Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, позволяет нам вновь перенестись в пределы древней Палестины, и устами святого апостола и евангелиста Луки вновь узреть чудо, которое Спаситель мира Господь наш Иисус Христос совершил вблизи небольшого и малоизвестного города Наина, из которого выходила похоронная процессия. Наверняка, этот город был незначительным, поскольку он ни разу не упоминается, кроме события, о котором сегодня идет речь в Священном Писание. Этот город мало что из себя представлял, наверное, не представлял особой значимости в глазах многих и многих людей, но для Господа любая человеческая душа бесценна, и для Господа нет разницы, огромное ли это пространство, наполняемое людьми, либо это незначительные пределы, где тоже живут люди. Любой человек, любая человеческая личность для Него бесценна, и ни с чем она не сравниться в глазах Божиих. И поэтому, Господь ныне выбирает не путь, ведущий в какой-то большой город, а выбирает это незначительное селение, из которого, повторяю, выходит Ему навстречу похоронная процессия.

Сердцеведец Господь Спаситель знает, куда Ему идти и знает, где Он нужен более всего. Кончено же, не совсем корректно звучит то, что я сейчас произнес, потому что Господь вездесущ, Господь взирает на любую человеческую мольбу, на любое человеческое горе, где бы человек не находился, сколько бы людей не страдало, Господь ведает и помнит о каждом из нас. И вот здесь Господь идет навстречу этой скорбной похоронной процессии, где на смертном одре возлежит молодой человек, юноша, и его хоронит мать, вдовица. Что может быть страшнее человеческого горя, какое еще может быть человеческое горе, которое превышает ту скорбь, которую испытала эта несчастная женщина? Она вдовица, то есть, она потеряла своего мужа, и сейчас она хоронит своего единственного сына. Ничего страшнее, наверное, для себя представить невозможно и немыслимо. И вот, именно эту картину мы сегодня видим в евангельском повествовании, именно сюда спешит Господь, чтобы утолить эту, казалось бы, неутолимую человеческую материнскую скорбь.

Господа окружали не только ученики, но и люди, которые толпами шли за Ним. Мы знаем, что в Евангелии это не единожды упоминается. Какое количество людей шло за Христом, это были даже не сотни, а тысячи людей. И вот, толпа людей, чающая Христова утешения, идет, следует за Христом, внемля Его Божественным глаголам. И навстречу Христу и этому многочисленному людскому сонмищу идет другая людская толпа, скорбная процессия, хоронящая юношу. И вот, Господь, как власть имущий, приближается ко гробу умершего и властно повелевает сначала матери. Мы, когда говорим с вами на эту тему, всегда обращаем внимание на Божественное всемогущество Христа, потому что Он говорит не так, как сказали о Нем многие люди в Евангелии, что Он говорит не так, как говорят книжники и фарисеи, а как власть имущий. Господь поистине всецело власть имущий.

И Он говорит этой женщине то, что она наверняка многократно слышала в эти страшные переживаемые для нее дни. Ей многие говорили: Не плачь, успокойся, перестань рыдать, слезами горю не поможешь. Обычно так мы говорим, утешая близких нам людей или людей, которые на нашем жизненном пути встречаются и которые испытывают те или иные жизненные скорби. Наверняка, эта женщина многократно слышала эти слова. И тем не менее, Господь властно повелевает ей. Не как все эти люди, не как все мы. В книге Иова многострадальный Иов говорит, и эти слова каждый из нас может применить к себе: «Жалкие вы утешители». Даже не потому, что не хотим сострадать и сопереживать человеческому горю, а потому, что мы не способны кроме стандартных обыденных фраз и слов, ставшими уже привычными и обыденными, ничего другого сказать в утешение. Ничего другого не можем сделать.

А здесь Господь говорит совершенно иначе. Он говорит, повторяю еще раз, как власть имущий, как имеющий власть над жизнью и смертью: — Не плачь, – говорит Христос этой женщине. Что значит не плакать, как мать может не плакать у смертного одра своего ребенка, у бездыханного тела своего единственного сына? Это все, что у нее было, это осмысливало и наполняло содержанием все ее существование, а ей говорят: Не плачь. Но она в этом голосе, в этих словах, в этой интонации слышит совершенно иной призыв, нежели то, что она слышала доселе. Она слышит Того, Кто поистине имеет власть говорить так. А потом уже, обратившись к одру, к этому бездыханному телу, возгласил: Юноша, тебе говорю, восстань. И покойник, мертвец восстал из мертвых, ибо он тоже был неспособен противиться тому властному голосу, который повелел ему восстать от смертного одра, потому что здесь Тот, Кто имеет власть над жизнью и смертью.

Мы, наверное, с трудом себе можем представить себе реакцию людей, на глазах которых все это произошло. Они лишь восклицали: Дивный пророк явился в нашем народе, и Бог посетил народ наш. Этими словами заканчивается сегодняшнее евангельское повествование о воскрешении сына Наинской вдовы. Это удивительное повествование передает нам евангелист Лука. Мы несколько раз соприкасаемся на страницах Евангелия с тем, как Христос являет Себя поистине Всемогущим Творцом и Господом, ибо Он возвращает от небытия к бытию жизнь человека от смерти, уже схватившую цепкими руками человека как свою жертву. Господь повелевает самой смерти. Она беспомощна, она не способна противоречить Тому, Кто является властным и над нею. И юноша воскресает, юноша восстает также, как по всемогущему слову Божьему Он воскресил дочь Иаира, начальника синагоги, когда все смеялись, злословили и ругались Христу, когда Он сказал: Девица не умерла, но спит.

Мы очень много знаем, мы знаем, что многое непоправимо, а Господь знает совершенно иначе, знает не так, как мы знаем. Если Он повелевает тому или иному действию Своей Божественной властью совершиться, оно поистине совершается, и ничто не способно противоречить и возражать всемогущей творческой деснице Божией. Еще одно место в Евангелии есть, которое, конечно же, мы не можем обойти вниманием, это воскрешение Лазаря. Когда Господь восставляет из мертвых четверодневно умершего, повелевает восстать уже разлагающемуся и смердящему мертвецу, как о нем говорят его сестры Марфа и Мария. Тем не менее, Господь повелевает смерти, и она и здесь беспомощна, она и здесь бессильна и ничего не способна сделать своей, казалось бы, неумолимой и бесповоротной властью. Господь повелел, и все отступило, сама смерть отступила от ей свойственных законов, потом что Бог Всемогущ.

Вот это удивительное свойство Божественной любви, потому то мы прежде всего ее обнаруживаем в любом чуде, которое совершается на страницах Евангелия. Но не только милосердие и сострадание Христа является единственной причиной, которая побуждает Его совершать чудеса и исцелять людские сердца от того горя, которое они испытывают. Есть еще ряд причин, по которым Господь совершает чудеса на страницах Евангелия. Еще раз запомним: первое — это сострадание, Его бесконечная любовь, Его безбрежное человеколюбие к каждому из нас. Второе –это то, что Христос этими живыми действиями Божественной благодати уверяет людей в Своем Божественном достоинстве и Своем Божественном всемогуществе, ибо Он Всемогущий Бог. Это, прежде всего, должно войти в сердца людей, которые являются очевидцами и свидетелями того, что Господь совершал на их глазах.

И это тоже не единственное, почему Господь совершает эти дивные, Божественные, Ему лишь свойственные чудеса, в частности, восставляя и воскрешая мертвых к жизни. Мы помним с вами слова тропаря церковного песнопения, который воспевается в Церкви, воспоминая воскрешение Христом Лазаря четверодневного, и последующее за ним событие – Вход Господень в Иерусалим, когда мы едиными устами и единым сердцем воспеваем, восклицая: «Общее воскресение уверяя, из мертвых воскресил еси Лазаря». Господь уверяет всех нас в общем воскресении. На страницах Евангелия, соприкасаясь с этими дивными, выходящими за разумение человеческое, Господь всех нас уверяет в том, что и мы с вами будем воскрешены победою Христовою от мертвых к жизни вечной.

Ни один из нас не пройдет мимо своей физической смерти, это неизбежность. Но не это должно пугать нас и не это должно устрашать нас, а то, что ожидает нас за порогом смерти, где ожидает нас страшный суд Божий. Именно это должно заставлять наши сердца трепетать от того, какой ответ мы дадим на суде Христовом за всю прожитую нами жизнь. Если мы охватим ее обзорным вниманием, то конечно же, любое человеческое сердце способно ужаснуться от того, что мы делаем и творим в своей жизни. Порой, не обращая на это внимания, делая это машинально, забвенно о смертном часе, ожидающим каждого из нас. И потому, не самый смертный час, как физическое завершение нашей жизни должно нас пугать и страшить, сколько то чаяние страшного судилища Божьего, которое неизбежно ожидает каждого из нас.

Но вместе с тем, осознавая и понимая все свое несовершенство, мы знаем, что милосердием Божиим, каковым Господь являл и являет Свое Божественное величие роду человеческому, веруем, что Он простит и помилует всех нас, грешных, недостойных Царствия Его Небесного, недостойных той радости, каковую Господь уготовил любящим Его. Но по Его неизреченной милости, по Его неизреченному Божественному человеколюбию, веруем и неложно исповедуем, и нас грешных простит и помилует, яко Благ и Человеколюбец.

Так, как Он на глазах у людей помиловал и воскресил из мертвых сына Наинской вдовы, о чем мы слышали за сей Божественной Литургией. Как Он воскресил от мертвых отроковицу, дочь Иаира, начальника синагоги.

Как Он воскресил из мертвых четверодневного Лазаря, даровав тем самым и нам упование вечной радости, каковой сподобились они и каковой, дай Господи, сподобиться всем нам, верующим во всемогущество Христа Спасителя.

Верующим в Его бесконечную любовь ко всему роду человеческому, верующим в то, что для Бога нет ничего невозможного, верующим в то, что Он способен исправить все в жизни каждого из нас. Лишь при одном условии, необходимом и непременном, чтобы это произошло — осознании нами своей недостойной Бога жизни, сокрушения в своих грехах и принесения Ему плодов, достойных нашего покаяния. Аминь.