Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с первым воскресным днем Успенского поста!

Сегодня Святая Церковь нашему вниманию предложила апостольское чтение из Послания к Коринфянам апостола Павла (см.: 1 Кор. 1, 10-18).

Апостол обратился к ним с определенной претензией: коринфские христиане посчитали, что, поскольку на них обильно излились дары Святаго Духа, они, соответственно, не могли не принести уже определенные плоды от этого излияния, и, как это бывает часто в жизни верующего человека, гордость сыграла свою роковую роль. Коринфяне очень возгордились, подумав о себе лишнее, а Церковь начала испытывать нестроения.

До апостола Павла дошли слухи о том, что среди верующих в Коринфе одни говорят, что они Павловы, другие, что они Кифины или Петровы, третьи – Аполосовы, а четвертые вообще говорят, что они Христовы. Апостол пишет в ответ, что Христос не разделился, Церковь – это единый богочеловеческий организм. Если в теле человека отделить члены друг от друга, руку от ноги и от головы, то человека не останется, жизни не будет. В данном случае разделение церковное – именно это имеет в виду апостол Павел – грозит тем, что Дух Божий покинет Церковь, она не будет оживотворяться благодатью Духа Святаго, она будет не живой, но мертвой.

И поэтому апостол призывает верующих по гордости своей не считать себя приверженцами того или иного апостола.

А что значит «я Христов», почему это плохо? Мы все Христовы. Но, по словам апостола Павла, те, кто называли себя Христовыми, а не учениками кого-то из апостолов, по сути дела, не принимали установленное Христом священноначалие в Церкви, через которое совершается жизнь Церкви, Таинства, без которых не может жить и спасаться верующий человек. То есть тот, кто говорил: «а я Христов», – отвергал какое-либо начальство человеческое над собою, считая, что сразу, напрямую является учеником Христовым.

В современной жизни это кичение «я Христов» выливается чаще всего в формулу, которую мы слышим из уст нецерковных людей: мол, Бог должен быть в душе, я верю в Бога в душе, а посредники мне не нужны. Но сегодняшнее Евангелие свидетельствует о том, что для жизни Церкви посредники нужны обязательно: это рассказ о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами Христом Спасителем (см.: Мф. 14, 14-22).

Господь, конечно, Своим всемогуществом мог бы сделать так, чтобы эти люди, голодные и изнуренные, могли бы насытиться, вообще не вкушая ничего. Но Он не сделал этого. Христос мог бы сделать так, чтобы у всех в сумках, в карманах появились хлеба и рыбы, но Он не сделал этого.

Господь заставил апостолов узнать сначала, сколько имеется хлеба и рыбы среди огромного количества людей. Хотя в тексте Евангелия приводится число в пять тысяч мужей, не считая женщин и детей, мы понимаем, что их было гораздо больше. Посмотрим вокруг – в храме женщин гораздо больше, чем мужчин, и если допустить, что и во времена Христа было так, следует признать, что Христос напитал не менее десяти тысяч человек. Он мог бы это сделать, не обращаясь к апостолам, но сделал через них, воззрев на небо и благословив, преломил хлеб, дал апостолам, а ученики уже раздавали прочим людям, и ели все, и насытились, и никто не роптал.

Христос через это чудо свидетельствует нечто очень важное: жизнь Церкви не может быть осуществлена без апостольского или священнического служения, с одной стороны. С другой стороны, Он свидетельствует, что апостолы вместе с Ним, в единстве с Ним совершали это насыщение огромного количества людей. И если вначале было всего пять хлебов и две рыбки, то после обильной трапезы, когда все ели и насытились, ученики собрали еще двенадцать целых корзин или коробов остатков, что в сотни раз превосходило первоначальное количество пищи.

И через это Христос засвидетельствовал, что жизнь в Церкви – это жизнь с преизбытком. Не может человек, будучи чадом Церкви, перейти в вечную жизнь, не получив дара благодати, ее хватит всем.

А чтобы стать человеком Церкви, во-первых, нужно признавать священноначалие и принимать те уставы, которые исходят из-под руки священноначалия, – то раскрытие откровения, которое дается нам опять же благодаря учителям церковным. Во-вторых, нужно быть милосердным, способным к благотворительности. Сегодняшнее чудо показывает это, ведь из великого множества, из тысяч людей лишь единицы искали духовного вспоможения от Христа. Всех остальных интересовал вопрос земного счастья. Но Господь, невзирая на сердца этих людей, по Своему милосердию насыщает каждого абсолютно в равной степени, дает и приучает апостолов, чтобы те не робели от того, что у них самих нет практически ничего и для собственного пропитания.

«Раздавайте все, – говорит апостолам Христос, – даже то немногое, что у вас есть, даже если кажется, что не хватит и вам самим насытиться, все раздавайте». И Он показывает, как это надо делать. И апостолы, раздав, увидели, как приумножилась пища. И перешагнув через себя, через свое саможаление, выйдя в широкое русло реки, которая именуется милосердие, они уловили очень важный момент: в жизни верующего человека все от Господа.

Таким образом, если в жизни человека есть эти очень важные составляющие – послушание священноначалию и милосердие с благотворительностью, можно смело утверждать, что такой человек для вечной жизни не пропадет.

В Успенский пост, подготавливаясь к празднику Успения Божией Матери, малой Пасхе, каждый из нас призывается в своем мироощущении эти два важных вектора найти, уловить. Если мы готовы слушаться Церковь, жить по ее уставу, быть милосердными, чему нас постоянно учат Христос и апостолы, значит, мы на верном пути в Царство Божие. Если этого нет, то по милости Божией будем к этому стремиться, а милость Божия заключается в том, что никто не может нам запретить взять и исправиться, и стать настоящими людьми Церкви.

Аминь.