Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором. Вчера мы с вами, дорогие братья и сестры, произносили эти слова перед началом Всенощного Бдения, читая акафист Покрову Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Я задумался о вполне узнаваемом и часто употребляем слове, которое все мы произносим по разного рода поводам и случаям. Мы часто произносим слово «покровительство». Покровительство может быть разного рода, и оно объединяет в себе совершенно разные понятия. Корень этого слова – покров. Покров — это покрывало, а с другой стороны, это и предстательство и заступничество. И вот, Матерь Божия являет Собой покровительство всего рода человеческого, она всех нас покрывает Своим покровом, что мы видим, взирая на иконописный образ сегодняшнего праздника. Свое покрывало, которое Она сняла со Своей главы, Она простирает над всеми молящимися во Влахернском храме.

Кончено же, это гораздо шире и значительнее, чем то, поскольку Она покрывает Своим молитвенным Материнским заступничеством весь род христианский, всю землю. И все те, кто обращается к Ней, знают и несомненно уповают на то, что Она не оставит беззащитными и неуслышанными всех, обращающихся к Ней. Оттого, мы обращаем наши молитвы особенно к Ней, Царице неба и земли, твердо и несомненно уповая на покров Ее Материнского заступничества и молитвенного предстояния у Престола Сына Ее и Бога нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Нам всем знакомы, дорогие братья и сестры, исторические подробности этого праздника. Это событие произошло в десятом столетии, в Константинополе. На окраине этого города есть местечко, называемое Влахерны, где и располагался и до сегодняшнего дня сохраняется, конечно же, многократно перестроенный от разрушений, воздвигнутый храм в честь этого дивного события и тех живых заступничеств, которые являла Матерь Божия в многовековом историческом пространстве, защищая Константинополь от неминуемой погибели. Одним из этих событий является событие, которое сегодня собрало всех нас под сводами сего храма Божия. Так вот, в десятом столетии, сарацины окружили Константинополь, и когда не было никакой человеческой способности сопротивляться беспощадному, неумолимому и непобедимому доселе врагу, народ обратился к Богу, поскольку все человеческий силы оскудели, и не было никакой способности что-либо изменить в надвигающемся скорбном обстоянии. Весь город собрался в том местечке, Влахерны, в совсем небольшом храме.

Конечно же, весьма и весьма немногая часть людей могла находиться в самом храме. Остальные люди находились и заполняли близлежащие улицы и площади. Почему именно этот храм был избран, хотя в Константинополе было множество прочих святынь? Например, Святая София, казалось бы, могущая вместить в себя до десятка тысяч человек. Однако же, люди собрались не в больших храмах, как в Софии или подобном ему храме Двенадцати Апостолов, который был разрушен до основания, где покоились мощи всех двенадцати апостолов, кроме Иоанна Богослова. Не в этих храмах собрался народ для дерзновенного моления ко Пресвятой Богородице, а в небольшом храме во Влахерне, ибо этот храм вмещал в себе величайшую святыню – ризу Царицы Небесной, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В этом храме совершалось Всенощное Бдение в буквальном смысле этого слова: всю ночь продолжалось богослужение. В храме находился император Лев Мудрый и его супруга, императрица Зоя, в этом храме находился и патриарх Тарасий, их окружение, свита и вельможи. И вот, во время совершавшегося Богослужения, вдруг явилось чудесное заступничество Царицы Небесной. Каким-то образом здесь, среди этих великославных и великоименитых людей оказался юродивый. Наверное, он потому и оказался там, поскольку славился святостью и особенным почитанием не только обыкновенных людей, но и власть имущих и сильных мира сего. Сам император весьма почитал этого юродивого, этого блаженного, которого все знали в городе, и встреча с ним, как многие говорили, обещало радостное известие и утешение. Поэтому, блаженного Андрея почитали за святого угодника Божьего. Наверное, поэтому и для него было место в том Влахернском храме вместе с императором и патриархом.

В четвертом часу ночи, уже ближе к утру, вдруг, Андрей воскликнул своему собрату и ученику Епифанию, с которым разделял молитвенные труды и бдения, что он узрел распростертые небеса и увидел, что купол храма как бы разошелся, и в этом дивном расступившимся храмовом пространстве им открылся неизреченный Божественный свет. Андрей воскликнул Епифанию: Видишь ли ты то, что вижу я? На что Епифаний с благоговейным трепетом отвечал: Вижу, отче, и ужасаюсь. И было от чего ужасаться немощному человеческому сердцу, поскольку они узрели шествующую по воздуху Царицу Неба и земли Пресвятую Владычицу Богородицу и Приснодеву Марию, распростиравшую на Своих поднятых руках покров, покрывало, по-гречески называемое мафорий. От сюда берет называние части архиерейского облачения — омофора. Пресвятая Богородица простерла Свой покров, Свое головное покрывало над людьми, находящимися в храме.

Самую Матерь Божию обступал необозримый и неисчислимый сонм святых угодников Божиих. Блаженный Андрей увидел среди них Иоанна Предтечу, сопутствовавшего Царице Небесной, апостола Иоанна Богослова и прочих апостолов Христовых, и многих и многих угодников Божиих, в ликостоянии ангелов сопровождавших Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, Деву Пречистую Богородицу. Это видение, дивное и необыкновенное, они лицезрели и видели.

Заметьте: ни славные мира сего, ни император, ни императрица, ни патриарх, который впоследствии был прославлен в лике святых, ни прочие люди не видели этого, а увидели два простеца, два убогих немощных человека, юродивых, которым Господь ради их смирения, ради святости их жизни, ради необыкновенного образа их жизни даровал дивное откровение и уверение в том, что Господь, молитвами Своей Пречистой Матери, спасет и помилует их город в очередной раз. Так и произошло. Город был спасен, хотя, повторяю, не было никаких сил сопротивляться грозному и неумолимому врагу. Но Матерь Божия вновь явила Свое заступничество и покровительство. Враг был устрашен дивным, необыкновенным и необъяснимым посещением Матери Божией, и был вынужден бежать прочь, ужаснувшись ведения, которое узрели. Таким дивным и необыкновенным образом Матерь Божия явила Свое заступничество Константинополю.

Мы знаем, что у греков этого праздника нет. Этот праздник наши благочестивые русские предки приняли практически вместе со своим крещением, и это был один из тех праздников и торжеств, который вошел в сознание еще только что крестившегося русского народа. Это событие так отразилось в сознании русского сердца, что этому празднику посвящали и посвящают многие храмы и монастыри, и этот праздник, как мы видим, милостью Божией, имеет особое значение для всех нас. Этот праздник наравне с двунадесятыми торжествами празднуется русским народом. Хотя, и не является двунадесятым, но особенно близок и дорог нашему сердцу. Быть может, потому что Андрей, Христа ради юродивый, по своему происхождению был славянином. Некогда он был пленен и после, так и остался в Константинополе. Может быть, это особенное родственное чувство расположило русских людей к тому, чтобы этот праздник вошел в сердце и сознание нашего христианского понимания заступничества Царицы Небесной, Матери Божией.

Объяснением же того, почему у греков это праздник особенно Богослужебно не выражен, хотя, в ныне существующем Влахернском храме, в притворе установлен замечательный дореволюционный образ Покрова Пресвятой Богородицы, вероятно, принесенный нашими благочестивыми предками еще до революции в Константинополь, куда устремлялись толпы многочисленных паломников. Так вот, объяснением, думается, является то, что событий, подобных сегодняшнему празднику в Константинополе было столько, что они неисчислимы и их невозможно охватить всеми  Богослужебными торжествами.

Для нас это событие, выходящее за границы человеческого понимания, а для них, тех православных греков, это было одно из, не скажу рядовых событий, но, по крайне мере, событий повторяющихся, которые свидетельствуют и подчеркивают особую близость Царицы Небесной, Матери Божией, к православному народу. В этом смысле, для них это одно из очередных свидетельств покровительства Царицы Небесной, а для нас событие, связывающее нас и с православным Константинополем, и, самое главное, связывающее нас с Царицей Небесной, ибо в этом мы видим особый залог Ее Материнского заступничества и покровительства.

Сей праздник научает нас очень и очень многому, дорогие братья и сестры. В первую очередь, скажем о том, что мы должны черпать из тех событий, Церковью празднуемых и предлагающих нам для сомолитвенного торжества и празднования. Что мы могли бы применить к собственной жизни.

Когда нас постигают скорби или постигают болезни, где нам искать утешения и где нам искать помощи, как не в храме Божьем? Чему нам является ярким примером народ константинопольский, видящий неминуемую гибель, и не устремившийся прочь из города спасать свою жизнь в иных местах, а поспешивший в храм Божий, чтобы там черпать всемощную благодатную Божественную помощь и молиться Царице Небесной, дабы Она явила Свое заступничество и покровительство. Мы видим, что они не были посрамлены в своем уповании, а Матерь Божия, дерзновенно предстоя Престолу Благодати, умолила о спасении людей, живших в Константинополе.

В ком, как не в Ней, Царице Небесной черпать нам духовную поддержку и подкрепление, когда мы испытываем жизненные невзгоды и треволнения? Обращаясь к Ней, мы несомненно знаем, что и сегодняшний день, и иные многочисленные события, связанные с Пресвятой Владычицей Богородицей и Приснодевой Марией, являются ярким подтверждением и свидетельствуют, что молитва к Царице Небесной, молитва к Матери Божией, никогда никого не оставит неуслышанным, и ими же веси судьбами, Господь дарствует по Ее Материнскому заступничеству и ходатайству спасение тому, кто нуждается в этой помощи, и просит Ее о дерзновенном Ее Материнском заступничестве.

Все это объединяется сегодняшним праздником, братья и сестры, а посему, какие бы жизненные невзгоды нас не посещали, мы должны всегда твердо и несомненно уповать, что все, происходящее с нами, происходит по всеблагому Промыслу Божьему. И даже если попускаются нам скорби и невзгоды, мы знаем, что, обращаясь ко Христу, Его Пречистой Матери, к Его святым угодникам, посещая храм Божий, который есть Небо на земле, Он непременно поможет нам и изведет нас из той жизненной невзгоды, в какую попустил нам попасть ради грехов наших и беззаконий.

Празднуя сегодня честный Покров Царицы Небесной, мы все, дорогие братья и сестры, обращаемся к Ней, Царице Неба и земли, чтобы Она и нас покрыла Своим покровом, чтобы Она вознесла наши немощные молитвы ко Престолу Божьему и Господь да сохранил нас в сей юдоли плача и скорби сохраненными от всякого зла. А самое главное, чтобы Она соделала нас Своими молитвами, Своим заступничеством и ходатайством причастниками вечной жизни и царствия Сына Ее и Господа Бога нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.