Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами слышали евангельское повествование об исцелении Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом бесноватого ребенка. Об исцелении Спасителем людей, подверженных власти духов тьмы, мы не редко слышим в Евангелии, но сегодняшний случай особый, это случай, который не может оставить нас безразличными к тому, о чем говорит нам сегодня Церковь.

Когда мы видим болезни, связанные с людьми зрелыми, взрослыми, это воспринимается как некое следствие грехов самих этих людей или признаком преклонного возраста. Но когда мы видим страшные скорби, страшные болезни, связанные с детьми, то здесь человеческое разумение порой отказывается находить объяснение.

В сегодняшнем евангельском повествовании мы сталкиваемся именно с таковым событием. Надо сказать, и это очень важное обстоятельство, хронологически это событие происходит тотчас же, после чуда Преображения на горе Фавор. Не так давно мы праздновали этот праздник и подробно говорили об этом замечательном чуде, предшествовавшим крестным страданиям нашего Спасителя. Ученики в восторге, они ликуют, они торжествуют на вершине Фавора, и Петр, от лица присутствующих учеников Христовых восклицает от радости и преизбытка благодати: Учитель, как хорошо нам здесь быть, позволь нам остаться здесь, позволь нам соорудить три кущи: Тебе едину, едину Моисею и едину Илии, собеседующим с Тобой. Но Господь вновь ведет их в тот самый мир, мир, подверженный греху и смерти.

Я думаю, каждый из нас это ощущает по себе, когда Христос рядом с ним. Пусть не всегда, но, тем не менее, бывают такие моменты, когда ты чувствуешь близость Божию в своей жизни, и тогда тебе ничего другого не хочется. Но как скоротечны и как скоропреходящи бывают эти мгновения в жизни каждого из нас. Гораздо чаще в жизни мы испытываем скорби, невзгоды и иного рода посещения Божии. И тогда, нам бывает не только тяжело их переносить, но даже иногда мы даже сомневаемся в самом бытии Божием, от того, что нам кажется, что Он покинул нас, и Ему нет места и дела до нас. Это очень страшное состояние.

Нечто подобное мы сегодня видим в евангельском повествовании. Сойдя с Фавора вместе с учениками, Христос видит толпу людей. Людей, которые о чем-то горячо спорят, и которые находятся в разрозненном состоянии. Среди этих людей Господь видит Своих оставшихся учеников, которые не взошли с Ним на Фавор. И тогда, среди этой толпы отделяется старик и припадает ногам Спасителя, говоря Ему: Господи, исцели сына моего, ибо он беснуется. Я обращался к Твоим ученикам, но все это было беспомощно, они ничего не способны были сделать. Исцели моего сына! Когда с ним происходит припадок, находясь возле огня, он падает в огонь, если припадок бьет его возле воды, он падает в воду. Никакие человеческие усилия и средства не способны были избавить его от этого страшного недуга.

И тогда Господь произносит слова, которые на первый взгляд кажутся очень даже оскорбительными всем нам, потому что Господь в лице этих людей обращается ко всему роду человеческому. Но в этом нет ни малейшего оскорбления, это есть глубочайшая скорбь Христа, глубочайшая боль Творца, Создателя о каждом из нас. Господь говорит: О род неверный и род развращенный, доколе Я буду с вами. Это мы и есть род неверный, мы и есть род развращенный, всем нам это говорит Христос.

Но вместе с тем, обличая нас таковым образом, Он повелевает привести больного ребенка к Себе, и повелевает бесу, томившему отрока, выйти из него. Бес сотрясает этого мальчика так, что тот падает без сознания, и многим показалось, что ребенок умер. Таково сотрясение было при исшествии бесов из ребенка. Но Господь, подняв его с земли, вручил мальчика отцу.

Вот чудо, которому мы вами сегодня в духовном смысле были очевидцами, ибо, находясь в церкви Божией, мы переживем евангельские событие, предлагаемые нам, как если бы они происходили рядом с нами. И в этом смысле мы должны быть верны Господу, несомненно веруя в то, что Господь говорит нам Своими Божественными словесами.

Преподобный Силуан Афонский говорит всем нам: Скорби и опасности научили многих молится. И сегодня мы видим правоту этих в лице несчастного отца.

Что может быть страшнее для родителей, нежели болезни их детей? Каждый из нас это прекрасно понимает и осознает, а уж тем более, если эти болезни выходят за грань физических заболеваний, если это психические заболевания, если это одержимость грехом и страстями. Тогда любые физические усилия беспомощны. Но этот евангельский отец молится. Сначала он обращается к ученикам Христовым, которые тоже беспомощны и не могут ничего сделать. Потом он обращается непосредственно ко Христу, и Господь врачует его несчастного ребенка. Скорби, болезни и несчастья научили этого человека молится, так же, как научают молиться всех нас, когда мы соприкасаемся с жизненными испытаниями. Мы должны всегда об этом помнить.

И еще мы должно помнить о том, что является причиной всех жизненный скорбей и невзгод. Нам известен ответ на этот вопрос, он очевиден – это наши грехи, это наши беззакония, потому что любая неправда с нашей стороны в глазах Божиих расценивается как измена и предательство. И мы очень часто бываем предателями и изменниками по отношению к нашему Господу. Господь говорит и нам те же самые слова, обличая и называя нас родом неверным и родом развращенным. Но Господь не отказывается от того, чтобы врачевать наши недуги, наши болезни и наши скорби, хотя причиной очень многих скорбей, связанных с нашими детьми, являются, конечно же, наши родительские грехи.

Это очень сложная тема для разговора, это очень трудно нам принять. И всем своим существом мы отказываемся признать, что по нашим родительским грехам страдают наши дети. Мы пытаемся сбросить себя груз ответственности, часто возлагаем его на Господа, называя происходящее с нами крайней несправедливостью. Впрочем, не всегда страдания детей являются следствием грехов родителей. В Священном Писании Ветхого Завета есть такие слова, которые произносит пророк Иеремия: Не будет в вашем народе поговорки: Отцы ели виноград, а у детей на зубах будет оскомина. Кто ел кислый виноград, у того на зубах и будет оскомина.

В этом смысле, это очень справедливые слова, но мы можем не сомневаться в том, что есть категория наших родительских грехов, за которые часто расплачиваются наши дети. Да, мы говорим, что это не справедливо. Мы говорим, что пусть лучше мы сами будем тысячу раз наказаны за свои грехи, нежели наши дети будут нести за нас, за родителей ответственность и скорби.

Это не от того, что Господь хочет ударить нас побольней. Что может быть больнее для родительского сердца, нежели скорби детей? Я думаю, для любого из нас это очевидность. В какой-то мере, объяснением этому может являться то, что здоровое дерево приносит здоровые плоды, а больное растение всегда проносит плоды больные и зараженные. Невозможно найти здоровых плодов у зараженной яблони. Вот этот принцип, к сожалению, вполне действенен к тому, о чем сегодня мы говорим.

Мы больны грехами, и очень часто из-за нашей подверженности греху страдают наши дети. Это очень серьезный, очень страшный момент, о котором мы должны всегда помнить. Мы ответственны не только за самих себя, но и за людей, окружающих нас. Люди семейные ответственны друг за друга. Мать ответственна за своих детей. Жена ответственна за своего мужа. И наоборот: муж ответственен за свою жену и своих детей. Это все взаимосвязано, и если мы пренебрегаем этими, Богом данными законами, тогда происходит трагедия и катастрофа в нашей жизни и жизни окружающих нас людей. Мы должны всегда об этом помнить.

Я несколько раз приводил эти примеры, они очень известны. В частности, пример, связанный с преподобный Амвросием Оптинским. Старец был очень почитаем людьми, как мы знаем, к нему приезжали люди из разных городов, чтобы испросить у него благословения. Он сам был болен и в основном лежал прикованным к постели, его выносили к людям, которые собирались вокруг его домика. Одни раз, через всю толпу он увидел мужчину, держащего на руках психически больного ребенка, изуродованного, сумасшедшего ребенка. Батюшка всегда был кротким, любвеобильным, и он говорит этому несчастному отцу: Что, милый, добро народное воровал? — Воровал, батюшка, — отвечал тот. — Вот тебя Господь и посетил, за то, что воровал.

У преподобного Паисия Святогорца есть очень похожий рассказ. К нему на Афон приехал мужчина, который просил помолиться о его ребенке, болящем раком. Отец еще уста свои не успел открыть, а старец ему говорит: Вот у тебя есть такой-то грех, – и он обличительно назвал, что этим грехом является супружеская неверность. Старец сказал: пока не бросишь творить беззаконие, ничего не измениться. Этот мужчина оставил свой грех, и ребенок исцелился.  Все врачи были шокированы: ребенок, который был при смерти, начал идти на поправку. А потом тот мужчина вновь стал блудить, и ребенок умер.

Такая взаимосвязь наших родительских грехов и беззаконий с участью наших детей. Это очень страшное свидетельство, которые мы должны с вами помнить и всегда держать в своем сердце. Конечно, бывают и другие причины, когда Господь посещает невзгодами и несчастьями родителей, но в любом случае, в приведенных примерах мы видим очевидный грех.

Я думаю, совесть каждого из нас не может не обличать, если мы творим беззаконие, а тем более, если мы увидим столь страшные проявления в жизни своего ребенка. Это не обязательно физические и психические заболевания. Заболевания могут быть и другого характера.

О чем мы сегодня говорим, не является привычным брюзжанием, иногда свойственное людям преклонного возраста — это реальность, которую мы видим сегодня. Мы много раз об этом говорили, и, к сожалению, это не единичные случаи. Мы часто видим, как детки, лет четырнадцати, а то и младше, курят, сквернословят, похабничают, живут в распутстве и разврате. Это данность сегодняшнего времени. Ни это ли беснование? Ни это ли состояние, когда дети, невинные существа, которые совершенно не должны ни о чем подобном знать, абсолютно со всем знакомы. Вы посмотрите в глаза сегодняшнего подростка. Там ведь нет детства. Этот ребенок уже все знает. Ему уже все известно. Это очень страшное состояние, это беснование, это то, о чем мы сегодня с вами слышим в Евангелии.

— Исцели сына моего, – вопиет отец, как не имеющий никакого иного упования. Мы должны вопиять о своих детях, чтобы Господь помиловал их и избавил от беснования. Как этого достичь? Как это возможно исполнить? Как это возможно осуществить? Евангельское повествование сегодняшнего дня дает нам вполне очевидный ответ на этот вопрос. Казалось бы, вопрос, ставящий в тупик всех нас, но Христос отвечает нам на него: Сей род ничем другим не изгоняется, кроме как молитвою и постом. Род бесовский, который овладевает и уже овладел миром, ничем другим изгнан быть не может, кроме как молитвою и постом. Для родительского делания, для родительского подвига, для родительского служения это первое дело – молится за своих детей.

Конечно же, все молятся за своих детей. Мы заходим в храм, ставим свечи, записочки подаем и прочее. Это очень хорошо, но это мы других людей просим помолится. Мы приходим в храм, заказываем молебны, сорокоусты, мы просим священнослужителей помолиться, но должна быть и наша личная молитва, постоянная, ежедневная молитва. Об этом много раз говорено — каждый из нас должен взять на себя свой подвиг, свое молитвенное делание, ежедневное. Что по сердцу тебе? Псалтирь читать – читай Псалтирь по кафизме в день. Канон Божией Матери хочешь читать? Акафист какому-нибудь угоднику Божьему, личность которого особенно откликается твоему сердцу? Возьми на себя это делание, молись этому святому угоднику Божьему за своих детей, и тогда Господь дарствует тебе по твоей молитве. Потому что родительская молитва за детей имеет величайшее дерзновение и величайшую силу. В нашем народе всегда говорили: Молитва матери со дна моря достанет душу дитя своего.

Материнская молитва – дерзновеннейшая. Она подобна молитве Пресвятой Богородицы, Которая взирала на страдания Своего Сына. Поэтому, нет никаких препятствий для материнской молитвы. Отцы также не освобождаются от необходимости и обязанностей молиться за детей, это долг и обязанность. Долг и обязанность — это не самые лучшие слова во взаимоотношениях наших с Богом, но, если по-другому мы не хотим — тогда Господь посещает нас такого рода скорбями и невзгодами, чтобы этот долг и обязанность станут нам потребностью и необходимостью.

Дорогие мои, очень серьезное сегодняшнее евангельское повествование говорит нам о том, как мы родители ответственны за своих детей. Как мы должны за них молиться, и как мы должны стараться своим собственными примером быть для них образцом для подражания.

В чем помоги всем нам, Господи, молитвами Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых от века Ему угодивших. Аминь.