Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим двунадесятым праздником Преображения Господня!

Об этом событии мы узнаем из Четвероевангелия – из повествований трех первых евангелистов. Сказано о том, что за несколько дней до Преображения Господь открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пойти в Иерусалим, много пострадать от книжников, старейшин, первосвященников, быть оплевану, быть убиту и в третий день воскреснуть. Апостолы воспротивились этому желанию Господа, Христос даже вынужден был в тот момент сказать апостолу Петру: «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн, потому что ты думаешь не о том, что божеское, а о том, что человеческое». Ведь Петр говорил Христу: «Да не будет этого с Тобой» (см.: Мф. 16, 21-23). Но чтобы утешить апостолов, Христос, обратившись к ним, сказал, что есть здесь некоторые, которые, еще не вкусив смерти, узрят во славе Царство Божие (см.: Мф. 16, 28).

И через несколько дней, приблизительно через неделю, Господь берет Петра, Иакова и Иоанна в ночное время на гору Фавор, чтобы помолиться, как это Он делал неоднократно, и апостолы не ожидали ничего подобного тому, что произошло (см.: Мф. 17, 1-9). Помолившись вместе со Христом, они уснули, поскольку Евангелие говорит, что, когда Господь преобразился, они проснулись ото сна. Господь молился об исполнении воли Бога Отца для спасения человеческого рода, Он молился, чтобы взойти на Крест и пострадать за людей. Внезапное преображение Господа было для апостолов неожиданным и устрашающим: ночью вдруг озарилось все. И даже одежды Христовы, которые не были белыми и новыми, стали ослепительными, блестящими. Евангелист Марк пишет, что «они стали такими белыми, как снег, как ни один белильщик на земле выбелить не может» (см.: Мк. 9, 3).

В этот момент явились пророки Моисей и Илия и беседовали с Господом о том, что надлежало Ему совершить в Иерусалиме, то есть о Голгофе. Апостол Петр, проснувшись, но еще не придя в себя, почувствовав сердцем, что явилось Царство Божие в силе и Сын Человеческий во славе Своей, сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть». А дальше Петр предложил сделать три кущи: одну Господу, другую Моисею, третью Илии для того, чтобы никуда уже больше отсюда не уходить. С одной стороны, так сладостно было это переживание рая, а с другой стороны, Петру не хотелось, чтобы Христос шел в Иерусалим на страдания.

Но пророки Моисей и Илия ушли, и в тот момент, когда они покинули Христа, слава Божия осенила гору Фавор в виде облака и голос раздался: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте».

Эти последние слова, которые мы читаем в Евангелии от Матфея и во втором Послании апостола Петра, для нас крайне важны, потому что без послушания Христу, послушания Его Церкви невозможно преображение человека, невозможны те пути спасения, которые перед нами, казалось бы, четко обозначены.

Мы знаем, что нужно сделать, мы знаем, какие заповеди нужно исполнять, мы очень много чего знаем, но, к сожалению, этого не делаем. А если не делаем, значит, не слушаемся Того, Кого должны слушаться, Того, Кто явил нам славу человеческого естества, и эта слава ожидает нас там, в пакибытии.

Конечно, Христос всегда был со Отцем и Духом, «вся исполняя Неописанный», но для апостолов открылась Его слава только на Фаворской горе во время молитвы. Господь отверз их духовные очи, и они увидели, как велика она, эта слава, увидели, сколько света может вместить в себя человеческое естество. Но Господь ведь явил это не для того, чтобы удивить и поразить учеников или нас с вами. Он, по словам апостола Иоанна, есть Свет по природе Своей, и нет в Нем никакой тьмы (см.: 1 Ин. 1, 5). Спаситель мира это явил для того, чтобы мы приняли учение о том, к какому торжеству предназначен каждый из нас. Впустить в себя божественный свет, открыть его в себе – вот, пожалуй, самое главное дело жизни верующего человека.

Слово «преображение» тождественно понятию «спасение». Если мы спасаемся, значит мы преображаемся. Поставим вопрос: преображаемся ли мы? Говоря по совести, мы очень любим внешне «преображаться» перед ближними: и это может быть не только одежда или какие-то внешние атрибуты, но и очень добрый, милый взгляд, улыбка, слово, сказанное с кротостью. Однако мы не можем не понимать, что делаем это фальшиво, мы лукавим, с мертвой точки так и не двигаясь.

Беда в том, что, играя в это преображение, мы постоянно убеждаем себя, что что-то происходит, ведь ближним нравится, многие из них считают нас хорошими и добрыми, но Господь ведает, какие мы. Встает очень серьезный вопрос: чем мы должны заниматься по существу, чтобы преображение касалось нашего естества?

В Послании апостола Петра, которое мы слышали сегодня, есть удивительные слова о том, что, хоть и близка его кончина, о которой открыл ему Господь, хоть апостол неоднократно уже обращался к верующим с этими словами, но еще и еще он не устанет повторять их, даже после смерти. Вот эти слова: «Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь» (2 Пет. 1, 5-10).

В сегодняшний день, прославляя Христа, преобразившегося перед Церковью и для Церкви, будем молить Его, чтобы Он, просвещая божественным светом наши умы и сердца, подавал нам истинное покаяние и ревность в делах доброделания, о которых нам напоминает апостол Петр и без которых невозможно спасение.

Аминь.