Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний день мы торжественно прославляем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В русском народе этот праздник называли Богородичной Пасхой, ибо сегодняшний день является не столько воспоминанием смерти, как явления неотвратимого и страшного, сколько радостной встречи души человеческой со своим Создателем. Само название этого события мы именуем иначе, нежели как кончину обыкновенного человека. Мы говорим о том, что сегодняшний день воспоминает не смерть, не завершение жизнедеятельности человека, пусть святого и богоугодного, а мы называем этот день успением, что по-славянски означает сон. Мы говорим и свидетельствуем, что этим и является смерть, и это составляет краеугольное основание нашего Христоименитого упования.

Мы не веруем в смерть, мы веруем в жизнь. Мы веруем в то, что, несмотря на то, что наше физическое существо, внешний наш человек, обреченный на несомненный и непременный исход из юдоли плача и скорби, человек, Богом, созданный для вечной радости и для вечного торжества со своим Создателем, не умрет никогда. И поэтому, физическая смерть человека, это не более чем сон, не более, чем успение. Именно этим словом мы называем сегодняшний день. Апостол Павел говорит нам совершенно удивительные и необыкновенные слова, слова, пред которыми меркнут любые человеческие скорби, любые человеческие переживания и несчастья, он говорит: Око того не видело, ухо того не слышало и на сердце человеческое не приходило то, что Бог уготовил любящим Его.

Никакие человеческие представления о том, что ожидает душу христианина, верного Господу в своей жизни, не способны передать той неизреченной радости, того неизреченного блаженства, каковое Господь уготовил тем, кто следует Его путем.

И сегодня, воспоминая события земной кончины Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, мы, отнюдь, не облачаемся в черные траурные ризы, мы не выражаем скорби и даже внешнего проявления горя, ибо здесь оно совершенно неуместно, поскольку Успение Пресвятой Богородицы еще и еще раз утверждает нас в той неизреченной мысли, что все мы с вами Богом созданы для вечного блаженства и вечной радости в Царствии Отца нашего Небесного.

Неслучайно, события и подробности этого замечательного и удивительного, всеми нами любимого праздника, выражают твердое и несомненную в этом уверенность. Конечно же, все здесь присутствующие знают подробности сегодняшнего всецерковного торжества и события. Но обзорно, воспоминая предмет сегодняшнего празднования, мы говорим, что Матерь Божия, когда Сын Ее Божественный вознесся с вершины Елеонской горы, с одной стороны пребывала в радости, ибо об этом свидетельствует Священное Писание. Когда Спаситель вознесся с Елеона на небо, тогда ученики Христовы, среди которых была Пресвятая Богородица, возвращались в Иерусалим с великой радостью. Мы с вами говорили о том, что составлял предмет этой радости.

С одной стороны, они лишились Господа, и здесь, в пределах своей земной жизни никогда Его уже не увидят. Но вместе с тем, они радуются и ликуют оттого, что Спаситель мира Господь наш Иисус Христос осуществил Свою искупительную миссию во спасение рода человеческого. И поэтому, Матерь Божия, Пресвятая Богородица, осознавая и понимая все это, радовалась и ликовала о том, что Ее Сын, Сын Божий, Сын Человеческий, совершил спасение всего рода человеческого. Но как Матерь Она печалилась и скорбела, что более здесь на земле уже не увидит Своего Сына.

Это вполне понятно и объяснимо с точки зрения материнского сердца, и поэтому, Она, с Креста Господня, врученная попечению апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, некоторое время пребывала в его доме в Эфесе. А потом Ее сердце влекло туда, что было связанно с земным поприщем, земной жизнью Ее Сына. И Она вернулась в Иерусалим, и там очень часто находила молитвенное утешение на Голгофе, в Гефсиманском саду, то есть в тех местах, которые были неразрывно связанны с земной жизнью Ее Сына, Господа нашего Иисуса Христа.

Она провела в Иерусалиме несколько десятилетий после крестной смерти Своего Сына и Его вознесения на небо, когда удостоилась очередного посещения того дивного небесного вестника, который в течении Ее земной жизни не единожды Ее посещал и благовествовал об особых событиях, связанных с Ее жизнью, и жизнью Ее Божественного Сына. Ей явился Архангел Божий Гавриил, который благовествовал Ей так, как некогда благовествовал в Назарете о рождении от Нее Спасителя мира. Он сказал Ей о том, что лишь несколько дней разделяют Ее от встречи с возлюбленным Ее Сыном, ибо Господь благоволил призвать Ее бессмертную душу в вечные кровы Царствия Небесного.

Матерь Божия, возрадовавшись и возликовав, отчасти опечалилась лишь о том, что не могла попрощаться с теми, кто сопутствовал Ее Божественному Сыну в Его земной юдоли – апостолами Христовыми. Они все были в разных концах земли, потому что проповедовали слово Евангелия в разных местах. От этого Ее сердце наполнялось грустью. Грустью оттого, что, уходя в вечность, в пределы Ее Сына, в Царствие Небесное, Она не может попрощаться с учениками Христовыми.

И тогда всемогущею, вседействующую десницею Божию все ученики Христовы чудесным, неизреченным, недоведомым, и для нас непостижимым образом, были собраны во едином часе в Иерусалиме, чтобы воздать должное Пресвятой Владычице Богородице и Приснодеве Марии. Все они были собраны, не смотря на место, где они находились в тот момент, когда зов Божий призвал их к смертному одру Пресвятой Богородицы. Апостолы прощались с Царицей Небесной и с Нею радовались. Радовались, что видели друг друга и потому, что вновь видели Пречистый лик Пресвятой Богородицы, неизреченным и необыкновенным образом собравшись в Иерусалиме в доме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Как мы знаем, среди них не было лишь одного апостола – апостола Фомы, того самого, который некогда усомнился в воскресении Христовом. Но в этом мы тоже видим вседействующую и всепромышляющую десницу Божию, ибо Господь намеренно апостола Фому заставил медлить с пришествием в Иерусалим, чтобы ему, в свою очередь, оказаться проповедником дивного воскресения из мертвых Пресвятой Богородицы. Они, ученики Христовы, на глазах у которых в Бозе почила Пресвятая Владычица, через три дня, как подобало, и было предписано законами, приготовили Ее к погребению и принесли в Гефсиманский сад, где и положили в пещере Пречистое тело Богородицы. Привалив камнем вход в гробницу, они с печалью и грустью удалились.

Когда же это произошло, то есть после погребения, пришел недостающий апостол, тот самый Фома, о котором мы сегодня уже упоминали. И он, скорбя о том, что не успел воздать последнее целование, целование прощания Пресвятой Богородице, просил своих друзей и собратьев, чтобы они позволили ему это сделать. Внемля просьбам своего собрата, апостолы вновь отвалили камень от входа в пещеру в Гефсимани, позволив Фоме войти внутрь ко гробу, чтобы попрощаться с Пресвятой Владычицей. Вместе с ним вошли и они. И каково было их удивление, каково было их страшное изумление от того, что гроб был пуст, в нем не было тела, еще недавно погребенной Пресвятой Богородицы.

Изумленные, но вместе с тем, исполненные глубокого духовного восторга, поняв, что Она воскресла из мертвых, так же, как некогда воскрес от гроба Ее Сын, Сын Божий, Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Апостолы возликовали и возрадовались, а вернувшись в дом свой, совершая поминовение в честь Пресвятой Богородицы, вдруг узрели дивное, неисповедимое и неизреченное зрелище. Они увидели Саму Царицу Небесную, Которая с небесного круга сошла к ним и сказала то, что некогда Сам Владыка Господь перед Своим вознесением произнес им же, своим возлюбленным ученикам: Я вами до скончания века. Те же самые слова произнесла и Матерь Божия, уверяя и удостоверяя их и нас в Своем воскресении из мертвых, в Своем дивном вознесении на небо, в том, что Она здесь на земле до скончания века с нуждами, печалями и скорбями всякого, кто обращается к Ней.

Мы много раз вспоминали трогательнейшее повествование о блаженном Андрее, Христа ради юродивом, с которым непосредственно связанны события Покрова Пресвятой Богородицы. Мы помним, насколько трогательным было откровение от Пресвятой Владычицы этому святому, Божьему человеку, когда за святость и праведность жизни, он был восхищен на Небо, чтобы, еще будучи во плоти, узреть своими собственными очами дивные красоты и неизреченные радости и блаженство Горнего Царствия, Царствия Небесного. И, взирая на ликостояния многих и многих святых угодников Божиих, среди них он не увидел Пресвятой Богородицы, от чего опечалилось его сердце. И Ангел, сопровождавший его по этим неизреченным небесным обителям, удивившись, вопрошал его: Как ты здесь, в Царствии Небесном, Царствии дивной Божественной радости печалишься, как ты можешь быть печальным? Андрей отвечал: От того я опечален, что не увидел своими глазами Ту, Которую всем своим сердцем люблю более всего, Пресвятую Владычицу Богородицу и Приснодеву Марию.

На что Ангел назидательно отвечал ему: Ты спрашиваешь о Той, Которая утирает слеза плачущим, Которая поддерживает немощных, Которая утешает болезнующих и скорбящих? До тех пор, пока существует земной мир, Ей не здесь, на Небе место, а там, на земле, чтобы быть вместе со скорбящими, плачущими, болезнующими и чающими утешения Ее Сына и Господа Иисуса Христа.

Вот такое дивное откровение получил блаженный Андрей, Христа ради юродивый, которое с любовью запечатлелось в сердцах всех православных людей. И посему, для нас, когда мы почитаем то или иное событие земной жизни Царицы Небесной, Пресвятой Богородицы, это является несомненным залогом того, что Матерь Божия спасет всех тех, кто обращается к Ней с молитвой и просьбой. И залогом тому являются неисчислимые образы Пресвятой Богородицы. Являвшиеся, являющиеся и имеющие до скончания века являться подтверждением Ее Материнской любви ко всему роду человеческому, а наипаче к роду христианскому.

Когда евангелист Лука написал первую икону Царицы Небесной, ибо он является первым изобразителем Ее Пречистого иконописного лика, то Матерь Божия, воззрев на этот образ, сказала пророческие слова: С сим образом Моя благодать и слава. Эти неизреченные слова пророчества Царицы Небесной являются и днесь, и до скончания мира истинными, поскольку с изображениями Царицы Небесной неотступно пребывает Ее благодать, Ее сила, Ее могущество, Ее слава.

А посему, и мы с вами, дорогие братья и сестры, почитая сегодня дивное Успение Царицы Небесной, покланяемся Ей. Покланяемся этому зримому, видимому изображению Ее положения во гроб, и просим, чтобы Она не оставила нас ни в этой юдоли плача и скорби, в юдоли нашего земного поприща, и соделала нас, прошедшими свой жизненный путь, быть достойными человеческого и христианского звания.

Чтобы удостоила нас радости, о которой сегодня мы говорим, радости, которой Она причастилась Своим дивным Успением и пребыванием в Невечернем дни Царствия Христова.

Чтобы и нам сподобиться этой небесной радости Ее святыми и богоприятными молитвами, молитвами святых славных и всехвальных апостолов и всех от века Богу угодивших. Аминь.