Христовым и быть совершенными, как и Отец наш совершен есть. Аминь.